Истинные и ложные ценности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти ценности лежат в основе романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На протяжении всех времен людей мучил вопрос о добре и зле, о свете и тьме, о любви и ненависти. Михаил Афанасьевич смог очень точно и ясно выразить свои мысли по этой непростой теме.

В самом начале романа автор представляет нам двух писателей: М. А. Берлиоза, председателя правления МАССОЛИТа, и И. Бездомного, поэта. Они рассуждали о своем творчестве, о дальнейших планах на будущее. Из этого разговора видно, что, несмотря на образованность Берлиоза и Бездомного, их творчество однообразно и является ложным. То же самое можно сказать и о всех писателях МАССОЛИТа – их творчество ложное. Тем не менее, это не помешало сообществу МАССОЛИТа погубить творчество Мастера: критики не выпустили в свет роман Мастера о Понтии Пилате.

Мастер, истинный творец и художник, является полным противопоставлением этому сообществу. Члены МАСООЛИТа не могут признать талант Мастера, они чувствуют свою слабость перед ним. И только поэт Бездомный осознает бесполезность своего творчества и обещает Мастеру больше не писать.

Следующий эпизод, в котором мы видим «истинное лицо» московского общества, это представление, которое устроил Воланд в Варьете. Во время представления на зрителей сыпались деньги, дамам предлагали обменять всю старую одежду на новую, дорогие духи, украшения… И ни один зритель не отказался от этого. А что в итоге? В итоге деньги превратились в фантики, а одежда, в которую переоделись дамы, просто исчезла. Булгаков описывает общество, в котором нет моральных ценностей, есть только деньги. Воланд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на его пороки. Это первое произведение, где темные силы восстанавливают справедливость.

Также, перед выбором предстаёт герой романа Мастера – Понтий Пилат, прокуратор иудейский. Он должен решить помиловать или казнить Иешуа Га-Ноцри, проповедника. Прокуратор решает его казнить. Но это не значит, что Понтия Пилата можно обвинить в трусости. Изменения, которые происходят с ним после, говорят о том, что Понтий стал другим человеком, он коренным образом переменился, стал испытывать муки совести, душевные переживания. Значит, эта казнь не была напрасной.

5 стр., 2430 слов

Проблема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа. Творчество и мастер Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. ... темы, но тема творчества является одной из ключевых. Автор раскрывает её в трёх аспектах с точки зрение разных героев: Берлиоза, Ивана Бездомного и самого Мастера. В начале романа читатель может видеть председателя МАССОЛИТа ...

А самым ценным, по мнению автора, является любовь. Любовь Мастера и Маргариты. Любовь, способная изменить многое, противостоять различным трудностям. Любовь двигала Маргаритой, сквозь все препятствия она прошла ради Мастера. И то, что она продала свою душу дьяволу, еще раз доказывает силу её любви к Мастеру. А Мастер, в свою очередь, находясь в доме скорби, продолжал любить Маргариту и мечтал о встрече с ней.

Мастер и Маргарита, пройдя сложный путь и не отказываясь от своих принципов, от своей любви, заслужили покой. Они выстрадали своё счастье, и Воланд дал им душевную свободу.

В мире много ложных ценностей, и только сильная личность способна противостоять этому. Истинные ценности – это любовь, честность, свобода личности, творчество, а мнимые – это, деньги, алчность, трусость. Времена проходят, а люди остаются неизменными, они только немного видоизменяются, подстраиваются под окружающую обстановку, а суть остается прежней. Со времен Римской империи ни чего не изменилось, людям нужно только одного – «хлеба и зрелищ». Это и хотел донести до нас М. А. Булгаков.