Духовность в современном мире. Мысли вслух

Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.

Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.

Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

  • духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.
  • внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.
  • преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».

Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

21 стр., 10157 слов

Как вы понимаете значение слова духовность 15.3. «Духовность

... века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня. Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт ... искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными. Кроме того, духовность не так тесно ...

В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.

В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный . Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».

В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

4 стр., 1948 слов

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — ...

... Чем интересны нам Петя и Гаврик? Помните, что в сочинении вы должны использовать цитаты из произведения. Домашнее задание: выучить ... 11 – Гаврик в главе «Попутный ветер»). Валентин Петрович Катаев показывает, как взрослеют дети, как появляется у них чувство ответственности ... остаются детьми. Однако сословные различия не мешают дружбе. Напишите сочинение на тему "Петя и Гаврик" по плану: I. Вступление. ...

В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.

Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.

По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.

Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.

Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.

6 стр., 2887 слов

Какого человека можно считать героем своего времени

... людей, которых считаю героями России этих лет. Это Виктор Илюхин, генерал Лев Рохлин и ныне здравствующий Сергей Кургинян. Во всяком случае, для меня никогда не станут героями ... герои, а на героев хочется и равняться. Какие же герои у нашего общества ... он сможет вместить». Рассуждение 2 Роман Михаила ... – осень. Сочинение по картине ... жизни для сочиненияВ качестве примеров целеустремленности в жизни, ...

Семенова Анастасия, гимн. № 446

Духовность как ответственность

  1. Александр Пушкин — «Капитанская дочка». Петруша Гринев — центральный герой повести Пушкина, раскрывающийся на панораме происходящих событий, как сильная личность с невероятным чувством ответственности за тех, кто ему дорог. Автор постоянно ставит героя в различные жизненные ситуации, из которых он достойно выходит. Сцены встреч Гринева с Пугачевым, отношение к Маше Мироновой, ссора с Швабриным и поединок, который между ними происходит, рисуют читателю образ героя, который способен оценить честь выше жизни, смело принимать трудные решения и оставаться верным себе даже в тех моментах, когда от его упрямства может зависеть жизнь. При этом Петруша Гринев ощущает ответственность за свои действия и старается сделать так, чтобы никому не навредить. В конце повести герой получает в награду помилование от царицы, свободу и любимую девушку, ради которой, в большинстве своем, он совершал некоторые описанные поступки. Стоит отметить, что он был таким не всегда. Именно решение отца отправить Петрушу в армию «пороху понюхать» сыграло важнейшую роль в становлении Гринева как сильной и ответственной личности с наряженной духовной жизнью.

  2. Андрей Платонов — «Юшка». Ефим, по прозвищу Юшка, работает помощником кузнеца. Герою всего 40 лет, но из-за многолетней болезни он выглядит гораздо старше своих лет. Жизнь его ограничивалась походом на работу и обратно домой, заработанные деньги Юшка никогда не тратил, а «питался» он пустой водой. Многие жители города не принимали этого человека, а дети постоянно издавались над ним, бросая в него песок или камни. Юшка никогда не отвечал на эти действия и считал, что так они проявляют свою любовь. Каждое лето герой всегда куда-то уезжал, но однажды он остался дома из-за чахотки, отнимающей все его силы. В один из дней, возвращаясь из кузницы, Ефим сталкивается с прохожим, который толкает его в грудь, от чего он падает и умирает. Платонов заключает всю суть рассказа в конце, когда после смерти главного героя в город приезжает незнакомка и ищет Ефима Дмитриевича. Она оказывается сиротой, которую Юшка опекал, кормил и содержал. Каждое лето он приезжал к ней и отдавал все заработанные деньги. Сирота выучилась на врача и желала помочь Ефиму, но она опоздала. В рассказе Платонов показал великодушие и духовную силу Юшки, которая была сокрыта от непонимающих человеческих глаз. А жертвенная жизнь героя доказала, что всякий труд дает плоды.

Автор: Дарья Борзенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Какие факторы делают человека человеком

Человечность и модели поведения не передаются нам генетически. Дети, выросшие среди животных, так и не стали людьми с психологической точки зрения. Человека формирует окружение, в котором он живет.

От животных люди отличаются:

  • абстрактным мышлением;
  • развитым духовным миром;
  • сдержанностью.

Эти факторы формируются постепенно, с годами. Сострадание, милосердие, понимание и доброта делают человека человеком.

4 стр., 1964 слов

Урок литературного чтения 4 класс Учитель: Юшкова : Обобщение ...

... сочинения. «Делать людям хорошее – хорошеть самому». Вам нужно в нескольких предложениях рассказать: Какое произведение понравилось и почему? Кто герои? Что доброго сделал герой для людей, ... А. Алексин «Самый счастливый день» 12 А. Платонов «Разноцветная бабочка» 13 А. Барто «Советчик» 14 ... нами были прочитаны произведения в разделе «Золотая душа»? (рассказы, сказки, стихотворения, отрывки из романов и ...

Современное общество гонится за материальными благами, что сопровождается агрессией и алчностью. Забыв о духовной нравственности, люди становятся сродни хищникам, ищущим себе добычу.

Душа — один из факторов, влияющих на человеческое поведение. Это материя, которую нельзя увидеть и ощутить физически.

Изучение личности, ее действий и чувств всегда интересовало общество. На протяжении всей истории душа рассматривалась как отдельный предмет — нечто отделяемое от тела и одновременно связанное с ним. Существуют многочисленные интерпретации понятия «душа», различные точки зрения на этот счет. Ясно одно: душа — нечто непостижимое для науки и человеческого сознания. О ее сущности и цели можно только догадываться.