ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ПЕРСОНАЖА (на материале современного английского романа Ника Хорнби «Мой мальчик)

Общее представление о языковом портрете личности

Категория языкового портрета личности включает в себя как речевое поведение человека, так и его невербальное сопровождение. Каждый человек характеризуется уникальным речевым поведением, который представляет собой сочетание его индивидуальности и основных качеств речевой культуры человека. Поэтому особенности языкового портрета человека по большей части определены психологическими свойствами и чертами характера человека.

Языковой портрет личности описывает человека как способного к речевой деятельности носителя языка. То есть индивид располагает совокупностью психофизиологических свойств, с помощью которых определённым образом воспроизводятся и воспринимаются речевые образования. Последние в зависимости от способностей и характеристик человека отличаются друг от друга степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целевой направленностью и т. д.

Следовательно, формирование языкового портрета личности обусловлено его способностями к использованию различных видов коммуникативной деятельности, что позволяет ему общаться с другими членами окружающего мира.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Языковой портрет современника 440 руб.
  • Реферат Языковой портрет современника 220 руб.
  • Контрольная работа Языковой портрет современника 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Помимо понятия «языковой портрет» в научной литературе лингвисты могут использовать термины «речевой портрет», «языковая личность», «речевая личность», «коммуникативная личность».

Реконструировать языковой портрет конкретной личности (в том числе и современника) позволяет его анализ. В его рамках языковую личность разлагают на следующие уровни:

  • вербально-семантический уровень — это лексико-грамматический фонд языка (то есть совокупность слов и словосочетаний), который используется личностью в процессе коммуникации;
  • лингвокогнитивный уровень – это особенности лексики личности, в состав которой входят речевые обороты, разговорные формулы и т.д.;
  • прагматический (мотивационный) уровень – это совокупность мотивов, целей, установок и коммуникативных ролей, которых в процессе коммуникации придерживается личность.

Выделенные уровни позволяют поэтапно сконструировать языковой портрет личности. А на формирование личности, на её поведение (включая речевое поведение) оказывает влияние тот материал, который порождается современной жизнью, то есть круг читаемых текстов и воспринимаемых речей.

9 стр., 4151 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

... мы пришли к выводу о том, что в языковой личности на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни. Для современной науки ... урока Сегодня мы будем писать сочинение о весне, каким его увидел и запечатлел художник Гарри Олегович Рокчинский в картине «Журавлиная песня» (портреты художника). 2. Рассматривание картин ...

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Языковой портрет современного школьника

Языковой портрет современного школьника

Автор: Пестерева Александра, ученица 7Б класса МБОУ «Новолядинская СОШ»

Научный руководитель – учитель русского языка и литературы Королькова Светлана Дмитриевна

Актуальность

  • Я считаю, что в последние годы активно обновляется лексика языка, его фразеология, появилось много заимствованных слов. Русский язык засоряется разнообразными сленговыми выражениями, просторечными словами, табуированной лексикой. Школьники – это возрастная группа, которая наиболее открыта изменениям. Их речь содержит большое количество собственно подростковых слов.

Задачи

Составить языковой портрет современного школьника на примере нашей школы. Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.

Определить понятия «жаргон» и «сленг».

  • Провести опрос среди учащихся седьмых классов.
  • Систематизировать материал.
  • Сделать выводы по теме исследования.

3 стр., 1450 слов

Языковой портрет современного телеведущего

... своеобразие лексики, что в итоге составляет речевой имидж человека. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ ТИНЫ КАНДЕЛАКИ Культура речи телеведущего – это совокупность и система ... которые дразнили меня «Болотной Тиной», и где я?» 53 Эмоциональные средства языка телеведущей сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, ...

Цель

Проанализировать речь современных школьников

Теоретическая часть

Общая характеристика сленга.

Сегодня наш русский язык болен. Он переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизм: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями, нецензурными словами. Вседозволенность и свобода, распущенность во всём: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Жаргонизмы употребляет большая часть населения. Особенно широко используется жаргонизмы в речи молодёжи.

Факторы, влияющие на формирование молодежного сленга.

  • Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской

3 стр., 1412 слов

Урок развития речи «Рассказ об интересном человеке» 9 кл

... неизгладимые впечатления оказывают на человека встречи, общение с интересными людьми. Вот и сегодня вам предстоит подготовиться к написанию сочинения-рассказа о человеке, встреча с которым осталась ... а тот, у которого есть достоинства. (речь идет о человеке добром, отзывчивом, достойном, душевном). О таком человеке вы будете писать сочинение-рассказ. Подобные высказывания вы можете использовать в ...

Причины возникновения

  • Развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий.

    Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.

  • 2. Современная музыкальная культура.

    Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. Жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей.

  • 3. Хобби и увлечения молодых людей.

    Во все времена среди школьников популярным остаётся футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов

Для чего современный ученик употребляет сленг?

  • Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.

2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде.

Практическая часть

Для решения поставленных задач мною было проведено анкетирование учащихся 7 –ого класса.

Целью проведения анкетирования послужило следующее:

  • определить круг наиболее часто употребляемых слов молодёжного сленга;
  • определить мотивы употребления;
  • определить отношения учащихся к молодёжному лексикону и выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без него.

Для этого в анкету были включены следующие вопросы:

5 стр., 2304 слов

Молодежный сленг в сети интернет. Молодежный сленг в сети интернет ...

... технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-сленга уже даже словари начали составлять. 3. Музыка. Чаще всего ... «уход» из нее во взрослую жизнь приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянной обновляемостью молодежного сленга. Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, ...

1) Какие сленговые выражения вы чаще всего употребляете в речи?

2) Для чего употребляют учащиеся в своей речи сленг?

3) Можно ли обойтись без сленга?

Вывод

Работая над темой «Языковой портрет современного школьника», я пришла к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и не возможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по нашему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом, кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.