Шпаргалка: Роль труда в развитии и возникновении культуры. о культуре труда

Культура интеллектуального труда в узком смысле относится к правильной организации умственной деятельности, обязательном соблюдении техники безопасности и планировании периодов труда/досуга так, чтобы результат был получен в срок без перенапряжения организма. Большое значение имеет и сложившееся у человека отношение к проделываемой им работе. Уровень развития такого понятия, как культура труда, может сильно отличаться у разных людей. Ведь все порой замечали за своими коллегами, что один всегда умудряется сделать работу быстро, качественно и в срок, другой же, несмотря на все старания, постоянно не успевает, а работу свою выполняет небрежно. Такие результаты являются ярким показателем, что культура умственного труда этого человека оставляет желать лучшего.

Культура труда — фактор, обязательный для соблюдения при сильных нагрузках. Например — во время экзаменов, подготовки важного проекта. В те моменты, когда на человека сваливается сразу много работы, сопряженной со стрессами. По словам ученых, умственная нагрузка хотя и не выглядит напряженной, на самом деле требует гораздо больших энергетических затрат и усилий организма. Даже больше, чем физический труд. Причем затрагивает она не только клетки головного мозга, на которые приходится наибольшая нагрузка, но и все жизненные системы. Так сердце переводчика синхронного текста во время работы может совершать 160 ударов в мин. Это почти в два с половиной раза больше, чем в состоянии относительного покоя.

Последствия перенапряжения

Нейроны головного мозга человека, обеспечивающие его умственную активность, не могут работать бесперебойно. Особенно если не давать им отдыха. Это происходит, если человек не соблюдает такую важную дисциплину, как культура труда. Долго концентрируясь на одном и том же виде деятельности, он заставляет клетки мозга расходовать огромное количество энергии и белка. Но резервные способности организма, которые приходится задействовать в этом процессе, не безграничны. Тогда у человека срабатывает внутренний механизм защиты. Действие клеток автоматически затормаживается, они как бы выключаются во избежание перенапряжения.

Но люди придумали способы возобновить с помощью искусственных средств извне: кофе, сладкий энергетики, иногда даже . К сожалению, такое вмешательство в отлаженный природный механизм не сулит ничего хорошего. Рано или поздно нейроны перестают справляться: нарушается метаболизм, после чего клетки погибают. В первое время последствия никак себя не проявляют. Дело в том, что клетки способны выполнять одновременно разные функции, в том числе заменять собой другие погибшие клетки и выполнять их задачи. Так что трудоголики продолжают погружаться с головой в работу. Беда становится очевидной, когда человек начинает сильно уставать, допускает упущения в, казалось бы, хорошо знакомых действиях, не может решить даже простые задачи. Чтобы такого не происходило, необходимо соблюдать умеренность и правильно распределять усилия в течение дня.

7 стр., 3321 слов

Роль труда в жизни человека (2)

... труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя. Важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом, как в ... Жизнь человека делится на этапы социализации в соответствии с трудовой деятельностью: активную жизнь и жизнь на пенсии, отдых. День, неделя, год также подчинены ритму, задаваемому работой. Пространство, в ... оказало на развитие мозга. Выполнение сложных действий, ...

Как организовать свое

Кажется непростым выполнять огромное количество работы и не уставать при этом. Но некоторым людям такое все же удается. Здесь нет никакого секрета. Успешный, плодотворный труд — показатель того, что человеком неукоснительно соблюдается культура труда. Для начала очень важно заняться самонаблюдением и определить свои биоритмы. Когда организм более всего настроен на работу, утром или вечером? Для одних подходят полуденные часы, другие наиболее активны ранним утром, в редких случаях просыпается под вечер. Лучше всего распределить свои усилия так, чтобы большая их часть приходилась именно на плодотворное время.

Также не рекомендуется пытаться решить несколько важных дел одновременно. Куда эффективней выбрать одно, самое актуальное, и сконцентрироваться на его решении. В ином случае человеку грозит переутомление. Это связано с некоторыми особенностями нашей нервной системы. При решении нескольких важных вопросов одновременно мозгу приходится создавать конкурирующие системы нейронов. Это, в свою очередь, приводит к утомлению центральной нервной системы и способствует возникновению чувств тревоги и неуверенности. Успех в решении задачи человеку в таком случае не грозит. А незаконченные дела, как известно, ведут к ощущению неудовлетворенности.

Еще одним , которое предполагает под собой культура труда, является обязательное чередование работы и отдыха. Нельзя сидеть несколько часов над одним делом без передышки. Это не поможет решить трудную проблему, а наоборот, заставляет зациклиться на ней. Необходимо периодически отвлекаться на что-нибудь совершенно другое. При этом не рекомендуется полное бездействие. Наш мозг отдыхает, даже если просто переключить его работу на иной род деятельности. Тогда начинают работать другие отделы. Еще лучше будет заняться спортом, сделать зарядку или хотя бы пару несложных физических упражнений. Как вариант, можно пройтись по улице с собакой, сходить в магазин или на кухню, чтобы помыть посуду. Умственная деятельность обычно предполагает долгое нахождение в одной позе, а это плохо сказывается на мышечном тонусе. Живот и спина оказываются слишком расслаблены, ноги согнуты, шея напряжена, более того — в статичном положении ухудшается и замедляется кровообращение. Ввиду этого, ежедневные физические нагрузки являются очень важными для сохранения здоровья, а значит и

Также тем, чья деятельность заключается в интеллектуальном труде, не следует переедать. На свой рацион особенно следует обратить внимание тем людям, которые активному отдыху предпочитают вечер за книгой или компьютером. При слабой физической нагрузке происходит слишком малый расход энергии мышц, чтобы требовалось восполнять ее большим количеством пищи. Избыток калорийных продуктов в рационе ведет прямиком к увеличению веса, проще сказать — к ожирению. Оно же, в свою очередь, может стать причиной многих проблем со здоровьем, таких как болезни печени, сердца и суставов. может вызвать развитие диабета. Лучше всего заменить жирную и тяжелую пищу более полезными фруктами и овощами. Они содержат много витаминов, стимулирующих работу мозга, и мало калорий. Поэтому сложно злоупотребить такой пищей, даже если есть ее в больших количествах.

14 стр., 6533 слов

Значение организационной культуры для развития компании

... за её пределами. Значение организационной культуры для развития организации определяется рядом обстоятельств. ... организационной культуры, которые включают ценности доминантной культуры или отрицают их. Субкультуры могут возникать в результате иерархических различий. Это означает, что ввиду разницы в занимаемом положении человек ... на таких ценностях, как качественный труд, а контркультура их не ...

Кафедра истории Отечества и культурологии

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

«Роль труда в развитии и возникновении культуры»

Введение

Культура – это совокупность результатов творческой деятельности людей. В русском языке есть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенно ценного. Культура – это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям. Еще в древности было замечено, что там где человек начинает создавать какие либо предметы, не существующие в природе, это не проходит бесследно для самого человека. Преобразуя естественные природные материалы – камень, глину, кость и т.д., он одновременно преобразовал и самого себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. И все приобретаемые им таким образом свойства и качества тоже становились элементами культуры. Эта была уже культура не внешняя, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевленных вещах, а культура внутренняя, превращающаяся в достояние и богатство человека.

В данной работе попытаемся разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов, документов, энциклопедий, монографии, , журнальных и газетных статей, сайта сети Интернет с вопросом: какова же роль труда в возникновении и развитии культуры? Отвечая на этот вопрос, раскроем связанные между собой темы: труд как основа существования и развития культуры, накопление материального и духовного богатства (ценностей) как потенциал культурного роста общества, труд и культура личности. В заключении дадим общие выводы о результатах работы над вопросом и наметим пути дальнейшего анализа данной темы.

Выбор темы обусловлен прежде всего моим личным желанием попытаться разобраться о роли труда в возникновении и развитии культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в потребности охватить развитие и возникновении культуры, как основы изучения культурологии.

1. Труд как основа существования и развития культуры

Культура – это результат разделения труда и в ходе истории своего возникновения она была противопоставлена труду. Теоретические интерпретации значения труда и культуры многочисленны, и особо выделяется среди них феноменологическая – Е. Блок, Г. Лукач, К. Косок. В ходе исторического развития из однородной и недифференцированной действительности первобытного общества выделилась в качестве особой общественной сферы культура в своих первых формах, таких как: язык, мания, религия и мифология. Об этом первоначальном акте создания культуры свидетельствует близость этимологии слов «культура» и «труд». Культура в своей антропологической обоснованности возникает вместе с первым историческим актом индивида, который отличает его от животных. По К. Марксу, этот «первый исторический акт» состоялся не вот, что индивиды думали, а в том, что они начали «производить необходимые им для жизни средства». Культура возникла вместе с первым производством средств, необходимых для жизни, но только в человеческом обществе она стала экзистенциальной и исторической предпосылкой выживания человека и развития человеческого общества.К. Маркс и Ф. Энгельс по праву считали, что первый и самый значительный этап развития культуры совпадает по времени формировании языка в нынешнем его виде.

6 стр., 2647 слов

Подвиг честного человека

... труд, созданный на уровне науки того времени и вместе с тем облеченный в изящную литературную и языковую форму. Собственно, сам Карамзин ... Карамзин превратился в историка Карамзина? – Потребность в обобщающем научном труде по ... но также развитие культуры, искусства, победы человеческого ... Карамзина была склонность к истории. Мы видим, что литератор Карамзин, как и журналист Карамзин, – это человек, ...

Развитый язык и способность человека к коммуникатированию, посредством символов, сделали возможным быстрое начальное развитие общественной культуры. Язык позволяет первобытному человеку понять смысл его отношений с природой. С появлением языка и символов человек становится культурным существом. Культура становится видом общественного проявления человека и мерой его развития точно также, как и степень человеческой независимости от природы представляет собой меру развития культуры. В тот момент, когда человек превратил инстинктивную систему знаков в язык, были созданы условия для того, чтобы человечество смогло начать сознательно менять окружающую среду. В первобытных формах разделения труда, в целенаправленном изменении человеком началось отчуждение культуры от труда.Человек является продуктом природы и собственной производственной деятельности, которую следует понимать как отношение человека к природе. А труд – это отношение целенаправленного и контролируемого обмена материей между человеком и природой. Первобытный человек, с учётом степени его развития, не мог обмениваться материей с природой, не мог производить больше, чем ему требовалось. История человека, по Карлу Марксу, начинается с «племенного общества», с которого начинается эпоха «буржуазного общества».

Оно возникает и исчезает с появлением и исчезновением разделения труда. На протяжении всей истории человечества разделение труда развивалось историческими эпохами, которые тождественны различным формам собственности. первое основное условие создания истории – это удовлетворение потребностей в пище, питье, одежде, жилище – продуктами самой материальной жизни. Второе условие – это удовлетворение новых потребностей, которые возникают из первых, уже удовлетворенных потребностей. Третье условие – люди, создавая каждодневно свою собственную жизнь, «начинают создавать и других людей» – семью. Четвёртое условие – это материальная связь между людьми, которая обусловлена потребностями и способом производства, и существует так же давно, как существуют сами люди, постоянно принимая всё новые формы. Удовлетворение этих четырёх условий первобытных исторических отношений человека, удовлетворил и пятое – приобрёл сознание. Это человеческое сознание является общественным сознанием, которое несёт на «себе то проклятие», что с самого начала объято «материей, которая здесь появляется в форме движущихся слоёв звуков, тонов – короче говоря в форме языка. Язык также стар как и сознание. Язык, как и сознание, возникает из потребностей, из необходимости общения с другими людьми.

Но это первоначальное сознание представляет собой прежде всего сознание о природе, которая предстаёт всемогущей, чужой и непонятой и противостоит человеку. Первоначальное сознание человека «чисто животное» – это сознание природы, а «естественная религия» – магия и мифология.Различные формы разделения труда знаменуют собой эпохи возникновения сообществ людей и возникновение культуры, а действительное разделение труда, его первая историческая форма – это тот момент, когда появляется разделение на материальный и духовный труд. с появлением этой формы разделение труда происходит отделение форм от непосредственной человеческой деятельности и труда. Это тот исторический момент в развитии человека, когда сознание человека эмансипирует от мира практики, создавая теорию, философию, мораль, науку, государство. Несомненно, что этим историческим эпохам принадлежит и начало возникновения общественной культуры, и начало её отчуждения от труда. Для К. Маркса важно не то, что сознание возникает само по себе, а то, что «производственные силы; состояние общества и сознания вступают между собой в противоречие», и что разделение труда имеет своим результатом то, что «духовная и материальная деятельность, удовольствие и труд, производство и потребление начинают принадлежать разным индивидам», поэтому «возможность избежать противоречий между ними» кроется только в том, чтобы «снова отменить разделение труда».В критике отчуждённого труда К.

3 стр., 1080 слов

Нос часть лица у человека или морды у животных участвующая в ...

... Нос в культуре, кино и литературе Русские фамилии: Ломоносов Курносов Поговорки: «Любопытной Варваре на базаре нос ... лица костного носа отличает человека от других ... общая функция для носов всех животных — различение ... нос именуется «назальным употреблением». 5. Использованная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/na-temu-nos/ Хомутов А. Е. Примечания Данный реферат составлен на ...

Маркс подчёркивает, что труд – это основа культуры, поэтому он с культурой в себе может привести человека к его окончательному освобождению. Труд представляет собой также источник других основополагающих генетической сущности человека: сознания, социальности, универсальности, свободы. Из дифференцирования К. Марксом главных форм труда – труда человека и труда животного – в «Ранних работах», «Немецкой идеологии» и «Капитане», а также из всей его антологии и антропологи труда вытекает антологическая, эвристическая эстетическая определяющая человеческого труда – создания культуры. эти свойства труда отсутствуют в труде животного, потому что его труд не выходит за рамки жизни, определяемой лишь инстинктами. В труде человека предметы превращаются в ценности, которыми можно пользоваться. В процессе обмена материей между человеком и природой появляется телеологическая функция труда – формируются первоначальные знания труда и цели, которых нужно достичь. Это процесс, в котором человек как сознательное существо располагает целеустремлённой волей и мыслью, которые конкретизируются в процессе труда. В этом акте конкретизации содержатся и телеологические положения, суть каковых – первый элемент осознания причин связей человека и природы.

Между человеком и природой устанавливается, в отличии от отношений животного и природы, историческая диалектика, которая опосредствует то, что представляет собой человеческое сознание и то, что является необходимостью в данных условиях.В труде как контролируемом процессе обмена материей между человеком и природой одновременно проявляется общность, объективизация телеологических положений – стремление, чтобы цель, которую ставит перед собой человек, была целью и для других людей. Это тот момент, в который труд проявляется в человеке как мысль, а это ключевой момент в определении и труда и культуры. из общей антологической основы труда вытекает и общественное измерение труда, возможность развиваться для общественного – культуры.Телеологические положения, которые выражаются в человеческом труде (Г. Лукач) совсем необязательно относятся только к природе, т. к. в труде возникает цель установить и другие связи и отношения между людьми, отличающееся от связи «человек – природа». Как с реализацией общности и телеологической природы труда развиваются общественные связи и отношения, так и в историческом процессе возникает культура с её универсальными ценностями. Поэтому культура имеет столь производственное, столь и духовное (культовое) происхождение. Поэтому производственные и духовные (культовые) корни культуры известны в этимологи слова «культура» и слова «труд». Сама этимология этих категорий достаточна для того, чтобы показать не только их близость, но и вскрыть всю комплектность разнообразных форм их взаимодействия и взаимопроникновения в истории человеческого общества.

9 стр., 4348 слов

Воздействие человека на животных и причины их вымирания

... животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. Животный мир является неотъемлемым элементом окружающей природной среды и биологического разнообразия Земли, ... животных на "полезных" и "вредных" условно и зависит от и численности, места, времени, от хозяйственной деятельности людей. Например, ... влияния на них завезенных видов животных ...

2. Накопление материального и духовного богатства (ценностей) как потенциал культурного роста общества

Развитие производства и усложнение социальной жизни дали новый толчок подъему материальной и духовной культуры первобытного человечества. Особенно заметным это было в обществах, перешедших к производящему хозяйству, у которых отложились новые пласты полезных знаний, искусства, мифологии, религии.

Показательны знания, накопленные в процессе освоения земледельческого хозяйства. Меланезийцы острова Новая Ирландия знали и умели выращивать 10 разновидностей ямса, 14 разновидностей хлебного дерева, 52 разновидности банана, 220 разновидностей тара. Ирокезы выращивали 11 разновидностей маиса, и им были известны такие агротехнические приемы, как повышение всхожести семян путемвымачивания в отваре из определенных кореньев и трав. Папуасы обрабатывали почву, после уборки урожая пуская в огород свиней. С возникновением скотоводства стали эмпирически накапливаться знания в области зоотехники, и прежде всего селекции–искусственногоотбора наиболее полезных пород домашних животных. Некоторые группы папуасов и меланезийцев допускали гибридизацию одомашненных свиноматок с дикими кабанами, но другие специально держали производителей-хряков. По остеологическим материалам установлено, что уже в европейском неолите практиковалось холощение самцов домашних животных. Согласно преобладающему мнению, это делалось для того, чтобы животные стали более послушными и безопасными как для человека, так и для других животных. Несомненно, очень скоро было установлено и то, что холощеные самцы быстрее набирают вес, а мясо их становится жирнее. Начали практиковаться и другие способы искусственного воздействия на животных. Так, в Меланезии местами ценились только хряки с длинными завитыми клыками, и, чтобы добиться этого, им удаляли верхние резцы. Дальше папуасов и меланезийцев продвинулись скотоводческие племена Южной Америки. Контролируя размножение путем учета половозрастных характеристик и индивидуальных свойств животных, они получили две разные породы домашних верблюдовых – ламу и альпака. Известно также, что селекция применялась здесь к морским свинкам. Таким же эмпирическим путем сибирские оленеводы пришли к контролю за воспроизводством стада путем ограничения убоя животных, дифференцирование – важенок и быков.

Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков и отдарков стимулировало накопление арифметических знаний. В частности, известно, что некоторые папуасские племена именно при дарообмене пользовались бирками. Сходные примитивные счетные приспособления – кучки камней или связки соломы, шнуры с нанизанными на них раковинами или с узелками – известны у многих других раннеземледельческих племен Меланезии, Америки и Африки. В древнейших земледельческих поселениях Передней Азии найдены глиняные шары, полусферы, конусы, которые, видимо, также использовались для счета. В первобытной Европе для этого применялись камешки: к латинскому са1си1ш – «камушек», «счетный камень» восходит слово «калькуляция». Нужды распределения земли и возникшей местами ирригации расширили начатки геометрических знаний. Та же ирригация была невозможна без каких-то сведений из области гидродинамики. Широкое применение высшими охотниками всевозможных хитроумных ловушек требовало пополнения сведений из области механики. С началом керамического производства, при котором из глины удаляется связанная с ней вода, было совершено одно из крупных открытий в химической области.

2 стр., 565 слов

Эссе человек становится вполне человеком в процессе культуры

... Как писал Г.П.Федотов : «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, ... культуры? Ведь личная культура - это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. Такие качества формируются в процессе жизни очень долго. В ... если рядом будет хороший экскурсовод. Например, недавно в Белгородском художественном музее прошла ...

Переосмыслилось восприятие пространства и времени. Существует, видимо, правильное мнение, что с переходом от бродячего образа жизни к оседлому динамическое (маршрутное, линейное) осознание пространства преобразовалось в статическое (радиальное).

Оседлыйземледелец стал представлять себе пространственную протяженность в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. Свою печать наложило на это также развитие сегментарной и родоплеменной организации, породившее социально-структурное представление о пространстве. Независимо от реального расстояния более «близким» считалось то селение, где жили более близкие сородичи или соплеменники. Время по-прежнему воспринималось экологически, но теперь уже в связи с новыми видами хозяйственной деятельности – скажем, с мотыженьем земли или уборкой урожая, выгоном или пригоном скота. В то же время, по мнению некоторых ученых, наряду с экологическим представлением о времени большое и даже большее распространение получило представление структурное, определяемое социальной средой. Такое время могло исчисляться линейно-степенным родством (родство по отцу – это продолжительность жизни одного поколения, по деду – двух поколений и т.д.) или особенностями возрастной организации (события связываются со сроками инициации, пребывания в определенных возрастных категориях и т.д.).

Но так или иначе восприятие пространства и времени оставалось связанным с хозяйственной и общественной практикой. С общественной практикой социализации были связаны и сохранявшиеся представления о мифологическом времени.

Сегментация родоплеменных подразделений, дарообменные и военные походы вели к дальнейшему накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты – обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу. Получила значительное развитие пиктография, с помощью которой теперь подчас делались довольно сложные записи. Такие записи известны у племен Северной Сибири, американских индейцев, во многих обществах Меланезии и Тропической Африки. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (предложения дарообмена, установления мирных отношений, любовные послания и пр.), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и памятных событий).

4 стр., 1854 слов

Сервисная деятельность как часть культуры

... культуру (в рамках которой развивается сервисная деятельность), политическую, правовую, художественную, религиозную культуры и др. В массовом сознании распространено несколько иное понимание культуры - в ней люди нередко усматривают лишь нормативно-оценочную деятельность, ...

Существовали целые пиктографические хроники, например знаменитая «Валам олум» («Красная запись») североамериканских индейцев-делаваров, изобразивших 184 рисунками на древесной коре все свои исторические предания – от начала мироздания до появления в стране европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин («вампум» североамериканских индейцев).

Но, как и прежде, если не все, то большинство пиктографических символов и тем более целые пиктограммы требовали устных пояснений. В изобразительном искусстве в основном продолжался начавшийся ранее переход к условной манере исполнения. В графике, живописи, петроглифике, пластике этого времени отражено стремление к нарочитой упрощенности, изображению взамен целого какой-либо его характерной части, нередко к значительной стилизации. Так, если в ранненеолитических петроглифах Евразии сравнительно легко узнаются изображения людей и животных, то в позднем неолите они часто едва узнаваемы. В общей же массе высеченных на скалах знаков едва ли не преобладают круги, спирали, кресты, полумесяцы, свастики и другие солярные и лунарные символы. То же фиксируется этнологически, например, в эволюции африканских масок, в которых по мере развития позднепервобытных общин усиливалась условная манера пластики. Очень широко распространилось декоративное направление в изобразительном искусстве, т.е. украшение всех предметов обихода, в особенности одежды, утвари и оружия, , резьбой, вышивкой, аппликацией и т.п. Так, керамика в раннем неолите лесной полосы обычно ничем не украшенная, в позднем неолите стала орнаментироваться ямочно-гребенчатыми оттисками. Широко распространилась роспись керамики, часто многокрасочная. Известно множество условных изображений эпохи палеолита и реалистических – эпохи неолита, но все же можно сказать, что изобразительное искусство палеолита было чаще реалистическим, а неолита – чаще условным. Чем объясняется этот поворот в стиле изобразительной деятельности человека? Одни ученые связывают его с изменением материала, например, с тем, что люди от росписи стен пещер перешли к украшению керамики, другие – с развитием абстрактного мышления, третьи – с распространением предписьменной передачи информации, некоторые‑с усложнением религиозных представлений, требовавших умышленного отклонения изображений от сходства с земными оригиналами. Согласно еще одной точке зрения, поворот в первобытном искусстве был связан с тем, что с переходом от охотничье-рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству интерес к зверю уже стал ослабевать, а интерес к человеку еще только зарождался. Все перечисленные факторы могли сыграть свою роль, но в целом этот сложный вопрос пока недостаточно изучен и остается. открытым.

Продолжали развиваться и другие формы искусства, в частности устное, музыкальное и танцевальное творчество. В сказках, рассказах, песнях и других жанрах устного фольклора возникли сюжеты, отражающие зависимость человека от плодородия земли и благоденствия стад. Сказки, у одних племен (например, в Меланезии и Америке) еще слабо отдифференцированные от мифов, у других (в частности, в Тропической Африке) стали самостоятельным жанром. Наряду с родовыми и личными появились песни институциализованных половозрастных групп и в особенности мужских объединений. У ряда племен (эскимосы, южноамериканские, отдельные племена Тропической Африки) соперничество из-за женщин или борьба за власть породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушутливой перебранки. В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, достигавшийся ритмизацией или инструментальным сопровождением. В числе музыкальных инструментов появились новые, снабженные резонаторами струнные инструменты, усложненные мембранные барабаны, многоствольные «флейты Пана». В танцевальном фольклоре также появились новые виды, тесно связанные с земледелием и скотоводством. Это, например, так называемые «бесстыдные танцы» плодородия. Они существовали едва ли не у всех ранних земледельцев и земледельцев-скотоводов и описаны, в частности, Н.Н. Миклухо-Маклаем у папуасов. «Женщины двигаются медленно, делая маленькие шаги и выставляя зад, которым они вертят из стороны в сторону; так как туловище при этом наклонено вперед, то груди при этом болтаются». Существовали и сидячие танцы с колебательными движениями, которые, возможно, археологически зафиксированы раннетрипольскими женскими статуэтками с откинутым назад корпусом. В мужских домах при инициационных и других обрядах исполнялись специфически мужские танцы. Вообще, теперь существовало множество самых разнообразных танцев. Так, у ирокезов насчитывалось более тридцати одних только танцев, в том числе одиннадцать мужских, семь женских, четырнадцать общих, шесть в масках и т.д. Устный, музыкальный и танцевальный фольклор вместе с изобразительным искусством, как и раньше, зачастую сливался в театрализованных представлениях, которые теперь имели уже не только охотничий, но и аграрный характер. Не случайно в языке хинди слово «ата» (актер) восходит к санскритскому «нрит» (танцевать).

6 стр., 2997 слов

Человек в мире технологической культуры

... технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Глава 4 Человек в мире технологической культуры ...

Новые условия хозяйственной и социальной жизни, а также общий подъем духовной культуры нашли свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя этиологию не только растительного мира, простейших общественных установлений, но и культурных растений, домашних животных, усложнившихся , нередко и мироздания в целом. В земледельческих обществах получили распространение мифы о мужчины-Неба и женщины-Земли как начале всех начал. Так, к папуасским мифам, животворные дожди проливаются тогда, когда Небо и Земля пребывают в объятиях любви. В большинстве племен жероамериканских индейцев считается, что отец-Небо и мать-Земля – владетели всего сущего. Некоторые земледельческо-скотоводческие племена считают, что, оскопляя самцов домашних животных, они оплодотворяют землю. В то же время возрастание социальной роли мужчин широко отразилось в мифах о создании мира мужчиной без участия женщины. Характерен миф западноафриканского племени, в котором мир сотворила не женщина, а ее сын.

В такой же степени эволюционировала и усложнилась религия. Накопления знаний о своей собственной и внешней природе люди позднепервобытной общины все меньше отождествляли себя с природной средой, все больше осознавали свою зависимость от неведомых сверхъестественных сил. Эти силы виделись добрыми и злыми. В результате старые представления о дуалистическом разделении предметов и явлений природы вылились в представления о извечной борьбе доброго и злого начал. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старались умилостивить. Содержание тотемизма изменилось; тотемические «родственники» и «предки» сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем зооморфные предки стали вытесняться антропоморфными, и тотемизм продолжал сохраняться не столько как живая система верований, сколько в пережитках (например, – в тотемных названиях и символах родов).

На той же анимистической основе начал складываться культ природы, олицетворяющейся в образах всевозможных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил.

С возникновением земледелия стал зарождаться культ возделываемых растений и тех сил природы, от которых зависело их произрастание, особенно Солнца и Земли. Например, ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов, называя их «тремя сестрами», «нашей жизнью» или «нашими кормилицами» и представляя в образе трех женщин в одежде из листьев соответствующих растений. Четыре из шести праздников ирокезов были связаны с земледелием: это были праздники нового года, посева, зеленого зерна и урожая. Представление о Солнце как оплодотворяющем мужском и Земле как оплодотворяемом женском начале вместе с цикличностью благотворного воздействия Солнца породило почитание его в качестве умирающего и воскресающего духа плодородия. Получила распространение магическая практика укрепления силы Солнца, усиления плодородия Земли, вызывания дождя и т.п. Подобным же образом возникал культ покровителей скота (например, покровителя свиней Геру у папуасов) и развивалась специфически скотоводческая магическая практика.

С развитием родоплеменной и в особенности сегментарной организации стала зарождаться вера в помогающих людям духов умерших прародителей. Возник культ предков. Как правило, он был культом мужских предков, хотя в материнскородовых обществах, возможно, уже начал складываться культ женских предков-прародительниц, местами известный на более поздней стадии развития. В то же времянередко обращают внимание на то, что едва ли не большинство духов-покровителей представлялось в виде женщин, и в этом видят одно из оснований для реконструкции первоначального матриархата. Но для возникновения таких представлений достаточно было культа хозяек и охранительниц домашнего очага, культа плодородия и т.п.

До культа лидеров было еще далеко, но уже имелись некоторые его предпосылки. Они создавались верой в наличие у людей некой сверхъестественной силы, ограниченной у рядовых сородичей или общинников, намного более действенной у старейшин, военачальников, колдунов. Эта вера существовала почти повсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезийское слово «мана». Постепенно даже возникла вера в то, что хорошую мана может заполучить не только кровный родственник, но и всякий вкусивший от тела ее носителя. Так появилась практика съедать сердце или печень убитого врага и эндоканнибализм по отношению к собственным сородичам, в особенности выдающимся.

3. Труд и культура личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников – членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека под влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших – обучением и воспитанием.

Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более достижений в труде.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста – в игре, в младшем и среднем школьных возраста – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке.

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социолизацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что труд в развитии и возникновении культуры сыграл огромную роль. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам человек формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд. Все это превращается в достояние и богатство человека и тем самым возникает культура.

Однако культура – это не только процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, труд, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны. В целом подход к культурному наследию должен быть диалектическим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценностей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего отжившего, консервативного в культурной традиции.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chto-takoe-kultura-truda/

1. Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990.

2. Семенов Ю.И. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. – М., 1993.

3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. – М., 1961.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

5. Сайты Интернет:

www.history.tsy.ru