Критическое изображение высшего света в романе Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Перед вами замечательное сочинение по роману «Война и мир» Льва Толстого. Сочинение посвящено анализу того, как автор изобразил так называемый «высший свет».

Надеюсь, сочинение поможет вам подготовиться к уроку литературы. Сочинение предназначено для 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого высшего света. Они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на заглавную роль в истории.

Толстой отрицает какое-либо положительное историческое их значение. В той же мере, он отрицательно относится к их человеческим и нравственным качествам.

На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны Шерер и самой Анной Павловной. Ее характерные приметы — постоянство дел, слов, жестов, даже мыслей:

«Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным избавляться» .

За этой характеристикой — авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.

Анна Павловна Шерер
Анна Павловна Шерер

Во многом подобен Анне Павловне другой герой высшего света — князь Василий Курагин. Знакомя его с читателями, Толстой так рисует его портрет:

«вошедший князь в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица…».

Светлое выражение

Василий Курагин
Василий Курагин

не изменяя голоса

3 стр., 1366 слов

Образ и характеристика князя василия курагина в романе война ...

... ему за шестьдесят и возможно скоро и его черед. Ипполит Курагин Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, ... Сочинение про Василия Курагина Роман Толстого «Война и мир» является выдающимся произведением, которое стало классикой мировой литературы. Роман наполнен множеством событий и ... его общения с Анной Павловной. Толстой в своем романе не старается детально описать ...

беспокойного дурака

В таком же освещении даны и завсегдатаи салона Шерер. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они живут. Все в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом круге светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного. Их речь, жесты, мимика и поступки определяются условными правилами светского поведения.

В глубоком противоречии с идеалом Толстого находятся не только типичные светские люди, но и сама атмосфера света, его особенная, ненормальная жизнь. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет:

«Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…»

Образ прядильной мастерской в описании очень значим. Для Толстого мир света — механический, машинообразный.

Одной из ненормальностей светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. В свете не знают, что истинно хорошо и что дурно, что умно и что глупо, или не хотят знать. Нравственные понятия оказываются в свете не просто зыбкими, но и перевернутыми. Ум здесь признают опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — хорошим.

Но в них не видно перемены, все в них на старый образец…

Борис Друбецкой

Беспощаден Толстой к администраторам и представителям власти: и гражданской, и военной. Толстой показывает антинародность этой власти, бюрократизм и карьеризм большинства ее носителей. Таков, например, Аракчеев — правая рука Александра I этот «верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя.. .», исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью.

жизнь, озабоченная призраками, отражениями