На областной конкурс о судебной системе: «Фемида — богиня правосудия»

Фемида — общепризнанный символ правосудия.

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят «российская Фемида», мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида — титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились «горы» и «мойры». Одной из дочерей Фемиды была гора Дике — богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Фемида — статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой — обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини — левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч — символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на «волю небес», высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини — обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука — правая: это сторона действия, символ силы, «правого дела».

Мантия — торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья должен закрывать глаза на имущественные, классовые различия и рассматривать лишь справедливые факты, выслушивая обе стороны. При рассмотрении дела судья должен быть слеп, в том смысле, что и истец, и ответчик для него лишь отражения граней закона.

28 стр., 13906 слов

Тема 10. Право и правосудие в античной и зарубежной литературе Нового времени

... эквивалентности правовых отношений в сфере частного и публичного права. В античной литературе процесс перехода ... правосудия. В произведениях древнегреческого автора Гесиода можно найти представления архаического периода о божественном происхождении законов и о пороках правосудия раннего дореспубликанского этапа развития ... – ареопаг. Именно на ареопаге богиня Афина и повелела заседать уголовному суду: ...

Что касается атрибутики Фемиды, то тут есть некое смешение образов древнегреческих и римских. Дело в том, что Римская мифология, позаимствовав образ и атрибутику богини, назвала ее именем Юстиция, на неё уже была надета и мантия, и повязка на глаза. В образе римской Юстиции слились воедино понятия права и справедливости. Две персоны древнегреческого мифа (Дике и Фемида) были заменены одной – Юстицией, да ещё и с завязанными глазами.

Меч, на который царственная Фемида возлагает правую руку, раньше был рогом изобилия, символом воздаяния за добро, совершенное при жизни. Таковой она была у греков. Повязки на глазах ее тогда еще не было.

Очередная трактовка образа Фемиды была дана скульпторами, которые создали статую греческой богини, размещенную у здания Верховного суда в Москве, где фигура Фемиды без повязки на глазах. Поскольку повязка – символ беспристрастности, по этому поводу сразу же появилась масса критических комментариев, в том числе и опубликованных в прессе. Создатели скульптуры, как выяснилось, таким способом хотели дать понять, что правосудие не слепо и не жестоко.

Еще одно нововведение – щит в руках фигуры, который та держит вместо меча или рога, – тоже вызывало вопросы. По мысли авторов, это должно символизировать, что система правосудия защищает людей, а не карает каждого, кому пришлось с ней столкнуться.

Почему она покровительствует правопорядку? Древнегреческие авторы приоткрывают завесу над тайнами жизни, какую вела богиня правосудия Фемида. Эсхил, к примеру, рассказывает нам о том, что она была матерью храбреца Прометея, подарившего людям огонь. Гомер писал о том, что она, как первый и значимый советник великого Зевса, созывает богов на совет и открывает им волю олимпийского правителя. Она же всегда готова поведать волю верховного божества и людям, учит их правильным нравственным нормам и устоям. Не удивительно, что Фемида отвечала за основы правопорядка и стала той, кого мы зовем сегодня «богиня правосудия». Нередко можно услышать, что здание суда именуют «храмом Фемиды», а судейских чиновников – «жрецами Фемиды». Латинским словом «юстиция» называют как саму судебную власть, так и систему органов, занимающихся этой деятельностью.

Автор: Луценко Наталья Васильевна