Рассуждение «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность» (А. Шв

Мне кажется, что человечество стремится найти идеал, на протяжении всей своей истории. Обращаясь к литературе и искусству, мы можем спотеригаты, как понятие идеала менялось в разные эпохи. А самое главное, что люди хотели свой идеал создать, представить, увидеть. Это происходило в литературе, скульптуре, живописи. Так возникли идеальные образы. Но они идеальны для художников, которые их создали, и не всегда совпадают с нашими представлениями. Люди мечтали и о идеальное общество. Но идеальной эпохи или идеального общественного строя изобрести

так и не удалось. Ну что ж, возможно, это еще впереди. Но, я уверена, что идеал, тот образец совершенства, конечная высшая цель-луч, есть у каждого человека. Мои стремления вполне реальны. Я не ожидаю идеального общественного строя, ибо понимаю, что общество — это люди, а идеальных людей не существует. Поэтому я стремлюсь достичь нормальных человеческих отношений в своем ближайшем окружении. И если каждый человек будет стремиться того же, то, возможно, наша жизнь будет лучше. Итак, что касается моих идеалов.

Мои идеалы — это моральные качества, мои и моих друзей, моих родителей и моих дедов, словом, близких мне людей.

И эти идеалы не однобокие, они имеют взаимосвязи с различными отраслями жизни. И даже то, которым я представляю свое будущее — это мой воображаемый идеал.

Когда я была еще совсем ребенком, то считала идеалом внешние черты человека. Теперь, когда мне пятнадцать, я понимаю, что внешность — не главное в человеке. Безусловно, человек должен следить за собой, быть чистой и опрятной, а вот понятие красоты для меня стало бы другим. Члены моей семьи и мои друзья не все красивые, но для меня они лучшие, потому что их красоту я оцениваю по внутренним чертами, как и они мою. Итак, черты характера, которые я считаю идеальными. Прежде всего, это доброта. Я думаю, что это именно та черта, которая делает человека человеком, ведь доброта включает в себя и чуткое отношение к другим людям и внимание к людям старшего поколения, и любовь к природе, и умение сочувствовать другому человеку, и заботу о братьях наших меньших, и много-много других качеств, которые я бы хотела воспитать в себе. Иногда трудно бывать добрым: кто раздражает, кто мешает, кто кричит, а кто просто не нравится. Тогда я стараюсь преодолеть в себе эмоции, понимая, что какая черта моего характера тоже может не нравиться другим. Хочу научиться воспринимать людей такими, какие они есть, хотя склоняюсь к гуманистическим рис в человеке.

4 стр., 1714 слов

Идеал человек в античной культуре и искусстве

... это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались. Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного ...

Надеюсь, что в своем понимании идеалов, я не одинока. И чем больше будет сторонников гуманистических тенденций, тем добрее будет окружающий мир. Возможно, именно тогда и придет самая эпоха в истории человечества.

Идеальный мужчина (Эссе о женском взгляде)

Коллега по писательскому ремеслу давеча подняла интересную тему разницы восприятия литературы у мужчин и женщин. И того, как это можно использовать в творчестве. Разница, действительно есть, потому что есть гендерные отличия в функционале мозга, в биологических и социальных программах. Кому интересно, могут почитать Алана и Барбару Пизов «Язык взаимоотношений: мужчина и женщина», где популярно изложены серьезные научные факты, касающиеся разницы функционирования мозга у мужчин и женщин.

Многие писатели играют на человеческих нервах и чувствах интуитивно и неосознанно, создавая притягательные характеры, за которые цепляется психика читателей. Давайте попробуем рассмотреть часть механизмов воздействия.

Создание идеального героя:

У женщин есть любопытный фетиш, который можно назвать «Нежный мачо». В жизни конструкция нежизнеспособная, а на уровне фантазий невероятно работающая, что видно по популярности «Сумерек» и «50 оттенков». Если разложить популярный образ по Фрейду получается следующее:

1) на бессознательном уровне превалируют эмоции. Тут живут любовь и секс. Страсть. То есть стихийное, реагирующее на биологические раздражители. Важна передача генов и зачатие сильного, жизнеспособного потомства. Надежность тут никого не волнует. Важна красота, молодость и сила. Этот уровень диктует выбор активного, мужественного и достаточно агрессивного партнера (чтоб мог постоять за себя).

Поэтому, Мачо, садисты и антигерои на неосознаваемом уровне всегда сексуальны и желанны. Часто, они же еще и достаточно спонтанны и харизматичны (слабее ограничения уровня Супер-Эго).

Получается сильный бессознательный крючок.

2) сознательный уровень: вот тут как раз важен надежный партнер, с которым хорошо совместно вести хозяйство и растить детей. Для этого он должен быть покладистым, идти на компромис и понимать эмоциональное реагирование женщин. Это совершенно другой тип мужчины: более мягкий, неагрессивный, предсказуемый. Полная противоположность Мачо и плохишу. К слову сказать, практические несексуальный образ. Потому что, у большинства женщин ассоциируется с «омегой» в иерархии и «тряпкой». Потомство от такого гражданина легко поработит и убъет кто угодно. Однако он безопаснен и с ними спокойно. Классический пример — Пьер Безухов.

3) уровень Супер-Эго. Регулирует границы между людьми и устанавливает табу и запреты. Он же давит спонтанность и фантазию. Он сбалансированности взаимодействия Супер-Эго и бессознательного зависит харизма человека. Если оно сильно давит — человек становится скучным занудой, который живет только по правилам и боится выйти за рамки. С романтикой и фантазией у такого человека все плохо. От таких мужчин женщины, обычно, спасаются бегством.

Другая крайность — человек без «берегов». Тоже не хорошо, поскольку, обычно, такой тип психики обусловлен дефектом функционирования мозга — недостаточным развитием лобных долей. То есть, наследственность у психопатов плохая. Из за плохого контроля и недостаточности тормозных процессов, они часто попадают в неприятные, опасные для жизни ситуации и рискуют умереть молодыми. Не говоря уже о том, что жить с таким человеком самой опасно. В лучшем случае, «безграничный» мужчина непредсказуем и ненадежен. От этого большинство женщин очень устают и предпочитают расстаться.

9 стр., 4239 слов

Проблема женщины в современном обществе. Социальная роль женщины ...

... роли в семье мужчины и женщины. Обществознание советских времен свидетельствует о том, что мужчина трудился на благо Родины, а женщина — на благо семьи. От того, чего в семейной жизни добивалась женщина, напрямую зависели достижения мужчины. В семье ... становились полноправными наследниками. Статус женщины в современном обществе В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за ...

Привлекательным моментом слабого давления Супер-Эго является то, что с таким человеком никогда не скучно, он кажется очень смелым и решительным. Может позволить себе все, что захочет. В отличие от зануд. Однако, цена высока. Типичные примеры «безграничных» психопатов Джокер из историй про Бэтмена и Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба».

В норме, харизматичность обусловлена хорошим балансом и возможностью время от времени раздвигать рамки и границы. Обходить ханжество и стыд там, где это можно сделать, но все боятся. Такой мужчина, действительно, смелый и решительный.

Что мы получаем в итоге: идеальный мужчина — агрессивный, сильный и смелый, при этом достаточно эмоциональный и чувствительный. Эмоциональность его на первый взгляд не видна, поскольку настоящий мужчина сдерживает свои чувства, но это по нему заметно. Он способен на безумства, изобретателен и романтичен. Способен любить и преклонятся перед прекрасной дамой. Но в то же время, готов за ее честь порвать кого угодно. Настоящий рыцарь, одним словом. Все известные привлекательные герои в литературе и кинематографе подчиняются этому правилу: все Супергерои из комиксов, мистер Грей, Эдвард из «Сумерек», Индиана Джонс, Тарзан, Айвенго и многие другие герои женских романов и приключенческих фильмов. Даже если герой вначале трусливый зануда, по мере повествования он обязан переплавится в идеал (Люк Скайвокер).

А вот, чтобы стать предметом совсем интимных женских фантазий, для всего мира надо быть еще и негодяем. То есть, весьма вольно обращаться с общественными нормами, что под силу , обычно, только очень влиятельным и смелым. Это сделало Джокера, Дарта Вейдера, Тайлера Дердена, Дракулу (и последовавшей за ним орды сексуальных вампиров), Хана Соло, Анатоля Куракина, Печорина, Дубровского (и многих других) весьма желанными и привлекательными персонами.

Однако, это только низ айсберга. Над дремучей биологической базой живут социальные надстройки, касающиеся значимости человека для других людей и власти над ними. При этом значимость мужчины может быть объективной (для всего общества) и субъективной (для конкретной женщины).

Это хорошо описано у популярного блогера-психолога Марины Комиссаровой.

Тут механизм более сложный и запутанный, особенно что касается субъективного взгляда.

С объективным все более-менее понятно: привлекательными для женщин являются мужчины с ресурсами (деньги, имущество), с положением в обществе, имеющие власть, влияние и более уважаемые сородичами. Соответственно, капитан корабля, на первый взгляд, может иметь преимущество перед матросом в деле обращания на себя женского внимания.

Но! Простой матрос или бедняк, в силу природного обаяния может быть более привлекательным (вспомним героя Ди Каприо из «Титаника») и дать фору богачу и капитану. В данном случае мы возвращаемся к харизме и сбалансированности ядра личности. Человек более устойчивый в психологическом плане из-за хороших границ, устойчивой адекватной самооценки и достаточной спонтанности всегда производит неизгладимое впечатление. Такой мужчина всегда знает, чего хочет и, достаточно стабильно и энергично, идет к своей цели. И всем слабым и шатающимся личностям (какими являются большинство женщин) очень хочется опереться или, хотя бы, побыть рядом с эталоном стабильности. Даже если он нищий и некрасивый. По мере влюбленности нищету и недостатки компенсирует «богатый и прочный внутренний мир». Да и такой человек недолго будет бедным и никому не известным. Хороший пример идеального внутреннего балланса можно увидеть у героя Де Ниро в фильме «Стажер». Его просто невозможно не полюбить, сколько бы ему там не было, что и демонстрируют остальные герои.

40 стр., 19518 слов

Тема воспитания личности в трилогии Л.Н. Толстого ‘Детство. ...

... юность открывает человеку красоту чувств, стремление к идеалу любви и дружбы, осознание цели жизни. Не случайно, когда в журнале «Современник» за 1852 год была впервые напечатана повесть Толстого ... наш взгляд, одна важнейшая нравственная установка - поиск духовных основ воспитания личности, моральной опоры, без которой человек будет абсолютно потерян в сложном мире добра и зла. Во ...

ПС: выражаю большую благодарность Биталине за идею для статьи

Понятие и виды ценностей

Замечание 1

Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий.

Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них.

Можно выделить следующие виды ценностей:

  • материальные – ценности имущественно-физиологического спектра;
  • духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни;
  • моральные – ценности этического взаимодействия;
  • эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном;
  • социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.

Понятие идеала, его виды

Определение 2

Идеал – это представление образа должного, наилучшего образца будущего, который складывается у человека, общества или в рамках какого-либо учения.

Идеал представляет собой образ конечной цели, способа бытия, к которому стремится как отдельная личность, так общество вообще, или отдельные социальные группы внутри него. При этом данному образу приписываются, превосходные, совершенные характеристики, он обязательно превосходит наличную реальность, которая в свою очередь оценивается носителем идеалов, как несовершенная, находящаяся в процессе развития, пути к идеалу, а в худшем случае и вовсе как павшая, испорченная, отдаляющаяся от него.

При этом идеал во многом не рационально, но интуитивно-чувственное представление. Как для любого эмоционально-значимого образа для него характерна нерасчленённость – образ идеала целостный, как яркая картинка, попытка его подробного рационалистического анализа ведет к распаду идеала. Идеал обладает побудительным воздействием на личность или общество. Он притягателен и личность стремится к его достижению, так же идеал задает направление движения, роста личности, и служит показателем уровня ее духовного развития – чем более развита личность, тем более возвышенным, сложным, многогранным будет образ идеала.

11 стр., 5372 слов

Культура как система ценностей

... ценностной системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей ... формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция ... истории сталкиваются различные идеалы, абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная ...

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Идеалы и ценности современного человека 420 руб.
  • Реферат Идеалы и ценности современного человека 220 руб.
  • Контрольная работа Идеалы и ценности современного человека 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

На протяжении истории человеческой мысли из недр философских, религиозных, эстетических учений неоднократно возникали идеалы, которые предлагались или навязывались обществу. Это и идеальные общества утопистов-социалистов, и религиозные идеалы спасения и посмертного существования, и гуманистический идеал совершенного человека, созданный в искусстве и философии Возрождения, идеалы демократии и идеалы сильного централизованного общества.

Эти идеалы усваиваются человеком с момента его рождения в процессе социализации, однако их усвоение не является простым копированием или принятием готовых социальных образов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия – взгляды, ценности, опыт, интересы личности, и ведут к формированию собственных уникальных идеалов. Можно выделить три онтогенетические стадии развития идеалов личности:

  • персонифицированную,
  • собирательную,
  • программную.

Персонифицированные идеалы начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Ребенок наблюдает за взрослыми – родителями, родственниками, старшими братьями и сестрами, воспитателями и знакомыми, и неосознанно выбирает среди них человека, на которого он хотел бы быть похожим в будущем. Персонифицированный идеал жестко привязан к образу определенной личности, причем этот образ сильно идеализирован и как правило значительно расходится с реальной личностью, ее поведением, характером, социальным положением и т.д., однако данные противоречия ребенком как правило не воспринимаются. Идеальный персонифицированный образ принимается целиком, без его расчленения на значимые и незначимые компоненты, так вместе с ценностями, поступками личности-идеала, ребенок стремится подражать ее внешности, привычкам, особенностям невербальных проявлений (акцент, стереотипные жесты, позы и т.д.).

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

По мере созревания и роста личности взгляд на идеал становится более сложным, дифференцированным, критическим и отдельная личность – реальная или воображаемая (герой книг, кино, видеоигр и т.д.) уже не может выполнять роль личностного идеала. На стадии собирательного идеала подросток создает свой собственный идеальный образ, ориентируясь на привлекательные и значимые для него качества, которые он встречал у реальных или воображаемых личностей и героев. Собираемый идеал уже более дифференцированный и сложный, он уже в большей степени отражает ценности и установки самой личности, содержит меньше случайных характеристик.

11 стр., 5269 слов

Робинзон Крузо как воплощение просветительского идеала «естественного ...

... образа Робинзона Крузо как "естественного человека" просветительского идеала. А задача наша - это изучать жизнь и творчество писателя, определить его место в истории мировой литературы; проанализировать роман "Робинзон Крузо", ... человека в природе, в обществе. Всюду он прославлял мужество и стойкость личности. Общество также враждебно к личности, ... обличал новую политику по інаковіруючих. Авторство Дефо ...

В период юношества – молодости, на фоне активного самоопределения личности, собирательный идеал также теряет свою актуальность. Личность стремится создать такой идеал, который не был бы чей-то копией, но исходил бы от нее самой, ее стремлений, интересов, потребностей, ценностей, мировоззрения и т.д. Такой идеал является программным. Он содержит не только желаемый, совершенный образ личности, спроецированный в будущее, но также и некоторое представление о пути к нему. Программный идеал создается не столько из качеств других личностей, сколько из абстрактных понятий и представлений – о добре и зле, справедливости, красоте и т.д.