О А Лапина -рассказ Русский язык 11 класс

«О.А.Лапина. Экземпляр учителя»

I . ЧТЕНИЕ ТЕКСТА УЧИТЕЛЕМ

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость. (8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами. (18) Далеко над лесом висел серп месяца. (19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. (20) Я крепко держал ее, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез. (22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

О А Лапина -рассказ Русский язык 11 класс 1

И.И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879

II. АНАЛИЗ ТЕКСТА

1. Какие проблемы поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант.

1) Проблема материнства.

2) Проблема формирования личности.

3) Проблема взаимоотношений в семье.

4) Проблема бессердечия и душевной черствости.

1 стр., 357 слов

Образ и характеристика Катерины Ивановны Мармеладовой в романе ...

... и не держала зла на мачеху. Образ Катерины – это сильная и волевая женщина. При всех проблемах, она не потеряла чувство собственного достоинства. Она хорошая жена и замечательная мать. Образ и характеристика Катерины Ивановны Мармеладовой в романе Преступление и наказание ...

5) Проблема одиночества.

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

1) Философская.

2) Социальная.

3) Политическая.

4) Нравственная.

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1) Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходится расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.

2) Русская женщина… Ее образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе, стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ______, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

4. Прокомментируйте следующую ситуацию:

(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам Бог.

5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Человек может остатся одиноким, если у него небыло семьи, и он потерял друзей. Но особенно вызывает сочуствие женщина, выростившая ребенка, и оставшаяся в старости одна, без помощи, как героиня рассказа К.Паустовского.

6. Напишите, как К.Паустовский относится к проблеме (то есть какова его позиция).

При необходимости используйте следующие языковые клише.

Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме …

Автор считает, что …

Автор подводит читателя к мысли о том, что …

Автор стремится донести до читателя мысли о том, что ….

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1) А.Чехов «Ванька», «Тоска».

2) А.Алексин «Раздел имущества».

3) В.Распутин «Уроки французского».

4) Э.Хемингуэй «Старик и море».

5) Л.Толстой «Война и мир».

6) М.Горький «На дне».

8. Выразите свое отношение к проблеме исходного текста, приведите доказательства (аргументы), подтверждающие ваше мнение.

Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. Можно воспользоваться следующими клише:

  • Нельзя остаться равнодушным …
  • К сожалению, …
  • Огорчает то, что …
  • Разделяя переживания автора, хочу сказать, что …

9. Напишите заключительную часть сочинения и используйте приведенную ниже цитату.

Сегодня человек, только он один, отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны.

7 стр., 3298 слов

Письма к молодым читателям. по тексту Д. Лихачева Литература ...

... на "суетность", Критерии 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста 3 из 3 К2 ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ! Каждый человек обязан ... эпопея Толстого “Война и мир” тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за ... или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях. Цитируется по: Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», ...

(Д.С. Лихачев)

10. Прочитайте фрагмент. Какой части целого экзаменационного сочинения соответствует его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение)?

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем видеть своих детей здоровыми и радоваться их удачам.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

5