«Образы небокоптителей в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Образы небокоптителей в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Самым замечательным произведением в творчестве Н. В. Гоголя является поэма «Мёртвые души». С сатирической горечью автор смело изобразил пору николаевской России. «Крик ужаса и стыда» — так назвал Герцен это произведение. Со всей силой автор обрисовал в поэме тяжёлую и трагическую жизнь крепостнической России, невежество, лицемерие, страшную дикость и стяжательство. Гоголь ввёл нас в мир чиновников, показал широкую картину жизни дворянства.

Итак, действие происходит в губернском городе N, который ничем не отличается от других городов России, повсюду неустройство, грязь, запустение. Все чиновники оказываются людьми без малейшего понятия о долге, чести и законности. Они связаны круговой порукой, взаимным покровительством. «И чиновники, и помещики – одна компания грабителей и тиранов». «Жизнь их лишена смысла, равна смерти». Через последовательность образов помещиков Гоголь стремился раскрыть всё большую утрату человеческих начал, омертвление их душ. Автор писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым перед нами предстаёт помещик Манилов. «На первый взгляд, он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» Зато через две минуты про него скажешь: «Чёрт знает что такое!» приторная вежливость, слащавость, сентиментальность, праздность, мечтательность составляют сущность характера Манилова. Считая себя образованнейшим человеком, что, весьма, сомнительно (из-за книги с вечной закладкой на четырнадцатой странице, которую он читает два года), Манилов хочет «сделать какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье такое». О чём же мечтает и думает герой? Мечты его пусты (как и он сам), нелепы, не соответствуют реальной жизни. Так он мечтает мосте через пруд, о дружбе с Чичиковым, за которую государь пожаловал бы друзей генералами. Нежные, «голубиные отношения между супругами сеют вокруг не только бестолковщину, бесхозяйственность, но и нищету, болезни, пьянство, воровство. В доме вечно чего-нибудь не доставало. «Хозяйство шло как-то само собою». Чичиков быстро понял Манилова. И в результате бесхарактерность, неопределённость мысли сделали его игрушкой в руках подлеца.

14 стр., 6881 слов

С думой о России и о человеке по произведениям Куприна и Бунина

... был хорошо образованный человек, активно участвовавший в общественной и политической жизни, переживший и тюремное заключение и трехлетнюю ссылку в уездную глушь. Юлии Бунин пробудил в младшем ... Целый букет – острый и многообразный – запахов жизни. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещчьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращенности жизни человека с природой, ее ...

Но бездуховность, порождённая уродливым общественными отношениями, воспитывала не только «прекраснодушных маниловых, но и расчётливых, «дубинноголовых» коробочек. Попав в усадьбу Коробочки, Чичиков замечает, что деревенька неплоха. Коробочка знает всех крепостных крестьян на память (не то, что Манилов).

Да и на стол подавались не «щи от чистого сердца», а пропасть всяких блюд: «грибы, пирожки, скородушки, шашки, блины…». И сама Коробочка соответствует характеру своей фамилии. Она «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешки, размещённые по ящикам комодов». Так за что же мы осуждаем Коробочку? Если вдуматься, то мы увидим детали «скотского характера»: окна барского дома выходили «едва ли не в курятник», по двору расхаживало множество всякой «домашней твари». А гостя встретила словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи». Деревенька для неё является источником дохода. Коробочка торгует всем: мёдом, салом, крестьянами. Одиннадцатилетняя девчонка Палагея не знает даже, где право, где лево. И если Коробочка проявляет о ней беспокойство, то не более, чем о вещи. Хозяйство Коробочки так же бесчеловечно, как и бесхозяйственность Манилова. Постепенно образ Коробочки раскрывается в сцене продажи «мёртвых душ». Что самое интересное и странное так это то, что её не смутила торговля мёртвыми, она готова продать и покойников, лишь бы только получить выгоду и при этом не продешевить. Ограниченность, «дубинноголовость» коробочки великолепно доказана, когда отправилась она в город, чтобы узнать почём нынче продают «мёртвые души». Вся жизнь Коробочки, её цель – это коптить, коптить, коптить.

Характер Ноздрёва необычен. Даже проницательный Чичиков его не сразу понял. Внешность Ноздрёва очень обманчива, как и внешность Манилова. Он был высок, недурён собой, с «белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами»; «здоровье, казалось, так и прыскало с его лица». Гоголь очень хорошо нам разъясняет, что за человек Ноздрёв, так как людей такого типа не сразу поймёшь: их зовут обычно «разбитными малыми», они слывут за хороших товарищей, в лице есть что-то открытое, удалое; нелегко догадаться, что за всем этим скрывается страсть нагадить ближнему. Жизнь Ноздрёва не имеет смысла, лекомысленна, безнравственна (забросил своих детей, зато был родным отцом своим собакам).

Рисуя помещиков, Гоголь не раз намекает на связь этих образов с животным миром. Если куры и свиньи гармонируют с обликом Коробочки, ноздрёв родным отцом был среди своих собак. То Собакевич – совершенное подобие лесного зверя. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя». Сходство с медведем усиливает одежда помещика, его дом, комнаты. Собакевич хороший хозяин, умён (он сразу понял Чичикова).

«Человек – кулак» — так назвал его Чичиков (и не зря).

Ведь через образ медведя Гоголь показал нам в хозяине звериную суть. Ведь медвежья сила, ум, напористость Собакевича – всё это устремлено на то, чтобы выжать доход, и он не считается ни с какими нравственными нормами. Он ладит с мужиками. Но это его собственность! Его ничто не остановит. Главное, чтоб было бы выгодно. Собакевич везде, даже в Петербурге, останется кулаком.

8 стр., 3868 слов

Отношение гоголя к поэме “мертвые души” и ее героям (чичикову, ...

... на циферблате». Общечеловеческая страсть, изображенная Гоголем в образе Коробочки, — «дубиноголовость». Коробочка боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, ... общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала, души. Итак, Коробочка и Собакевич, несмотря на внешние различия имеют много общего; ...

Последний из помещиков, с кем встретился Чичиков, — Плюшкин. Здесь всё страшно. Дом, и двор, и сам хозяин. Лишь запущенный сад, позади дома, освежает картину. Как чудовище, как Кощей Бессмертный, появляется у «мёртвого» барского дома фигура, настолько утратившая человеческий облик, что Чичиков гадает, мужик это или баба. В лице Плюшкина мы видим «прореху на человечестве». Если вдуматься, то ясно, что Плюшкин и ранее не обладал большими человеческими чувствами, недаром же в пору благоденствия Гоголь его сравнивает с «трудолюбивым пауком». Бездушие, отсутствие понятий о нравственности, долге –вот неотъемлемая составляющая данного персонажа.

И вот Чичиков. Он в себе как бы соединил многие образы помещиков. Но в его характере есть черта, которая придаёт ему новое свойство и делает его самым подлым. Это поразительная гибкость, цепкость, приспособленчество.

Внешность героя вполне соответствует его характеру.: «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод». Итак, перед нами авантюрист, который хочет быть «хозяином жизни», подлец, приобретатель. Сейчас Чичиков потерпел неудачу, но завтра… Как знать, кем будет Чичиков завтра?

Образ помещичьей Руси сменяется миром чиновников. Отдельные намёки о канцелярских комнатах, о большом количестве «бумаги и чёрной и белой», фраках и сюртуках, занятых не живым делом, а мёртвым (пустопорожним писанием, переписыванием).

Сцена купчей крепости показывает продажность чиновников, его аппарата, о производстве власть имущих.

Коротко, но ярко и выразительно даны портреты чиновников. В поэме есть губернатор, о котором вроде бы и нет ничего плохого, но в губернской администрации он ничто. Есть прокурор – бездельник, пьяница и картёжник. Своеобразна фигура полицмейстера, ловкого вора. Все они являются «небокоптителями». Каждый образ, созданный Гоголем, выражает гнев, боль, протест автора против бесчеловечности, разоблачает и обличает крепостников, торгашей «даром бременящих землю». Произведение Гоголя явление большего искусства, оно актуально и сегодня. Поэма «Мёртвые души» помогает нам лучше познать свой духовный мир, заставляет задуматься о собственной деятельности, а это значит – делает нас лучше.