Описание картины Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена Суриковым на пятнадцатой передвижной выставке в 1887 году. Этот холст мы по праву можем считать одним из самых лучших работ Василия Сурикова.

Художник изображает на полотне события семнадцатого века, а именно времена церковного раскола (1671 год).

Центральное место в картине занимает боярыня Морозова. На санях-розвальнях ее везут в острог. Одета она в черную шапку с платком и чёрный бархатный кафтан, отороченный мехом. Вся ее фигура непокорностью, фанатичной уверенностью в своей правоте и решительным протестом. Об этом говорит выражение ее бледного лица: глаза, наполненные несогласием, сдвинутые брови, полуоткрытый рот – и ее поза: она немного откинута назад, ее правая рука высоко вознесена, а пальцы сложены в двуперстное старообрядческое крестное знамение, голова гордо поднята. Именно благодаря Морозовой, главной героини картины, все полотно наполняется мощнейшей энергетикой.

Вокруг нее художник изобразил множество людей, и несмотря на их количество, каждый из них очень тщательно прописан, несёт свою смысловую нагрузку, каждому приданы свои особенные черты лица и индивидуальность. Некоторые из них сочувствуют Морозовой и согласны с ней, некоторые полностью наоборот.

Впереди всех на снегу сидит нищий юродивый. Его одежда никак не соответствует погоде она вся потрёпанная и в дырах, самая большая у него на плече. На его ногах нет даже намека на обувь, он босой. На его шее висит большой и тяжёлый железный крест, а на голову нацеплен маленький старый платок. Он сочувствует боярыне и неуверенно повторяет ее жест.

Чуть дальше изображена бедная старушка, нищенка, она опирается на палку и тянется за санями – тоже сочувствует Морозовой. На ней одета черная старая и рваная шуба, а на плече висит холщовая сумка.

За санями изображены женщины, девушки и старушки в красивых узорчатых платках, одна из них идёт вслед за санями. Рядом с ними стоит странник, о чем-то задумавшийся и держащий в руке посох. Слева от саней бежит мальчик, за ним ещё одна толпа народа. Весь холст наполнен людьми.

Все изображённые события происходят пасмурным тусклым зимним днём, на дальнем плане виднеются заснеженные крыши домов, теремов и купола церквей.

Данная картина очень была очень популярна в то время и не теряет своей популярности даже сейчас, наверняка за счет своей мощной энергетики, обилия красок, огромной величины, глубины и проникновенности образов, а также за счет своей исторической направленности. В наше время картину можно увидеть в .

29 стр., 14403 слов

Описание картин великих художников

... Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. ... туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой . Видно, мастер пораньше разбудил их ... их от холода, но деваться некуда - надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти ...

Сочинение №2

Картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» является очень тяжелой с психологической точки зрения. На ней художник изображает последствия одного из наиболее тяжелых периодов на Руси – раскола русской православной церкви. Церковная реформа с ее кардинальными изменениями в сфере православных обрядов буквально разделила все население страны на два враждующих лагеря.

На не желающих мириться с новыми идеями старообрядцами начались гонения. Одной из таких пострадавших за веру является боярыня Морозова. По решению императора ее закованную в кандалы везут в монастырь, где ей суждено провести остаток дней. Боярыня, богатая женщина предстает перед нами в простых традиционных русских одеждах. Все в ее образе выдает ее решимость страдать за веру. Темная одежда, отсутствие красок на лице.

Лицо Морозовой является центральной частью картины. Оно завораживает, веет чем-то жутким, что не отпускает наблюдателя. Изможденное бледное лицо говорит о том, как много лишений пришлось пережить боярыне, а сколько еще предстоит пережить. Но глаза ее по-прежнему горят. Истинный дух веры не покинул женщину. За свои убеждения она готова страдать столько, сколько потребуется. Ничто не сможет сломить ее упорства.

Даже сейчас, совсем обессиленная, закованная в кандалы, выставленная на потеху обывателям, она стремится донести до них свою мысль. Приподняв палец, она словно призывает всех прислушаться к тому, что говорит бог. При взгляде на Морозову не покидает убеждение, что с ней он точно говорил.

Собравшийся поглазеть на заключенную народ тоже будто расколот на две части. В толпе мы видим и радостные лица зевак, глазеющих на такое представление. Вот, например, мальчика во всю бежит за санями. Но есть и те, кого глубоко задевает судьба боярыни. Старушка и юродивый на первом плане внимают героине. Ее жестокая судьба ужасает их. Есть в толпе и молчаливо сочувствующие ей, те, кто не может свободно поднять голову и взглянуть в глаза Морозовой. Они не согласны с таким суровым наказанием за веру. Но именно этот страх наказания заставляет их стыдливо опустить глаза вниз. Не в каждом человеке есть подобная сила духа, позволяющая с достоинством пережить невзгоды.

`

Боярыня Морозова