Ное : «Честь, порядочность, совесть это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек не человек»

В последние годы у Дмитрия Сергеевича Лихачёва брали большое количество интервью, а он, несмотря на огромную занятость, соглашался встречаться и беседовать. Будь это студия Останкино в Москве, холодный Пушкинский дом в Санкт-Петербурге, открытые всем ветрам Соловки. Вопросы задавались сложные, ответы всегда были честные, прямодушные и откровенные. Это был какой-то обоюдный процесс — движение миров навстречу друг другу: у одних — желание успеть спросить, узнать, у Лихачёва – желание успеть ответить, поделиться сокровенным. Интервью, обширная переписка (частная и деловая), выступления на встречах – это лишь малая толика той общественной работы, что вел Дмитрий Сергеевич Лихачев. Особой его болью было сохранение русской культуры. Благодаря его стараниям, открыты Дом-музей Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, Государственный музей-заповедник А.Блока в Шахматове. Восхищает его благородное упорство, с каким он содействовал открытию в Москве Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Малом Знаменском переулке (на сайте музея представлены копии писем Д.С.Лихачева Б.Н.Ельцину, Ю.М.Лужкову, министру культуры РФ).

Не меньше тревожных раздумий вызывал у русского ученого другой островок культуры – русская речь. В интервью Д.С. Лихачёва Д. Шеварову мы читаем строки «Я живу с ощущением расставания…» Это чувство глубокой печали связано с исчезновением из нашей речи многих слов, словно вобравших в себя целые пласты культуры: «Например, исчезло из активного употребления слово «учтивость» — его поймут, но сейчас его почти никто не произносит… ».(1) «Слово «воспитанность» у нас сейчас исчезло».(2) «У нас исчезли такие несвойственные нашему обществу понятия, как, скажем, дворянская честь…».(3) «Мы страна без обращения к другому». (4) «Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим слова «милосердие», «доброжелательность»?».(5) «Или вот «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал – о ком бы я ни заговорил, он спрашивал: «А он порядочный человек?»(6) А часто ли мы слышим друг от друга слова «честь», «достоинство», «совесть»? Мы стали привыкать к словам более примитивным, не требующим духовного осмысления. Д.С.Лихачев в труде «Культура как целостная среда» с горечью замечает: «сегодня мы все чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стертым, не укорененным в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне».(7) Виктор Астафьев, вспоминая Лихачева, напишет в «Затесях»: «После смерти академика Лихачева этой забедовавшей стране остро будет его недоставать.

8 стр., 3624 слов

МХК. . Культура слово и понятие, основные подходы и определения

... и К. Клакхон, учитывая многочисленные определения понятия «культура», пришли к выводу о том, что среди этого многообразия следует выделить основные типы определений: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Например, ... функционируют «в контексте символизирования». Л.Кертиана выделяет три подхода к определению культуры: 1.Антропологический - Признание самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития ...

Дыру в тлелом полотне нашей культуры залатать не скоро удастся, может, и вообще не удастся при том одичании, которым охвачен наш народ».(8) Меткие слова русского писателя, сокрушающегося о наступивших временах и без всякой надежды всматривающегося в будущее. Что же делать? «Даже в случаях тупиковых, — говорил Дмитрий Сергеевич, — когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос».(9) Да, действительно, Д.С.Лихачёв не бездействовал, и его полноценная плодотворная жизнь — тому подтверждение. Он выступал о переименовании городов, в защиту парков, библиотек, музеев, людей. Говорил, подвергая опасности себя, свою семью и коллег. Но не мог молчать, потому что им двигало то, что было в нем главное: « совесть, порядочность, любовь к родному городу, гражданское чувство».

Для Дмитрия Сергеевича Лихачёва одним из образцов человека с большой буквы был академик Андрей Сахаров. На митинге, посвящённом кончине русского учёного и правозащитника он скажет: «Он один говорил от лица всех нас (…), когда один человек говорит правду, каждое сказанное им слово обретает особый смысл». (10)

Я искренне считаю, что эти слова можно сказать и о самом Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. Он не уставал говорить о безликости современной русской речи, о том, что люди все реже задаются вопросом о том, что такое «больная совесть», забыли, что такое «внутренняя честь» и давно утратили представление о том, что такое «порядочность». Сам он старался сделать всё от себя зависящее и словом и делом.

А еще очень надеялся на молодых людей: «Есть замечательная молодёжь, есть очень хорошие учащиеся средних школ, и на них вся надежда». (11)

Но ведь эти слова касаются и меня лично, а значит, и на меня надеялся русский академик Лихачёв. Каким же образом, я, ваша современница, могу продолжить хоть частичку его труда? Чтобы не исчезали памятники культуры в Москве, а такие красивые слова, как «честь», «совесть» и «порядочность» совсем не исчезли из нашей речи! Много раз в своей жизни я встречала эти слова в книгах, иногда произносила их, но, как теперь оказывается, вовсе не понимала, что они значат и какая мощная нравственная сила заложена в них.

Эта работа очень важна для меня. Мне хочется прожить правильную жизнь. Но «никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни». (12) Я уверена, что работа с темой, которую я себе определила, поможет мне выбрать верные нравственные ориентиры в моей будущей жизни. А в проводники себе я возьму бессмертное наследие Д.С.Лихачёва.

Предисловие

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – петербуржец, я – москвичка. Он знал, любил свой город и боролся за сохранение его исторического облика. Я тоже очень люблю свой город и хочу, чтобы он сохранял свое лицо. По воспоминаниям С.О. Шмидта: «В период, когда Д. С. Лихачев возглавлял Фонд культуры, он останавливался обычно в гостинице, носящей ныне название «Арбат» в Плотниковом переулке. Мы в эти дни нередко гуляли. Тогда еще сохранялся в какой-то мере «мир Пречистенки и Арбата». Дмитрий Сергеевич как бы пытался уловить аромат этого заповедника русской литературы».(13)

Для меня Арбат тоже особое место в современной Москве, пронизанное воспоминаниями моих родителей. Ни для кого не секрет, что Москва стремительно меняет своё лицо. В Блоге ЖЖ Марата Гельмана опубликован список уничтоженных за последнее десятилетие памятников архитектуры Москвы – 34 объекта. Все прекрасно понимают, что городская культурная среда формируется не только отдельными памятниками, но историческими зданиями в целом. Так любимый Д.С.Лихачёвым «мир Пречистенки и Арбата» в последнее время подвергся активной застройке. Один только Плотников переулок изменился до неузнаваемости: рядом с одноэтажными и двухэтажными особняками выросли современные высотки их стекла и бетона. Здесь пахнет не только дурновкусием, но и чем-то иным, о чем писал Д.С.Лихачев в статье «Мужество признать свою вину»…

5 стр., 2050 слов

Честь дороже жизни примеры из литературы. «честь дороже жизни» ...

... и больно по истечению времени. Исключить предательство, неуважение к близкому и прочие тяжкие общественные проступки. Сочинение на тему честь дороже жизни , Автор: Царакова Надежда Радионовна. Честь дороже жизни (Вар ... перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее. Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, ...

Узнал ли бы русский академик свою прежнюю Москву? Какие бы печальные мысли растревожили его душу? Я решила пригласить Дмитрия Сергеевича Лихачёва на нашу, к сожалению, только воображаемую прогулку по его старым излюбленным «приарбатским» переулкам, посмотреть изменившиеся окрестности и поговорить о «чести», «совести» и «порядочности».

Место встречи – Плотников переулок, д. 12, гостиница «Арбат».

^

Мы встретились. На дворе 7 марта 2011. Сквозь низкое серое небо проглядывает первое весеннее солнышко. Визуально оно такое неприметное, как комочек желтой краски посреди талого снега и грязи. Вот мы видим первые проталины, слышим чудесное щебетание каких-то пташек, и сразу так тепло становится на душе. Трудно пожелать лучшего утра для прогулки! Перед встречей долго рассматривала фотографии Д.С. Лихачёва, но как же точны показались слова Андрея Вознесенского: «Обладал красивой внешностью: был стройным, элегантным – просто ренессансной фигурой». (14) Составленный мной маршрут продуман предельно тщательно: от гостиницы «Арбат» по Плотникову переулку вверх, поворот на Гагаринский переулок и прямо к дому № 25, известному как «дом декабриста Свистунова». Итак, сегодня я хотела бы поговорить о том, что такое «честь». Знаю, что Вы много писали и говорили об этом. Знаю и то, что Вы «не любите определений и часто не готовы к ним». (15)

В моей жизни мне редко приходилось сталкиваться с этим словом. Не те ситуации, события, люди. Скорее всего, я даже плохо понимаю, что такое «честь». Вот Вы в своей работе «Мужество признать свою вину» пишете, что «честь в том, что человек держит слово». Теперь мне ближе и понятнее слова литературных героев 19 века, которые «дают слово честного дворянина». Или в этой же работе Вы подытоживаете: «Честь — это достоинство нравственно живущего человека». Следуя хронологии, чуть позднее, в диалогах с Н. Самвеляном Вы опять затронете это очень важное, нужное, особенно нам, молодёжи 21 века, нравственное понятие «чести». Мне кажется, что здесь Вы уже более детально подходите к этому вопросу, потому что пытаетесь не только дать определение ему, но и классифицируете честь в зависимости от того, какой общественный институт представляет человек: «Честь рабочего – работать без брака», «Честь администратора – не бояться изменить своё мнение, если факты этого требуют». Вы говорите о том, что «Честь гражданина – не писать и не читать анонимок», «Честь учёного – не присваивать себе чужих идей». (16)

9 стр., 4277 слов

Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

... смеет оскорбить меня Ни тайным жестом и ни делом тайным… Честь истинная и ложная. Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Честь вот истинная красота человека О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в ... Борис Акунин. Алмазная колесница Досадно мне, что слово «честь» забыто И что в чести наветы за глаза. Владимир Высоцкий Не платье украшает человека. Как из-за чёрных ...

Читая «Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем», я решилась написать о «чести ученика», ведь школа – это тоже общественный институт, а я — его представитель.

Честь ученика – много и усиленно работать над своим образованием, хорошо учиться, не зарабатывать оценки чужим трудом, не оставаться в стороне от общественно-полезных дел школы, содержать в чистоте свои школьные тетради, учебники, уважать своих школьных товарищей.

В «Диалогах о дне вчерашнем…» вы не один раз упоминаете имя человека, который «высший критерий для наших душ, нашей нравственности» – это имя Александра Сергеевича Пушкин. Вы пишете о том, что «поэт не может быть с запятнанной честью», а вот в своей работе «Пушкин и мы» 1984 г. Вы развиваете это высказывание: «Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота, демократичность и жизнелюбие, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и к людям труда.”(17) Внимательно читая эту статью, я осознала, что по Пушкину можно писать кодекс чести: «Он был верным другом и добрым товарищем. Он не боялся царей и презирал карьеристов-вельмож. Он был другом декабристов, их учеником и их учителем». (18) Верность, доброта (отзывчивость и милосердие), отсутствие страха и низкопоклонства перед сильными мира сего, свободолюбие и активная гражданская позиция присущи человеку чести.

Вчера,6 марта, — Прощёное воскресенье. Мы с мамой были в церкви. Уходя, взяла февральский выпуск «Православной школьной газеты». Уже дома, перелистывая, наткнулась на опубликованное обращение митрополита московского Ювеналия к молодежи. Говорил он о чести: «Что такое честь? Это внутренне нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. Не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. Но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности». (19) Вот уж, действительно, существует незримая связь времён. И сказанное Вами — ожило в речи митрополита Ювеналия — и упало живительным семенем в души людей.

Вот уже и Плотников переулок остается позади. Давайте постоим около дома 4, дома с композицией «Парнас». Главная его достопримечательность – знаменитый скульптурный фриз с барельефами русских писателей в окружении муз – скоро канет в Лету. В 2005 году ремонтные работы привели к утрате части уникальных барельефов и декора фасада. По срочной заявке общественности в апреле 2007 года дом был поставлен на охрану. Однако разрушение убранства дома продолжается по сей день. Работы по фасаду даже не запланированы! «В Москомнаследии который год говорят, что очень трудно работать с многоквартирными жилыми домами… ». (20) Смотришь на этот дом и вспоминаешь Ваши слова: «Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». Точно человек умер, а остался мундир, с которого сняты ордена и внутри которого уже не бьется совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники людьми». (21)

Свернув на Гагаринский переулок, я с замиранием сердца жду встречи с домом декабриста Свистунова, а точнее с тем, что от него осталось: «Теперь дом одет в леса, терраса разобрана, идет весьма долгая реставрация, совмещенная со строительством современного офисного здания, примыкающего к особняку со двора». (22) Рядом с маленьким аккуратным домом человека, отдавшим жизнь за дело чести, выстроен офисный центр – нарушена архитектурная линия, задета честь.

15 стр., 7429 слов

Береги честь смолоду по повести капитанская дочка пушкин 8 класс

... А остались достойными гражданами своей страны. 8 класс Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/beregi-chest-smolodu-po-povesti-kapitanskaya-dochka-pushkin-8-klass Береги честь смолоду сочинение по повести Капитанская дочка ... И благородные люди не теряют этих качеств, пройдя через все испытания. «Береги честь смолоду» – напоминает нам А.С. Пушкин слова, которые ...

Даниил Гранин, вспоминая о Вас в книге «Листопад» заметил: «Порядочные люди нетерпимы не к власти как таковой, а к несправедливости, исходящей от власти». (23) Дмитрий Сергеевич, как не хватает сегодня Вашего горячего сердца, слова, авторитета гибнущей Москве. Ее прошлое исчезает. Что останется потомкам?

^

На дворе 13-ое. Мартовская погода капризна и непредсказуема. Я обратила внимание на то, что появившиеся лужицы снова затянуло льдом. С севера подул угрюмый, тоскливый ветер, изморозь секла и колола лицо. Готовясь к разговору о порядочности, очень переживала. В огромной библиографии трудов Д.С.Лихачёва мне не удалось найти работы (даже фрагмента), где встретилось бы исчерпывающее определение этого слова. Правда, нужно отметить, что встречается слово «порядочность» довольно-таки часто. Д.С.Лихачев нередко в интервью с горечью сокрушался о том, что слово исчезло из обихода как явление русской жизни: «Исчезли понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, беспристрастности, порядочности и благородства». (24)

С Д.С.Лихачёвым мы встретились ранним утром. Как и в первый день, маршрут был продуман исправно. Так, от гостиницы «Арбат» мы медленно отправились в направлении переулка Сивцев Вражек.

Что же такое порядочность? Какого человека можно считать порядочным? Или о поступке: «Он поступил порядочно». Прежде чем слово становится в речи «своим», необходимо уяснить для себя его значение. Как мне представляется, порядочность – это сродни чистоплотности человека, но во взаимодействии с другими людьми: чистоплотность в делах, в данном слове, которое необходимо сдержать, в работе, которую нужно выполнить к заданному сроку.

Интересные размышления о «порядочном человеке» я нашла у И.А.Гончарова: ««Порядочный человек есть гармоническое сочетание наружного и внутреннего». (25) С одной стороны, это изящные манеры и благородный тон, с другой — отсутствие грубости в разговоре, спокойное уравновешенное поведение. Порядочный человек «не делает сцен, не оскорбляет наглыми, презрительными взглядами, потому что это неразумно и несправедливо», он «честен, правдив, чтит родителей», справедлив и великодушен. В конечном итоге, герой Гончарова и вовсе отвергает существование порядочного человека, которого «никогда не было, да и вряд ли будет, как никогда не было совершенного мудреца, совершенно доброжелательного человека». А вот здесь, я думаю, Дмитрий Сергеевич, Ваше поведение, отношение к делу, к людям, с которыми были связаны обязательствами, должны стать контраргументом доводам героя Гончарова. Позвольте процитировать отдельные фрагменты из Вашей переписки с Николаем Асеевым, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше доказывают, что порядочность – не миф: «Дорогой Николай Николаевич! Я очень огорчен путаницей страниц в книге, которую Вам послал… кто-то снебрежничал», «пожалуйста, простите меня, что задержался с ответом. У меня было одно душевное беспокойство, которое очень мешало мне сосредоточиться… плохо себя чувствую, когда должен спешить с какой-либо работой», «я не хотел сорвать защиты, готовился к выступлению с головною болью». (26) Все эти выдержки как раз и формируют, мне кажется, представление о порядочности: обязательность в делах, невозможность подвести другого человека, чувство долга по отношению к коллегам, бережное отношение к документам. Думается, именно так понимал «порядочность» и Николай Калинникович Гудзий, поэтому для него, ученого, это качество было мерилом того – можно ли с этим человеком иметь какие-либо деловые отношения. Не подведет ли он? Можно ли на него положиться? Выполнит ли работу к назначенному сроку? Не «зачитает» ли важную книгу? Помните, в статье «И пробил час» Вы вспоминаете неприятный случай, когда некая «почтенная дама» взяла себе книгу, не ей предназначенную. Вы тогда ей сказали: « Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. Я даже не поблагодарил его». (27) Не поблагодарить человека, оказавшего услугу, непорядочно. Порядочность держится на взаимном уважении друг друга.

2 стр., 689 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С.Лихачева: ...

... было холодно на улице. (5)Первичная потребность у человека – пища. (6)Воспитанники нашей колонии всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их морального перевоспитания. (7)Одним из основных видов ... этих собственных ятерей рыбная ловля стала быстро развиваться. (22)Однако рыба, которую ловили в ятеря, потреблялась сначала только небольшим кругом тех, кто владел снастью. (23)К концу ...

Получается, ни в коем случае нельзя смешивать порядочность и образованность, она ближе к воспитанности, к уважительному отношению к людям, к тому, что каждому человеку необходимо научиться ценить чужое время.

Порядочность близка дисциплинированности человека, его способности организовать себя и свое время.

Современный человек, на мой взгляд, достаточно эгоистичен, а порядочность – это, прежде всего уважение другого. По моему мнению, мы стали менее строги к себе и не оцениваем свои поступки по столь высокой планке, поэтому стали бояться и остерегаться таких высоких слов как порядочность. Изучая это явление, я попыталась найти ответ в произведениях русской литературы, хотя, сразу признаюсь, с темой чести и бесчестия на уроках литературы мне приходилось сталкиваться намного чаще. Кого из героев русской классики я могла бы назвать порядочным человеком? Или поступок какого героя я расценила бы как порядочный?

На мой взгляд, ярким примером порядочности является поступок героини рассказа В.Распутина «Уроки французского», учительницы Лидии Михайловны. Если смотреть с позиции «моралистов», её поступок не педагогичен. Однако с человеческой точки зрения, она поступила порядочно: придумала, как накормить мальчика, не унизив при этом его достоинства. Директору, заставшего их за азартной игрой, она ничего не объяснять не стала. Не оправдываясь, взяла всю вину на себя, тем самым, подтвердив свою порядочность.

И.А.Гончаров в романе «Обломов» изобразил Штольца цельным и, на мой взгляд, очень порядочным человеком. Слова у него не расходятся с делом, он необыкновенно трудолюбив, верный друг. Эти качества позволили ему, не раздумывая, принять единственно правильное решение: после смерти Обломова он взял на воспитание его сына: «Нет, не забуду я твоего Андрея (…)но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти…и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты». (28) О порядочности Штольца Добролюбов писал: «Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц – человек деятельный, всё о чём-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться. Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, — это для нас остаётся тайной». (29)

Так, за размышлениями о порядочности мы потихоньку подошли к месту, где раньше находился «большой» дом Герцена: переулок Сивцев Вражек, 25/9. Увы, он был снесён в 1998 году под распространенным предлогом «реконструкции». Все обращения в столичную прокуратуру ничего не дали, хотя занималось эти вопросом Всероссийское общество охраны памятников. От первоначального строения сейчас сохранилась лишь подлинная сводчатая палата в цокольном этаже: « В наше время музей Герцена находится в соседнем «малом» доме (№27 по Сивцеву Вражку), хоть он играл (в соответствии с названием) меньшую роль в жизни писателя. По-видимому, власти Москвы считают, что «Большой» дом слишком велик для одного из самых знаменитых литераторов и исторических деятелей России». (30) Конечно, новая архитектура – это прекрасно, но я вот задаюсь вопросом, где же порядочное отношение власть имущих к своей истории? Порядочно ли уничтожать памятники архитектуры, красть у своих потомков возможность вживую, а не по фотографиям изучать историю родного города и России в целом? Где уважение к чужому труду? Оставшийся малый дом Герцена — здание в стиле «ампир» с мезонином в три окна — единственный в районе дом, который дает представление о застройке Арбата в посленаполеоновское время. Быть может, хоть его уберегут?

Забыли или никогда не читали люди, уничтожившие дом Герцена, Ваши слова — завещание: «Смертный грех народа — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество всегда считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом).

Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим. Подобно тому, как мы не имеем морального права расхищать природные богатства, не учитывая прав собственности, жизненных интересов наших детей и внуков, точно так же мы не вправе распоряжаться культурными ценностями, которые должны служить будущим поколениям». (31) Надо беречь! Беречь ради будущего и себя настоящих. На прошлой прогулке мы говорили с Вами о чести. Уместно здесь, мне кажется, вспомнить, Дмитрий Сергеевич, Ваше образное определение чести как «прямой походки в поведении, взгляда в глаза, искреннего рукопожатия, бескорыстия…».

Честь и порядочность как альфа и омега. Одно невозможно без другого: человек чести всегда ведет себя порядочно. Качества эти прививаются в семье, воспитываются лично путем самоограничения и выставления жестких нравственных рамок. Нужно внимательно и бережно относиться к своему духовному здоровью.

^

Вот и настала наша последняя встреча с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. На дворе 26 марта. Выйдя на улицу, стало понятно – утро не обещает быть добрым. Снежная, густая мгла взвилась и накрыла Москву в одночасье. Сильный ветер внезапно загудел в вышине и ударил в лицо. Невольно вспомнились строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Бесы»:

  • Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

  • Мутно небо, ночь мутна.

Смятение в природе вызывает похожее душевное состояние. Далеко сегодня не пойдем – Кривоарбатский переулок, с его малолюдными тротуарами — самое лучшее место для прогулки в промозглую погоду.

В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. «Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести» (32) Совесть – одно из самых трудноопределимых понятий. Если следовать рассуждениям Д.С.Лихачёва, то «совесть от человека требовать сложно», что «совестью человек очищается», «совесть подсказывает», «совесть грызёт».

Даниил Гранин в своих мемуарах указывает, что после русского философа Владимир Соловьев, Лихачев Д.С., пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести. Почему эта тема так волновала русского ученого – филолога и общественного деятеля вполне понятно: достаточно внимательно посмотреть вокруг, послушать, что и как говорят люди, почитать газеты, посмотреть телевидение. Только согласие с совестью дает человеку ощущение свободы и счастья. Никого не обидеть, не унизить, не оскорбить, не сказать и не подумать о ком-то плохо. Многие мои современники считают, что такая жизнь не принесет ни капли удовлетворения – слишком много запретов. Я так не считаю. Очень хочется жить по совести, чтобы «прямая походка, открытый взгляд».

Наиболее полно у Д.С.Лихачёва дано определение гражданской совести: «В последние годы особенно остро мы почувствовали недостаток, дефицит гражданской совести. Не то чтобы в нашей общественной жизни скопилось так много пороков, неприглядных явлений; не то чтобы слишком много людей оказалось замешанными в махинациях, в неблаговидных поступках и эти неблаговидные поступки слишком долго оставались безнаказанными. Мы почувствовали дефицит гражданской совести потому, что молчали». (33)

Человек с высокой нотой звучания гражданской совести был для Вас, Дмитрий Сергеевич, академик, правозащитник Андрей Дмитриевич Сахаров.

Выступая на митинге в Лужниках, посвященном кончине вашего великого современника, Вы отдали ему честь. «Тихий голос Сахарова был слышен во всем мире. И чем яростнее старались заглушить его, тем громче он звучал», — это был голос Совести.

Сахаров никогда не думал о себе, потому был крайне неблагополучен в общепринятом материальном смысле этого слова. Люди нуждались в защите, в помощи – ему некогда думать о себе: «Он забывал о себе и тогда, когда выступал с трибуны Съезда народных депутатов СССР, и тогда, когда встречался с теми, кто что-то сделал для него — дурное или хорошее, не имело значения» По Вашим словам, он как бы «растворялся во всех нас».

Не каждый человек обладает такой силой духа и самоотречения – но таков путь совестливого человека. Вы как-то сказали, что «хорошо бы было написать Историю человеческой совести…» (34) Думается, глава о двадцатом веке была бы посвящена А.Д. Сахарову.

Внимательно следуя Вашим рассуждениям, я попытаюсь определить понятие «совесть», прибегнув к русской литературе, тем более, что Вы, Дмитрий Сергеевич, и сами утверждали: «литература – это совесть общества, его душа». Что касается русской литературы, то в ее текстах можно найти отдельные ситуации, анализируя которые, мы можем попытаться для себя определить эту нравственную категорию.

В романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский показал, как терзается муками совести Катерина Ивановна Мармеладова. Нужда, нищета, жизнь впроголодь заставили послать Катерину Ивановну свою любимую падчерицу Сонечку на панель. Но как только Катерина Ивановна осознала свой омерзительный поступок, она тут же пала перед Сонечкой на колени и вымаливала у неё прощение всю ночь. Муки совести истязали Катерину Ивановну Мармеладову до самой смерти, умирала она в раскаяниях перед Соней: «Иссосали мы тебя, Соня…». (36)

Одним из ярких примеров, когда герой испытывает муки совести, является повесть Шолохова «Судьба человека». Главный герой – Андрей Соколов предстаёт перед нами человеком бесконечной воли, чести и совести. Андрей Соколов, достойно пройдя все тяготы военных лет, не смог простить себе проступок, который он совершил перед тем, как уйти на фронт. Герой постоянно судит себя за то, что оттолкнул жену перед уходом на войну: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!». (35)

Совесть не дает покоя, лишает сна. Да, она ограничивает человеческую свободу, но что было бы с нами, когда «все позволено»? Об этом я прочитала у Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание». Да, без совести «человек – не человек».

Вот и Кривоарбатский переулок. В последнюю встречу хотелось все же глотка настоящей старой купеческой Москвы – здесь ее дух еще сохранился. Спасибо застройщикам: новый жилой комплекс «Староарбатский дом» идеально вписался в архитектурный образ дворянской столицы.

Может быть, смею надеяться, построить иное им не позволила совесть?

Заключение

Все встречи когда-то заканчиваются, но только не в этом случае. Все, что я узнала, изучая творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева, я возьму с собой. Мудрые слова, добрые отеческие нравоучения, напитанные любовью к людям и болью за них, а значит и за меня.

Помните, как у А.П.Чехова в рассказе «Студент»: «Прошлое, — думал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи, дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

Слова, сказанные Д.С.Лихачевым, коснулись меня, заставили думать, волноваться, исследовать. Теперь я уверена, что «честь, совесть, порядочность» — это качества, которые необходимы каждому человеку. Смогу ли я донести эту правду до своих современников? Не знаю. Но своим воспитанием я занялась вплотную.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chest-poryadochnost-sovest-eto-kachestva-kotoryimi-dorojit-nujno/

1. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда// Новый мир, 1994, №8.- с. 38.

2. Беседа с Лихачёвым Д.С. 14 февраля 1996 года (интервью Людмилы Смирновой)// Звезда. 2006, №1.- с. 51.

3. Лихачёв Д.С. Мужество признать свою вину// Литературная газета.1987, №1.- с.7.

4. Лихачев Д.С. Я живу с ощущением расставания// Комсомольская правда, 1996, №64.-с.3.

5. Интервью Д. Шеварова с Д.С. Лихачёвым Я живу с ощущением расставания// Комсомольская правда, 1996, №42.-с.5.

6. Интервью Д. Шеварова с Д.С. Лихачёвым Я живу с ощущением расставания// Комсомольская правда. 1996, №42.-с.5.

7. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда// Новый мир, 1994, №3.-с.49. 8. Астафьев В.П. Затеси. Из тетради о Николае Рубцове// Новый мир,2000,№ 2. — с. 1-16.

9. Гранин Д.А.Письмо Д.С.Лихачева/Гранин Д.А.Листопад//Звезда,2006,№1-с.34.

10. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.- с. 641—643.

11. Лихачёв Д.С. Об особенностях русского православия// Звезда, 2006, № 11.

12. Лихачёв Д.С. Мужество признать свою вину// Литературная газета,1987, №1. -с.7.

13. Шмидт С.О. Лихачев Д.С. в культуре Москвы.// Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.,2003.-с.32.

14. Вознесенский А.А. О Лихачёве// www.lihachev.ru

15. Лихачёв Д.С. Мужество признать свою вину// Литературная газета,1987, №1. -с.7.

16. Лихачёв Дмитрий, Самвелян Николай. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., Советская Россия, 1988, с.- 135-137.

17. Лихачёв Д.С. Пушкин и мы // Минувшее меня объемлет живо, М., 1989, с.-7–12.

18. Лихачёв Д.С. Пушкин и мы // Минувшее меня объемлет живо, М., 1989, с.-7–12.

19. Выступление митрополита Ювеналия перед педагогами Московской области в г. Троицке// Православная школьная газета, 2010, №12(66).-с.3.

20. Историко-культорологический проект о старой Москве. Прогулки по Арбату. Часть первая//www. moskva.kotoroy.net

21. Лихачёв Дмитрий, Самвелян Николай. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., Советская Россия, 1988. с.- 135-137.

22. Историко-культорологический проект о старой Москве. Прогулки по Арбату. Часть первая//www. moskva.kotoroy.net

23. Гранин Д. А. Письмо Д.С.Лихачева./Листопад//Звезда,2006,№1-с.34.

24. Фатиев Н.И. Этические взгляды Лихачёва Д. С.//www/lihachev.ru

25. Гончаров И.А. Письма столичного друга провинциальному жениху. Письмо первое. Порядочный человек.// Гончаров И.А. ПСС. Т.1.-с.477,479.

26. Воспоминания о Николае Асееве// Воспоминания о Николае Асееве/ сост. К. М. Асеева, О. Г. Петровская. – М., 1980. С. 249, 259, 271.

27. Лихачёв Д.С. И пробил час// Литературная газета. М.,1987, №1.-с. 9.

28. Гончаров И.А. Обломов. М.: Обломов, 1954.- с. 362.

29. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина// www.feb-web.ru

30. Историко-культорологический проект о старой Москве. Прогулки по Арбату. Часть первая//www. moskva.kotoroy.net

31. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда// Новый мир, М.,1994, №3.-с.31

32. Гранин Д. А. Письмо Д.С.Лихачева./Листопад//Звезда,2006,№1-с.34.

33. Лихачёв Д.С. Мужество признать свою вину// Литературная газета, М.,1987, №1.- с.7.

34. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прежних лет // Школьная роман-газета. — 1997. — № 3. — С. 4.

35. Шолохов М. А. Они сражались за Родину. Судьба человека. Слово о Родине.- М.: Художественная литература, 1983//www.lib.ru

36. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.- Нск.: Новосибирское университетское издательство, 2007. -с. 389.

Работу выполнила: __________ /Степанюк Анастасия Владимировна

Директор школы: __________/ Бортникова Ольга Яковлевна