Родина и природа в лирике С. Есенина

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно осо­бое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа — с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

«Стихи я начал писать рано, лет в девять», — говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить неза­урядность авторского мировосприятия, его творческую индиви­дуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в но­визне сравнений, метафор, эпитетов:

[sms]

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленоночек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию при­роды. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золо­тистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах лада­на — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожа­луй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, по­нятней и дороже.

Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, об­разы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприя­тии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, ре­ки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем:

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Подобного рода мировосприятие основано на фольклорной эстетике — эстетике олицетворения, параллелизма, соответст­вия явлений природы и внутреннего мира человека. Поэт, про­ведший свое детство в деревне, среди крестьян, с самого нача­ла впитал в себя особенности народного, природного подхода к миру.

У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения. Природное начало у него пронизывает все творчество, душев­ные переживания и картины природы как бы сливаются в его стихах:

12 стр., 5715 слов

Взаимоотношения человека и природы у есенина. природа в лирике сергея есенина

... лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в ... мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по ...

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и граждани­ном. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину,

Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь — Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Ма­терь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и …пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть… Это:

…степь и ветры,

И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвраща­ется к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: также, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее исто­рии, культуре, языку, для самого автора привязанность к Рос­сии означает, прежде всего, привязанность к ее природе.

Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и «белая береза под моим окном», и трогательные строки:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

«Страной березового ситца» называет поэт Русь. Так в од­ном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вооб­ще, и олицетворение родной страны.

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотво­рений, в которых пытается показать будущее России. Он чувст­вует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль «начер-тательницы третьего Завета». При этом верит, что путь стра­ны — «с крестьянским уклоном». В нашествии «стальной конницы» он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако ис­торический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И пото­му герой его послереволюционных стихов с горечью замечает:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен…

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя беспо­лезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И он хочет «на родине любимой, все любя, спокойно уме­реть». Поэтому поэт не только примиряется с действительнос­тью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжа­ет воспевать:

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает из­менение и образ России в его стихах. В ранний период творчест­ва Русь — сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив «нищую» Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохра­нил и по-новому выразил прелесть родной земли. Ой пытается увидеть через «каменное и стальное» образ иной страны:

2 стр., 883 слов

«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ МЕНЯ ТОМИЛА, МУЧИЛА И ЖГЛА» (тема Родины ...

... Воспрянувшая Русь. Но отношение Есенина к переменам, произошедшим с его страной после Октябрьской революции, неоднозначно. Приветствуя революцию, поэт надеялся, что она сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. ...

Мне теперь по душе иное…

Но, пожалуй, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской — он не может, в силу природы своего дара, стать певцом индустриальной, го­родской России, подобно Брюсову, Маяковскому. И потому в конце своего жизненного пути С. Есенин пишет:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась Жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это законо­мерно: без родной природы родина — понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начи­наем любить и страну, которая ею представлена.

Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для мно­гих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.[/sms]