Реферат театр в духовной культуре аварского народа

(авар. аварал, магӀарулал ) — самый многочисленный народ современного Дагестана[8] .

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский, Кизилюртовский и др. районы).

Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (814,5 тыс. чел.), Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу).

28 % аварцев проживает в городах (2001).

Авары также проживают в Азербайджане, в основном в Белоканском и Закатальском районах, где по данным переписи 1999 года их численность составляла 50.9 тысяч человек. [9] «Очень сложным и противоречивым сегодня, — вынужден был в 2005 г. с досадой констатировать дагестанский учёный Б. М. Атаев, — является вопрос о численности аварской диаспоры за пределами России. Это связано в первую очередь с тем, что в странах их проживания по политическим и иным причинам не проводятся переписи населения с указанием национальной принадлежности. Поэтому приводимые в различных источниках данные о численности потомков аваров являются весьма приблизительными, в частности, и в Турецкой Республике. Но если учесть высказывания дагестанского востоковеда А. М. Магомеддадаева, что „на территории современной Турции к 20-м гг. XX в. имелось более 30 дагестанских селений, 2/3 которых состояло из аваров“ и, „со слов дагестанцев-старожилов, живущих в этой стране, в настоящее время здесь насчитывается не более 80 тысяч дагестанцев“, то путём несложных подсчётов можно вывести количество потомков аваров, проживающих к данному моменту в Турецкой республике — свыше 53 тыс.чел».[Б. М. Атаев.

Авары: язык, история, письменность. Махачкала, 2005. ISBN 5-94434-055-X. С. 21] По данным на 2011 год численность Дагестанской диаспоры в Турции составляет 200тысяч человек, но из за политики Турции по их ассимиляции, родным языков владеют не более 20 тысяч. Таким образом, самая многочисленная аварская диаспора за пределами границ бывшего СССР и, вероятно, за пределами РФ вообще, — представлена в Турции. Вместе с тем, следует учесть, что небольшие островки потомков аварских «мухаджиров» прежней Османской империи зафиксированы также в Сирии и Иордании, где они, ввиду своей малочисленности, испытали сильное культурное-языковое влияние как местного арабского населения, так и других северокавказцев, преимущественно адыгов и чеченцев. Как свидетельствует автор двухтомной монографии «Эмиграция дагестанцев в Османскую империю» Амирхан Магомеддадаев: «Представители северокавказской, и в частности дагестанской диаспоры играли и играют существенную роль в социально-экономической и общественно-политической, духовно-этнической жизни Турции, Иордании и Сирии… Говоря о современной Турции, достаточно, на наш взгляд, указать на то, что министром госбезапасности[10] Турецкой Республики в правительстве Тансу Чиллер являлся Мехмет Гёльхан — потомок мухаджиров из селения Кулецма, или Абдулхалима Ментеша, командира авиаполка, подавившего попытку государственного переворота в 1960 году в Турции.» [Магомеддадаев Амирхан. «Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (История и современность) Книга II — Махачкала: ДНЦ РАН. 2001.С. 151—152. ISBN 5-297-00949-9]

2 стр., 721 слов

Мое путешествие в турцию

... в Турции считается не слишком большой роскошью. Эту прекрасную страну вполне доступно посетить всем, чей семейный бюджет позволяет выделить в год на отдых 40 -50 тысяч ... Но это же было на обратной дороге, а в Турцию мы вылетели вовремя, долетели и приземлились без происшествий ... непродолжительной, но очень упорной борьбы моей сестры с девушкой на ресепшене, нас заселили в два двухместных номера (Оля ...


1. Районы исторического проживания аварцев

  • Ахвахский,
  • Ботлихский,
  • Гунибский,
  • Гумбетовский,
  • Хунзахский,
  • Бежтинский,
  • Цунтинский,
  • Цумадинский,
  • Чародинский,
  • Шамильский,
  • Гергебилский,
  • Унцукульский,
  • Тляратинский,


2. Антропология

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы. Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые учёные считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к XIV веку до н. э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик В. П. Алексеев отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, — более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в 1974 году свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе народов лезгинской группы и кумыков». По его мнению, — территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль Каспийского побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

9 стр., 4018 слов

Культура народов Северного Кавказа

... населения и несомненно, об успехах политики христианизации. В рассматриваемое время все большую роль во всех областях жизни народов Северного Кавказа начинает играть ислам. Первые шаги этой религии на Кавказе ... дальнейшего развития культуры народов Северного Кавказа. Десятый век ... многочисленные группы вайнахов, возможно ... народов Азии и Европы являлся вместе с тем периодом героической борьбы народов ...

Г. Ф. Дебец засвидетельствовал сходство кавкасионского антропологического типа с древним населением Восточно-Европейской равнины и далее вплоть до Скандинавии, высказав при этом мысль о проникновении предков кавкасионского типа в области их современного расселения с севера.

Несмотря на всё своё своеобразие, за пределами Кавказа кавкасионцам наиболее близок динарский антропологический тип балкано-кавказской расы, характерный в первую очередь для хорватов, черногорцев и в генетическом плане тесно связанный с гаплогруппой I — т. н. «геном северных варваров».

Антропологический тип, ближе всего стоящий к «классическому» кроманьонцу обычно увязывают с распространением культуры шнуровой керамики. Последняя часто рассматривается как исходная индоевропейская. В эпоху позднего неолита и бронзы культуры шнуровой керамики локализуются по большим пространствам северо-запада европейского побережья и Прибалтики, в Надпорожье и Приазовье, а также в некоторых районах Центральной Европы, где она входит в соприкосновение с культурой ленточной керамики. Во II тысячелетии до н. э. ответвление этой культуры распространяется на Верхнюю Волгу (Фатьяновская культура).

По этому поводу Кузьмин А. Г. пишет следующее: «Именно основной антропологический тип населения, связанного с культурами шнуровой керамики, озадачил антропологов чрезвычайно широкой географией своего распространения, тем более что к названным выше областям нужно прибавить ещё Кавказ (кавкасионская группа населения) и Балканы (динарский тип в районе Албании и Черногории).

В литературе имеются разные варианты объяснений отмеченного сходства. Один из столпов немецкой националистической археологии Г. Коссина писал о „германской“ экспансии с севера вплоть до Кавказа. Помимо немецких археологов эту точку зрения поддерживали шведский учёный Н. Оберг и финский A.M. Тальгрен. [143. Ср.: Д. А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М., 1972. С. 241.] В нашей литературе справедливо указывали на ненаучную подоснову концепции Коссины. Но проблема сама по себе существует, и сравнительно недавно вопрос этот снова был поднят, причем мнение о миграции населения с северо-запада Европы на Кавказ поддержали и некоторые отечественные учёные. [144. См.: Г. Ф. Дебец. Антропологические исследования в Дагестане // Труды ИЭ. Т. XXXIII. М., 1956; Его же: Антропологические типы. // „Народы Кавказа“. Т. 1. М., 1960.] В отношении Кавказа это мнение оспорил В. П. Алексеев. Признавая, что „сходство кавкасионского типа с антропологическим типом населения Восточной Европы и Скандинавии… несомненно“, он объяснил его неравномерностью эволюции одного и того же палеолитического предка, то есть отодвинул общий источник вглубь. В то же время он допускает непосредственное родство кавкасионского и динарского типов. [145. В. П. Алексеев. Происхождение народов Кавказа. М., 1974. С. 133, 135—136]».

5 стр., 2280 слов

Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ

... жизни, что начал учить самый распространенный на Кавказе азербайджанский язык. Тогда называли его татарским. Об этом Лермонтов писал Раевскому: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в ... Он взял фуражку, молча кивнул хозяину и гостю и вышел. Так эта первая мимолетная встреча двух гениальных людей сначала прошла бесследно для них обоих. Через ...


3. Язык

Язык — аварский относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую — гидатлинский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия. Аварскому языку родственны андо-цезские языки. В отечественной лингвистике существует устоявшаяся точка зрения, разделяемая и некоторыми зарубежными учёными, согласно которой северокавказская семья родственна енисейским и сино-тибетским языкам. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский), хурритский, урартский, гутийский.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев).

Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.

Письменность до 1927 на основе арабской графики, в 1927 по 1938 — латиницы, с 1938 — кириллицы. На территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем — на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание родных языков de facto запрещено. Аварский язык в 2007 г. обрёл статус «официального» в РД, между тем русский объявлен в Дагестане единственно «государственным» даже на исконно аварской территории с исключительно аварским населением.

В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 г. по 1955 г. обучение в школах Западного Дагестана до 5 класса велось на аварском языке, а в старших классах на русском. С 6-го класса аварский («родной») язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на русский язык. С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты.

С 2002 г. на аварском языке из Праги ежедневно вещает Северокавказская студия американской радиостанции, финансируемой Конгрессом США «Свобода / Свободная Европа».


8 стр., 3775 слов

История, культура и обычаи Дагестана

... первого дагестанского космонавта Муссы Манарова. Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что ... - дудеш, ада, кумыки - ата, по лакски - «ппу». Со словом «мать» к женщинам: аварцы - эбел, даргинцы - аба, кумыкцы - анна, лезгинцы - диде, лакцы - «нину». Дагестанские ...

3.1. Религия

Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII вв.) было преимущественно христианским (православным).

В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII—X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV в. в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.


4. Происхождение и история

4.1. Хунз — кавказские хуны «Земли Трона»

Одними из предков аварцев были проживавшие в античную эпоху на территории современного Дагестана (в том числе и там, где в средневековый период находилась Авария) племена сильвов и андаков. По, крайней мере, именно эти этнонимы наиболее корректно передают названия позднейших аварских родоплеменных группировок и политических объединений. В литературе встречается также мнение о том, что аварцы произошли от легов, гелов и каспиев, однако эти утверждения носят умозрительный характер. Ни в аварском языке, ни в аварской топонимике нет никаких лексем, которые можно было увязать с легами, гелами или каспиями, а сами аварцы никогда не идентифицировали себя с перечисленными племенами. Согласно античным источникам, каспии жили на равнине, а не в горах. В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») — кочевой народ из Центральной Азии, вероятно — протомонголо-восточно-иранского происхождения, вобравший в себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказцев», (а позднее угров, тюрок), хотя полного единства по вопросу их этногенеза не существует. Согласно Британской Энциклопедии, евразийские авары — народ неясного происхождения. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат: Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, А. К. Аликберов, Т. М. Айтберов, . Последний считает, что пришлый этнический элемент способствовал реорганизации и консолидации аварского народа не только силой оружия: «Есть основания полагать, что правители доисламского „Авара“, располагавшегося в дагестанских горах, опираясь, видимо, на свои познания, идущие из Азии, поняли значимость единого языка в пределах государственного образования, претендующего на многовековое существование, и, причём, языка специфического, достаточно обособленного от речи соседей. Затрачивая определённые и немалые средства, правители способствовали его формированию и развитию — как минимум в пределах Сулакского бассейна. Небезынтересно в данной связи, что, раннесредневековая христианская пропаганда на указанной территории, успешно проводившаяся аппаратом каталикоса Грузии, шла также на едином для всех аварцев языке. Позднее, в XII веке, арабо-мусульманский разведчик ал-Гардизи отметил, что в южном Дагестане и в традиционно даргинской зоне современная ему культура развивается на нескольких близкородственных языках, а в аваро-андо-цезских горах, где местные наречия были и есть — на одном только аварском. В этом обстоятельстве нам видится прямой результат целенаправленной языковой политики аварских владык».

5 стр., 2291 слов

Мини моя родина дагестан

... (север-запад), Калмыкией (север), Чеченской Республикой (запад), Грузией (юго-запад) и Азербайджаном (юг). Основная религия Дагестана — мусульманство. Столица — город Махачкала с населением 465,9 ... которых около 30 считаются коренными народностями. Основную численность населения составляют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, рутульцы, ...

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции — «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX в. находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: «Слово „авары“ являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов „обры“ — авары также позволяет предполагать это старое значение. Наиболее полно относящиеся к аварам мифы представлены у Геродота. Так, там говорится об одном аваре (греческая форма у Геродота звучит как Абарис) который со стрелой в руке промчался по странам мира…Название „авары“, употребляемое оногурами, жившими к северо-востоку от Сыр-Дарьи, для кочевавших через их область „уар“ и „хунни“ может быть засвидетельствована после 469 г. также и для некоего народа в Средней Азии… Часть этих аваров /то есть уар и хунни/ во время войны тюрок с эфталитами покинула Среднюю Азию и в 558 г. через Кавказ и Керченский пролив переселилась в юго-Восточную Европу… Если в переданном Феофилактом сообщении о делах хана Тарду последние /имеются ввиду жужани/ также названы истинными аварами, то это восходит к обычаю некоторых народов, уже отмеченному нами у оногуров и сабиров, называть именем этих первоначально мифических существ племена, чью быстроту передвижения и военные способности они не могли объяснить» [1].

9 стр., 4355 слов

Хозяйство Дагестана III в. до н.э – IV в.до н. э

... культуры, многие из которых встречаются в Дагестане в диком виде. Виноградарство могло развиваться в долинах гор, в предгорье и на плоскости. Развитие садоводства и земледелия в ... горные склоны под земледельческие террасы, в том числе укрепленные оборонительными стенами. В Дагестане наряду с ... тем же, чем они занимались в реальном мире. Для этого в могилу вместе с умершим клали орудия его труда, ...

Аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (представленные данные по отцовской линии, — Y-DNA существенно разнятся от одного исследования к другому), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё-же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII—X вв. и условно отнесённые к «сарматам». Однако, положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. Данные же генно-молекулярного анализа материнской линии происхождения (mtDNA), доказывают, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана, иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение — рутульцы).

Результаты анализов mtDNA аварцев подтверждают то, что русские, поляки (и даже славяне вообще) генетически ближе аварцам, чем карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, грузины, армяне, лезгины Дагестана (I. Nasidze, E. Y. S Ling и др. Mithochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004).

При этом относительно близкое родство демонстрируют показатели осетин, чеченцев, курдов, даргинцев, испанцев, абазин. Русские по степени родства уступают лишь рутульцам, иранцам Тегерана, иранцам Исфахана. Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы.


4.2. Государственные образования

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир).

Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Сарир достиг наивысшего расцвета в X—XI вв., являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство. Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar).

С X в. прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи. Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, — сирийско-иранского происхождения.

5 стр., 2261 слов

Приказ об организации и проведении итогового сочинения (изложения) ...

... ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Обеспечить в 2015-2016 учебном году на территории муниципалитета организацию и проведение итогового сочинения (изложения) в 11 классах общеобразовательных учреждений - 02 г. 03 февраля 2016 г. 04 мая 2016 г. 2. Утвердить пункты проведения итогового сочинения (изложения) в 11 классах – средние ...

Территория Аварии и западные даргинские территории в отличие от остального Дагестана не были затронуты монгольским нашествием XIII века. В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан (1222 г.) сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джалал ад-Дина и его союзников — кыпчаков. События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас, отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 г. овладели их главным опорным пунктом — селом Кумух. Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости — 70 юношей — погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» — это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами — «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», — подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова, правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV в. на древней территории Монголии… Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV в. (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

К 1404 году относится первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары», оно принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который писал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи». В завещании нуцалхана (то есть «правителя») Аварского — Андуника, датированном 1485 годом, последний также использует этот термин, именуя себя «эмиром вилайата Авар».

14 стр., 6724 слов

Арабоязычная литература Дагестана Х-XIX веков

... народов Дагестана и каким образом некоторые жанры арабо-мусульманской словесности повлияли на формирование дагестанской ученой словесности. Глава 1. Традиции арабоязычной литературы в Дагестане ... народов Дагестана. Первый этап охватывает период от первых арабских походов до конца 50-х гг. ... знаменателен тем, что ... войной и почти ежегодными вторжениями арабо-мусульманских войск в глубинные районы Дагестана. ...

В последующий период предки современных аварцев зафиксированы в составе Аварского и Мехтулинского ханств; некоторые объединённые сельские общины (так называемые «вольные общества») сохраняли демократический строй правления (наподобие древнегреческих полисов) и независимость. Как наиболее влиятельные «вольные общества» известны Андалал (‘Ẅandalal) и Гидатль (Hid).

При этом аварцы обладали единой правовой системой. Боевой дух и военная выучка представителей «вольных обществ» Аварии были традиционно очень высоки. Так, например, в сентябре 1741 г. на территории Андалала, им, при поддержке даргинских и лакских отрядов, несмотря на значительное численное и техническое превосходство противника, удалось нанести сокрушительное поражение иранскому завоевателю Надиршаху Афшару, не знавшему до столкновения с аварскими «джамаатами» (то есть «обществами») ни одной военной неудачи и находившегося в зените своего могущества. После боёв в Аймакинском ущелье, а также под сёлами Согратль, Чох и Обох, более чем 100-тысячная армия Надира — союзника России по антитурецкой коалиции — поредела до 25—27 тысяч, с которыми персидский самодержец сначала ретировался в Дербент, а в феврале 1743 г. и вообще покинул пределы Дагестана. По признанию современника — русского резидента при персидском дворе И. Калушкина: «А ведь и десять персиян против одного лезгинца (то есть дагестанца) стоять неспособны». В Институте древних рукописей Академии наук Грузии имени К. Кекелидзе хранится карта Грузии (1735), известная как «Карта Иберийского царства или всея Грузии», на которой изображены 16 «гербов» и «знаков» составляющих Грузию земель, отдельных грузинских княжеств и исторических областей (Грузия, Картли, Кахети, Имерети, Одиши, Гурия, Самцхе, Сванети, Абхазети, Осети, Сомхити, Ширван и др.), в том числе и Дагестана.

Вахушти Багратиони — первый картограф Кавказа

Автор карты — царевич Вахушти Багратиони (1696, Тбилиси — 1757, Москва), сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони, известный грузинский историк, географ и картограф. Он получил традиционное духовное и светское образование при дворе отца, у миссионеров-католиков изучал латынь и европейские языки, математику, астрономию, историю, географию и другие науки, много путешествовал. В 1724 году из-за тяжелой политической ситуации, создавшейся в стране, Вахушти Багратиони был вынужден вместе с многочисленной свитой царя Вахтанга VI эмигрировать в Россию, где он продолжил научную деятельность в Москве. Наряду с Михаилом Ломоносовым Вахушти Багратиони считался одним из основателей Московского университета (до начала XX века его имя было указано на мемориальной доске на стене здания университета).

Основным фундаментальным сочинением Вахушти, написанным в Москве в 1742—1745 годах на основе собранных ранее материалов, является «История древней Грузии» и приложенное к ней «Описание царства Грузинского», включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 года и подробное описание географии страны. В качестве приложения к своему труду Вахушти составил географический атлас с 22 картами. Карты эти были скопированы и переведены на русский и французский языки еще в 1730-х годах. Карта Вахушти была издана во французском переводе в 1766 году в Париже, а русские копии хранились в Отделе рукописной книги Библиотеки Академии наук.

Вахушти составил два атласа: «Казанский» в 1735 году и «Петербургский» с уточнениями и дополнениями в 1742—1743 годах. Впервые оба атласа были опубликованы в 1997 году, к 300-летию со дня рождения ученого, Академией наук Грузии и Институтом географии им. Вахушти Багратиони в издании «Вахушти Багратиони. Атлас Грузии, XVIII век» (Тбилиси).

К сожалению, в Дагестане это событие оказалось незамеченным, хотя «Атлас Вахушти» содержит уникальный материал по исторической географии Северо-Восточного Кавказа.

Нас интересует первый атлас Вахушти, в котором находится так называемая «Общая карта Грузии». Об этой карте еще в 1852 году академик М. Броссе писал: «…в библиотеке казанского университета сохранились пять листов восьмилистового русского атласа Закавказья, составленного также царевичем Вахуштом. Карты эти поступили в означенную библиотеку в 1807 году в числе прочих книг, принадлежавших некогда князю Г.А. Потемкину-Таврическому… Первая из сохранившихся пяти карт этого атласа есть общая карта Грузии… На особом щитке грузинская надпись с подробным исчислением разных стран, включенных в карты. Это исчисление оканчивается словами: «мною (описаны) с поспешною охотою. Ваш слуга царственный Вахушти. Гербы или знаки всех тех частей порознь выше выставлены. 1735 янв. 22». Действительно, на этой же карте изображены 16 гербов всех частей бывшего грузинского царства».

Вахушти называет изображения на своей карте «гербами» или «знаками», в числе этих традиционных символических обозначений известен и дагестанский герб: на светло-зеленом полотнище изображен выбегающий из-за горных кряжей волк (часть его тулова сокрыта меж гор), между передними лапами которого помещено древко флага с навершием. Над гербом сделана надпись на грузинском языке: «лекIиса дагьистаниса», т. е. «[герб] леков Дагестана».

Сравнение с волком как комплимент

Если говорить о волке как центральном сюжете герба, то необходимо отметить то обстоятельство, что это животное традиционно использовалось у аварцев и некоторых других народов Дагестана (далеко не всех) в качестве символа храбрости и мужества. Г. Ф. Чурсин в работе по этнографии аварцев пишет, что смелость и отвага, с какими волк совершает свои хищнические набеги, «породили у аваров уважение к нему, некоторого рода культ. «Волк — божий сторож», говорят авары. У него нет ни стад, ни закромов, он добывает пропитание своей удалью. Уважая волка за силу, смелость и отвагу, народ, естественно, приписывает различным частям тела волка магические свойства. К примеру, волчье сердце варят и дают есть мальчику, чтобы из него вышел сильный, воинственный мужчина». П.К. Услар в кратком словаре к своему труду по аварскому языку дает такое объяснение восприятию волка у аварцев: «Всякое уподобление волку у горцев считается похвалой, подобно тому, как у нас уподобление льву». Там же он дает пять выражений-сравнений с волком, имеющих характер комплимента в обиходной аварской речи (волчий нрав, короткоухий волк и т. д.).

При этом волк даже у самих аварцев не везде пользовался таким пиететом, часть западных аварских обществ в этой роли использовала орла, а часть — медведя. Культ волка тем же Чурсиным был отмечен особенно в центральных аварских районах.


4.3. Экспансия XVI—XVII вв.

XVI—XVII вв. характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В территориальном отношении оно было довольно обширным: южная граница проходила по реке Аварское Койсу, а северная доходила до реки Аргун. Используя благоприятный момент ослабления, а затем и распад шамхальства, аварские ханы подчинили своей власти соседние сельские общины багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев и других, за счёт которых значительно расширили свою территорию. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан Аварский (по-прозвищу «Великий»), правивший в 1774—1801 гг. При нём нуцальство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских «вольных обществ», так и за счёт соседней чеченской территории (прежде всего общества Чеберлой).

При правлении Умма-хана Аварскому ханству дань платили грузинский царь Ираклий II, дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, а также вассал Турции — паша Ахалцихский. Во время военных действий союзные с хунзахским ханом общества обязаны были поставлять войско и обеспечивать его всем необходимым. Говоря о Умма-хане, Ковалевский С. С. отмечает, что он — человек больших предприятий, отважности и храбрости. Собственное его владение было небольшое, но влияние на окрестные народы «весьма сильное, так что он представляет собою как бы повелителя Дагестана». По свидетельству Я. Костенецкого, «Авария не только владела многими, теперь от неё уже зависимыми обществами, но и была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов её трепетали все соседи».


4.4. Вхождение в состав России

В 1803 г. Аварское ханство добровольно вошло в состав Российской империи. Однако, первоначально, царская администрация допустила целый ряд серьёзных ошибок и просчётов. Тяжёлые поборы и подати, экспроприация земель, вырубка лесных угодий, строительство крепостей, повсеместные притеснения вызвали недовольство народа, прежде всего, его наиболее свободолюбивой и воинственной части,— «узденьства» (то есть «свободных общинников»), никогда прежде не живших под подобного рода правлением. Все сторонники России ими были объявлены «безбожниками» и «предателями», а царская администрация «проводниками рабского строя,—унизительного и оскорбительного для истинных мусульман». На этой социально-религиозной основе в начале 20-х годов XIX в. началось антицаристское движение горцев под лозунгами шариата и мюридизма. Руководителем его стал аварец — мулла Гази-Мухаммед из села Гимры. Он с небольшим отрядом своих приверженцев вводил шариат в аварских аулах, зачастую силой оружия. Организовав в начале 1831 г. укреплённый лагерь Чумгесген, Гази-Мухаммед совершил ряд походов против русских. В 1832 г. он совершил успешный рейд в сторону Чечни, в результате которого на его сторону перешла большая часть региона. Вскоре, во время сражения в своём родном селе, Гази-Мухаммед погиб.

Вторым имамом был избран Гамзат-бек из села Гоцатль, который в течение двух лет продолжал дело Гази-Мухаммеда — «газават» («священную войну»).

В 1834 г. им была истреблена ханская династия, что вызвало гнев среди хунзахцев. После убийства ими Гамзат-бека имамом избрали Шамиля — ученика и сподвижника Гази-Мухаммеда, который возглавил национально-освободительное движение горцев в течение 25 лет. Все эти годы Шамиль оставался единоличным политическим, военным и духовным лидером не только Дагестана, но и Чечни. Носил официальный титул — Имам. В 1842—1845 гг. на территории всей Аварии и Чечни Шамилём было создано военно-теократическое государство — имамат, со своей иерархией, внутренней и внешней политикой. Вся территория имамата была разделена на 50 наибств — военно-административные единицы, во главе которых стояли наибы, назначенные Шамилём. Исходя из опыта войны, Шамиль провёл военную реформу. Была проведена мобилизация среди мужского населения в возрасте от 15 до 50 лет, войско разбито на «тысячи», «сотни», «десятки». Ядро вооружённых сил составляла конница, включавшая гвардию «муртазеков». Было налажено изготовление артиллерийских орудий, пуль, пороха. Он имел звание маршала Османской империи, а в июле 1854 г. официально получил звание генералиссимуса. Долгая война разрушала хозяйство, приносила огромные людские и материальные потери, многие селения были разрушены и сожжены. Никакой реальной помощи от Османской империи Шамиль не имел. Дело доходило до того, что по тайному сговору с Россией, в Турции арестовывались те, кто готов был с оружием в руках отправиться на Кавказ к Шамилю в качестве добровольцев. В связи с этим, Шамиль неоднократно крайне негативно отзывался о султане Османской империи и его подданных. Он, ввиду относительной малочисленности аварского и чеченского народов, пытался обрести среди единоверных мусульман как можно больше союзников, но вовсе не горел желанием присоединяться к Турции. Но в военных действиях участвовали не только аварцы и чеченцы, но и даргинцы, табасаранцы, кумыки, лакцы, лезгины и другие народы Дагестана.


4.5. Конец священной войны

Царизм же не преминул извлечь уроки из своих ошибок и неудач и в корне поменял тактику, временно отказавшись от политики жёсткого колониального гнёта. В таких условиях мюридистские лозунги о необходимости ведения «священной войны» с Россией до последнего подростка, способного держать в руках оружие, не считаясь при этом ни с какими жертвами, ни с какими потерями, — стали восприниматься горцами как сумасбродные и гибельные. Авторитет Шамиля и его наибов стал таять. Шамилю нередко приходилось воевать не только с русскими, но и со своими «фрондёрами». Так, часть аварцев (прежде всего,— хунзахцы и чохцы) сражалась на стороне России в подразделениях горской милиции и дагестанском конном полку. После капитуляции Шамиля все аварские земли были включены в состав Дагестанской области. В 1864 г. Аварское ханство ликвидировано, на его территории образован Аварский округ. Справедливости ради, следует отметить, что несмотря на жестокие, бесчеловечные методы царского командования, применявшиеся ими в ходе поддавления национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни, царская Россия, тем не менее, насколько это было возможным, в целом, не трогала национально-религиозных традиций этих народов. По отношению же к аварцам в Дагестане имеются многочисленные факты, свидетельствующие о наделении их такими льготами и привилегиями, которыми было обделено даже подавляющее большинство самих русских. В частности, это касается быстрого предоставления высоких воинских наград, дворянских званий, офицерских чинов. Пленённому Шамилю со стороны царя были оказаны максимальные почести. Царская администрация и русские военачальники очень высоко отзывались о Шамиле как о мужественной и порядочной личности, подчёркивали его незаурядный талант полководца и политика. Аварцы при императоре Александре II входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршьей семьи.

К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 г., — по истечении 18 лет после окончания войны, — численность аварцев достигла лишь 158, 6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184,7 тыс. человек. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового и даже, — полного — исхода аварского народа в Турцию, то ей стали спешно препятствовать. Царизм с одной стороны не мог заселить аварские горы казаками, а с другой оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов.


4.6. В составе СССР

В 1921 году была образована Дагестанская АССР. В конце 1920-х годов на землях, населённых аварцами, началась коллективизация и индустриализация.

В 1928 был создан аварский алфавит на латинской основе (в 1938 переведён на кириллицу).

Открывались многочисленные аварские школы, язык стали преподавать в вузах, появилась национальная светская интеллигенция.

В 1940-е—1960-е многие аварцы переселились из горной местности на равнину.


5. Культура и обычаи

5.1. Традиционный образ жизни

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений — тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.).

Средняя община включала 110—120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века — старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Наиболее популярной и типично горской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего — спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, лабиринты в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе — на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, — «орла с саблей».

Аварцы занимаются животноводством (на равнинах — скотоводством, в горах — овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, тыква и др.), садоводством (абрикосы, персики, слива, алыча и др.) и виноградарством; издавна развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву. К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

Аварцы имели развитый фольклор (сказки, пословицы, различные песни — лирические и героические).

Традиционные аварские музыкальные инструменты — чагана (смычковый);(Tlaмур, пандур), (Зурма-къили, зурна-къали); чагур (струнный), лалу (вид свирели), бубен.

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» (< * bar < *ʔwar ) — вооружённое ополчение, народ-войско. Это обстоятельство предъявляло высокие требования к духовно-физической подготовке каждого потенциального «бодулав» (то есть «военнообязанного», «ополченца»), и, естественно, сказалось на культивировании среди аварской молодёжи таких видов единоборств без оружия как «хатбай» — разновидность спортивной драки, практиковавшей удары ладонями, «мелигъдун» (поединки с применением шеста, вкупе с ударной техникой ног) и борьбы на поясах. Впоследствии все они были вытеснены, в основном, вольной борьбой и восточными единоборствами, ставшими для аварцев подлинно национальными и весьма престижными видами спорта.


6. Аварская кухня

Хинка́л (от авар. хинкIал, где хинкI ‘галушка, варёный кусочек теста’ + -ал суффикс мн. ч.) — традиционное блюдо дагестанской кухни, одно из наиболее популярных и в наши дни. Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом.

Хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда. Аварский хинкал

Тесто раскатывают до толщины примерно 1 см, нарезают ромбиками со стороной 3—4 см. Когда кусочки теста сварятся, каждый прокалывают вилкой, чтобы он не «сдувался».[2]


7. Выдающиеся аварцы

Одной из наиболее ярких фигур в истории аварского народа является Имам Шамиль — уроженец села Гимры, Унцукульского района Аварии (1797—1871).

В качестве выдающихся аварцев достойны упоминания также следующие лица:

7.1. Правители и политики

  • правители Суракат: Умма-хан «Справедливый» и Умма-хан Аварский «Бешеный»
  • Имамы: Гамзат-бек, Шамиль
  • Наибы Шамиля: Хаджи-Мурад, Алибек Хунзахский, Ахбердилав Мухаммад,Инкочилав
  • Шейх Узун-Хаджи Салтинский
  • Внук имама Шамиля Саид Шамиль
  • Имам Нажмудин Гоцинский
  • Рамазан Абдулатипов — российский политик
  • Муху Алиев — первый президент республики Дагестан
  • Дахадаев, Магомед-Али (псевдоним — Махач) — революционер. Его имя носит город Махачкала.
  • Махачев Гаджи Нухиевич — российский политик, депутат Государственной Думы РФ 3-го, и 4-го созывов.
  • Мехмет Гёльхан (Mehmet Gölhan ) — Министр Госбезопасности Турецкой Республики (T. C. Emniyet Başkanı), уроженец с. Гюнейкёй (Стамбул, Ялова)
  • Магомед Толбоев — первый герой России, депутат Государственной Думы первого созыва
      Расул Гамзатов 
  • Cултан Ибрагимов чемпион мира по боксу
  • Шамилов Магомед Шамилович — председатель Независимого профсоюза сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры Республики Дагестан


7.2. Военные деятели

  • Максуд Алиханов-Аварский — генерал-лейтенант царской армии
  • Магомед Танкаев — генерал-полковник советской армии
  • Хаджи Алтынэр (Hacı Altıner) — [2]; турецкий герой корейской войны 1950—1953 гг., см. фото:[3] удостоенный высоких наград Министерства Обороны США и благодарностью от Правительства США. За проявленное мужество уже при жизни ставший «живой легендой» Турции, см. ещё фото:[4], — уроженец пров. Карс (с. Ташлыгюней).

    Единственный из числа турецких военнослужащих, попавший в книгу памяти бойцов 25 американской пехотной дивизии «Тропический свет», — «Korea 1950—1954». В арьергардных боях у моста через реку Хан, используя автоматическую винтовку и пулемёт, в одиночку убил 40 китайских «интербригадовцев», получив при этом 14 ранений. Был насильно вынесен с поля боя. Обладатель американской боевой награды «Silver Star»[[11] ]. Его портрет запечатлён на почтовых марках [5].

  • Омар Муртазалиев — генерал-майор КГБ
  • генерал советской армии Магомед Гитинамагомедов
  • герой Советского Союза, подводник Магомед Гаджиев, имя которого носит г. Гаджиево
  • Полковник царской армии Исрапил Манижал Мусаясул , затем генерал турецкой армии.
  • Фазил-Паша Дагестанлы — генерал царской армии, маршал турецкой армии.
  • Полковник царской армии Газалиев Имангазали , личный охранник императора Александра II
  • Турецкий генерал Мехмет Расих Саваш (Mehmet Rasih Savaş) — уроженец села Гюнейкёй (Стамбул/Ялова).

    Длительное время возглавлял и спонсировал Северокавказский «Фонд им. Имама Шамиля». После его кончины, всякая деятельность связанная с фондом была прекращена, а его здание в Стамбуле, вместе с многотомной библиотекой Саида Шамиля (подаренной фонду) продано представителям абхазского землячества в Турции.


7.3. Учёные

Учёный-энциклопедист

Шала-кади Лачинилау из Хариколо Аварский, учитель имама Шамиля по языку и юриспруденции, один из авторов аварской и чеченской письменности, наиб Чаберлоя (ЧӀарбиль).

  • учёные-арабисты
    • Мухаммед Мусалав-Кудутлинский ,
    • Абубакар Аймакинский ,
    • Ибрахим-Хаджи Гидатлинский ,
  • турецкие учёные-богословы
    • Шерефеддин из Кикуни ,
    • Омер Зияудин Бинатлы ,
  • первый доктор физико-математических наук на Северном Кавказе, профессор Мухтаров Халид Шавруханович,
  • космонавт-испытатель МАП ДАССР и заслуженный лётчик-испытатель РФ Магомед Толбоев,
  • член-корр. РАН, зоолог Магомед-Расул Мусаевич Магомедов,
  • профессор-археолог Мурад Магомедов,
  • Шамиль Алиев, конструктор ракетной техники и общественный деятель,
  • Шейх Абдурахман-Хаджи ас-Сугури.
  • Магомед-Мирза Мавраев, первый книгопечатник и просветитель Дагестана.


7.4. Деятели искусств и спорта

  • художник-политэмигрант Халил-Бек Мусаясул (Halil Beg Mussayassul’)
  • поэты:
    • Махмуд из Кахаб-Россо,
    • Гамзат Цадаса,
    • Адалло Алиев,
    • Фазу Алиева,
    • Магомед Шамхалов,
    • Машидат Гаирбекова,
    • Расул Гамзатов,
    • Шапи Казиев
    • один из признанных классиков турецкой литературы, — журналист и прозаик Эртугрул Шевкет Авароглу (Ertuğrul Şevket Avaroğlu).

    • Абдурахманов, Осман — великан и силач, борец, артист цирка, актёр и кино.
    • Один из наиболее выдающихся основоположников пропаганды и развития вольной борьбы в Дагестане — пятикратный чемпион мира Али Алиев
    • Султан-Ахмед Ибрагимов — чемпион мира по проф боксу супертяж


7.5. Олимпийские чемпионы

По вольной борьбе: Загалав Абдулбеков,

  • Хаджи-Мурад Магомедов,
  • Сагид Муртазалиев,
  • Мурад Умаханов ,
  • Мавлет Батиров (двукратный)
  • Мустафа Дагестанлы (Турция).

По боксу

  • Гайдарбек Гайдарбеков


Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Население по национальности по субъектам Российской Федерации (XLS).

    Проверено 4 мая 2009. — www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_03.xls

  2. 1 2 3 4 5 6 7 Всероссийская перепись населения 2002 — www.perepis2002.ru/content.html ?id=11&docid=10715289081463
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Включая родственные аварам андо-цезские народы
  4. Этнический состав Тюркостана по переписи 1999 г. ДЕМОСКОП — demoscope.ru/weekly/2004/0183/analit05.php
  5. Ethnic Groups of Georgia: Censuses 1926—2002 — www.ecmicaucasus.org/upload/stats/Censuses 1926-2002.pdf
  6. Демоскоп. Этносостав Казахской ССР в 1989 г. — demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=5
  7. Всеукраинская перепись населения 2001 Национальность и родной язык — 2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/nationality_population/nationality_popul1/select_51/?botton=cens_db&box=5.1W&k_t=00&p=0&rz=1_1&rz_b=2_1 &n_page=1
  8. http://www.irs-az.com/pdf/090621161354.pdf — www.irs-az.com/pdf/090621161354.pdf
  9. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Population by ethnic groups. — www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/en/007.shtml
  10. У автора должность „Emniyet Bakanı“ ошибочно переведена как „Министр Обороны“, тогда как она означает „Министр Госбезопасности“. Мы исправили эту ошибку, о чём проинформировали и автора монографии.
  11. Кто и за какие заслуги удостаивается награды Silver Star, см.: http://www.koreanwar-educator.org/topics/silver_star — www.koreanwar-educator.org/topics/silver_star

аварец мустафа дагистанлы двухкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, будучи турецким эмигрантом боролся за турцию


Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-teatr-v-duhovnoy-kulture-avarskogo-naroda/

  • Аварцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

9.1. Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-teatr-v-duhovnoy-kulture-avarskogo-naroda/

  • Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIX в. — М.: Наука, 1988
  • Агларов М. А. Андийцы. — Махачкала: ЮПИТЕР, 2002
  • Айтберов Т. М. И аварский язык нуждается в государственной поддержке // Журнал «Народы Дагестана». 2002. № 5. С. 33 — 34
  • Алексеев М. Е. , Атаев В. М. Аварский язык . — М.: Academia, 1998. С. 23
  • Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа — М.: Наука, 1974.
  • Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. Агларов М. А. — Махачкала: ДНЦ РАН ИИАЭ, 1995
  • Атаев Б. М. Аварцы: история, язык, письменность. — Махачкала: АБМ — Экспресс, 1996
  • Атаев Б. М. Аварцы: язык, история, письменность. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2005
  • Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии).

    — Махачкала, 1965. С. 46

  • Гёкбёрю Мухаммед. «О великий Аллах, ты яви нам Серого Волка…» // Журнал «Наш Дагестан». 1993. № 165—166. С. 8
  • Дадаев Юсуп. Государственный язык Имамата // Журнал «Ахульго», 2000. № 4. С. 61
  • Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Дагестане // Труды Ин-та этнографии АНСССР. XXXIII. — М., 1956
  • Дебиров П. М. Резьба по камню в Дагестане. — М.: Наука, 1966. С. 106—107
  • Дьяконов И. М., Старостин С. А. Хуррито-урартские и восточно-кавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. — М.: Наука, 1988
  • Иоанн Галонифонтибус . Сведения о народах Кавказа (1404 г.).

    — Баку, 1980

  • Магомедов Абдулла. Дагестан и дагестанцы в мире. — Махачкала: Юпитер, 1994
  • Магомеддадаев Амирхан. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (История и современность).

    Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. Книга II

  • Магомедов Мурад. Походы монголо-татар в горный Дагестан // История аварцев. — Махачкала: ДГУ, 2005. С. 124
  • Муртузалиев Ахмед. Маршалл Мухаммад Фазиль-паша Дагестанлы // Журнал «Наш Дагестан». — 1995. № 176—177. С. 22
  • Мусаев М. З. К истокам фрако-дакийской цивилизации // Журнал «Наш Дагестан», 2001—2002. № 202—204. С. 32
  • Мусаев М. З. Африди — афганские авары Апаршахра — газета «Новое дело», № 18’2007
  • МухӀаммадова Майсарат. Аваразул бихьиназ цӀар рагӀараб Дагъистан (Аварскими мужчинами прославленный Дагестан).

    — Махачкала: Юпитер, 1999

  • Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии. — Махачкала: ЭПОХА, 2004.
  • Халилов А. М. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1991
  • Четинбаш Мехди Нюзхет. След кавказского орла: последний Шамиль // Журнал «Наш Дагестан». 1995. № 178—179—180. С. 36
  • Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994

Данный реферат составлен на основе .