ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС (21)

11 класс

Сочинения по русской литературе, ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

В повести «Собачье сердце», как и в повестях «Дьяволиада», «Роковые яйца», М. Булгаков выступает в качестве сатирика, следующего традиции Н. В. Гоголя. Как и в гоголевских произведениях, авторская позиция сатирика в «Собачьем сердце» выражена многомерно.

Прежде всего, в произведении присутствует герой, который безусловно олицетворяет положительное начало и во многом является своеобразным рупором авторских идей. Речь идет о профессоре Преображенском, человеке высокого ума и независимых суждений, со многими из которых, безусловно, солидарен и автор. Вот что, например, говорит профессор об общественной ситуации, сложившейся в стране: «Что такое ваша разруха? Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня будет разруха… Террор совершенно парализует нервную систему». И о своем смелом эксперименте он говорит примерно теми же словами, которыми мог бы сказать и М. Булгаков: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Еще одним важным способом выражения авторской позиции в повести является прием гротеска, выражающегося в совмещении несовместимого. Гротескным образом является прежде всего Шариков — полузверь, получеловек. Гротескна и действительность, в которой Шариков становится уполномоченным по уничтожению бродячих кошек и собак, в которой удостоверение, выданное домкомом, уравнивает в правах вчерашнюю дворнягу и ученого с мировым именем. Так выражено критическое отношение писателя к текущей социальной действительности: все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, М. Булгаковым воспринималось как насильственное вмешательство в естественный ход вещей, последствия которого будут плачевны.

Однако М. Булгаков, как и Н. В. Гоголь, думает не только о «текущем моменте». В центре его внимания — природа человека вообще, соотношение в ней звериного и сознательного. Ведь звериное начало есть и в профессоре Преображенском: во время операции у него «зубы сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск… он зверски оглянулся, зарычал — злобно заревел». Но это — в момент чрезвычайного напряжения всех сил, поведением же героя управляет сознание. В Шарикове все это меняется местами. Сознательное, умное безусловно ассоциируется в нем с собакой. Вспомним, что именно устами Шарика дается первая и чрезвычайно выразительная характеристика профессора Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим оттого, что «вечно сыт». Бродяга-пес наблюдателен и социально грамотен (стоит вспомнить его разграничения между «товарищем», «господином» и «гражданином»), он добр, осведомлен в медицине (о девушке, пробегающей мимо подворотни: «верхушка правого легкого не в порядке»), не лишен остроумия («ошейник — все равно что портфель»).

16 стр., 7837 слов

Булгаков. . Собачье сердце

... общества и человека. Сочинения: Булгаков М.А. №3 Сочинение по произведению на тему: Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает ... уничтожен. Уничтоженье это было встречено советским обществом с... радостью... Из письма М.А. Булгакова Правительству СССР Издавна принято делить персонажей литературного произведения на ...

Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды», не любит жестоких людей. Словарь, интонации, темы рассуждений Шарика в кругозоре интеллигентного человека.

Первые фразы Шарикова свидетельствуют об агрессии, нравственной нечистоплотности, невежестве. «Все у вас как на параде, — обвиняет он своих хозяев, — а так, чтобы по-настоящему — это нет». «По-настоящему» для Шарикова — Значит грызть семечки, плевать на пол, нецензурно браниться и приставать к женщинам, напиваться и спать. Он искренен, когда заявляет, что его воспитатели «мучают себя». Культура для него мучение, и получается, что культура легче усваивается собакой, чем люмпен-пролетарием.

Повесть «Собачье сердце» — предостережение против насильственных социальных экспериментов. Одновременно эта повесть — размышление о двойственной природе человека, о полярных силах, определяющих его судьбу.