Солженицын, Анализ произведения Один день Ивана Денисовича, План

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В школе его изучают в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.

Краткий анализ , Год написания, История создания

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление

Сочинения

Среди множества произведений Солженицына отдельного внимания заслуживает Один день Ивана Денисовича. Сочинение о нем подойдет для учащихся, проходящих данную повесть по программе, а также может использоваться на ЕГЭ. Попробуем разобраться, о чем рассказывает автор в данном литературном творении и что он хотел при этом донести до своих читателей, какой смысл вложил в свое произведение.

Сочинение на тему Один день Ивана Денисовича

Сочинение по Солженицыну Один день Ивана Денисовича следует начать с того, что речь в произведении идет о преступлениях, которые совершаются против людей. Данная тема хорошо известна самому автору и герою его повести. Правда, раскрывается она весьма своеобразно. Повесть смело можно назвать автобиоргафичной. Ведь не имея за плечами столь горького опыта, настолько реалистично описать жизнь в лагере попросту невозможно.

Главным героем произведения является Шухов Иван Денисович. Автору удается в мельчайших деталях описать эмоции и чувства человека, который был незаслуженно репрессирован. До того, как попасть в лагерь, герой защищал свою Родину на фронте во время войны. Естественно, что ему были близки идеалы свободы. Он был в окружении, попал в плен и смог организовать побег из лагеря.

7 стр., 3187 слов

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная ...

... произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […] Человек в тоталитарном государстве (сочинение) В ...

Один день Ивана Денисовича: гордость и смирение

В сочинении рассуждении Один день Ивана Денисовича нельзя не сказать, насколько поражают те моменты, когда герой понимает, что его не поддерживают, а начинают обвинять, считают чужим. Явно заметно, как он возмущен, что его обвиняют в том, чего он не совершал, а именно в шпионаже. Образ героя при этом волевой, невероятно сильный. Он не будет смиряться со сложившейся ситуацией, стойко держится несмотря на лишения и тяготы, находясь в заключении.

Невероятно точно описано сформировавшееся за долгие годы безволие персонажа. Он уже не ждет, что когда-то наступит светлое будущее, перестает верить в чудо, в его душе нет порывов. Она попросту убита.

Солженицын показывает, что как раз такие личности угодны власти. Они попросту не могут выразить собственное мнение. Тем же, кто стремится опровергнуть установленные правила и нормы, противоречит, в социуме создаются все условия, чтобы сломить дух и заставить мыслить иначе.

По сути, в сочинении Один день из жизни Ивана Денисовича раскрывается конфликт простого народа и власти, которая относится враждебно к людям. Именно эта мысль явно просматривается в произведении.

При прочтении рассказа Один день Ивана Денисовича стоит задуматься, насколько все изменилось сейчас. Ведь по сей день в обществе есть множество предрассудков. Немало людей оказываются за решеткой, если пытаются высказать собственное мнение. Даже сейчас инакомыслие не воспринимается нормой, а соответственно, не поощряется. Все, кто смотрит на жизнь иначе, это меньшинство. Они хоть и говорят о планах, делают все возможное, чтобы их воплотить, но прийти к власти им попросту не удается. Они как плот, идущий по бушующему морю, в любой момент могут потонуть.

Тема и идея

Отдельно стоит разобраться, какие в произведении Один день Ивана Денисовича тема и идея. Здесь описано множество передряг, которые неизбежно появляются у обычных людей. С ними приходится справляться.

Главной же идеей автора было то, чтобы будущие поколения не совершали таких страшных ошибок. Ведь конфликт власти и народа, инакомыслия существует по сей день. Пожалуй, именно поэтому данное произведение было введено в школьную программу. Каждому стоит произвести анализ рассказа и осознать, какую именно мысль пытался донести автор.

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?». Он решил, что достаточно детального описания одного дня из жизни тех, кто пребывал в «вечной ссылке». К реализации замысла Александр Исаевич приступил спустя 9 лет уже после возвращения из ссылки. На написание рассказа ушло около полутора месяца (май-июнь 1959 г.).

5 стр., 2232 слов

Денис Иванович Фонвизин (2)

... заложил внутри этой системы основы критического реализма. Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 г. в Москве. Он ... всяческих защитников религии, говоривших о божественной цели мироустройства. В этом произведении выражается «любовь Фонвизина посмеяться над всеми» ( ... даже в последние дни жизни. Очень много текстов Фонвизина до нас не дошли. Творчество Фонвизин. КОМЕДИЯ Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» - ...

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нем отзывы. Так он надеялся продвинуть свое произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицена «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Один день Ивана Денисовича»

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку. Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, «почти счастливый». Таково в произведении «Один день Ивана Денисовича» краткое содержание основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно. Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 — 3 лишних дня набавлялось из-за високосных годов.

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Тема

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

Основные герои

смысл названия

Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

15 стр., 7458 слов

Анализ рассказа один день ивана денисовича солженицына

... репрес­сий, их пагубный итог. Наряду с важным социально-политическим значени­ем рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» имеет и художественную ценность: на примере судьбы одного человека автор смог показать судьбу ... в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения… Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским ...

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа

Сочинение по рассказу Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

Александр Исаевич Солженицын – человек непростой судьбы, как творческой, так и человеческой. Он воевал, прошел всю Великую Отечественную; был осужден на 8 лет; после публикации на Западе первого тома “Архипелага ГУЛАГа” был выдворен из страны и только после перестройки смог вернуться на родину. И всю дорогу он писал и оставался верен себе.

В 1962 году, за 8 лет до получения писателем Нобелевской премии по литературе, журнал “Новый мир” опубликовал рассказ “Один день Ивана Денисовича”. Рассказ этот во многом автобиографичен,

он написан во время пребывания Солженицына в Экибастузском особом лагере зимой 1950-51 гг. Главный герой рассказа – Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря.

В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке, а из своего личного опыта. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

“Слава тебе, Господи, еще один день прошел!” — заканчивает свое повествование Иван Денисович, — “Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый”. В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновал благополучно шмон и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное то, что не заболел, перемогся.

Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое конкретно оно было — так и не смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерей оказавшихся пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может не вызывать уважения, несмотря на все условия он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком даже просто для того, чтобы доставить тому удовольствие. Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот “всем угождает, а заработать не может”. А как Иван Денисович относится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын. Это человек мне глубоко симпатичен, в отличие, например, от Фетюкова, бывшего высокого начальника, привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счет объедков других. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят — для него обычное дело. Он не может не вызывать отвращения, даже зэки отказываются с ним работать, называя его м-ом. В зоне у него не осталось даже капли мужской гордости, он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок. Действительно, каждый выбирает для себя путь выживания, но наиболее недостойный путь — это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зэков. Под предлогом болезни он остается в зоне и добровольно стучит оперу. В лагере ненавидят таких людей, и тот факт, что были зарезаны трое, никого не удивил. Смерть здесь обычное дело, а жизнь превращается в ничто. Это пугает больше всего.

7 стр., 3100 слов

Один день Ивана Денисовича. Солженицин А.И

... считается почему-то неаккуратно. Однобригадник Фетюков берег завтрак Шухова. Иван Денисович снял шапку с бритой головы — не мог ... до обеда — пять часов. Есть научился Шухов только в лагере, за восемь лет стал получать удовольствие от ... с латышом. Да и из дома писали одно и то же: председателя колхоза сменили, колхоз ... в тепле и “запасается” им на день. У Шухова теперь ломит не только спина, но и ...

В отличие от них, Иван Денисович “не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался”. Он не выпрашивает, не унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатится до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить, “подмазаться”. Как и любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственны й: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать.

Уважения заслуживает и бывший капитан второго ранга Буйновский, который “на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать – значит делай”. Он не старается увильнуть от общих работ, привык все делать на совесть, а не для показухи. Шухов говорит, что “осунулся крепко за последний месяц, а упряжку тянет”. Буйновский не может смириться с произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовного кодекса, за что и получил десять суток карцера..

Симпатичен бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Для бригады он как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо, чтобы его людей не выгнали на строительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что “хороший бригадир вторую жизнь даст”, полностью подходят для характеристики Тюрина как бригадира.

Эти люди, несмотря ни на что, выживают за счет своего труда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, но очень слабодушный – “им не командует только тот, кто не хочет”. Заключение для него – это воля Бога, в своем заключении видит только хорошее, он сам говорит, что “здесь есть время о душе подумать”. Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесь не протянет.

2 стр., 997 слов

Тема трагической судьбы человека в произведениях В. Шаламова

... произведений, своеобразного колымского эпоса, рассказавшего беспощадную правду о жизни людей в лагерях. Человек в нечеловеческих условиях — так можно обозначить сквозную тему “Колымских рассказов” В. Шаламова. Попадая в лагерь, человек ... рассказе “Сентенция” автор с почти научной точностью анализирует состояние человека в ... образованного человека, который прежде поддерживал дух товарищей, а в лагере ...

Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает Гопчик, шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности урвать кусок. Он был осужден за то, что носил молоко в лес бендеровцам. В лагере ему прочат большое будущее: “Из Гопчика правильный будет лагерник меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат”.

На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины, когда попал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарь находится уже довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: обсуждает с другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он сторонится остальных заключенных, придерживается только Буйновского, вспоминая о существовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи. Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира, на мой взгляд, и посылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Лично у меня этот человек не вызывает никаких чувств. Он обладает деловой хваткой, знает кому и сколько надо дать.

Рассказ Солженицына написан простым языком, он не прибегает к каким-либо сложным литературным приемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много “блатных” слов и выражений. “Шмон, стучать куму, шестерка, придурни, падла” — все это нередко можно встретить в повседневной речи зэков.

В рассказе в изобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые из них изменены Солженицыным в написании, но смысл у них остается тот же: “…бальник, …яди, грёбаный”. Особенно много их употребляет завстоловой, когда старается столкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Я думаю, что для того, чтобы показать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто нельзя было этого не использовать. Время уходит, а выражения остаются, и, к сожалению, многие люди благополучно пользуются ими не только в современных зонах, но и обычном общении.

Солженицын рисует лагерный быт просто и обыденно, без показного драматизма – но это и не нужно, потому что скрытый драматизм присутствует там в каждом факте.

Мне кажется, сейчас такие произведения особенно нужны, потому что в последние годы усилилась тенденция идеализации прошлого. С одной стороны старое, советское поколение идеализирует те годы. Это вызвано отчасти тем, что вопиющая социальная несправедливость, существовавшая и советское время – с теми же пенсионерами – не только не устранена, но и усилилась, а огромное социальное расслоение подчеркивает эту несправедливость.

К тому же огромная часть населения отказалась признавать беспощадную правду, не в силах поверить в то, что прекрасные идеалы их молодости были пропитаны ложью. Эти люди и сейчас считают произведения, подобные роману “Архипелаг ГУЛАГ”, бессовестной клеветой и верят в то, что Сталин был народу родным отцом. Отчасти способствует идеализации и то, что со старым временем люди ассоциируют свою молодость, мечты, надежды.

4 стр., 1945 слов

Лингвистический анализ произведения «Чёрный человек» С.А. Есенина

... - также выражено стремление чёрного человека осудить лирического героя. Антонимия в произведениях этого цикла также широко представлена. Антонимы ... прийти к более точному формулированию темы и ремы. Есенин использовал в своем цикле разнообразную лексику. Мы выделили ... нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку. Показательно и символично количество употреблений этого определения в ...

С другой стороны, молодое поколение, зачастую уже не представляющее всего ужаса советского времени, подпадает под обаяние умелых идеологов. Вот потому я и считаю, что нужно читать произведения того времени – ведь нам, в нашей устроенной повседневности, не понять, каково это – лагерь, не понять, каково жить на свободе, но постоянно бояться, что на тебя напишут донос и за тобой придут, каково следить за каждой своей фразой и про каждого приятеля спрашивать себя – не предатель ли он? Все это трудно и страшно даже представить – но представлять надо, чтобы помнить свою историю, чтобы не допустить повторения ошибок прошлого.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъеме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъема», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключенным, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведет Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.