Основы традиционных культур Востока

1. Основы традиционных культур Востока

1.1 Характеристика культур Востока

Древнейшие и богатейшие по своему красочному многообразию культуры Индии, Китая и Японии воплощают в себе тип развития во многом противоположный европейскому и значительно отличаются от мусульманского мира, хотя с последним их связывает и некое общее содержание, выражающееся в понятии «культуры Востока».

Они наглядно демонстрируют разнообразие не только стилевых особенностей культуры, специфику искусства, экономических и политических структур, но и принципиальную разнородность целей, направленности развития разных культурных миров, их систем ценностей и самого образа жизни. На этой основе в них выявляется совершенно иной тип социокультурной динамики, более гармонично соединяющий новаторство и традицию, обходящийся без резких поворотов и переломов в культуре.

1.2 Значение изучения специфики культур Востока

Знание и, хотя бы в какой-то степени, понимание таких «экзотических» культур необходимо с точки зрения одной из основных задач курса культурологии — воспитания уважения и терпимости к культурным нормам всех народов, как бы они ни были непохожи на наши собственные.

Одновременно это дает культурную свободу, свободу, основанную на осознании неоднозначности, множественности выбора путей развития для человечества в целом, для каждой культуры и отдельного человека. Без такой свободы человек является принципиально зашоренным существом, плывущим по течению и находящимся во власти очередных идеологических мифов о современном «цивилизованном мире» как обязательном и единственном образце для подражания, зависти и заимствований. Подлинно культурная личность держит в сознании все многоцветье культурного космоса человечества и это дает ей как действительно всеобщие ориентиры в выборе жизненной стратегии, так и уникальную свободу выбора.

1.3 Роль культур Востока для современного человечества

Для современного человечества роль освоения культурных традиций древнейших культурных центров Востока, возрастает пропорционально усиливающемуся кризису нынешнего, европейского по основам, варианта цивилизационного развития. В этих условиях любая альтернатива дает надежду на выход из тупиков техногенного массового общества. Тем более, что ни один из культурных миров Востока, развиваясь на протяжении тысяч лет, не породил ни экологического кризиса, ни угрозу всеобщего уничтожения! Для российского читателя опыт других культур Азии интересен и еще с одной стороны. Если наша культура на протяжении ряда веков буквально раскалывается борьбой «западников» и «славянофилов» /точнее — традиционалистов /, то культуры Юго-Восточной Азии дают пример частичного культурного синтеза и весьма успешного мягкого поглощения чуждых культурных влияний, пример самосохранения и выживания в условиях культурной агрессии западных стереотипов жизни. Сравнение разрушительной «перестройки» по западным образцам в России и сбалансированной модернизации в Китае служит убедительным подтверждением преимуществ такого варианта стратегии.

17 стр., 8268 слов

Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности

... примером мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ...

1.4 Значение восточной культуры для России

Понимание основ культуры исламского мира необходимо для нас и ещё с одной, можно сказать — геополитической точки зрения. Мир ислама, который иногда стремится представить некоей чуждой всякой цивилизации агрессивной силой, на самом деле не чужд нам. Столетиями Россия жила рядом и уживалась с этим миром, его культура не вне, а внутри нас. И в смысле влияния на само вызревание российской культурной традиции и в смысле вкрапленности островков и целых материков исламской культуры в самой сердцевине Российского пространства. Поэтому мы просто не можем позволить себе западное, исконно враждебное, отношение к миру ислама. Мы должны вновь и вновь учиться понимать и уважать друг друга.

1.5 Прикладной характер изучения культуры Востока

Изучение культуры этих стран дает для нас весьма ценный опыт, который способствует уточнению целей и способов развития, позволит соединить гармоничную культурную традицию России с необходимой мерой обновления. Полное описание соответствующих культурных миров, конечно, невозможно в рамках данного издания, поэтому мы ограничимся выявлением лишь кардинально важных черт специфики этих культурных миров, имеющих значение для культурной эволюции всего человечества.

2. Особенности культуры Индии

2.1 Культурные истоки индийской культуры

Знания об индийской культуре датируются III тысячелетием до н.э., хотя этот период (доарийский), Индии изучен сравнительно мало, но ученые благодаря археологическим находкам установили, что уже тогда, в III тысячелетии до н.э. в окружении полупервобытных племен здесь существовали цветущие очаги цивилизации, города Мохенджо-Даро, с храмами, учебными заведениями, водопроводом, письменностью и т.д. Известная нам культура Индии начинается с арийского завоевания /примерно сер. II тысячелетия до н.э./ и эти первые этапы развития знакомы нам лишь по религиозно-мифологическим текстам — Ведам.

2.2 Культурная особенность индийской культуры

Одной из главных особенностей Индии как особого и самостоятельного культурного мира является то поразительно высокое значение, которое приписывается в индийской культуре и ее системе ценностей религиозному поиску. С некоторым приближением можно сказать, что если рассматривать всю совокупность религиозных идей человечества, то аналоги каждой из них можно найти на определенном этапе в духовной жизни этой страны. В Индии «изобретено» все, что можно изобрести в данной сфере духа. И при том Индия вовсе не является страной поголовного аскетизма, аскетизм — дело профессионалов. А народ в целом ухитряется соединять глубину религиозных устремлений со вполне здоровым жизнелюбием. Само разнообразие религиозных учений и их оттенков предохраняет от фанатизма в религии. Кроме того, надо учитывать, что на глубинном мировоззренческом уровне окружающий материальный мир рассматривается в Индии как иллюзия, майя, или же сон Будды, а жизнь в нем — как повторяющийся извечно цикл перерождений, поэтому ни в мире, ни в человеке нет ничего строго определенного и окончательного, все изменчиво и все всегда еще можно исправить.

12 стр., 5732 слов

Культура и культурное многообразие мира

... культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира является результатом того, что в различных культурах ... условия жизни породивших эти культуры народов. Во всем разнообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает в себе специфический опыт ...

2.3 Религиозность индийской культуры

Основными религиями Индии, последовательно сменяющими друг друга, обычно считают брахманизм, буддизм и индуизм. Несколько особняком стоит джайнизм, зародившийся практически одновременно с буддизмом в VI-V в. до н.э., но захвативший лишь часть населения страны. Реально же существует множество оттенков, сект и местных вариантов верований, а также религиозно-философских школ. Брахманизм — древнейшее из религиозных учений, восходящее, очевидно, к первичной вере ариев и отражающее в жестком делении общества на четыре сословия — варны — сам факт арийского завоевания Индии. Кроме того в этом учении явно просвечивает свойственное Востоку системное представление об обществе как об едином организме, где каждое сословие играет роль какого-либо жизненно важного органа и в этих ролях зафиксирована их естественная иерархия. Так, жрецы-брахманы олицетворяют сердце и мозг, мудрость, воины — кшатрии — силу рук, а все агенты экономики — ремесленники, торговцы и т.д. — желудок.

2.4 Краткая характеристика буддизма

Буддизм возникает первично как своеобразная духовная революция, снимающая жесткое деление общества на сословия, утверждающая идею принципиального равенства людей и дающая каждому надежду на духовное спасение. Причем внутри буддизма в дальнейшем происходит «демократизация» религии: первичный вариант Хинаяна /узкий путь/, где фактически только монах-аскет мог претендовать на блаженство, сменяется более народным и мягким вариантом Махаяна /широкий путь/. В Махаяне все члены религиозной общины, миряне, обретают пути к спасению, а аскеты лишь выполняют свою специфическую функцию — служить нравственным примером и молиться за мирян.

Основатель буддизма — принц Гаутама /позднее Будда -просветленный/ по контрасту со счастливым и безоблачным детством постепенно познает наличие зла и страданий в мире и формирует свои четыре «благородных принципа». Он утверждает в них, что мир — это мир страданий, исток их — собственные желания и для избавления необходим отказ от желаний, вступление на путь добродетели. Стоит подчеркнуть, что тут видны резкие отличия от мира христианской культуры. Страдания в буддизме — несомненное зло, которого нужно избегать, в то время как для христианина страдание — благо, очередное испытание, ниспосланное Богом, и его надо выдержать, чтобы возвыситься в глазах Господа. В христианстве смерть — предстание перед судом Всевышнего, в Индии нирвана — высшее блаженство без чувств, стремлений и мыслей, без ощущения «Я» — это абсолютный покой.

2.5 Этика буддизма

В христианстве Христос обещает верующим вечную жизнь как главную награду, а в Индии вечная жизнь в цикле бесконечных перерождений — главное зло мира и путь бесконечных страданий всех живых существ, а нирвана — единственный выход из этого круга, пресечение жизней. Логически из этого можно вывести даже оправдание убийства: ведь оно иллюзорно, это лишь смена одежды, формы существования. Такое оправдание встречается в одной из священных книг, «Бхагаватгите», но реально таких выводов, конечно, не делали и история Индии — одна из самых гуманных и мягких в мире. В Индии совсем другое понимание греха и некоторые из них, например — плотские утехи, совсем грехом не считаются. Личного божественного суда нет, а есть автоматически и безжалостно действующий закон кармы, определяющий характер следующего рождения живого существа (реинкарнация), которое зачастую и является наказанием за грехи прошлого.

4 стр., 1857 слов

Политическая культура общества

... политическими режимами выделяют следующие типы политических культур. Тоталитарная политическая культура характеризуется идеологической заангажированностью политического сознания и поведения членов общества, так как в тоталитарных системах официальная идеология пронизывает и контролирует все сферы жизни ...

2.6 Буддизм и современная культура

В современном безрелигиозном обществе существует наивность и эклектичность попыток некоторой части интеллигенции «синтезировать» в своем мировоззрении христианское и индо-буддистское мировоззрение. Особенно важно то, что для индийских верований характерен уникальный феномен — религиозный эгоизм, в каком-то смысле отрицающий с нашей точки зрения само понятие религии. Ведь религия — от глагола «связывать», то есть соединять человека с Богом и человека с человеком.

В индийском мировоззрении каждое живое существо бесконечно одиноко, оно идет своим путем перерождений и все связи — родство, любовь, дружба — только иллюзия. Поэтому многие течения запрещают оказывать помощь, это означает брать на себя чужую карму и чужой грех. Не стоит доказывать, насколько это несовместимо с традициями российской культуры.

2.7 Специфика буддизма

Буддизм в целом носит этико-практический характер, он отвергает абстрактно-догматические изыскания брахманизма и особую магическую значимость ритуала, а главным делает проблему бытия личности, путь, ведущий к ее освобождению от страданий. В Индии образ бодхисатвы, святого, заслужившего вечное блаженство, но возвращающегося на землю, чтобы помогать другим очень значимый. Общая для всех индийских религия идея сансары, цепи перерождений всех живых существ, впоследствии получила развитие в современной западной культуре. Основной этический смысл сансары — единство всего живого и распространение норм этики на весь мир жизни. Эта идея нашла воплощение в XX в. в учении А. Швейцера и оказалась очень созвучна задаче формирования нового экологического сознания человечества в современном мире.

2.8 Распространение буддизма

Буддизм возник как духовная революция, может именно поэтому постепенно сходит со сцены в самой Индии, которая не терпит революций, и к 12 в н.э. его там уже практически нет. Зато он завоевывает себе новое культурное пространство в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Тибете, Монголии, Бурятии, Китае и Японии. Индийская культура не тяготеет к идейной борьбе, предпочитая компромиссы и синтез. Поэтому по мере распространения в народе буддизм впитывает все больше черт отвергнутого им брахманизма, что рано или поздно ставит вопрос о необходимости синтеза. Этим синтезом и стал ныне господствующий в стране индуизм. Причем синтез этот при взгляде со стороны достаточно эклектичен и в сонме индийских богов, их взаимоотношениях и функциях каким-то чудом ухитряются разобраться только сами жители Индии, не упускающие возможности включать в ритуалы и остатки старых местных племенных верований. И все это прекрасно уживается рядом друг с другом.

2.9 Этика и специфика джайнизма

9 стр., 4018 слов

Культура современных Индии и Китая

Удивительно в Индии и Китае многое, в том числе становление и особенности их культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в данной работе. Индийскую культуру можно сравнить с могучей ... обо всех остальных. Миллионы людей, никогда не бывшие в Индии, получают возможность знакомиться с жизнью индийского народа благодаря индийской литературе. Весьма своеобразна одежда индийцев. Сари, с которым неизбежно ...

Джайнизм возникает одновременно с буддизмом сначала на Северо-востоке Индии, а затем распространяется на ее центральную часть. Его роднит с буддизмом отрицание, хотя и в меньшей степени, брахманистского жесткого ритуала и закрепления социальных ролей в обществе, а также личностная направленность. Но в отличие от буддизма джайнизм настаивает на соблюдении строгих нравственных норм, на различии религиозной и светской — морали. Тщательно разработанные правила аскетического поведения и, в частности, принцип ахимсы /непричинения вреда всему живому/ — характерные черты джайнизма. Последователи наиболее суровых направлений даже метут перед собой метелочкой землю, чтобы не задавить муравья или паучка. Но эта жесткость нравственных норм, неизбежно связана с их формализацией и критики неоднократно отмечали, что джайны могут свято соблюдать ахимсу, но не оказать помощь голодному ребенку у своих ворот — это не входит в кодекс норм т.к. у каждого своя карма. Этот искусственно ограниченный и формализованный характер этических норм роднит джайнов с европейскими протестантами. Те тоже гордились своей деловой честностью и выполнением обязательств в бизнесе, но не смущались зверской эксплуатации рабочих и детского труда. Недаром и в Индии джайны — в основном представители торгово-промышленных слоев и очень активны в бизнесе.

2.10 Роль деревенской общины в индийском обществе

Характерной чертой Индии, определяющей своеобразие ее образа жизни и строя культуры, является огромная роль деревенской общины, За свою историю Индия не часто была единым государством, никогда — жестко централизованным, неоднократно претерпевала завоевания, но всегда умела сохранить внутреннее культурное единство. И секрет этого внеполитического единства во многом в крестьянской общине. В отличие от русской, индийская община огромна, практически полностью автономна в своей жизни, развитое разделение труда и практически полный набор специалистов во всех отраслях деятельности. Поэтому она попросту мало нуждается в объединительной роли государства. Сама общность, тождественность жизни в тысяче таких общин и создает единство образа жизни и культуры, которое невозможно разрушить никакими политическими изменениями в центре. Община платит налоги, а в остальном предпочитает жить сама по себе. И это придает удивительную «мягкую стойкость» индийской культуре, пассивно, но эффективно сопротивляющейся всем внешним воздействиям и сохраняющей свою самобытность.

2.11 Особенности социальной структуры индийского общества

Аналогично крестьянской общине построена и социальная структура традиционного индийского общества. Она состоит из сотен /около 400/ ячеек, клеточек, каст. Если в индийских фильмах кастовое деление это всегда препятствие для влюбленных, то на деле касты играли весьма важные и многообразные роли в обществе.

Каста возникала по самым различным признакам — этническим, религиозным, профессиональным и т.д. Каста с ее относительно демократичным аппаратом управления являлась для человека и своеобразным профсоюзом и кассой взаимопомощи, она защищала его права в суде, обеспечивала вдов и сирот, имела и другие многочисленные функции. Каста препятствовала внутренней социальной динамике в обществе, но давала защиту, безопасность, обеспечивала социальный порядок. В кастовом обществе невозможна борьба классов и слоев за власть, поскольку для каждой ячейки и ее членов гарантировано и закреплено место в социальной иерархии. Созданные кастами перегородки позволяли относительно мирно сосуществовать в обществе различным группам населения с их собственными взглядами и особенностями образа жизни. По своей функции такой принцип жизнеустройства, совместного, но раздельного сосуществования, в чем-то сродни английской внешней чопорности и холодности или апартеиду в Южной Африке, которым тоже сначала был задуман как способ раздельной жизни в одном государстве черного и белого населения.

13 стр., 6340 слов

Культура современного Китая.Его успехи и достижения

... работы поможет мне больше узнать о жизни, обычаях и, конечно же, традициях китайцев. 1. Культура современного Китая 1.1 Краткая история развития Китайской культуры История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, ...

На примере кастового строя особенно рельефно виден один из основных структурных принципов индийской культуры, который позволяет ей выживать в современном мире, сохраняя и традиции и частично модернизируясь без острых конфликтов и противостояния старого и нового. Этот принцип можно назвать «лоскутным» построением культуры: все новое просто прикрепляется как еще один «лоскуток» к яркому и со стороны эклектичному многообразию культурного мира Индии.

2.12 Причины сохранения индийской культуры

Пример сохранения уникальности индийской культуры представлен временами империи Александра Македонского, когда переплелись и древнейшие пласты архаики, и греческие влияния времен. Иностранные реформаторы и модернизаторы, революционеры всех оттенков просто не могут «перевернуть» Индию, изменить ее систему ценностей, уклад кардинально. Главная причина сохранения, стойкости индийской культуры в том, что к вновь пришедшим быстро привыкают и начинают рассматривать, как еще одну из сотен каст. Новой касте позволено жить рядом с другими на основе взаимного уважения особенностей взглядов и быта, но не дозволено вмешиваться и ломать нормы других ячеек общества. Другая причина — это древнейший этический и практический идеал пассивного сопротивления, который занимает важное место в системе ценностей индийской культуры. Позднее М. Ганди теоретически обосновал принцип сопротивления ненасилием.

Таким образом, кастовая система, уникальные ценности индийской культуры, приверженность традиционному укладу, очевидно, являются причинами стойкости многовековой культуры Индии. Это позволяет индийской культуре противостоять внешним влияниям и модернизироваться, не утрачивая своей неповторимости.

3. Особенности культура Китая

3.1 Идеалы китайской культуры

Культура Китая, сходна с индийской культурой по некоторым параметрам, характерным для всего Востока. Это, прежде всего, отсутствие противопоставления культуры и природы, преобладание традиции, идеал стабильности и т.д. Это сходство доказывают, в частности, многочисленные варианты культурной гибридизации индийской и китайской культуры в странах Юго-Восточной Азии. Но в то же время направленность развития, система ценностей, дух культуры имеют и серьезные отличная. На уровне глубинных представлений об устройстве мира это можно проиллюстрировать следующим образом. Если для европейца мир черно-белый, противоположности постоянно враждуют друг с другом и эта борьба, по утверждениям европейских философов, даже является источником развития, то для Индии такие представления смехотворны. Черное и белое, любые противоположности — это иллюзии в иллюзорном материальном земном мире. Кстати, противоположность материи и духа тоже иллюзорна. На деле все грани размыты и противоположности постоянно перетекают друг в друга: белое становится черным и наоборот.

14 стр., 6559 слов

Культура древнего Китая (3)

... этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур ... развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций. Китайский ... китайского общества. Не желая видеть в порождении народных ... мира, которые были свойственны китайскому ... скромна по ...

3.2 Представление китайской культуры о мироустройстве

Китайское мировидение исходит из существования первичных противоположностей инь и янь, но они не могут противоборствовать по той простой причине, что одновременно олицетворяют мужское и женское начало. В этом качестве они скорее обуславливают друг друга и стремятся к слиянию, творя этим единство мира. Мир устроен на редкость гармонично и просто: небо /мужское начало/ укрывает Землю /женское начало/ и поливает ее дождями. Она в ответ радостно плодоносит. В этой картине нет места Богу-творцу: мужское и женское начало разлиты в природе, это ее суть, и китайский язык даже не знает слов среднего рода — они нелепы и неуместны в таком мире. Священное слияние мужского и женского творится без Бога Творца и не нуждается в свидетелях. Так образуется один из парадоксов культуры Китая: есть религиозная вера, храмы, жрецы, но нет идеи Бога Творца в христианском понимании.

3.3 Отношение к традиции и обновлению в Китае

Для Китая характерно восточное отношение к проблеме сочетания древнего и нового, традиции и обновления. Европейское сознание Нового времени, за исключением остатков британского консерватизма, предпочитает во всем новизну, и эта тяга усиливается по мере американизации Европы. Быть современным, модным, новехоньким — это достоинство. На Востоке статус нового всегда сомнителен и не доказан. И это, в общем-то, более естественный образ мыслей. Ведь и Гегель утверждал, что все действительное разумно, отнюдь не относя к действительно сущему все новшества и реформы, а лишь закрепленные временем и обнаружившие соответствие ходу эволюции Мирового Духа, миру идей. Восточный же мыслитель, отклоняя проверку идеями, усилил бы временной акцент и сказал бы, что все древнее — разумно, так как оправдало себя самим фактом длительного существования.

3.4 Специфика китайского самосознания

Непререкаемый авторитет традиций формирует специфику самосознания китайской культуры. справедливо воспринимающей себя как самую древнюю из ныне живущих на планете и на этой древности основывающей свое культурное превосходство. Китай-это центр Земли, Поднебесная империя, окруженная варварами. Интересно отметить смену роли этой идеи превосходства на протяжении китайской истории. Когда-то, в самом начале, это было просто отражением реального факта: китайская культура выросла на собственной основе, собственными усилиями, в окружении менее развитых народов, которые черпали из китайской культуры полной мерой. Позднее это частенько служило оправданием ханьского национализма и попыток агрессии по отношению к соседям, так же, как и аналогичная идея о превосходстве европейской культуры, несущей «цивилизацию» /свою европейскую цивилизацию/.

3.5 Роль культурной традиции в сохранении уникальности китайской культуры

Представление о собственном культурном превосходстве стало играть и защитную роль в сохранении культуры Китая. Культурная традиция частенько становилась единственным оружием против захватчиков, основой и стержнем самосохранения, поскольку в чисто политическом и военном, а позднее — и экономическом отношениях Китай довольно нередко и периодически был слаб по отношению к «варварам». И вынужденный принять господство завоевателей /мoнгoлoв, манчжypoв/, он выживал лишь благодаря тому, что культурное воздействие, обольщение культурными достижениями, достаточно быстро превращало их в китайцев по духу, а затем растворяло без остатка. На этой же основе сначала развивались и контакты с Европой.

8 стр., 3522 слов

Физическая культура в древнем Китае

... акробатические элементы. Решающую роль в появлении физической культуры Месопотамии, а затем и всего древнего мира сыграло изобретение легкой ... и в наши дни китайский медик Хуа-То, который являлся первым основателем китайской гигиенической гимнастики, он утверждал, ... более совершенным. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали как философские, так и медицинские знания, ...

Китай мог терпеть поражения в самых различных сферах деятельности, но уверенность в превосходстве своей культурной традиции давала ему снова и снова импульс к возрождению. При первой встрече с посланцами Англии, долго расписывавшими могущество /реальное/ Британской империи, китайский император милостиво заявил, что согласен принять британцев в свое подданство, а английских монархов считать своими младшими братьями. Это звучало трагикомично, но ведь в культурном измерении мы все действительно младшие братья Китая и огромная часть первичных культурных достижений человечества пришла именно из него. Даже приход коммунистической идеологии не изменил такого мировосприятия: советские наблюдатели постоянно доносили в Кремль, что Мао не воспринимает себя учеником в коммунизме и гораздо чаще цитирует Конфуция в своих речах, чем Маркса, а сам стиль, логика его мышления и действий остаются чисто китайскими.

Основываясь на таком мировоззрении, Китай и в конце 20в. воспринял необходимость модернизации по западным образцам лишь как частичную, не должную затрагивать основы китайского образа жизни. Китайская культура материалистична и прагматична, поэтому вполне спокойно принимает некоторые заимствования от «варваров». Исходя из этого, Китай начал свою модернизацию достаточно мягко и рационально, выделив для эксперимента «свободные экономические зоны» и потом дозировано перенося их опыт на остальные районы страны. И этот путь, в общем-то, себя оправдал, особенно по сравнению с нашим российским необузданным реформаторством.

3.6 Основные направления развития китайской культуры

В основе китайской культуры уверенность в собственной правоте, авторитет древности. Из этого логично вытекают две основные цели, две направленности китайской культуры: бессмертие или долгожительство каждого человека и стабильность, долгожительство Китая как культурной общности в целом. Ради этих целей Китай шел и идет на любые жертвы по другим направлениям развития. И добивается весьма весомых успехов. Долгожительство Китая как культурного мира — реальный факт современности. За эти тысячелетия расцвело и сгинуло множество культур, а китайская жива и, несмотря на частичные изменения, остается сама собой.

Ради идеи личного долгожительства Китай не только разработал многочисленные методики физического, психического и нравственного аутотренинга, но и в годы Великих географических открытий даже организовал массовые, грандиозные морские экспедиции, но не ради алчности, а на поиски «островов бессмертия». Островов так и не нашли, но, судя по описаниям, монахи даосы умели и без всяких островов добиваться значительного и притом полноценного продления жизни.

Стремление к долгожительству и стабильности на уровне социума в целом в соединении с идеей культурного превосходства вело к постоянным попыткам создать и воссоздать, после кризисов, единое культурное пространство и единое государство. К этому же подталкивал сам факт образования китайского народа на основе покорения первоначально очень пестрого по этническому составу населения одной народностью — ханьской. В связи с этим возникал еще один вектор развития, направляющий стремление китайской культуры к созданию идеального справедливого социального порядка. А порядок этот при таком огромном и разнородном населении всегда представлялся проблемой, в разрешении которой китайская культурная традиция играла едва ли не ведущую роль.

8 стр., 3740 слов

Культура Древней Японии

... самобытности японской культуры. Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества ... идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны ... единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: ... богов”, рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых ...

3.7 Роль даосизма в культуре Китая

Два ведущих религиозно-философских учения Китая, даосизм и конфуцианство, несмотря на существенные отличия, с разных сторон обосновывают идею возможного и желательного порядка. Правда, на разных уровнях.

Даосизм определяет фундаментальные основания порядка на природном уровне и в человеческой душе, опираясь на принцип естественности этого порядка и поэтому иногда выступая оппонентом искусственной социальной упорядоченности. В силу этого даосские идеи часто служили опорой восстаний и социального брожения. Человеку позволено не все ради его собственного блага, он должен стремиться принять мир таким, каков он есть, тогда только возникает подлинное понимание мира и действия приносят действительно благие результаты. Эти общие основы китайского миропонимания по-разному проявляются в даосизме. Даосизм /основатель — Лао-Цзы / зарождается в 6 в. до н.э., но наибольшее распространение получает лишь в эпоху Тан, в VII-X вв. н.э. «Дао» это предвечное, бесформенное, неизменное начало и завершение всего. Это и естественный закон свободного стихийного развития Вселенной, которому должен следовать и каждый человек ради гармонии с миром. Все, что идет вопреки «дао», в конечном счете, обречено на провал. В «дао» и пред «дао» равны все, этим обеспечивается единство мира. Поэтому предварительным условием действия, если оно нужно, является безмятежное, углубленное созерцание, отрешение от эгоизма собственного «Я».

3.8 Роль конфуцианства в культуре Китая

Конфуцианство больше интересует нравственная основа общественного устройства, и оно стремится к тщательно разработанной системе социальной гармонии. Но принципиальное сходство и интенция к упорядоченности жизни позволили двум течениям в основном мирно сосуществовать на всем протяжении китайской истории, дополняя друг друга и составляя внутреннюю альтернативу культурного мира китайца. Попытки так называемых легистов, законников, создать третье направление, доводящее стремление к социальному порядку почти до европейской идеи равенства всех, кроме императора, перед властью формального закона, оказались несовместимыми с китайскими представлениями о естественно-нравственном пути к гармонии.

Для Конфуция /551-497г до н.э./ естественное — это не космический закон, который его мало интересовал, так же как Будду и Сократа, а нравственное начало в человеке. Эта естественность основана на принципе семьи, включающем и единство, и равенство в определенных отношениях и иерархию, соподчинение. На этом строятся и межчеловеческие отношения и отношения в обществе. Такое подчинение не связано с господством, а с разделением ролей в заботе об общем благе.

3.9 Ценности конфуцианства

Высший, даже император, нарушающий свой долг, автоматически лишается морального права на верховенство. Исходя из этого, в Китае достаточно регулярные крестьянские восстания служили своеобразной формой реальной демократии, ограничивающей власть правителей. Теоретически это связано с учением об «исправлении имен «. Правильная жизнь — это жизнь «по понятиям», когда правитель — это действительно мудрый и справедливый отец всего общества, отец семейства — действительно отец, правда — это правда, а ложь — это ложь, каждый знает свое место и роль и соответствует своему понятию.

Тут явная перекличка с идеями Платона и Гегеля. Но время от времени все стихийно искажается, запутывается в мире, и тогда надо снова все расставлять по местам для восстановления гармонии. Таким образом, порядок по Конфуцию — не застой и деспотия, в циклы его развития включается периодическая необходимость восстановления соответствия нравственным основам. Именно они — высший критерий и мера порядка. Хотя исходной в конфуцианстве, как и в даосизме, тоже является воля Неба, но она трактуется не столько как природный закон, сколько как высшая духовная сила, моральный закон «дао».

Человек от природы наделен нравственным потенциалом, и жить в согласии с природой — это значит и в согласии с собой. Благой муж живет по идеалам добра, справедливости и по закону — «жэнь», закону человечности. Принцип почтительности как сыновний долг и закон социальной иерархии — это основа ценностей конфуцианства.

Признак благородства — думать о своем долге, а не о правах, в этом резкое различие с европейской культурой Нового времени. Важнейшие средства достижения блага — музыка и ритуал, упорядочивающие мир и человеческую душу.

3.10 Роль буддизма и легизма в Китае

Буддизм оказался более близким к исходным установкам китайского мировоззрения и в основательно переработанном китаизированном варианте дополнил этическо-религиозные искания даосизма и конфуцианства необходимым человеку божественным измерением бытия, элементами мистики, культом святых и разработанными ритуалами. Программа легизма, реализованная в династии Цинь /III в. до н.э./ привела в китайских условиях к созданию деспотического государства с тотальным шпионажем, преследованиями инакомыслия, попытками уничтожения всех древних культурных традиций. В результате восстаний государство Цинь пало. Установки легистов были ориентированны на тотальность закона. Они частично повлияли на формирование бюрократической системы правления, просуществовавшей до XX в. Таким образом, в результате «социального эксперимента», строительства коммунизма обнаружилось, что в стремлении к порядку именно древняя культурная традиция, опирающаяся на идею естественно-природных, а не искусственно-юридических основ этого порядка, предохраняет китайское общество от сползания к «тоталитаризму».

3.11 Китайская социокультурная динамика развития

Исконная китайская традиция всегда предостерегала от излишнего рвения в реформаторстве и переустройстве мира пусть даже на самых рациональных, но искусственных основаниях. В связи с этим вырисовывается проблема способа деятельности, характерного для всего Востока в отличие от Запада. Это особенно наглядно видно на примере Китая. Если культура Запада с самого начала в каком-то смысле противостоит Природе /и даже само определение культуры выводится из этой противоположности/. Начиная с эпохи Возрождения Запад, стремится переделать мир и подчинить его своей воле, этому соответствует и определенный способ деятельности. Например, применение как можно более радикальных, мощных, иногда — разрушительных средств для достижения максимального эффекта в минимальное время. Этим определяется и соответствующая динамика культуры: резкая, порывистая, с войнами, революциями, качественными скачками и т.д. В XX в. обнаруживается, что такой тип развития, конечно, дает мощное ускорение, но и приводит к отчуждению: масштабы, характер, направленность человеческой деятельности начинают угрожать природным основам бытия в мире и природе самого человека.

Восток же опирается на природу и стремится к динамике, напоминающей естественный рост растений, когда новое постепенно «нарастает» на старое, не меняя основы, а развивая их. В итоге — более медленное, но более гармоничное развитие с минимальными эффектами отчуждения.

3.12 Специфика традиционного китайского мировоззрения

Мировоззрение Китая крестьянское, основанное на природных ритмах и циклах утверждает, что каждая из противоположностей, инь и янь, переходя за породивший их Вечный Предел, грань меры, превращается в противоположность. Это определяет своеобразный закон человеческой деятельности — необходимость соизмерять свои действия с естеством самих вещей, иначе результаты будут противоположны желаемым, дадут обратные, отчужденные и хаотические следствия. Все смешается в мире, исчезнет противоположность добра и зла, все утратит первоначальные качества. Из этого вытекает принцип «ву вэй», который означает не бездействие, как иногда считают, а действие, сообразное с законами и ритмами самих вещей и событий. Хорошим примером является описание Л. Толстым логики действий Кутузова в войне 1812г. в противоположность способу действий Наполеона. В Китае этот принцип проявляется во всем: в искусстве, в восточной медицине, которая в противоположность западной опирается на собственные силы организма, мягко регулируя его внутреннюю гармонию, в философии восточных единоборств и т.д. На нем же основана и роль ритуала в китайской культуре, как средства сделать поведение соразмерным и традиции и обстановке.

Общая идея мировоззрения заключается в необходимости соблюдения меры в желаниях и действиях и в этом явное совпадение с логикой буддизма.

3.13 Доминанты китайской культуры

Доминирующая в китайской культуре идея социального порядка и гармонии покоится на основах, природных и нравственных, являющихся своеобразным ограничителем, предохранителем от излишне жестких толкований в теории и практике. Именно этого долго не могла заметить европейская мысль, привыкшая все измерять формально — юридическими критериями и потому объявлявшая весь Восток царством деспотии и «тоталитаризма».

Аналогичная картина наблюдается и в социальной структуре китайского общества. С либеральной и формально-юридической точки зрения Китай — это жуткое и однообразное господство бюрократии на протяжении тысяч лет. Но при этом забывают, что бюрократия эта — особенная. Китай в каком-то смысле воплотил идею Платона о необходимости правления мудрецов, философов. Он сумел соединить традиционное почтение к культурному, ученому человеку с почтением к начальству, объединив их в одном лице, одном социальном слое.

3.14 Уникальность китайской бюрократии

Для получения первого чиновного ранга, а на это мог претендовать любой, необходимо было пройти сложнейший экзамен на знание и свободное владение всем культурным богатством китайской истории. Потом этот экзамен регулярно повторялся через ряд лет и был необходим для продвижения на следующую должность. Именно это гуманитарное знание обеспечивало морально право на правление. Тут, конечно, имелся некий зазор: знание традиций и нравственных норм еще не определяет подлинную нравственность. Именно в этом, как известно, заключалась трагическая «ошибка Сократа», отождествившего знания и нравственность. Но высокая культура правителя обеспечивает хоть какие-то гарантии справедливости правления, в отличие от любых юридических установлений, которыми распоряжается та же бюрократия в своих интересах.

Этот встроенный в культуру механизм обеспечивал преемственность, как государственной власти, так и стабильность самой культурной традиции. По крайней мере, так это выглядело в целом, реальная же история включала, естественно, и гораздо более трагичные эпизоды.

3.15 Причины сохранения китайской культуры

Общий вывод: жизнестойкость и длительность существования Китая, как особого мира среди других миров человечества, во многом определяется стержневой ролью китайской культуры, сумевшей сохранить неповторимый облик страны и ее народа на протяжении тысячелетий.

4. Особенности культуры Японии

4.1 Изменения ценностей европейской культуры

Каждую культуру с точки зрения ее уникальности и самоценности можно рассматривать как своеобразный проект или эксперимент человечества на тему: «А что будет, если…?» Европейская культура Нового времени, например, это попытка выяснить характеристики и пределы развития, имеющего в качестве основной целевой установки достижение максимального благосостояния, материальных выгод. По отношению к этой цели и увлечение идеалом красоты в эпоху Возрождения и наивная, необузданная вера во всемогущество человеческого разума и науки, берущая начало с эпохи Просвещения, затем — аналогичная вера в рынок, демократию и технический прогресс, — все это лишь смена средств, ведущих к данной цели. Естественно, что доминирующая ориентация, вектор развития культуры, выражаются, прежде всего, в системе ценностей. Напомним, что такая направленность новоевропейской культуры возникает в эпоху Возрождения именно в связи с радикальным отказом от религиозно понимаемого идеала Добра, свойственного большинству культур человечества, и заменой его идеалом физической красоты как главной ценности. Это обусловило сначала взлет искусства, а потом последовательную смену ценностей, пока не выявилась определенно подлинная цель этого сдвига в ценностной структуре европейского миропонимания.

4.2 Система ценностей японской культуры

культура восток этика ценность

Одна из основных особенностей японской культуры — превалирование эстетических ценностей, идеала красоты, который в каком-то смысле стоит выше привычных нам нравственных норм, а возможно и сам стал важнейшей нравственной нормой. Японцы умеют творить зрелище из самого страшного на свете — самоубийства, категорически отвергаемого религией и нравами большинства народов.

История Японии поразительно красива и поразительна, жестока одновременно. Эстетика убийства поднята на высший уровень жизненных ценностей, поэтому так переплетены в японской литературе и поэзии любовь и смерть, зачастую — добровольная смерть влюбленных. В этом возвышении эстетического можно увидеть некий урок для наших любителей бездумно и буквально повторять слова Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир. А также для культурологов, сводящих предмет своей науки к истории искусства. Ведь у Достоевского речь о духовной красоте, причем в христианском смысле, о милосердии сострадании, справедливости. А физическая красота бывает разная, орудия убийства от простого ножа до современного истребителя бывают ужасающе красивы. А отец американской водородной бомбы Э. Теллер утверждал, что нет зрелища прекрасней, чем взрыв его детища. Романтизация и эстетизация войны, характерная в частности для германской культуры, тоже не выдумка философов, а жестокая реальность человеческой истории. Стремясь к красоте, прежде всего, человек способен на ужасающие деяния. И разговор не о том, чтобы осуждать кого-либо, а об осознании основ собственной культуры, ее несовместимости с подобными установками.

4.3 Специфика японского идеала красоты

Для понимания Японии надо учитывать, что идея красоты там тоже особая, непохожая в частности на господство эстетического над этическим началом в европейскую эпоху Возрождения.

Красота, по-японски это не чисто материальное, вещественное, не господство плоти, как на картинах Рубенса. Она — единство духовного и материального, в отличие от Европы в ее основе естественная красота природы. Природные основы культуры это то, что объединяет Японию с Индией, Китаем и всем Востоком. И это не беспочвенно. Красота японских островов поразительна, она уникальна и разнообразна на каждом кусочке этой земли. Поднимаясь в горы, можно за несколько часов увидеть в миниатюре все красоты Земли: от тропического моря и джунглей до сияющих снежных вершин. Именно в миниатюре, ведь Япония и поразительно мала, и это научило японцев видеть красоту не в роскоши и помпезности европейского Возрождения и не в шири и просторах, как у нас, а в малом. Например, в изгибе травинки, увядшем бутоне, цвете осеннего листа. Японцы научились творчески подражать природе в букете цветов, в микроландшафтах из комнатных растений, в убранстве японской хижины.

Кроме того, японское понимание красоты внутренне трагично. И это тоже в какой-то степени связано ее природными основами. Нам со стороны почти не заметна эта скрытая напряженность японской культуры — ведь Япония геологически живет на вулкане /точнее — на вулканах/ и неоднократное поднятие и исчезновение в морских глубинах вулканических островов не может не запечатлеться в народном духе. Поэтому жизнь не только отдельного человека, но и народа в целом не может не ощущаться как нечто крайне непрочное в своих основах. Даже современные японские фильмы воплощают этот архетипический ужас перед природными катастрофами. Японское экологическое сознание очень остро воспринимает надвигающийся глобальный кризис.

4.4 Принципы японской культуры

Жить надо здесь и сейчас. В Японии просто по духу невозможны проекты, рассчитанные на века типа «Москва — третий Рим», «тысячелетний рейх» и т.д. В этом Япония радикально отличается от России, привыкшей жить будущим, стремиться к вечному, и совпадает с американско-европейской культурой XXв. В западной культуре причины настроя на сиюминутное и повседневное другие — возраст культуры и ее крайний индивидуализм. Наверное, это стало одним из факторов частичного вписывания Японии в динамику глобального рыночного общества. Внутренняя логика японской культуры такова, что если существование так непрочно, то может стоит ориентировать его не на нравственные идеалы, путь к которым бесконечен, а прежде всего, сделать ярким и красивым?

Все это вместе взятое придало японской культуре оттенок пронзительной трагичности, мимолетности, которая по контрасту усиливает впечатление прекрасного. При этом духовное и материальное сплетаются нераздельно за счет изначальной одухотворенности природного начала. А если что-то ухитряется сохранить долгую жизнь, хранит запах и следы истории, то эта вещь становится особенно уникальной. Старая чашка в трещинках гораздо ценнее именно этой своей индивидуальностью, отпечатком судьбы, чем новехонькое произведение с фабрики. В этом японский дух коренным образом отличается от американского, обуянного постоянной погоней за новизной.

Тревожное ощущение естественной, вечной в истоках, красоты мира и любой малой его части — одна из стержневых основ стойкости японской культуры.

4.5 Исторический исток японской культуры

Кроме природной нестабильности сыграл свою роль и исторический фон -постоянные войны за клочки земли, от первичного истребления коренного населения — айнов, до непрестанных феодальных раздоров и резни. Это тоже не могло не сказаться на мироощущении человека. Современное положение Японии также нестабильно. В трудах японских ученых постоянно чувствуется трагизм, основанный на несовпадении энергии, мощи, богатства японской нации и ее относительно малой роли в делах мирового масштаба. Похоже, сами японцы воспринимают свое «экономическое чудо» именно как чудо и не очень-то верят в его стабильность. Ведь с точки зрения природных ресурсов Япония живет на всем чужом, а ее геополитическое положение крайне неустойчиво.

4.6 Влияние религиозного фактора

В духовно-религиозной сфере эти перечисленные черты японской культуры выражаются в специфически японском варианте буддизма — дзэн-буддизме. Его сокровенный смысл как раз включает ощущение непредсказуемости, принципиальной нестабильности внешнего мира, логики человеческого мышления и поступков при утверждении глубинного единства и красоты мироздания во всех его деталях. Нравственная ориентация, необходимая для любого типа таких учений, здесь достигается не фиксацией заповедей, а косвенно, через своеобразный психотренинг, позволяющий прочувствовать в отдельные миги человеческого существования эту красоту и цельность мира.

В этом возможно кроются истоки той специфической японской системы ценностей, с которой мы начали свой рассказ. С таких позиций относительным выглядит человеческое разделение добра и зла. Ведь все это — составные элементы единого, «прекрасного и яростного мира», по выражению А. Платонова. Тем более что в основе всего — природа, а она тоже и прекрасна и жестока с человеческой точки зрения. Так японская культура другими путями приходит к выводам, сходными с релятивизмом добра и зла в индийской «Бхагаватгите».

4.7 Роль Синтоизма и буддизма в культуре Японии

Как и для Индии, для Японии характерен религиозный синтез на основе принципа дополнительности и заимствованный, преображенный буддизм здесь прекрасно уживается с исконной национальной религией — синто /синтоизмом/. К тому же дзэн- буддизм нуждается в таком дополнении, ведь в нем явно не хватает собственного религиозно-мифологического и мистического начала. Задача дзэн — помочь человеку обрести личное достоинство и миги счастья в единении с окружающим /»сатори»/ в непостоянном и жестоком мире.

Но это по определению доступно лишь немногим, а массовая, народная вера нуждается еще и в обосновании корней, в осмыслении возникновения мира и человеческого пребывания в нем. Эту функцию и выполняет национальная религия синто, которая описывает возникновение японских островов, происхождение всех японцев от богов, а императора — непосредственно от богини солнца. Одновременно синто в противовес индивидуализму дзэн вводит поклонение, духам предков, протягивая связь времен, создавая единство и общность поколений.

4.8 Роль синтоизма в Японии

Роль синто в формировании уникальной черты японской культуры, позволяющей ей сохранить свой неповторимый облик — это внешняя открытость миру и, в то же время, удивительная закрытость, недопущение внешнего в свои глубины. Это свойство всех высокоорганизованных систем, постоянно взаимодействующих с миром, но сохраняющих свою самотождественность.

В Японии такая черта связана с главным тезисом синто: японцы-дети богов. В отличие от христианства не как люди, а именно как японцы, особый народ. Как и в Китае, эта идея превосходства в определенные периоды служила основой национальной гордыни и имперских притязаний.

В культуре Японии это ощущение неистребимого превосходства играло охраняющую роль, являясь защитным фильтром системы.

4.9 Причины сохранения японской культуры

С Японией и японской культурой можно сближаться, чем-то обмениваться, но в нее нельзя войти чужим: ведь они — то не дети богов. Сетования по этому поводу можно встретить у поклонников японской культуры, долгое время живших в Японии. И через год, и через 10 лет вам скажут один и тот же комплимент: «О, вы стали почти как японец «. Но всегда — почти, своим стать невозможно. Япония уникальная мононациональная страна, около 97% населения — японцы. Их нисколько не смущают обвинения в подобной «несовременности».

Системным свойством японской культуры является ее удивительная гибкость, способность избирательно и в нужной мере воспринимать все чужое, радикально перерабатывая его в свое собственное культурное.

4.10 Исторические примеры сохранения японской культуры

В XVII веке при первых контактах с европейцами японцы отвергли предложенный набор колониальных побрякушек, показав свои товары, гораздо более высокого качества. Но потом согласились принять тот, которого не было в Японии — огнестрельное оружие. Китай, культурный учитель Японии, давно изобрел порох, но, в отличие от Европы, использовал его для праздников, фейерверков, а не для войны. Торговля началась, а вместе с ней началось и культурное проникновение европейцев. Скоро по всей стране выросли иезуитские монастыри, школы, храмы и, по некоторым данным, до 10% японцев перешли в католичество. Это грозило гибелью. Составился заговор во главе с правителем — сегуном и за краткий срок были буквально вырезаны все оевропеившиеся японцы и большинство иностранцев. Оставшихся европейцев посадили на корабли для передачи в Европу. Каждый чужак, высадившийся в стране, будет казнен. Так и делалось. Страна на 200 лет установила «железный занавес» и сколько ни говорилось потом о жестокости подобной «хирургической операции», без нее Япония сейчас не была бы такой, как есть. Во второй половине XIX в. Япония открылась под давлением пушек американского флота и в силу внутренней уверенности, что теперь она может войти в мир на — равных, а не как колония.

4.11 Культурное противостояние Японии американской культурной экспансии

Японии пришлось выдержать мощное давление со стороны американской культуры после поражения в войне в 1945 г. Американцы задались целью полностью переделать страну на свой лад. После ряда научных экспедиций было установлено, что японцы пригодны для переделки, иначе рассматривалась даже возможность их уничтожения как нации. И первый удар по японской культуре тоже был рассчитан научно: императора заставили выступить по радио с отречением и развенчанием всей японской истории и мифов синто о божественном происхождении японцев и его фамилии. Среди согнанных для прослушивания толп начались массовые самоубийства.

Затем были распущены все государственные, политические, экономические, образовательные и т.д. учреждения и объявлена возможность организации новых, но на американских принципах. Партии были прямо организованы на американские деньги. Казалось, цель достигнута. Но когда через ряд лет оккупация прекратилась, обнаружилось, что японцы постепенно видоизменяют навязанные формы, перестраивая их на свой лад. И в политике, и в экономике, и во всей общественной жизни начался процесс утверждения японских принципов жизни.

4.12 Роль культурной традиции в Японии

Снова создается образ нации как единой семьи, которой не нужна реальная многопартийность, по семейному принципу строятся взаимоотношения внутри фирм, благодаря чему японский рабочий работал больше всех в мире, имел минимальный отпуск, и еще оставался на производственные совещания по рационализации производства. А иногда даже помогал спасти своими сбережениями обанкротившихся хозяев. Но и они относилась к нему как к члену семьи и не выбрасывали на улицу в периоды кризиса. Так создавалось японское «экономическое чудо», за счет отрицания принципов «чистого» европейско-американского капитализма и утверждения национальных основ жизни. Это подкреплялось специальной политикой по развитию и сохранению этих основ. В частности, японец, долго проработавший за рубежом, обязан был пройти специальные курсы по основам японской культуры, прежде чем восстановиться на службе. Оевропеившихся японок не брали замуж, практически не принимали на работу, и они со временем образовали особый социальный слой, свои общественные и производственные организации. Так было до 80гг., когда все-таки сам путь, цели развития, учащающиеся контакты с западным миром начали изменять Японию. Возможно, сыграло роль и своеобразное самоотчуждение культуры в результате исполнения сверхзадачи, миссии.