Роль пейзажа в раскрытии идейного содержания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Люблю Отчизну я… М. Ю. Лермонтов

Любовь Лермонтова к своему отечеству во многих произведениях выражалась через «выразительно выписанные» пейзажные зарисовки. Поэт тонко чувствовал красоту родной природы. И не удивительно, что пейзаж является неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений.

Выражением внутренней связи романа «Герой нашего времени» с поэзией Лермонтова является повторение описаний пейзажа, имеющих символическое значение. Повторение и варьирование мотивов моря, гор, звезд и звездного неба создает ощущение единства романа и лирики.

Природа у Лермонтова выступает как промежуточная ступень между тягостным и дисгармоничным миром реальной жизни человека – современника автора и светлым, гармоничным идеалом, существую­щим только в мечтах.(Природа, которая окружает че­ловека, как понимает поэт, не может быть названа иде­ально гармоничной. В ней есть свои противоречия и столкновения, даже своя жестокость, но это мир воль­ный, и потому он совершеннее, чем мир современно­го человека, основанный на принуждении.

Вольный мир природы в романе словно раздви­гает рамки повествования. Сюжетная самостоятель­ность каждой повести в романе «Герой нашего Бре­мени» оттеняется по-разному пейзажными зарисов­ками. «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» – повести «горные», «Тамань» – морская, основной мотив «Фаталиста» – звезды. В двух первых повестях , горный колорит объясняется сюжетно. «Бэла» и «Мак­сим Максимыч» – это путевые очерки едущего по гор­ной дороге офицера. «Бэла» начинается горным пей­зажем, и в дальнейшем, читая повесть, ни на минуту не забываешь, что дело происходит в горах. Горы там живут, постоянно изменяются, приковывают к себе внимание читателя и наводят его на размышления. Рисуя картину подъема на перевал, повествователь незаметно переходит к размышлениям о благотвор­ном влиянии природы на человека:

«…Какое-то отрадное чувство распространи­лось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром – чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и прибли­жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делает­ся вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Художественная функция мотива гор расширя­ется: из «места действия» они превращаются в сим­вол природы, возвышающей человека. Характерно, что такое восприятие присуще не только повество­вателю, но и Максиму Максимычу, и Бэле.

11 стр., 5470 слов

Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель

... Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс Сочинения / По литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/malenkiy-chelovek-s-bolshim-serdtsem-obraz-samsona-vyirina/ / Маленький человек с большим сердцем В произведении А. С. ... том, что Минский держит ее насильно. И Самсон Вырин перестает предпринимать новые попытки. Он просто- ...

Для Бэлы кавказские горы – дом. Так, Максим Максимыч, рассказывая о последних минутах ее жиз­ни, говорит: «…Ей хотелось в горы, домой».

В «Княжне Мери» мотив гор занимает меньше места, зато усиливается его философское значение. История Печорина и Бэлы разворачивается в горах, а роман Печорина и княжны Мери – на курорте, в «во­дяном обществе». Но «сценическая площадка», на которой ведет свою трагическую игру Печорин, как бы замкнута кольцом гор, окружающих Пятигорск и Кисловодск. И трагически неудовлетворенный, му­чительно переживающий суету жизни герой Лермон­това словно все время оглядывается на эти вечные и прекрасные горы:

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет… на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка… На восток смотреть веселее: …там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Кавказом и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

В горах происходят почти все решающие эпизоды: Мери принимает Печорина за черкеса и слышит в ответ на свое испуганное восклицание ироническую французскую фразу; княжна признается Пе­чорину в любви; Печорин убивает Грушницкого. Рассказывая в дневнике о дуэли, Печорин предваряет описание ее двумя горными пейзажами какой-то пронзительной красоты, словно увидены они со всей остротой восприятия, на какую способен только че­ловек, готовый проститься с жизнью.

В «Княжне Мери» исключительно велика роль и двух других образных мотивов – звезд и моря. Но вся значительность этих мотивов проясняется при сопоставлении их смысла в «Княжне Мери», «Тамани» и «Фаталисте».

В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщен­ные морские пейзажи, создающие атмосферу простора и тревоги, неизменно содержат упоминание судна: «Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при сеете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона…»

Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря- песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке- по зеленому морю» ходят «кораблики-белопарусники» и «лодочка неснащеная». В лодке разыгрывается сцена борьбы между Ундиной и Печориным, и в конце по вести морской пейзаж с удаляющейся парусной лодкой.

Звезды упоминаются в «Тамани» один раз и именно в тот момент, когда Печорин идет навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные

маяка, сверкали на темно-синем своде».

В «Княжне Мери» мотив звезд повторяется дважды: один раз в связи с Грушницким, другой – с Печориным. И оба раза это «путеводные звезды». Но у Грушницкого – «путеводительная звездочка» карьера, у Печорина – звезда судьбы.

Мотив «путеводительной звезды» со всей силой прозвучал в последней повести романа – «Фаталисте». Рассуждение Печорина о звездах сопоставимо, только с картиной звездного неба в поздних стихотворениях Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». И не случайно: «Фаталист»- философский комментарий ко всему роману. Размышляя о судьбе, предопределении, о воле человека и о законах жизни, не зависящих от этой воли, – все это находит здесь прямое выражение: «…Звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что, были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Наивной вере предков лермонтовский герой противопоставляет так называемую мудрость своих современников, которая и лишила его воли и способности жить целеустремленно.

9 стр., 4470 слов

Отношения печорина и княжны мери в романе “герой нашего времени”: ...

... гордость девушки. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие. Как следует относиться к Печорину? Вероятно, Печорин навсегда испортил ... или, вернее, осуждает. Отрицательные черты характера Печорина В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что ...

«…А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия…»

Таким образом, пейзаж в «Герое нашего времени» несет огромную смысловую нагрузку, раскрывая и углубляя понимание идейного содержания романа.