Совместный студентов 4 курса специальности «Теория музыки» «Использование VII434 в романсах С.В.Рахманинова» Методическое сообщение

Практически каждый мой набор-выпуск студентов специальности «Теория музыки» к 3-4 курсу выбирал своего звукового кумира, который «подтягивал и привязывал» к профессии больше, чем все мои труды. Несколько раз им становился Чайковский. Тогда было сделано несколько курсовых и дипломных рефератов Совместно были обследованы альтерированные субдоминанты в музыке Чайковского, при всем их разнообразии и свободном соседстве на первый план вышла Ложная Доминанта, названная «гармонией смерти» По одному разу — Мусоргский, Шуман, ШопенСкрябина выбрали дважды, оба раза- довольно сильные группы. Совместное обследование его фортепианной музыки выявило некоторый алгоритм появления гармоний увеличено- целотонного фонизма, вытеснение ими иных альт структур, было рассмотрено прометеевское пяти- и шестизвучие и т.д. Работа команды исследователей велась в устной форме, но были написаны индивидуальные курсовые по музыке среднего и позднего периода. Отмечу значительную активизацию слухового анализа на сольфеджио, ускорение реакции на определенные элементы.

Нынешний выпускной курс созрел именно к Рахманинову. Студенты вели прослушивания на Российском конкурсе им. С.В.Рахманинова в Великом Новгороде, прониклись величием этого композитора, в большом объеме посмотрели музыку и литературу, оценили сегодняшний ренессанс рахманиновской темы в музыковедческой литературе. Студентка выполнила конкурсную работу по «Вариациям на тему Корелли», другая пишет диплом по Четвертому концерту, я сама сделала заготовку статьи по «Трем русским песням» Отмечу: каждый раз отношение студентов заново заражало, даже захлестывало восхищением и любопытством самого преподавателя.

Выбрана

тема совместного курсового исследования по гармонии:

«Использование так называемого рахманиновского ложного септаккорда в романсах».

Началу работы предшествовало обсуждение ее цели и маршрута.

На занятиях по гармонии аккорд VII434 ранее встретился у Бетховена, Шумана, Листа, Чайковского, оказался в ряду энгармонических структур (энгармонизм М.ум7)

Студенты принесли выписки об аккорде. Например:

Рахманинов применял вводный септаккорд в миноре с квартой вместо терции – «рахманиновский» аккорд http://www.proza.ru/2011/10/14/864

К числу аккордов с побочными тонами относится и «рахманиновская гармония» (1).

29 стр., 14016 слов

Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку

... развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку. В основу нашего исследования была положена гипотеза : мы предполагаем, что музыкальные занятия способствуют повышению уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки: ...

Побочный тон в этом аккорде замещающий: это терцквартаккорд, реже секундаккорд VII ступени с квартой вместо терции в гармоническом миноре. Звучность этого аккорда (малого с уменьшенной квинтой), часто разрешающегося непосредственно в тонику ходом в мелодии на уменьшенную кварту, очень специфична и связывается именно с музыкой Рахманинова, является ее своеобразной лейтгармонией. Рахманиновская гармония может быть истолкована и как септаккорд IV ступени с пониженной квинтой или как созвучие VI минорной ступени видоизменение «шубертовой» гармонии. Основной выразительный смысл рахманиновской гармонии скорбное, патетическое восклицание. Этот аккорд звучит и в изложении темы, и в тематическом развитии, однако наиболее часто в заключительном кадансе. Иногда на его основе строится целое произведение, например, романс «Отрывок из А. Мюссе». http://www.studfiles.ru/preview/5873681/

Характерен особый минорный IV7 с увеличенной секундой и уменьшенной квартой, преобразующий строго терцовую структуру в энгармоническую («рахманиновский септаккорд»).

Он впервые прозвучал в интродукции увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

То, что это якобы уменьшенный вводный с квартой — тоже неверно. Иначе рахманиновский аккорд разрешался бы также, как уменьшенный вводный БЕЗ кварты. Кроме того, не существует в музыке разрешения уменьшенного вводного тецквартаккорда (обычного, без кварты) с ходом баса IV-I.

Рахманиновский аккорд — это аккорд параллельного мажоро-минора, если пользоваться логикой, которая общепринята в наших консерваториях.

Если же объяснять просто и понятно «на пальцах», то рахманиновский аккорд «пришел» в минор тем же путем, что и трезвучие шестой минорной ступени (как это видно, например, в экспромте Шуберта, который начинается в ми-бемоль мажоре, а заканчивается в ми-бемоль миноре — надеюсь, это сочинение все знают).

Четвертая минорная ступень параллельного мажора = шестая низкая. Септаккорд 2-й ступени параллельного мажора (гармонического, естественно) = рахманиновский аккорд.

Рахманинов записывает этот аккорд так же, как в ссылке #1, но это только для визуального удобства, чтобы не писать до бемоль — до бекар. Но функция его — субдоминантовая. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Рахманиновская гармония встречается только в миноре. По структуре представляет собой малый септаккорд с уменьшённой квинтой. Функциональная трактовка этого созвучия может быть различной:

Уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой (вместо терцового тона), разрешаемый непосредственно в тонику.

Субдоминантовый септаккорд с заменным тоном: V ступень доминантсептаккорда заменена повышенной IV ступенью (она же VII вводная ступень минорного звукоряда).

В рамках функциональной теории Ю. Н. Холопова (восходящей к Гуго Риману): большая субмедианта с секстой. Чаще всего в басу расположен именно секстовый тон, однако, есть и исключения (романс «О, не грусти по мне», т. 7).

Наиболее характерный оборот с участием этой гармонии «рахманиновская гармония тоника». Зачастую он связан с мелодическим ходом на уменьшенную кварту (тем самым подчеркивается наличие характерного интервала в составе рахманиновской гармонии): примеры фортепианное трио № 2, ч. I, романс «О нет, молю, не уходи». Не всякое созвучие, совпадающее по звуковому составу с рахманиновской субдоминантой, воспринимается как «знак» стиля композитора (см., например, коду I части Второго фортепианного концерта).

8 стр., 3620 слов

Романтические черты гармонии А.Н. Скрябина

... гармонии Данный раздел написан по учебному пособию Т.Бершадской «Лекции по гармонии». Мажоро-минорная система в XIX веке развивалась сложно и противоречиво, многообразно и изменчиво по формам, разносторонне по ... В четырех стенах»? Как определить аккорд, включающий все ступени звукоряда, в отрывке из ... ее доминанту. А относительно «Тристанова аккорда» написаны тома работ виднейших теоретиков, до сих пор ...

И наоборот, будучи выделена фактурно (Прелюдия gis-moll, ор. 32), ритмически или благодаря заметному положению в форме (например, в каденционных оборотах см. пьесу «Мелодия» ор. 10, заключительный каданс), эта гармония мгновенно опознаётся именно как «рахманиновская».

Берков В. Рахманиновская гармония // Советская музыка, 1960, № 8.

Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003 (гл. 5.12 «Влияние линейных тонов на гармоническую вертикаль») [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

И т.д.

Первое совместное обобщение: множественность трактовок цифровки и функции аккорда.

Задача: конкретизировать факт многократного использования элемента, регулярность и разнообразие использования, место, отводимое элементу в форме (кульминация, начальный «головной» мотив), аккордово или фигуративно возник в VII434 заменный квартовый тон . Определить гармонический контекст (обращения, органные пункты, окружение другими аккордами, характерные обороты)

Подтвердить значение данного аккорда как важного стилистического элемента.

Особо обсуждался вопрос жанровой области исследования. Были выбраны именно романсы, поскольку данный элемент помимо общего местоположения в форме может быть связан с определенной «точкой слова».

Занимаясь статистически обследованием музыкальных текстов, поиске элемента студенты переигрывают и выполняют гармонический анализ романсового наследия в полном объеме (прекрасная практика чтения и анализа позднеромантического текста)

На индивидуальном занятии каждый студент анализирует по 1-2 романса, делает запись в своей тетради. Анализ должен быть очень короткий: схема, факты, суть.

Постепенно совместно заполняется таблица статистики элемента и отдельно, также по авторской хронологии, собираются ранее сделанные записи о каждом романсе.

романс

Мелодическая кульм

Подчеркивает слово

Головной мотив

Секвенция, в т. ч -.на расстоянии

энгармонизм

Мажор

На орг пункте

1. У врат обители святой

++

+++

+

2. Опять встрепенулось ты сердце

++++

++

3. Апрель, вешний праздничный день

+

+

4. О нет, молю, не уходи

+

+++

+

+

+++

5. В молчаньи ночи тайной

+

6. Не пой красавица

+

+

+++

7. Давно ль, мой друг

+

8. Дума

+

+

9. Полюбила я на печаль свою

+

+

10. Сон

+

++

11. Я жду тебя

+

+

+

12. Опять встрепенулось ты сердце

++

13. О,не грусти!

+

+

+

14.Проходит все

И так далее

1. У врат обители святой сл Лермонтова (инстр вступление)в 3 такте на ОПТ кульм точка, в 7т. незаметно в 13т «просящий подаянья»

27 стр., 13019 слов

Сложные технические элементы в народных танцах (в исполнении ...

... Важнейшем видом учебной работы является освоение движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народно- сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к ... заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения ...

В 26и 27 тт. на кульм «молил» и «любви»

В 32 т. – в партии ф-но, как вздох оттеняет последнюю фразу. афористическую концовку

2. Опять встрепенулось ты сердце сл Грекова в 5т. слово «вспыхнули», в 11 на ОПТ,, слово «слёзы», в 15 слово «музыки полные речи»,, в 23 на ОПТ. Контекст: от 17 т. секвенция с V9.

3. Апрель, вешний праздничный день сл.Пайерона, перев. Тушновой

в 37 такте, кульминационная точка, руки твои я так бережно «сжал».

4. О нет, молю, не уходи ор3 №1 сл Мережковского В головном мотиве, после ум СУБД, сильнее её. Т.5 на ОПТ»разлука, т9 на Опт « к груди», 23т на ОПТ, 27 на ОПТ в сль мин

На кульм точке т32. «со мной» Как вначале, но октавой выше.

5. В молчаньи ночи тайной сл Фета

В 4 т вступление, В мажоре должен быть записан как VII43-3, записан как VII434 из одноименной тональности.

6. Не пой красавица при мне ор4№4 сл.Пушкина

В 3 такте с энгармоническим эффектом. В 14 т, в 34 т. в 41 т на ОПТ, подчеркивает слово «другую (жизнь)»

7. Давно ль, мой друг ор4 №6 сл Голенищева -Кутузова 13,14.15 тт. зона аккорда с прослойкой II65 « тебе, желанной и далекой». Много контекстных аккордов

8. Дума ор8 №3 сл Плещеева (из Шевченко) в 16т.в партии ф-но после «сердце спит», В 18 и 24 на кульм мотива, подчерк слова «не знаю» «доля», в 43т-пауза-придыхание перед «чтоб мог я»

9. Полюбила я на печаль свою ор8№4 во 2 т. на ОПТ, во второй строфе с эффектом энгармонизма

10. Сон ор8№5, сл.Плещеева Во 2 такте на ОПТ. В 7 т.в энгармонической модуляции , в 18 т.В коде на ОПТ

11. Я жду тебя ор14 №1 сл. Давидовой. соль минор Аккорд использован в 5 и 6 тт., на ОПТ. Аналогично- во втором предложении-строфе -213 тт., секвенция на расстоянии –в ля минор. В третьем предложении-строфе в 17 т, в основной тон-ти, на ОПТ. Выпадает на слово «Люблю»

12. Опять встрепенулось ты сердце

В 16 т – незаметно, в 18 т – в зоне акцента» Не знаю я:

В 24т. «И доля»

В 43т — как напоминание

13. О, не грусти! Ор14 №8 сл.Апухтина В 6т вокальный головной мотив слово «грусти по мне», в 11т в мажоре, в 16-во вторая строфе, в 29,

14.Проходит все ор25 №15 сл. Ратгауза. Аккорд не используется

Наметившиеся обобщения и выводы

1. VII434 часто используется на ОПТ (начало и конец развертывания, внутри развертывания)

2. На ОПД он становиться V96 или V7 6 Эти аккорды часто являются контекстными, интонационно перекликаются с VII434

3. Другая важная группа контекстных аккордов и оборотов – субдоминанты, в том числе- малого уменьшенного фонизма, и плагальные обороты. Подтверждается частичная субдоминантность исследуемой гармонии VII434

4. Аккорд часто подчеркивает точку слова, делая это слово ключевым. В партии фортепиано может выделить фразу, передать «придыхание».

Полезность данного исследования

в плане формирования профессиональных или общих компетенций:

1. Хоть отчасти решается проблема более детального и долговременного запоминания опуса и автора поэтического текста.

2. В будущей педагогической деятельности эта, достаточно несложная форма совместной работы может быть использована в группе учащихся ДМШ.

5 стр., 2114 слов

Тексты контрольных работ по русскому языку. 9 класс

... и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, ... столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце. Ноги у старушки ... в корне, рядом напишите однокоренное слово с другой гласной. Контрольная работа №6 «Синтаксические конструкции с ...

3. Опыт работы в команде для студента творческой профессии очень важен. Совместный проект развивает не только деловые качества или азарт конкурентности. Он учит ответственности за свою часть работы, деликатному отношению к чужому труду

15