Конспект » -описание» (3класс)

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1270.

Учитель: Манжай Наталья Анатольевна

Педагогический стаж 35 лет

Высшая квалификационная категория

3 класс

Тема урока: Обучающее сочинение. Текст- описание.

Тип урока: Урок применения знаний.

Цель урока: формировать умение составлять художественный текст-описание.

Задачи урока:

  • обогащать речь учащихся, делать ее более яркой, образной, выразительной
  • работа над лексическим и этимологическим значением слов
  • развитие художественного вкуса
  • учить умению использовать языковые средства в соответствии с художественным стилем
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • ИКТ презентация;
  • книги: энциклопедии, этимологический словарь, атлас-определитель «От земли до неба» Плешаков А., художественная литература;
  • распечатки из Интернета;
  • детские рисунки;
  • макет дерева;
  • «березовые листочки» для написания сочинений;
  • распечатки трудных для написания слов.

Аннотация.

Данный урок, урок по написанию обучающего сочинения, относится к теме «Текст», которая изучается в 3 классе.

Тип урока: урок применения знаний.

Ученики знают различные виды текстов.

Цель урока: самостоятельно составить художественный текст-описание.

Задачи урока:

  • обогащать речь учащихся;
  • работа над лексическим и этимологическим значение слов;
  • развитие художественного вкуса;
  • воспитывать любовь к природе, к Родине.

На данном уроке используются следующие технологии:

  • интеграция предметов;
  • технология опережающего обучения.

Применялась ИКТ презентация.

Приемы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, диалог.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Задания носят исследовательский и творческий характер.

Все этапы урока связаны между собой.

Ход урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

5 стр., 2051 слов

Открытый урок » — описание зимнего пейзажа» 6 ...

... конце урока получаем продукт: картина с зимним пейзажем ) - Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому ... такие слова во всех остальных предложениях. Карточки останутся у вас и помогут в написании сочинений. Творческая работа в парах. А сейчас творческая работа. Перед вами зимние пейзажи нашего ...

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка учащихся к усвоению материала. Сообщение темы урока. (1 минута)

Цель: направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

  • Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о тексте как единице языка и речи. Мы вспомним, что такое текст, какие виды текстов мы знаем и попробуем написать сочинение-миниатюру.
  • Как вы понимаете слово «миниатюра»? (ответы учеников)

(слово вывешивается на доску)

  • Обратите на написание этого слова.

3.Повторение теоретических знаний. (2 минуты)

Цель: проверить знания учащихся.

  • Прежде, чем писать сочинение, давайте вспомним, что такое текст.

(текст- это два или более предложений, связанных между собой «общей темой»).

  • А что такое тема текста? (это то, о чем говорится в тексте).

  • В любом тексте содержится основная мысль.
  • Что такое основная мысль текста? (это то главное, о чем хотел сказать автор, в чем он хотел убедить читателя).

  • В прошлом году мы познакомились с различными видами текстов. Назовите их.
  • текст-повествование
  • текст-рассуждение
  • текст-описание
  • Дайте определение каждого вида текста.

(Текст-повествование сообщает о каком-либо случае или событии. В нем содержится ответ на вопрос: Что случилось?

Текст-рассуждение объясняет причины явлений, событий, поступков. Текст-рассуждение содержит ответ на вопрос: Почему?

Текст-описание. В нем говорится о признаках предметов. В таких текстах можно найти ответ на вопросы: какой? какова?)

4. Усвоение новых знаний. (5 минут).

Цель: дать представление об изучаемом предмете.

  • Сегодня мы будем писать сочинение-описание.
  • Давайте отгадаем, какой предмет мы будем описывать.

ЗЕБРА+ Е = (береза)

  • Откуда произошло название «береза»?
  • Мы обратимся к этимологическому словарю. Это такой словарь, в котором мы можем узнать о происхождении слов.
  • Какие еще виды словарей вы знаете? (орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов).

  • Что же мы знаем об этом дереве?

Береза издавна считалась символом России. Береза- дерево, которое сажают на могилах воинов, погибших, при защите нашей родины.

Русские люди, еще не умея писать, слагали песни об этом дереве. («Во поле березка стояла»)

Старые люди говорят, что береза для 4 дел годна:

  • Первое дело- мир освещать (березовая лучина освещала деревенские избы).

  • Второе дело- крик утешать (березовым дегтем смазывали телеги, чтобы они не скрипели).

  • Третье дело- больных исцелять (отварами да настоями из березовых почек, листьев, коры из человека хворь выгоняли).

  • Четвертое дело- чистоту соблюдать (березовым веником в бане парятся, березовой метлой из избы сор метут).

  • Мы видим березу на картинах русских художников в разные времена года. А сколько песен посвящено этому дереву.

( И. Грабарь « Февральская лазурь», И. Левитан «Март. Большая вода». А. Куинджи «Березовая роща», И. Левитан «Золотая осень»).

  • Сегодня на уроке мы говорим о различных видах текстов. Вспоминаем их названия. Но в зависимости от того, какая задача стоит перед человеком, он выбирает тот или стиль речи.
  • Какие же бывают тексты по стилю речи? (разговорные и книжные).

    11 стр., 5148 слов

    «Описание берёзы», учитель-логопед Бакулина В.Л. план-конспект ...

    ... В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости зелёными листочками несбывшиеся опасения и жёлтыми – несбывшиеся ожидания. 3. Повторение структуры текста-описания. ... материала к сочинению. Л.: Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого ... Цель Разговорный Простые, разговорные слова. В беседах, в разговорах со знакомыми людьми, в письмах. Общение Научный Научные слова, термины. В учебниках, в ...

  • На какие виды делятся книжные тексты? (научные и художественные).

— Чем отличается научный текст от художественного? (В научном тексте дается научная информация. Он не эмоционален. Сообщаются какие-то точные сведения. Автор художественного текста обращается к нашим чувствам. Нам кажется, что мы присутствуем при этой сцене.)

  • Прочитайте отрывки из тех текстов, которые вы нашли. А мы попробуем отгадать, к какому виду текста он относится.
  • Какие средства используют авторы в художественных текстах? (эпитеты, олицетворения, сравнения, синонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

  • Что такое эпитеты? ( это точные образные определения, подчеркивающие свойства, качества или признаки предмета. Автор словом создает образ).

  • Что такое олицетворения? ( Они используются при описании неодушевленных предметов, наделяя их признаками и свойствами живых существ).

5. Проверка домашнего задания.( 5 минут).

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками.

  • У вас было домашнее задание найти различные описания березы. Давайте прочитаем художественные тексты и найдем в них те изобразительные средства, которые использует автор.

На доске запись:

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Сердечная

плачет хрустальными слезами

ветви-косы

Душевная

Шумит

ствол-платье

Чуткая

Проснулась

невеста

Робкая

Застыла

6. Составление плана текста-описания (2 минуты).

Цель: Выяснить количество частей в тексте-описании. Определить о чем будет каждая часть.

Состоит из 3 частей.

1) Предмет описания (общее впечатление о предмете).

2) Характерные признаки (ствол, крона).

3) Оценка — вывод (твое отношение).

  • Как будут связаны предложения в тексте? ( с помощью союзов, местоимений, текстовых синонимов).

7. Орфографическая подготовка (1 минуты).

Цель: предупредить возможные ошибки.

На доске записаны слова и выражения, трудные по написанию.

8. Самостоятельная работа учащихся. Написание сочинения (10 минут).

Цель: научить самостоятельно составлять текст-описание.

На уроке рисования каждый из вас нарисовал свою березку. А теперь попробуем описать ее словами.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им душевной теплоты.

  • Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту березке. Пусть наш урок покажется ей праздником.

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... с целью исследования выделяются следующие задачи: рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы; определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы; рассмотреть урок как ... материала, закрепление нового материала, задание на дом. Работа вне комбинированного урока резко осуждалась. С. В. Иванов рассматривает урок "как живую, всегда изменяющуюся ...

  • Каждый из вас должен описать свою березку. Пишем мини-сочинение, состоящее из 5-7 предложений.

9. Итог урока (5 минут).

Цель: определить, соответствует ли текст данному виду (текст-описание)

Чтение сочинений. Анализ текстов.

Какова тема, главная мысль?

Раскрыта ли тема?

Соответствует ли текст типу и стилю речи?

10. Домашнее задание (2 минуты).

Цель: сообщить о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения.

  • Сочинить сказку «Приключение березового листочка».
  • Какой это будет тип текста? ( повествование).

Урок окончен. Всем большое спасибо.Приложение:

Учащиеся, изучая тему «Текст», научились различать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. А так же типы текстов по стилю речи. На этом уроке они учатся самостоятельно составлять текст-описание. Затем получают домашнее задание, где им надо составить текст-повествование, т.е. задание творческого характера. На следующем уроке сравниваются эти два вида текстов.

На данном уроке я попыталась интегрировать такие предметы, как русский язык, литературное чтение и окружающий мир.

Мною использовалась технология опережающего обучения (дети уже знакомы с такими художественными средствами как эпитеты, сравнения, олицетворения).

В работе использовалась ИКТ презентация.

Для формирования интереса к обучению соблюдались такие условия:

  • связь известного материала с новой информацией;
  • обработка изучаемого материала на практике;
  • организована самостоятельная и активная деятельность учащихся.

На уроке сформировались навыки самоконтроля.

Форма работы на данном уроке: групповая, индивидуальная и коллективная.

Используемые приемы работы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый и диалог

Задания носят исследовательский и творческий характер.

Учащиеся на уроке были активны, ответственны. Не было безразличных учеников.

Психологический климат на уроке был благоприятным.

Все этапы урока связаны между собой.

Урок своей цели достиг. Удалось реализовать все поставленные задачи.

13PAGE 15

13PAGE 14815

·