Берегите в себе человека: 25 бодрящих ум цитат Чехова

“Берегите в себе человека!” (по произведениям А. П. Чехова)

В человеке все должно

Быть прекрасно…

А. П. Чехов

Есть писатели – художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки слова, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необычной звукописью. Есть конструкторы, цель которых – выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой.

Есть великие моралисты и учителя.

А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Кредо писателя: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности – умственной и нравственной.

Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию доктора Старцева в рассказе “Ионыч”.

Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а “разноцветные бумажки”, и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Собственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Старцева промелькнула мысль: “А приданого дадут, должно быть, немало!”

И вот результат – вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось – “Ионыч”, скорее напоминает кличку.

Учитель греческого языка Беликов – человек в футляре, ходячий циркуляр “как бы чего не вышло” – замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни.

Вроде вспыхнула, разгорелась в нем искорка – влюбился, даже поговаривал о семейной жизни.

Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей – и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром.

Но посмотрите, как нас – нас тоже! – предостерегает мудрый Чехов: “А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”

15 стр., 7420 слов

Анализ рассказа “ионыч” чехова: тема, идея, суть, смысл произведения

... Чехова “Ионыч” сочинение Образ главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Окружение главного героя рассказа А. П. Чехова “Ионыч” сочинение Анализ рассказа Чехова «Ионыч» Главной тематикой произведения А. П. Чехова «Ионыч» ... опьянила его». Герой импульсивно принял решение остаться на кладбище. Он показан наедине ... рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая ...

У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского – участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену.

Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.

Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, “похожая на свинью”, собака, “тоже похожая на свинью”, сам хозяин, который “того и гляди хрюкнет в одеяло”. При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает “тяжелое чувство, близкое к отчаянию”.

Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.

Прав Чехов, человеку, личности нужно “не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.

Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, определяющее во многом его путь.

Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… “Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим”. И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека.

И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то “нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле”.

Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней.

Герои “Дамы с собачкой”, казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни.

“Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих”.

И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.

Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.

Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень “положительного жениха” Надя Шумина, шагнет в неизвестное – создавать свой “вишневый сад”, свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.

“Берегите в себе человека!” – восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченности, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

8 стр., 3702 слов

Участие великого русского писателя Чехова в журналистике

... редакторов не только не ослабляла, но иногда усиливала цензорское рвение. Немало пришлось пострадать от цензурного ведомства и молодому журналисту Чехову. Писатель ... «Агафья»). В очерке «Н. М.Пржевальский» он противопоставлял «людей подвига, веры и ясно осознанной цели» тем, кто «в ... в сюжетных коллизиях. Чехов заявил о себе как мастер короткого рассказа, выхваченной из жизни сценки, философский и ...

«Нужно беречь в себе человека» — сочинение

Злой Чехов? Берегите в себе человека

Перейти к первой статье

И вновь то же самое! Мой собеседник утверждал, что Чехов в своих произведениях был злым и холодным человеком. Как я поняла, мнение составил не сам, а опирался на высказанное кем-то в какой-то телевизионной передаче.

Передача также поведала, что Чехов был вовсе не тем благообразным пожиловатым человеком в пенсне (ему было всего 44 года, когда он умер, но тогда старели рано), к образу которого мы привыкли, а довольно озорным и даже легкомысленным красавцем, порой беспощадно относившимся к женщинам.

Из передачи были также почерпнуты сведения о том, что во многом официальная биография Чехова была составлена вначале его сестрой Марией Павловной, бывшей своеобразной душеприказчицей писателя и тщательно вымарывавшей из его писем и записных книжек все, что могло бросить тень на великого брата. А затем то же самое проделывали советские чеховеды, старательно формировавшие привычный образ писателя-интеллигента.

Но доблестные современные исследователи с помощью сверхмощного фотооборудования добрались до вымаранной истины!

А выяснились-то — Бог ты мой! — ужасающие факты! И невинность-то Чехов, по собственному признанию, потерял в 13 лет, и имел связи и с японками, и с индусками, и влюбленным в него женщинам морочил голову неслабо, и всеми силами увиливал от брака, и женился-то за шесть лет до смерти на протеже Немировича-Данченко, и к основной своей профессии — врачебной — был зачастую равнодушен, и брак его был более чем странным: он, умирающий от туберкулеза, находится в Ялте, она блистает на сцене в МХТ, редко встречаются, но при этом шлют друг другу нежные письма. И самое главное, он — врач и очень неплохой диагност — отчаянно бежит от лечения и боится обращаться к врачам. Исаак Левитан, «Портрет писателя Антона Павловича Чехова», 1886 г. Источник

Правда?.. Да. И более чем правда. И можно добавить еще к этим фактам, что поначалу, издерганный нищетою, он хотел разбогатеть, поэтому мечтал о хорошем приданом. Что порывы назойливо влюбленных в него женщин (наиболее настырных поклонниц так и называли — антоновками) весьма саркастично осаживал, избегал выяснения отношений, на которых настаивали пылкие дамы.

Что в ранней молодости разорвал помолвку с невестой — Евдокией Эфрос, подругой сестры Маши. Девушка была серьезно влюблена в молодого писателя, и даже ради его родителей согласилась принять православие (сам Антон Павлович был равнодушен к религии).

Но была слишком экзальтированна, жених и невеста постоянно ссорились, и, в конце концов, Антон поставил точку в их отношениях.

Правда и то, что его связывал многолетний мучительный роман с Ликой Мизиновой, ставшей прообразом Нины Заречной в «Чайке». Правда, что Бунин, написавший, что в жизни Чехова не было глубокой любви, все же затем сделал пометку: «Нет, была. К Лидии Авиловой». Лидия Авилова ru.wikipedia.org

Лидия Авилова — писательница, замужняя дама, мать троих детей — была страстной поклонницей Чехова, всерьез подумывала, чтобы уйти от мужа к нему, но Чехов не допустил этого шага.

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...

Во многом его поведение и образ жизни определяла болезнь, постепенно обглодавшая этого высокого (1,86 м и по нынешним временам много, а по меркам XIX века — вообще гигант), улыбчивого человека с яркими карими глазами и густыми каштановыми волосами.

Любому, кто знает, как изменяет характер человека та или иная болезнь, известно, что туберкулез вкладывает в человека невероятную жажду жизни. Когда один год жизни — за пять. Но в то же время и страстное желание откреститься от этой болезни, гнать даже самую мысль о ней, даже когда она становится, увы, очевидной.

Конечно, может возникнуть вполне резонная мысль. Как человек при таком серьезном туберкулезном процессе умудрялся общаться с людьми и даже лечить? Но, наверно, не стоит забывать, что в то время чахотка не считалась чем-то сверхъестественным.

Палочка Коха была выделена только в 1882 году и изучена сравнительно мало. Из мер предосторожности использовались только хлорная известь, отдельная посуда и платки. Кроме того, даже сильнейшее кровохарканье могло еще не означать заразной для других формы ТБЦ.

То есть человек уничтожался изнутри, но для окружающих мог быть безопасен. Кристобаль Рохас, «Несчастье», 1886 г. Источник

За 44 прожитых года, вернее, с 1884 года, когда Чехов впервые заметил признаки чахотки, и до 1904 года он ни на минуту не позволил себе бездеятельности.

Прекрасно сознавая, что отпущено ему будет немного, он старался сделать как можно больше доброго в этой жизни. И это тоже была правда. На мой взгляд, первостепенная, более важная, чем правда о том, с кем и как был, с кем флиртовал и т. д.

Но ведь как метко заметил сам Антон Павлович: «Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека…»

Когда с интимным придыханием вещают о его донжуанских похождениях, не грех бы упомянуть и другое. А именно то, что фактически на его содержании с 16 лет была огромная семья: отец, мать, четыре брата и сестра.

Помимо творчества, он репетиторствовал, лечил (зачастую бесплатно!), покупал имение для всей семьи, хлопотал об устройстве больницы в Мелихово, обеспечивал книгами библиотеку своего родного города Таганрога, помогал многочисленным друзьям и, наконец, предпринял уникальную поездку на Сахалин, где составил первую в истории перепись населения острова, куда ссылали в основном каторжан.

История этой поездки вообще удивительна. Расстояние от Москвы до Сахалина — больше 10 тыс. км. Это и сейчас много, а в 1890 году у Чехова путешествие на остров заняло 81 день. С 21 апреля по 11 июля. Представим себе на мгновение.

От Москвы поездом до Ярославля, пароходом по весенним разливам Волги («раздолье удивительное») и Камы («прескучнейшая река»), опять поездом через Уральские горы до Тюмени.

А далее началось «конно-лошадиное странствие» с «полосканием в невылазной грязи» Западной Сибири, поломками и опрокидываниями тарантаса, «ужасными перевозами через реки» — Иртыш, Обь, Томь. В. И. Якоби, «Привал арестантов», 1861 г. Источник

Немощенные дороги, опрокидывавшиеся то и дело тарантасы, весенние разливы рек, невозможность переодеться в сухую одежду, резкий холодный ветер — ну, прямо рай для туберкулезника!

Но недаром один из биографов Чехова назвал его человеком «с кровью странника в жилах». Ближние и дальние поездки были жизненной потребностью молодого доктора и литератора.

Первое крупное путешествие было предпринято еще в 1888 году. Вместе с сыном издателя газеты «Новое время» он отправляется в первый раз за границу: из Феодосии через Новый Афон, Сухум, Батум, Тифлис и Баку в Бухару и Персию.

Однако уже в Баку его спутника ждала телеграмма о смертельной болезни родственника, пришлось возвращаться. «Судьбе угодно было повернуть мои оглобли назад», — сетовал Чехов в письме другу.

Но увиденное по пути в Баку — «впечатления новые, резкие, до того резкие, что все пережитое представляется мне теперь сновидением» — только усилило жажду странствий. П. П. Верещагин, «Вид города Баку с моря», 1872 г. ru.wikipedia.org

«Кровь странника в жилах» — кажется, это относилось не только к путешествиям. Это была норма жизни, неприятие любых форм чего-то застывшего, замшелого. Замшелое — это всегда скучно. Кроме того, от скуки до жестокости и пошлости всего лишь один шаг. А пошлость Чехов ненавидел всегда, всем своим существом. Ненавидел и боролся против нее.

Да, он писал перед сахалинской поездкой, будто оправдываясь, ибо никто не понимал этого неожиданного шага:

«Еду я совершенно уверенный, что моя поездка не даст ценного вклада ни в литературу, ни в науку: не хватит на это ни знаний, ни времени, ни претензий. Я хочу написать хоть 100−200 страниц и этим немножко заплатить своей медицине, перед которой я, как Вам известно, свинья».

Но возможно, эти слова написаны с тем знаменитым подтекстом, на который так любят ссылаться чеховеды?

Книга о Сахалине имела неоценимое значение для медицины и социологии, но может быть, автор просто пытался бежать от рутины жизни?.. И от ненавистного с детства скаредного семейного быта, который благодушно и лживо назывался семейным уютом? Помните: «в детстве у меня не было детства»…

Продолжение следует… история писателя, Антон Чехов

Берегите в себе человека: 25 бодрящих ум цитат Чехова

«Как-то странно и в газетах, и в обществе; вранья много, курс упал, интерес ко всему, кроме войны, иссяк у общества», — Антон Чехов (1904 год).

Антон Павлович Чехов ценил лаконичность и остроумие. Он буквально писал афоризмами. Многие его цитаты настолько прочно вошли в обиход, что стали «народными». Например: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». А вот знаменитые фразы «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить» или «Краткость — сестра таланта» мы спустя десятилетия по-прежнему ассоциируем с Антоном Павловичем.

«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен», – писал Чехов. Он был «художником с минимальным стилистическим инструментарием», но за его лаконичностью всегда стояла кропотливая работа.

В коротких цитатах Чехова необычайная глубина. Предлагаем вспомнить несколько неустаревающих, бодрящих ум высказываний писателя.

  1. Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
  2. Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
  3. Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.
  4. Берегите в себе человека.
  5. Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.
  6. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
  7. То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.
  8. Ты хочешь спросить, что такое жизнь? Лучше спроси, что такое морковка. Морковка — это морковка, и больше ничего о ней неизвестно.
  9. Не стоит мешать людям сходить с ума.
  10. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
  11. Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо.
  12. Ну что ж, раздевайтесь, но слегка сопротивляйтесь.
  13. Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
  14. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
  15. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
  16. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
  17. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это не правда.
  18. Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки.
  19. Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете наевшись — вы переели; если встаете переевши — вы отравились.
  20. Честные не лгут, когда не нужно.
  21. Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк.
  22. Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
  23. Был только раз счастлив! Под зонтиком.
  24. «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
  25. Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

«Палата № 6» написана Чеховым в 1892 году после его поездки «на остров страданий» — Сахалин. Часто это произведение называют повестью, ибо здесь автором поднимаются серьезнейшие проблемы, обилие действующих лиц, несколько сюжетных линий. Но как бы то ни было это интереснейшее произведение, раскрывающее позицию автора на отношение человека к своему делу, а в конечном счете к самому себе.

В — два человека, резко противопоставленные друг другу: больной Громов и доктор Рагин. Они ведут между собой напряженный спор. Такая ситуация, когда персонажи противопоставлены друг другу, вообще характерна для Антона Павловича Чехова. Иван Дмитрич Громов душевнобольной человек, но «тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск». С негодованием говорит он о насилии, об оконных решетках, предрекает зарю новой жизни. Доктор Андрей Ефимыч Рагин — полная противоположность Громову. Там — протест, нетерпеливое желание сказать правду до конца. Здесь — полная примиренность со злом, с вопиющими беспорядками в больнице.

Что делать? Пусть все идет своим чередом. Ни во что не надо вмешиваться. «Между теплым, уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы…— уверяет Рагин Громова.— Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом». Жизнь жестоко посмеялась над рагинским безразличием к бедам и злу — в конце рассказа он тоже, как и Громов, заключен в палату № 6. Не выдержав заточения и побоев сторожа Никиты, доктор умирает. Два «противника» — Громов и Рагин — оказываются по одну сторону больничных решеток. И перед смертью у Андрея Ефимыча мелькает «страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди» — обитатели больницы. Пускай лишь незадолго до смерти, Рагин понял, как бездушна была его привычка «не замечать» зло, умывать руки, оставаться в стороне. Это похоже на пробуждение после долгого сна, душевной спячки, но человек «проснулся» в докторе Рагине и не смог жить от сознания сотворенной собственной несправедливости.

А как развивалась болезнь Громова? В одном из переулков города ему встретились два арестанта в кандалах и с ними конвойные с ружьями. Ивану Дмитричу почему-то показалось, что и его могут заковать и отвести в тюрьму. Это стало его навязчивой идеей. Простые печники кажутся Громову переодетыми полицейскими. В его смятенном воображении теснятся тюремщики всех видов, и он бежит, охваченный ужасом. «Ивану Дмитричу казалось, что насилие всего мира скопилось за его спиной и гонится за ним». Снова читателю открывается важная особенность чеховского повествования. Образ героя у него слит с общим укладом жизни, ее атмосферой. Нельзя сохранить в себе чистую душу, человеческое достоинство, творя зло, равнодушно взирая на творимые другими беспорядки.

В спор Громова и Рагина все время врывается кто-то третий, и этот «третий» — сама действительность. Границы палаты № 6 раздвигаются. Вот она, та- грубая и беспощадная реальность, столкновения с которой не выдержал Громов и от которой отгородиться напрасно и безуспешно пытался Рагин. Писатель Лесков, отзываясь о рассказе «Палата № б», писал, что в нем «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия». Этим рассказом автор гениально и образно доказал, что отступление от человеческих принципов никогда не проходит бесследно. Лишь сохраняя человеческое достоинство, честное отношение к делу, можно победить зло, тьму, пусть не сразу, постепенно, но неотвратимо.