Женское счастье. Какое оно? (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Возможно ли оно во времена тяжелых исторических потрясений, описанных в романе М. Шолохова «Тихий Дон»? Ильинична, Наталья, Аксинья, Дарья — все они хотят быть счастливыми, но обстоятельства жизни не дают осуществиться этому стремлению. Нет счастья в жизни Ильиничны, которую М. Шолохов называет «гордой и мужественной старухой». Она страдает от вспыльчивого нрава мужа, который часто бьет ее, она привыкла прощать обиды. Она не ожидает для себя ничего хорошего в этой жизни, однако стремится научить своих детей добру и правде. В конфликте между Григорием и Натальей она проявляет мудрость и рассудительность. С одной стороны, она растолковывает Наталье всю неправоту ее решения избавиться от ребенка Григория. Но с другой стороны, и Григория она не щадит: «У тебя уж, гляди-кось, сердце как волчиное исделалось… Послухай матерю, Гришенька!»).

Она не становится ни на чью сторону, и в дальнейшем Григорий начинает судить себя логикой материнской правды и думать о себе словами матери.

Больше всего болит ее сердце о младшем сыне. Но умирает она, так и не дождавшись его после долгой разлуки. Чувствуя приближение конца, она выходит из дома и, обратившись лицом в степь, прощается с любимым сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!» Так печально складывается жизнь казацкой матери.

Еще печальнее судьба Натальи. Она — нелюбимая жена Григория, и, постоянно унижаемая холодностью, то вымаливает его у Аксиньи, то бунтует, уходя из дома Мелеховых, пытается покончить с собой. Но инстинкт подсказывает ей, что только в доме Мелеховых она может дождаться возвращения мужа, восстановит разрушенную семью, обретет детей.

Наталья борется с Аксиньей талантом верности, терпения, кажущейся несвободой. Ей безумно трудно, она противостоит не одной Аксинье или Дарье. Она противостоит прежде всего своему времени — войне, забирающей Григория, всеобщему похабству, посрамлению нравственных устоев, неуважению к чистоте, хрупкости. Более, чем любви, верна Наталья своему материнскому призванию. Полюшка и Мишатка становятся ей утешением в нелегкой жизни. И умирает Наталья преждевременно из-за того, что пытается избавиться от ребенка. Так наказана она за то, что предает идею материнства.

Настойчиво стремится к счастью Аксинья. Кажется, все у нее есть для счастья — и броская, волнующая красота, и настоящая любовь. Но жизнь с самого начала повернулась к ней своей горькой стороной: деспотизм отца, а затем нелюбимого мужа ложатся на ее душу неподъемной тяжестью. Борьба ее за Григория, за счастье с ним — это борьба за утверждение своих человеческих прав. В этой любви она самоотверженна, она следует за любимым на самые тяжкие испытания, бросая и дом и хозяйство, не гнушаясь самой тяжелой работой, разделяя все невзгоды походной жизни Григория. И в последний раз по его зову покидает она родной Дом. Но именно тогда, когда, кажется, ничто не мешает ее счастью, она и погибает — погибает, как птица в полете, устремленная к долгожданному счастью, но так и не добившись его.

16 стр., 7742 слов

Сочинения. : Любовь Аксиньи в романе Тихий Дон, Шолохов Григорий ...

... ее за грехи. Учитель: Какова любовь Григория к Наталье? Любовь к Наталье (слайд 5) воплощает тягу к норме, казачьим традициям, покою, семейному очагу, оседлой жизни. Наталья, верная своему долгу, награждается рождением ... домой к нам на Тихий Дон. Ой, да отпусти домой к нам на тихий Дон, Ой, да к нам на Тихий Дон, к отцу с матерью. Ой, да к нам на тихий Дон, к отцу с ...

Так что же, может быть, лучше и не стремиться к счастью, избегать серьезных чувств, ничего не принимать близко к сердцу? Так живет Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но и с Дарьей, оказалось, жизнь «многое поделала».

Получив настоящий удар судьбы, Дарья проявляет мужество: она решила умереть, чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью». И только теперь ей открываются истинные ценности: «Я вон какую жизнь прожила и была вроде слепой…». Открывается ей и прекрасный мир природы («Гляжу я на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный… красота-то какая! А я ее и не примечала»), она плачет, глядя на детишек. Раньше подсмеивавшаяся над Натальей, над ее строгостью, верностью мужу, теперь она с завистью говорит о ее любви, со вздохом о себе: «Мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось… Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?»

Особым обаянием выделяется образ Аксиньи. Ей присущи и внешняя и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, Аксинья смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали. В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним — это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды.

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве — любви к Григорию.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

7 стр., 3272 слов

Сочинение аксинья и григорий

... лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о ... легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую ...

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Проко-фьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану — она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет… вернется — сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»).

Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

Мятежный характер Аксиньи, ее всеохватывающее чувство к Григорию открывают читателю красоту и богатство человеческих переживаний. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.