Внедрение медиаобразования в современную педагогику

Актуальность исследования обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, отметим значительные изменения, которые произошли в информационной среде. Они связаны с появлением новых технических средств передачи информации, благодаря которым практически любая информация стала доступна практически каждому человеку. Это не смогло не наложить отпечаток на формирование поведения школьников, поскольку в известной мере разрушило те барьеры и ограничения, которые искусственно, в педагогических целях создавались родителями и учителями. Так, информация, создаваемая специально для взрослых, стала доступна школьникам, у которых еще или полностью не сформированы, или сформированы в недостаточной степени представления о нравственности и морали. Дидактический ландшафт претерпел значительные изменения, и следует отметить, что эти изменения далеко не всегда можно назвать положительными. медиаобразование педагогика критический

Во-вторых, ни родители, ни учителя, которые выросли и сформировались как личности в совершенно других информационных условиях, оказались не готовыми к работе с подрастающим поколением в изменившемся мире. Вряд ли можно назвать справедливыми обвинения в адрес школы и семьи как социальных институтов, что именно на них лежит ответственность за прочную тенденцию к ухудшению поведения школьников, поскольку в основе этого негативного явления лежат не субъективные факторы (учитель или родитель не хочет заниматься воспитанием), а объективные причины (родитель и учитель не знают, как воспитывать сегодня, и пытаются это делать так, как делали десятилетия и столетия тому назад).

Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно, понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Объектом данного исследования является изучение медиаоразования как специфического направления образования.

Предмет исследования- изучить развитие и внедрение системы медиаобразования в систему образования.

Основная проблема — разрозненность и трудности в стыковке различных ветвей медиаобразования. За этим в значительной степени кроется отсутствие единой общепризнанной теории массовой коммуникации (есть множество теорий среднего и низкого уровня, вызревшие в различных философских школах).

13 стр., 6321 слов

Изучение контент-анализа как метода исследования

... курсовой работы является изучение контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа документов 3. Рассмотреть технику ... должны быть исключены, так как они очень субъективны, их значение меняется с изменением ситуации и времени. Систематичность означает, что анализ должен осуществляться на ...

Каждый тип медиаобразования в России довольно далеко отстает от других методов образования. Можно лишь говорить о большей или меньшей степени осмысленности каждой отрасли внутри сферы массовой коммуникации.

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы медиаобразования, и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.

1.1 Определение медиаобразование

Медиаобразование (media education ) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии.

Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования. Это определение внедрила Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В свою очередь А.Гутиерес Мартин и Т.Шак предложили свое определение «мультимедийного образования», которое, «используя преобладающие современные технологии, позволяет студентам получить умения, знания и отношения, необходимые для: коммуникации (интерпретации и создания сообщений); использования различных языков и медиа; развития личной критической автономии, что помогает жить в мультикультурном обществе с его ежедневными технологическими новшествами».

На наш взгляд, определения Т. Шак и А. Гутиерэс Мартин не противоречат определению медиаобразования, разработанному экспертной группой ЮНЕСКО, являясь его вариациями или уточнениями.

  • медиаобразование — процесс изучения печати, электронных и цифровых медиа. Хотя термин «изучение медиа» использовался, чтобы отличить его от «медиаобразования», различие кажется доктринерским, искусственным и несущественным для понимания данного процесса изучения/обучения. Медиаграмотность подразумевает сложный результат «грамотности». Это — неточный и запутывающий термин и слабое определение. Я предпочитаю термин «медиаобразование» (K .Тайнер. );
  • медиаобразование -интегрированный, межпредметный подход, подходящий для любой учебной дисциплины;
  • медиаграмотность относится к полноценной способности/компетентности в данной области;
  • изучение медиа
  • самостоятельная дисциплина, тема которого — медиа и все значения, связанные с ними (Сюзанна Круска );
  • медиаобразование — в основном более всесторонний образовательный подход к медиа;
  • медиаграмотность — в основном алфавитный подход к визуальным кодам;
  • изучение медиа связано со знаниями о масс-медиа для технических, политических, социальных, образовательных или иных различных целей (Мигель Рэйс Торрэс);
  • медиаобразование — включает как изучение медиа (media studies), так и медиаграмотность ( Н. Рыжих, И Челышева ,);

— Итак, в развернутых ответах экспертов можно обнаружить общие позиции. Например, довольно большая группа экспертов считает (и на мой взгляд, абсолютно обосновано), что медиаграмотность (media literacy ) есть результат медиаобразования (media education ).

15 стр., 7169 слов

Медиаобразование

... медиатекстов. Как медиаобразование (media edication), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)». С медиаобразованием тесно связано такое понятие, как «медиаграмотность», которое западные медиапедагоги определяют поразному. «Медиаграмотность» (media literacy) — помогает ...

Но есть и определенные разночтения, смешение сути терминов «медиаобразование», «медиаграмотность» и «изучение медиа» (media studies).

В этом смысле наиболее развернутый ответ на вопрос попытался дать медиапедагог: Л.Мастерман. “В течение прошлых десятилетий термины «медиаобразование», «изучение медиа» и медиаграмотность использовались почти взаимозаменяемо медиапедагогами Северной Америки, Великобритании и Австралии. Следующие различия были выявлены на основании изученных статей Б.Дункана, Л.Мастермана и И.Розера

Здесь тоже есть проблемы. К примеру, Б.Дункан 1993год, утверждает, что обучение с помощью медиа в первую очередь связано с использованием медиа для организации дискуссий или фактора мотивации на уроках изучения языка/искусства. Другими словами, в обучении с помощью медиа преподаватели используют медиа как «средство доставки» содержания. Никакой попытки исследовать систему самой доставки не было предпринято. Между тем, как в «транспортная система», то есть материя и сообщение уже изучены. Медиа формируют мир, в котором мы живем, и поэтому для студентов становится все более и более важным понять социальные инфраструктуры. Медиаобразование исследует медиа в пределах социополитической структуры через анализ и производство. Это включает обучение студентов пониманию процесса производства и распространения информации, роста медиапромышленности, развития коммерческих медиаагентств, роли рекламы, оценки аудиторией печатных и аудиовизуальных текстов (И.Розер.).

Л.Мастерман пишет в своих трудах: «Центральная и объединяющая концепция медиаобразования (media education) — репрезентация Медиа не отражает реальность, а репрезентирует (представляет) ее. Главная цель медиаобразования — «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь — исследовательский процесс. Медиаобразование базируется на ключевых концепциях которые в большей степени являются аналитическими инструментами, чем альтернативным содержанием. Ключевые концепции включают: обозначение, ассоциацию, жанр, отбор, невербальную коммуникацию, язык медиа, естественность и реальность, аудиторию, конструкцию, медиавосприятие, репрезентацию, переосмысление, код, кодирование, декодирование, сегментацию, выделение, усечение, сюжетную структуру, идеологию, риторику, речь, язык, субъективность. Медиаобразование — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Медиаобразование имеет целью не просто критическое понимание, но критическую автономию.

1.2 Содержание медиаобразования

Посмотрим, каково же содержательное наполнение медиаобразования сегодня.

9 стр., 4371 слов

Интернет как средство массовой коммуникации и его функции

... В современном глобализованном мире и медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно ...

Определение содержания медиаобразования в современной педагогике еще достаточно неустойчиво, вариативно. Это обусловлено, с одной стороны, многоаспектностью проблемы взаимодействия СМИ и школы, а с другой стороны, полифункциональностью самих СМИ как социального института. Интерпретация содержания медиаобразования в практике сегодня во многом зависит от того, какие конкретные задачи ставит перед собой учитель, используя различные СМИ (печать, радио, кино, телевидение и др.) при организации занятий со школьниками. В зависимости от этих конкретных задач средства массовой информации и коммуникации могут рассматриваться как

* технические средства создания и передачи информации (технологический подход);

  • способ ретрансляции произведений традиционных искусств (эстетический подход);
  • способ коммуникации, сочетающий различные знаковые системы (коммуникативный подход);
  • средства получения информации для критического осмысления событий общественной и политической жизни (социальный подход);
  • учебный материал, способствующий развитию ассоциативного, образного, визуального мышления (когнитивный подход));
  • способ развития творческих умений и навыков (креативный подход).

Разнообразие подходов к построению системы медиаобразования и многоаспектность этой области педагогики приводит к тому, что, по образному сравнению Кэтлин Тайнеp, американского специалиста в этой области, многие учителя, занимающиеся практическим медиа образованием, часто ограничиваются одним его аспектом, напоминая слепых из известной индийской сказки, которые, отвечая на вопрос на что похож слон, ощупывали и описывали отдельные его части, будучи убеждены, что обладают целостным видением.

Анализ существующих программ и учебных пособий, как западноевропейских, так и российских, позволяет выделить в содержании медиа образования несколько основных блоков. Первый из них — передача информации в обществе. В него входят:

1) понятие коммуникации;

2) понятие о знаковых системах и способах представления информации;

3) история передачи информации;

4) массовая коммуникация и ее закономерности.

Второй блок рассматривает структуру массовой коммуникации. Он включает изучение отдельных средств массовой коммуникации и их особенностей (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение).

Третий блок содержания охватывает вопросы социального функционирования средств массовой коммуникации. В него входят:

1) контроль над массовой информацией;

2) финансирование массовой коммуникации;

3) получение массовой информации и ее воздействие.

Содержание вышеперечисленных тематических блоков включает:

  • получение школьниками знаний об истории, структуре и теории средств массовой информации;
  • формирование умений и навыков восприятия информации, содержащейся в текстах СМИ;
  • развитие креативных практических умений и навыков на материале средств массовой коммуникации.

Нынешнему ученику приходится жить в совершенно иной информационно-коммуникативной среде; иными становятся и механизмы адаптации к ней и информационной защиты.

7 стр., 3182 слов

Аудио-визуальная культура современного музея: музей в системе ...

... В дальнейшем мы рассмотрим два основных вопроса в музейной практике, связанные с использованием средств массовых коммуникаций ... как особая область художественного творчества. В то время, как в «недрах» Музея ведётся постоянная работа по ... информации. Однако множество современных музеев выбирают, скорее, синтез обоих типов: в одном экспозиционном пространстве присутствуют как «закрытые» (в ...

Напомним, что для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

  • реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);
  • свободы выбора информационного канала;
  • равенства реципиентов перед информацией.

В этом случае возникает не просто полноценный диалог учителя и ученика, но реализуется новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик и СМИ вступают в трехстороннее общение. Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Формирование основ критического мышления в этом случае отталкивается от самостоятельности суждения и аргументации и характеризует движение к пониманию и интерпретации информации, освоению образного мышления (как эстетического, так и внеэстетического).

В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме: от устных выступлений до самостоятельной работы над базами данных, сайтами, видеофильмами и другими вариантами групповых или индивидуальных творческих проектов.

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей внешкольной информации и концепций, предлагаемых в различных пособиях, в единую систему знания. Не стоит забывать и о том, что должна быть фактически создана заново и система воспитания, поскольку сложившиеся за более чем семьдесят лет ценностные ориентации подвергаются активному пересмотру.

Неудержимо возрастает поток новых знаний, фактов, концепций, подходов, возникает и проблема использования информации, получаемой по каналам массовой коммуникации (телевидение, радио, кинематограф, массовая печать, компьютерные информационные сети).

Зачастую для подростков мнение «независимого» источника информации (друзей, случайных знакомых, ведущих телепередач, авторов статей из газет и журналов) куда более авторитетно, чем тот взгляд на события, который предлагает школа. Бульварный роман или эмоциональные комментарии диктора в информационной телепрограмме могут сыграть огромную роль в формировании взглядов и ценностных установок ученика. Сейчас, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельности мышления ученика, формирования его взглядов, ценностей и идеалов под влиянием информационного хаоса требует поиска путей упорядочения информационного пространства, формирования новой системы навыков общения с информацией. По прогнозам исследователя и социолога С.П. Кросса, в будущем более 85 % трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей, потреблением информации.

Изменение задач обучения обостряет противоречие между ростом требований к содержанию образования и реальными способами обучения.

Эффективность учебного процесса в наши дни зависит не только от отбора целесообразного состава и объема знаний, но и от активизации познавательных процессов. Ставка на самостоятельную познавательную деятельность ученика вне стен школы себя не оправдывает. Современный школьник живет в ситуации постоянной информационной перегрузки; это особенно заметно на примере больших городов-мегаполисов. Некоторые школы и лицеи допускают установку на минимум домашних заданий, мотивируя это недостатком времени, малой эффективностью работы в домашних условиях и т. д. Однако у интенсивного образования только в рамках занятий есть свои недостатки. Учитель на уроке может дать основной объем информации, методику и специфику исследования проблем в данной предметной области, но процесс восприятия и освоения информации затянут во времени, продолжителен. Идет постоянное дополнение и коррекция знаний, отношения к ним, способов их применения в жизненной практике. В результате формируется своеобразное «бытовое» восприятие учебных предметов, где следует выделить влияние отношения к данным проблемам в семье и влияние материалов средств массовой информации.

13 стр., 6331 слов

Роль средств массовой информации в современной России

... массовой информации как средство политической и культурной манипуляции в рамках трех вопросов: СМИ манипулировании личностью, средства массовой информации в системе культурных предпочтений молодежи, роль СМИ в политической социализации личности. 1.Роль СМИ в российском гражданском обществе 1 Роль СМИ в ...

1.3 Проблемы медиаобразования

В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования — так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).

Социокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого — приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложившимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.

Акцентирование коммуникативных проблем в образовании начиная с 70-х годов XX века можно считать предтечей современных взглядов на медиаобразование. По сути социокультурное Медиаобразование, цель которого — приобщение человека к мировой культуре, в том числе к таким ее компонентам, как телевидение и радио, печать и кино, можно считать сложившимся. Как правило, реализация социокультурного медиаобразования предполагает специальные учебные курсы («МХК», «Основы экранной культуры» и др.).

Медиаобразование, интегрированное с базовым, осуществляется в процессе преподавания традиционных учебных курсов.

Проблема взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для России в период становления демократического общества. Сосредоточим внимание читателя на тех проблемах школьного образования, которые связаны с СМИ: наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области, практически все школьники имеют доступ к XV, видео, многие дети увлекаются компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации человек оказывается под «ударом» множества информационных потоков. Воздействие этих потоков на «ум и сердце» ребенка практически не прогнозируется и не учитывается. Например, многочисленные экологические программы в большей мере вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем («оставшиеся леса или вырубают, или загрязняют, и они умирают», «на планете вымирают животные», «все на грани уничтожения», «наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится»), в меньшей мере — потребность искать и находить конструктивные решения.

9 стр., 4487 слов

Особенности печатных средств массовой коммуникации

... день существует огромное количество вариантов классификации печатных изданий. 1. По географическому распространению: общенациональные средства массовой коммуникации — обслуживаются на федеральной территории ... сегодняшний день, не смотря на распространенность электронных средств массовой информации, печатные средства массовой информации все еще остаются довольно популярными. В подтверждение данного ...

Учебная информация, которая передается обучаемым в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Так возникает как бы «параллельная школа». Школьники — постоянные зрители таких программ ТУ, как «Подводная одиссея команды Кусто», «Цивилизация», «От винта», «Клуб путешественников», «Великие тайны и мифы XX века» и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере взаимосвязана с теми основами наук, которые являются предметом изучения в школе.

Во-вторых, время, проводимое ребенком перед IV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превышает время, которое отводится на пребывание в школе. Информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Впервые в истории человечества каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию. Каждый ребенок может выбирать тот или иной информационный поток, например, только «мыльные» сериалы, спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может «свить» себе своеобразный «информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Тенденции к появлению интегрированных курсов медиаобразования появляются в шестидесятые годы, однако это частичная интеграция — в учебный предмет вводятся специальные модули, посвященные изучению массовой коммуникации и формированию критического мышления. Вопрос об эффективности подобного подхода остается открытым до сих пор: далеко не каждая область знания может позволить себе органичное включение курса, ломающего рамки восприятия и заставляющего переосмыслить привычное. Это связано и с преобладающей парадигмой преподавания, и с тем, насколько непосредственные темы занятий далеки от материалов масс-медиа. Недаром использование массовой коммуникации как средства обучения издавна вызывало столько проблем, что было выделено в отдельную область — «использование ТСО на уроке»; однако традиции, сложившиеся в этой области, до сих пор не дают увидеть реальное положение дел. Проблема является общедидактической, она состоит не столько в «использовании техники», но прежде всего в принципах восприятия информации и коммуникативного взаимодействия в системе «ученик — учитель — средство обучения». Таким образом, на наш взгляд, пора переходить к рассмотрению этого поля проблем с точки зрения медиаобразования, что требует более широкого привлечения материалов информологии, теории коммуникации, воспитания.

24 стр., 11679 слов

Роль средств массовой информации в PR-процессе

... СМИ. Систематическая и успешная работа со СМИ требует достаточных знаний специфики массовых коммуникаций. 1. Массовые коммуникации и средства массовой информации Массовая коммуникация Массовые коммуникации 1) идеологического и политического ... СМИ и пресс-поддержкой различных акций и кампаний. Аксиома PR гласит: деятельность без освещения в прессе практически равна нулю. Работа со СМИ и через ...

Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.

По мнению ученого и исследователя Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого столетия характеризуются преобладанием ключевых концепций медиаобразования. Под ключевыми концепциями понимаются те их варианты, которые предназначены для анализа любых медиатекстов. Таким образом, развитие сети массовых коммуникаций заставляет возвращаться на новом витке к первому этапу медиаобразования — освоению языка и поиску смысла (или комплекса скрытых смыслов).

Основное требование — анализ медиа текста не должен быть произвольным, он призван опираться на систему строгих правил.

Интересно отметить, что в настоящее время в Европе все большую популярность обретает «спиральный учебный план», что соответствует тенденции развития концентров в российском образовании. Именно здесь могли бы пригодиться резервы медиаобразования, поскольку оно и в самом деле затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром. Развитие самого медиаобразования, как мы видим, также следует форме спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиаобразования, дает более интенсивный результат. Эту позицию подтверждают и результаты педагогических экспериментов по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Однако смена парадигмы восприятия и воспитания — процесс небезболезненный, и потому его темпы должны быть органичны по отношению к темпам преобразования, с одной стороны, информационно-коммуникативной среды, с другой — демократических основ общества.

Методическую работу в области медиаобразования на начальном этапе необходимо ориентировать на развитие информационной культуры школьников. В данном контексте рассматриваются способы работы с разными видами информации (вербальной, аудио, визуальной, компьютерной), знакомятся с поисковой деятельностью, систематизацией информации. На этом этапе закладываются основы развития логического, аналитического и критического мышления, осваиваются методы оценивания, сравнения и сопоставления текстов, технологии видоизменения форм информации, изучаются способы создания информационных материалов с использованием технических средств и т.д.;

— В дальнейшем в учебной деятельности можно использовать медийную продукцию. Медиатексты как средство информации необходимо рассматривать с точки зрения учителя, который несет новые знания ученикам, и с точки зрения самих учащихся, которые посредством печатной, аудио, видео и электронной информации адаптируются к окружающему миру и его познанию.

При использовании масс-медиа в учебном процессе необходимо учитывать пересечение медиаобразовательных и методических целей. Должна быть обозначена цель введения фрагментов медиа в урок, как и любого другого средства обучения. Эти фрагменты должны органически вписаться в урок и сочетаться с программным материалом. Нужно обязательно связать содержание демонстрируемых медиа материалов с последующей работой в классе. Содержание этих материалов должно работать на методическую цель.

22 стр., 10954 слов

Разработка «Хореография в дополнительном образование»

... деятельность. Для этого важно создание и реализация комплексной программы эстетического воспитания детей, основанной на изучении хореографии в системе дополнительного образования. Проблема исследования заключается в том, что в ... С.А. Шмаков) и др. Так же методологическими основами данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в сфере культуры и досуга (И.В. Бестужев-Лада, В.Г. ...

В методическом плане сложности остаются на заключительном этапе обучения, на уровне рефлексии учебной деятельности. Без осознания компонентов учебной деятельности, эмоционального открытия важности познавательных процессов, сопровождающихся четкой организацией мыследеятельности не возможно усвоение знаний, развития информационных умений. Ученик должен самостоятельно придти к открытию истины, рождению мудрости, рождению знания, как говорил Сократ. Выстраивание вопросов и ответов, которые помогают подойти к пониманию проблемы, помогают овладевать технологией понимания.

Достаточно распространенный пример — проведение урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Обучение на уроке ограничивается демонстрацией технических или технологических приемов работы с электронными средствами. Репродуктивная деятельность, сколько бы не повторялась, не может сформировать информационную или медиакультуру школьника, научить его свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить необходимые способы решения проблемных ситуаций. Только благодаря организации рефлексии, внутреннему осмыслению собственного опыта, способов деятельности, путей решения проблем и результатов ученик сможет освоить структуру деятельности, которая позволяет получать результаты. В рассматриваемой ситуации использования ЦОРов в учебных целях, если учитель не сумеет акцентировать внимание детей на смысловой аспект их деятельности, то вряд ли учащиеся научатся осознанно планировать свою деятельность. Для достижения мыследеятельностных результатов учитель может предложить ученикам определить:

  • смысл деятельности (какие задания можно выполнять с помощью этой программы и зачем);
  • цель деятельности (какие механизмы деятельности были использованы, какая необходима последовательность поисковой деятельности для решения поставленных задач, что удалось сделать с помощью этой программы и каким образом, какие сложности возникли в процессе поиска необходимой информации или решения задачи);
  • анализ деятельности (как структурная система программы соотносится с другими программами, например с той программой, которая использовалась на предыдущих уроках;
  • какие способы интеллектуальной работы применялись);
  • перспективы деятельности (создание медиапроекта, составление каталога электронных ресурсов по теме и т.д.).

1.4 Медиаграмотность как продукт медиаобразования

Анализируя научные труды медиапедагогов мы выявили, что медиаграмотность это неотъемлемая составляющая большого мира медиа.

«Медиаграмотность» — помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. В более специфической терминологии обучение медиаграмотности должно предоставить учащимся/студентам возможность:

  • развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;
  • получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;
  • развивать уровень оценки и эстетического восприятия медиатекстов;
  • декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить культурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;
  • распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;
  • осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) — экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;
  • понимать, что каждый человек вовлечен в селективный и аналитический процесс исследования медиатекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы/значения зависят от психологических, социальных и природных факторов

Считается, что аудитории надо дать ориентир в условиях переизбытка разнообразной информации, научить грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Вот почему считается полезным, чтобы учащиеся могли определить: различия между заданными и общеизвестным фактами и требующими проверки; надежность источника информации; пристрастность суждения; неясные или двусмысленные аргументы; логическую несовместимость в цепи рассуждения и т.д.

Бесспорно, для анализа информационных телепрограмм такого рода умения могут принести хорошие педагогические результаты, вырабатывая своеобразный «иммунитет» к бездоказательности, фигурам умолчания или лжи. Нельзя не признать, что вне зависимости от политического строя того или иного государства, человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понять и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств.

Так Л.Мастерман считает, что поскольку продукция средств массовой информации является результатом сознательной деятельности, сразу же довольно логично определяются, по меньшей мере, четыре области дальнейшего изучения:

1) на ком лежит ответственность за ее создание, кто владеет средствами массовой информации и контролирует их?

2) как достигается необходимый эффект?

3) каковы ценностные ориентации создаваемого таким образом мира?

4) как его воспринимает аудитория?

То есть налицо стремление Л.Мастермана ориентировать аудиторию на развитие «критического мышления», анализ механизмов воздействия и ценностей той или иной информации.

Размышляя об образовательной парадигме «медиа как популярная культура», основанной на избирательном принципе и ориентации на лучшие произведения искусства, Л.Мастерман справедливо указывает, что «само понятие избирательности имеет двойной смысл. С одной стороны, оно имеет положительное значение — «выбирать лучшее». С другой стороны, оно означает «несправедливое исключение». Этот скрытый за положительным значением, которое почти все мы одобряем, элемент исключения — в данном случае вкусов и интересов большого числа учащихся, — без сомнения, всегда имел широкую практику».

Направление избирательного подхода нашло выражение в явном предпочтении художественных и экспериментальных фильмов произведениям массовой кинопродукции (и, в конечном счете, кино как средства массовой информации перед телевидением), серьезной газеты — иллюстрированным изданиям, содержательных телепередач, посвященных текущим событиям, и документальных программ — телеиграм и мультфильмам. Другими словами, избирательность в этом случае выражалась в предпочтении «высокоинтеллектуальных», серьезных вкусов учителей в области массовой информации популярной общедоступной продукции, которую с жадностью поглощают ученики.

Объект же воздействия — вкусы большинства учеников в области массовой информации, — несмотря на продолжающиеся и по сей день попытки привить детям избирательный подход, остался в прежнем состоянии» Думается, в этих словах Л.Мастермана дана характеристика не только одной из концепций британского медиаобразования, но и ведущей концепции медиаобразования в России. В самом деле, в течение нескольких десятилетий лидеры российской медиапедагогики — О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.М.Рабинович, Ю.Н.Усов и другие разрабатывали теоретические и методические подходы, в большинстве случаев основанные на материале высокохудожественных произведений (преимущественно — игровых фильмов).

Что ж, в этом нет ничего удивительного — российская педагогика всегда поощряла изучение в школе и вузе лучших образцов культуры.

Современная ситуация предъявляет новые требования к познавательной деятельности учащегося — восприятие и переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают необходимым особый акцент на развитии критического мышления. Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становятся необходимыми на всех стадиях обучения. Однако провозгласить приоритетом принцип развития критического мышления значит последовательно, поэтапно провести работу по формированию навыков и приемов работы с информацией. В частности, для начальных этапов медиаобразования в гуманитарных предметах целесообразным представляется достижение целей обучения предмету через следующий порядок формирования медиаобразовательных умений:

  • вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «белого шума»;
  • понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
  • понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • аргументировать собственные высказывания;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;
  • находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • находить требуемую информацию в различных источниках;
  • систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
  • собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
  • составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;
  • составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;
  • трансформировать информацию, видоизменяя её объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
  • иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разно уровневой коммуникации.

2.1 Основные направления медиаобразования

Основными направлениями медиаобразования являются:

1) Медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.).

Наверно стоит отметить, что это направление является одним из важнейших. Именно СМИ оказывает наибольшее влияние на формирование идеи в обществе (в т.ч. школьники, педагоги, студенты), другими словами, информация, поступающая в обработку, формируется и создается работниками средств массовой информации. Тем самым медиаобразование будущих профессионалов, это гарантия создания более качественной, информационно емкой среды.

2) Медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре. Медиаобразование состоявшихся учебных деятелей зачастую не приносит результатов, так же более старшее поколение педагогов рассматривают медиа только с одной стороны и к сожалению не с лучшей. Медиаобразование будущих педагогов, это единственный способ воспитать медиакомпетентных преподавателей. Вследствие чего дальнейшее взаимодействие педагога и студента, педагога и школьника могут принести качественно высокий результат в данном виде образования.

3) Медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, что в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.).

Конечно же работа с медиа должна иметь место с раннего возраста. Поскольку изобилие информации находится в доступном режиме. Ребенок не обладающий медиакомпетентностью не способен выдержать современную «информационную атаку».

4) Медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.).

Дополнительное образование в корне отличается от образования предоставляемым в обязательном порядке. Как правило это добровольное посещение дополнительных образовательных учреждений. Именно в этом и есть большой плюс для проведения медиауроков. В большинстве своем это является как средство закрепления полученных знаний, либо на оборот привлечение к данным знаниям. Неформальная обстановка, грамотный педагог могут с играть большую роль в медиамышлении не сформированной личности.

5) Дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет. Хотелось бы заметить что это скорее не направление ,а лишь форма которую можно использовать на всех уровнях образования. Для некоторых этот способ является единственным в получении не только конкретно медиаобразования, а образования в целом. Конечно же речь идет о физически ограниченных людях. Благодаря дистанционному медиаобразованию у них есть шанс компенсировать информационный голод. Набирать опыт общения с обществом и что не мало важно формировать свое мировоззрение (не концентрированным на своем физическом состоянии.).

Для большей части общества это один из удобных и привычных способов медиаобразования.

6) Самостоятельное и непрерывное медиаобразование (теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Человек по своей природе хищник, даже больше — разумный хищник. Охотится он не только за пищей, но и за знаниями. Формирование личности происходит во множество этапов, и совершенствоваться можно бесконечно. Развивая критическое творческое мышление, человек создает себе гарантию успеха. В современном мире когда медиа как никогда актуальна, когда потребностям медиаобразования вторят технологии. Познания в медиа, а именно медиаграмотность является неотъемлемой частью современного общества. Каждый человек может непрерывно познавать, закреплять имеющиеся знания в сфере медиаобразования.

2.2 Негативное влияние медиаобразования

Чрезмерное обилие и разнообразие доступной информации часто заставляют подростка создавать своеобразный «информационный кокон», отсекающий «лишние» сведения и факты. Положение осложняется и тем, что становление активности личностной системы восприятия предполагает освоение подобных алгоритмов действия (выработки своеобразных информационных фильтров) для эффективности отбора и обработки информации. Таким образом, основная проблема заключается в том, чтобы сделать механизмы восприятия, интерпретации, преобразования информации подконтрольными, чтобы ученик мог использовать их сознательно.

Информационные потоки средств массовых коммуникаций оказывают огромное влияние на формирование системы знаний и эмоциональную сферу восприятия, поэтому необходимо более широко использовать внешкольную информацию в образовании. В этом случае базовой в рамках данного предмета — для ученика становится вся информация, которую он получает, независимо от источника и носителя. Это способствует формированию у подростка позиции исследователя, помогает расширить зону ближайшего развития.

Интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета с развитием мышления учащегося. Это поможет и обеспечить индивидуальную образовательную траекторию ученика в процессе обучения, что обретает особую важность в условиях перехода к двенадцатилетней школе.

2.3 Внедрение медиаобразование в современную педагогику

О том, что медиаобразование крайне важно было понятно еще в начале прошлого века. Кинообразование, журналистика, телевидение и интернет бесспорно оказывают огромное влияние на развитие современной личности. И если этот процесс не будет контролироваться, невозможно будет контролировать и воспитание подрастающего поколения. Изучив развитие, концепцию и проблемы медиаобразования в России, я хочу предложить следующие мероприятия по внедрению этого явления в школьный процесс.

Создание сетевой структуры информационной среды школы.

Лучший способ научить — дать пример. Создание сайта школы с различными разделами по работе учреждения .Создание электронной библиотеки(с разделением на образовательную, художественную, вспомогательную литературу).Презентации учебного плана, желательно преподносить в видео формате с пояснениями: Что именно они будут изучать, как это может пригодится в жизни-где те или иные знания используются, для какой профессии и какие известные деятели применили их на практике.( с помощи этого можно вызвать живой интерес школьника к предстоящим занятиям).Так же можно расположить на сайте учебные журналы, где будут выносится оценки учащихся(для того что бы ребенок и родитель мог знать по каким предметам нужно улучшить знания).

На сайте так же можно расположить тесты по каждому предмету(с ограничением времени) тем самым будет понятен уровень подготовленности ученика. Ну и конечно нельзя забывать, что это дети, а для детей иногда нужен отдых, для этого можно устраивать игровые конкурсы, конкурсы рисунков, олимпиады возможно даже в онлайн режиме.

Медиаобразование как профильная подготовка учащихся и педагогов.

Теоретическая и практическая подготовка педагогов по вопросам медиаобразования. Это неотъемлемая часть программы внедрения. Т.к. только высококвалифицированный работник сферы образования сможет корректно и максимально доступно донести до учащихся всю суть медиаобразования.

Разработка каждым учителем-предметником приложения по медиаобразованию, интегрированному в базовые учебные дисциплины.

Проведение учебных семинаров по проблемам медиаобразования.

Разработка и апробация элементов системы повышения квалификации педагогов в области медиаобразования.

Организация деятельности учебных мастерских по медиаобразованию.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в деятельности учителя.

Разработка и внедрения элективных курсов и факультативов по различным направлениям медиаобразования (журналистика, кино, школьное телевидение и прочее)

Мастер-классы по проведению медиауроков и использованию современных технологий в образовании среди педагогов.

Создание электронных учебников и пособий.

2.4 Современная школа ,современный подход

Нам бы хотелось показать яркий пример — медиаобразование в современной школе это не миф ,это реальность. Кто то считает это неординарным подходом, кто то ноу-хау. На мой же взгляд это адекватная педагогика.

В школе села Вознесеновка Белгородской области работает директор, которому всего 25 лет. За два года в этой должности он успел превратить обычную сельскую школу в центр информационных технологий.

В каждом классе — компьютер с выходом в Интернет.

Проекторы

Интерактивные доски

Лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков

Родители, отдавая в такую школу детей, будут понимать, что там они получат действительно актуальные знания, полезные навыки и удовольствие от самого процесса обучения.

Конечно же, и сами педагоги могут получать эстетическое удовлетворение от своей работы. Ведь в такой школе ,есть чему поучится и учителям.

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.»

(Али Апшерони)

В современном обществе главное немного знать, а уметь находить знания и пользоваться ими. Сейчас ценится не золотая медаль или красный диплом, а способность анализировать, критически мыслить, находить и отфильтровывать нужную информацию. К сожалению, сегодня в российских школах этому мало где учат. На первом месте все так же остаются фактические знания.

Мы считаем, что для нашего времени, в котором у каждого есть доступ практически ко всем знаниям человечества и ежедневно в наш мозг поступает огромное количество неотфильтрованной информации по совершенно разным вопросам — это катастрофа.

Если уж мы не можем оградить детей от телевизора и интернета, то нужно их хотя бы научить грамотно пользоваться той информацией, которую они получают, а не верить безоговорочно всему, что пишут и говорят. Да, дети сейчас лучше многих взрослых умеют пользоваться современной техникой, но пользоваться информацией сами они не научатся.

Медиаобразование — перспектива современной реальности. Необходимость, созданная научно-техническим прогрессом. И педагоги должны принять понять это, а не противиться и продолжать учить «по старинке», приговаривая «мы так учились и они научатся». Научатся, но останутся совершенно невостребованными в современном мире. Прежде чем обвинять молодежь в чем-то, стоит проанализировать, а что старшее поколение сделало, чтобы помочь им правильно ориентироваться в обществе? Потому что какие педагоги, такие и дети, и винить нужно, прежде всего себя.

Система российского образования нуждается в реформировании, переоценке стандартов. Но, мы считаем, не стоит ждать указа министерства или правительства, а стоит начать менять что-то уже сегодня, помогать детям, находить ориентиры в мире информации.

1. Федоров Александр Викторович «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» — Монография. —М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 616 с.

2. Федоров Александр Викторович «Медиаобразование: история, теория и методика» — Монография. — Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. — 708 с.

3. Усов Юрий Николаевич «В мире экранных искусств». — Учебное пособие для старшеклассников. — М.: SvR-Аргус, 1995. — 224 с.

4. Журнал «Медиаобразование». — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2008. — 130 с.

5. Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н. «Российские подростки в информационном мире» — М.: UNICEF — Юнпресс, 1998. — 44 с. — С. 16.

6. Шариков А. В. «Медиа-образование: мировой и отечественный опыт» — М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. — 65 с. — С. 3.

7. Собкин В. С. «Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования» Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 462 с. — С. 50 — 52.

8. Свободная энциклопедия «Википедия» — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org;

9. Информационно просветительный портал Ханты-Мансийского автономного округа -ЮГРА/ Раздел медиаобразование. —Режим доступа:

10. Официальный сайт первого канала/ новостной раздел. — режим доступа: http://www.1tv.ru/news/social/187311

11. Гудилина С.И. Перспективы развития эстетического воспитания — режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/publ

12. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами «Стандарты и мониторинг в образовании.» — 1998. — N 3. — C. 26 — 34.

13. Медиаобразование «Российская педагогическая энциклопедия». Т.1/Гл.ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — С. 555.