Без добрых дел, нет доброго имени

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА, Составила Евсюгина Ира., Тема: «Без добрых дел нет доброго имени».

Цель: Способствовать воспитанию у детей доброго отношения к окружающему.

Задачи: 1. Познакомить с легендой «Каин и Авель»

2. Побудить детей делать добро.

Материал:, Оформление доски.

Материал  1 Материал  2Материал  3

Добрые дела

Тема

Пословица

Название легенды

Д/з

Ход беседы., Организационный момент.

  • Здравствуйте ребята.

  • Сегодня нашу беседу я хочу начать с домашнего задания.

  • Ребята, это домашнее задание очень сложное, которое заставит вас много поразмышлять, подумать.

  • Оно будет таким: написать сочинение на тему «Какого человека можно назвать красивым».

  • Кто-то уже задумался над этим вопросом, они сегодня и смогут назвать тему нашего урока.

  • Какая же тема беседы? (варианты ответов)

  • Затрудняетесь ответить?

  • Вам в помощь наша доска.

Работа с пословицей.

ДОБРЫЕ ДЕЛА КРАСЯТ ЧЕЛОВЕКА

  • А кто сможет объяснить ее?

  • Красят, значит украшают. Когда человек делает добрые дела, он нам больше нравится. Он, как бы становится красивее в наших глазах.

Задание: вспомнить доброго человека.

  • Ребята, на столах у вас лежат листочки. Задание: вспомните того человека, который сделал вам доброе дело, а сейчас запишите на листах это добро и человека, который это добро совершил.

  • Кто желает рассказать об этом человеке? ( спрашиваю несколько человек).

  • Ребята, вот видите, сколько вы вспомнили добрых поступков.

  • Вы сказали что никогда не забудете этих людей, которые помогли вам и даже спасли вас.

  • Всегда вспоминаете их добрым именем

Выведение темы.

  • Так вот и тема нашей беседы «Без доброго дела нет доброго имени».

  • Ребята, на доске вы видите еще одну пословицу.

Работа с пословицей., ЗЛОЙ НЕ ВЕРИТ, ЧТО ЕСТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

  • Как вы объясните ее? (человек привык судить по себе…) Когда сам злой, то и другие люди ему кажутся очень злыми.

  • Ребята, эти пословицы о доброте. Если человек делает добрые дела, то его дело помнят. Имя его остается в памяти живущих как доброе имя. О добре и зле издавна люди слагали легенды. Я хочу вам прочитать одну из них, которая называется «Каин и Авель».

Легенда «Каин и Авель».

« У Адама и Евы было 2 сына. Старшего звали Каин, а младшего – Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звезды не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий. Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин и в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви – он и тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.

Брат Каина – Авель был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Звезды, деревья и птицы слушали его песни. Это были первые песни на земле. Все полюбили Авеля. А Каина стали бояться. Однажды холодной ночью решили братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали его легких пальцев. Заискрилось пламя.

Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню по огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил своего брата.

Оборвалась песня.

Упал Авель на землю. Покатилась свирель-дудочка. Не играть ей больше веселых песен.

Оглянулся Каин.

Кругом – никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит – деревья зашептали: Каин, где брат твой Авель?».

Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали да как зазвенят с неба:

«Каин, где твой брат Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало.

Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель». И почудилось Каину – это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»

  • Разве я сторож брату своему? Дерзко ответил Каин.

Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы… И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя.

С тех пор прошло много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.

Беседа по легенде.

  • О ком рассказывает легенда?

  • Каким человеком был Каин?

  • Кому завидовал Каин?

  • Ребята, а завидовать – это доброе или злое чувство?

  • А какой человек был Авель?

  • Как относились птицы, деревья, звезды к Авелю?

  • Правильно, добрых всегда любят, а злых бояться.

  • Почему убил Каин Авеля?

  • Само имя Каин стало означать зло, стало не добрым именем.

  • Какой же вывод, ребята, можно сделать из этой легенды? (без добрых дел нет доброго имени)

Итог, обобщение.

  • А всегда ли мы добры?

  • Бывает ли так, что мы завидуем?

  • Бывает. Завидуем хорошей отметке, красивой внешности и т.д.

  • Зависть и злость – две сестры.

  • А что нужно делать чтобы не завидовать.

  • Чтобы не завидовать другим, нужно, понимать, что все люди разные и не могут быть одинаковыми. А значит и получается у них все по-разному: и разные вещи они имеют и разные отметки.

Вместо того нужно порадоваться за другого. И постараться достичь желаемого. А не получается, не беда, ведь все не могут быть равными. Давайте, как призывает пословица, постараемся «спешить делать добро».

Материал-резерв.

Написать на листочках добрые дела, которые дети совершили для своих одноклассников.

Сообщить, что эти листочки будут открыты на выпускном в 4 классе.