Религиозные исламские праздники и обряды, как фактор согласия мусульманских народов, проживающих на территории России

Праздники –, В исламской культуре праздники —

Так как все мы проживаем на его территории, то за долгие годы совместной жизни посвятили много времени изучению конкретных элементов традиционной тюркской культуры, частично ассимилированной русской, и впоследствии нам предстоит ежедневно с ней сталкиваться. Таким образом, нет способа лучше для понимания культуры российских мусульманских народов, чем взгляд на саму религию – ислам. Понимая основы мусульманства, мы получаем возможность понять философию жизни целых народов.

При изучении мусульманства в первую очередь требуется обратить внимание на Коран, являющийся Священным писанием – в данном исследовании мы будем не раз и не два обращаться к тексту его первоисточника. Кроме того, наиболее важное исследовательское сочинение по культуре мировых праздников принадлежит Казимежу Жигульскому, труд которого будет многократно задействован.

Цель письменной работы —

Предвзятое отношение к культуре мусульманства или религии как таковой вредит отношениям с исповедующими данную религию, и нам необходимо закрывать глаза на различия вероисповедания, чтобы замечательно прожить жизнь. Обращая внимание конкретно на праздники – наиболее яркий эпизод жизни человека – мы должны ознакомиться с древней религией ислама и выбрать для себя самое главное из того, что она способна предложить. Кроме того, человек, знакомый с обычаями других народов, в любых кругах считается эрудированным, а особенно здесь, на Южном Урале, где всё еще сохранились татаро-башкирские диаспоры (Аргаяшский, Кунашакский, Красноармейский районы Челябинской области), исповедующие ислам как основную религию.

В исследовании данной темы —, Наша задача —, Глава 1. Ведущие религиозные праздники Российского ислама

1.1. Мусульманство в Российской Федерации

Ислам — является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.

Точная численность мусульман в России до сих пор не выяснена окончательно и является предметом дискуссий. По данным переписи населения 2002 г. Численность традиционно мусульманских народов в России составило около 14,5 миллионов чел. — около 10 % населения страны. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам, согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (54,6 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %).

11 стр., 5188 слов

Ислам в России: Традиции и перспективы

... что в определенной степени способствовало с исламом других народов, живших в Москве и близ нее (так , например в ... ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси, именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской ... ибн Омар ибн Даста, в своем сочинении "Известия о хозарах, ...

Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, кроме мусульманства, и прежде всего православного христианства. В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число «русских мусульман» (русское население, обратившееся в ислам по духовным убеждениям) составляет от 2 до 20 тысяч человек

Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ. Так, по результатам опроса «Левада-Центра», доля исповедующих ислам граждан в России с 4 % в декабре 2009 года, выросла до 7 % в ноябре 2012 года. Иными словами, в России с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие и увеличилась доля исповедующих ислам.

Таким образом, в Российской Федерации имеется огромная аудитория для проведения важных религиозных праздников среди населения, соблюдающего все догматы. Подводя итог вышесказанному, нельзя назвать точную цифру исповедующих ислам, но примерных подсчётов учёных-исследователей хватает, чтобы сделать точный итог – мусульманские праздники популярны и позволяют сделать многочисленных выводы о культуре мусульманских народов Российской Федерации.

Что можно сказать о религиозных праздниках в целом? Согласно В. Шафраньскому, «большие религии приняли, развили и кодифицировали возникавшие ранее праздничные периодические обряды, придав им каноническую форму». Таким образом, мы имеем дело с пластом влияния древней арабской культуры на современную. Народы, традиционно считающиеся мусульманскими, через религиозное поклонение многое переняли у исконных основателей самой религии, и это заключается не только в догматах вероисповедания, но и в самом образе жизни, в её культуре. Именно ислам делает современных татар и арабов схожими в мыслях и мироощущении, а праздники, таким образом, представляют собой важную область в духовной жизни целых народов.

В исламском мире праздники проводят в строго отведенные месяцы и дни, но каждый раз они приходятся на разное время года (что связано со скользящим лунным календарем).

Мусульмане отмечают более четырнадцати праздников, каждый из которых приурочен к тому или иному событию: Мухаррам (начало нового года), Миградж (вечер чудесного вознесения пророка Мухаммада), Рагаиб (никях* отца и матери пророка Мухаммада Габдуллы и Амины), Бара’ат (праздник «очищения») и др. Однако, лишь три праздника отмечаются повсеместно – два канонизированных – Ид аль-адха (праздник жертвоприношения или Курбан-байрам ), Ид аль-фитр (праздник разговения или Ураза-байрам ) и Маулид (день рождения пророка Мухаммада или Маулид ан-наби), а также Рамадан – месяц строгого поста.

6 стр., 2634 слов

Ислам как духовное явление

... поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе. Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе ... ислам коран сунна духовный культура Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин ... из-за влияния ислама было односторонним. Охотно переводились сочинения по точным, ...

В настоящий момент времени происходит возрождение древней мусульманской культуры и праздников в частности после годов власти СССР, религиозной политикой которого являлся общегосударственный атеизм. На данный момент Российская Федерация признана светским государством, таким образом, вероисповедание никак не ограничено законом, равно как и соблюдение всех религиозных праздников. Современные верующие полностью открыты для соблюдения всех мусульманских праздников, которые начинают праздноваться всё чаще и чаще. Так, представители ДУМ отмечают, что в 2013 году число соблюдающих пост в Рамадан на Юге России возросло на 23 % по сравнению с годом до этого, и это очень значительные числа.

1.2. Священный месяц Рамазан (Рамадан)

Говоря о самом Рамадане (или Рамазане, если следовать другой транскрипции), в первую очередь необходимо привести цитату из самого главного первоисточника – Священного писания Коран, Сура 2:

1. «183. О вы, кто верует! Предписан пост вам, Как он предписан был для тех, кто был до вас, Чтоб благочестие могли вы обрести

2. 184. На дни, определённые числом. Но тот, кто болен иль находится в пути, Предписанные дни поста Поститься должен в дни другие. Для тех, кто может пост держать (с трудом – старики, беременные, кормящие матери, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, и т. д. – пояснение переводчика) Назначен откуп – накормить голодных. Но кто по своей доброй воле Прибавит к этому другое благо, Себе на будущее возымеет. И тем, что вы блюдете пост, Вы обретете для себя – О если бы вы только знали!

3. 185. И месяц Рамадан есть тот, В который Господом Коран Ниспослан в руководство людям, А также с ясным наставленьем И различением добра и зла; И кто из вас его [Рамадан] застанет дома, Поститься должен в продолжение его, А тот, кто болен иль находится в пути, Предписанные дни поста Поститься должен в дни другие, — Бог хочет облегчения для вас, Он не желает отягчать вам жизнь, Чтоб завершили вы число (Количество дней поста – прим. пер.), назначенное Им, И славили Его за то, Что Он стезею праведною вас направил, — Быть может, будете вы благодарны».

Таким образом, в самом Священном писании уже имеется вся основная для верующих информация. Однако, дата празднования каждый год разная, так как прямо зависит от исламского лунного календаря. В данном году [2017] Рамазан начинается 26 мая и кончается 24 июня и планирует собрать огромную аудиторию. Следует сказать, что для организации такого важного по канонам праздника не требуется особого таланта организатора или режиссёра, так как любой уважающий себя верующий сам пойдет на пост.

Тем не менее, в случае Рамазана организатором выступает представитель сам представитель религиозной конфессии. Как пишет Д. М. Ренкин, «режиссёр массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не только спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула». Это означает, что услуги имама как психолога и педагога, способного в момент сомнения направить верующего на путь соразмерно правильного с канонами действия, в канун месяца Рамазан становятся особенно важными и востребованными.

10 стр., 4670 слов

Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций

... отец Андрей, настоятель храма в честь Архангела Михаила. Регламентированные рамки реферата (15 листов) не позволяют в полной мере осветить тему Великого Поста и Пасхи. Поэтому в данной работе мы более ... Данный реферат можно использовать на уроках Основ Православной культуры как в начальных классах, так и в старших. Можно взять за основу при проведении тематических классных часов. При написании ...

Организация всего праздника происходит именно за счёт веры, что значительно отличает наше представление о праздниках от восточного. К. Жигульский о самом направлении идеи религиозного праздника писал так: «Основная идея религиозного праздника заключается в «восторженном приветствовании чудесного, мистического момента – мифического, космического или исторического, — когда чудо проявляется с полной очевидностью « и это полностью применимо к Рамазану, когда именно вера вынуждает человека целый месяц соблюдать строгий пост.

Говоря о Рамазане более конкретно, следует сказать, что пост касается в первую очередь принятия пищи, питья и половой близости как таковой. Запретом во время поста является даже сглатывание слюны. Рамадан является как один из пяти столпов веры – основ мусульманского учения. Длительность поста составляет 29-30 дней. Пост начинается с начала рассвета и заканчивается после заката солнца, традиционно сопровождаясь молитвенной фразой (ният) во имя Аллаха, знаменующей собой начало поста. Разговляться (то есть, позволять себе пищу после поста) рекомендуется сухофруктами, водой, молоком и т. д. Ежедневно после ночной молитвы (иша) мусульмане коллективно совершают добровольную молитву таравих, состоящую из 8 или 20 ракаатов – это традиционное действие мы рассмотрим ниже. В последние десять дней месяца наступает ночь аль-Кадр (ночь могущества, ночь предопределения), во время которой принято просить у Бога прощения за совершенные грехи и читать вслух Коран.

Следует сказать, что в тюркских языках более распространено такое название Рамазана, как ураза́.

Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни дает возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста мусульмане стремятся обуздать свои инстинкты и страсти (нафс).

Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю — освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Пост мусульманина, чьи дела и мысли нечисты и не богоугодны, считается недействительным ибо «Аллах не нуждается в воздержании от еды и питья того, кто не оставил ложь». Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамадан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

В этот месяц мусульмане подходят к исполнению молитв более ответственно, чем в обычные месяцы, читают Коран, совершают добрые дела, раздают добровольную (садака) и обязательную (закят) милостыни. Многие мусульмане, которые по каким-либо причинам перестают совершать намазы (молитвы), чаще всего в этот месяц возвращаются к соблюдению этого столпа ислама. Именно поэтому мусульмане с благоговением ждут Рамадан.

Как уже было сказано, ритуалы Рамазана помимо ежедневного пятикратного намаза включают в себя и дополнительный шестой ритуал – Таравих. Его отличие – во включении зикра (поминание Аллаха) – одного из важнейших элементов исламского религиозного культа в целом. Среди разновидностей зикра – напевы Альвидаг на местных языках, исполняемых и в рамках Таравиха, и в предпраздничный вечер перед Ураза-байраном с минаретов мечетей.

6 стр., 2924 слов

Проект » Национальные татарские праздники»

... два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает ( Ураза гаете — праздник поста и Корбангаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются ... мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно ...

Подробнее мы рассмотрим зикры во второй главе, однако, в традиционной татарской культуре чтение зикра (зикер эйту) является одной из форм богопочитания. Это действительная уникальная особенность татарской культуры связана с тем, что её относительная изолированность от канонов арабского ислама позволила сформироваться некоторым оговоркам и расхождениям в ряде трактовок, что также роднит её с соседними тюркскими толкованиями ислама и отличает от более ортодоксального кавказского мусульманства. На сегодняшний день в традиции татар-мусульман установлено точное количество повторяемых формул зикра. Их 99 (количество имён Аллаха), но священны также числа 33 и 11.

Исполнение так называемого «громкого» зикра преисполнено в ритуальной практике канонических праздников, как то месяца Рамазан в частности. В отличие от других вариантов громких зикров, когда восхваление Аллаху просто произносится, зикр, служащий «отдыхом» в Таравихе, является наиболее развёрнутым, то есть, не ограничивается повтором одного лишь свойства Аллаха. Сюда же включается текст, прославляющий и сам благословенный месяц Рамазан. Этот вариант зикра читается вслух нараспев.

Анализ записей, произведенных в мечетях Казани – «Марджани», «Курулла», «Ислам куры», «Рамазан», «Булгар», а также Высокогорском и Атнинском районах р. Татарстан, позволяет сделать интересный вывод: именно в татарской среде зикры, произносимые во время Таравиха, имеют сходные по звучанию напевы, то есть, вероятно, они дошли до наших дней практически без изменений.

Подводя итог рассказу о Рамазане, следует заметить, что практика поста одинаково популярна и хорошо принимается как на территории кавказских республик и субъектов РФ, так и на территории Татарстана или Башкортостана. Это свидетельствует об единстве основных религиозных убеждений, которыми обладают верующие на всём мусульманском пространстве страны.

Следует сказать, что месяц Рамазан для верующих –

Правоверные мусульмане в Рамадан стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана, давать милостыню, совершать другие благие дела, а когда праздник проходит, в первый день месяца Шавваль, в честь окончания Рамадана проводится праздник, наиболее известный как Ураза-байрам. Это общее тюркское название, заменяющее собой арабское Ид аль-Фитр (Праздник разговения).

1.3. Ведущие религиозные праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам

В день Ураза-байрам проходит огромное количество традиционных мероприятий, среди которых – обязательная праздничная молитва (Ид намаз) и выплата особой милостыни (закят аль-фитр).

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние большее, чем для обеспечения себя, своей семьи и прислуги, питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

Если ребёнок родился после захода солнца последнего дня месяца рамадан, то закят аль-фитр за него не выплачивается. Кроме того закят аль-фитр обязан выплатить и немусульманин (кафир) за тех мусульман, которых он обязан обеспечить пропитанием (отец, дети, рабы и т. д.).

Целью выплаты закят аль-фитра является искупление (каффара) возможных ошибок и упущений, сделанных в течение месяца поста, а также помощь бедным и нуждающимся в праздновании праздника Ураза-байрам вместе с другими мусульманами.

11 стр., 5227 слов

Текст и по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. ...

... для нас они становятся таким стрессом? А если остановиться и подумать на минутку – и правда, зачем? Праздники существуют с древних времен. Причем нельзя сказать, что их "придумала" какая-то ... милосердию, бескорыстному и доброму сердцу, уважению близкихучат все Православные праздники и Святые христианской церкви. И именно за это я люблю Православные праздники! 5 выбрали Последние дни уходящего года ...

Сам по себе Ураза-байрам — один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года, что определяет её культурную важность для исповедующих религию народов. В день Ураза-байрам верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!).

Собранные на уже сказанную милостыню средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов.

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву, надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Несмотря на то, что праздничным днём считается первый день месяца шавваль по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трёх дней. Кроме того, Ураза-байрам официально является нерабочим днём в республиках (кроме федеральных органов): Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чеченская республика, Крым.

В Москве главное богослужение проходит в Соборной мечети. К мусульманам обращается верховный муфтий. В Соборную мечеть на утреннюю службу приходят тысячи человек.

Другой чрезвычайно важный праздник для мусульманской культуры всей России – это Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, также известный как Ид аль-адха. Это праздник окончания хаджа – главного паломничества в Мекку в жизни любого мусульманина, и отмечается он строго через 70 дней после праздник Ураза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Происхождение праздника определено содержанием Корана. Так, Ссогласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына.

В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а пророку Ибрахиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (Исаака), и именно эта сказочная история легла в основу самого пышного и красивого мусульманского праздника. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку.

Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день Жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

17 стр., 8335 слов

День космонавтики 12 апреля праздник

... и другие космонавты, продолжившие начатое им дело и проложив дорогу в космос своим последователям, ценою своих жизней. День космонавтики — праздник, который радует всех нас. А имя Юрия Гагарина вызывает ... женщиной в космосе — она летала на корабле «Восток-6» в 1963-м — полет длился трое суток. Американский бизнесмен Деннис Тито стал первым туристом, посетившим космос — он заплатил за путешествие в ...

При праздновании Курбан-байрама мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду. Они произносят особую праздничную молитву и должны повторять её во время всей утренней прогулки к храму. В мечети же совершается другая праздничная молитва, после которой читается хутба – проповедь. Она обыкновенно начинается с прославления святого пророка Мухаммеда и является собой начало к таким мероприятиям, как разъяснение происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. Затем закономерно следует жертва. Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам.

В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется, поскольку верующий обязан предстать перед Аллахом в этот знаменательный день совершенно пустым и готовым для наполнения молитвой. По окончании утренней молитвы верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями. Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня или четвёртого дня. Наилучшим днём для жертвоприношения является первый день.

Как и в мусульманских странах, в большинстве субъектов РФ, статистически наибольшим населением которых является именно мусульманское, Курбан-байрам имеет статус дня-выходного. Это официально праздничный день в республиках РФ: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и Чечня.

В мусульманских странах Курбан-байрам является праздничным днём. В некоторых странах Курбан-байрам празднуют 3 дня, но полного единства во взглядах мусульманские верующие РФ ещё не достигли.

Глава 2. Неотъемлемые традиционные элементы в мусульманской культуре

2.1. Паломничество в Мекку – Хадж

Повседневную культуру православного жителя Челябинской области и аналогичного мусульманского связывает достаточно многое. Несмотря на различие в религии, влияние ислама проникло в саму культуру жизни, и мы, несмотря на свое предпочтение в вероисповедании, так или иначе относимся к самым главным событиям в жизни и такой мировой религии, как мусульманство.

3 стр., 1020 слов

«Один день из жизни педагога»

... и методов обучения, многое стало получаться. Появилось желание идти вперёд. Один день из жизни учителя… Сегодня понедельник - обычный день после выходных. Прозвенел сигнал будильника, пришлось встать и идти прогуливать ... встречаюсь с коллегами, читаю объявления. Очень рада тому, что сегодня будет разгруженный день, никаких совещаний не предстоит, значит, больше времени проведу с детьми. Возвращаюсь в ...

Отмечая культурное влияние мусульманства, исследователь Л. Н. Лазарева высказывалась следующим образом: «В славяно-тюркской параллели «общие места» можно обнаружить только в системе народных, хозяйственных, по преимуществу, праздничных действ; мусульманский элемент сказался в незначительной степени и то на второстепенных элементах (набору обрядовых блюд, возможности открывать лицо девушкам на Сабантуе, ритуале гостеприимства)».

Следует в очередной раз обратить внимание на то, насколько традиционное мусульманство воздействует на культуру народов Урала и Кавказа – уже многое переняв от могущественных мусульманских соседей в былые времена (Арабский халифат, Османская империя, Персия Тимуридов, Империя Великих моголов), тюркские и кавказские народы продолжают ассимилировать культурное наследие предков, «подгонять» его под реалии своей современности, свои народные праздники. И наиболее ярко в данном процессе прослеживаются именно традиционные религиозные действия.

Самым главным действием в жизни любого правоверного мусульманина является хадж.

Хадж – это паломничество, связанное с посещением Мекки, главной мусульманской святыни, и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), налога (закят) и поста (саум).

Являясь «классическим» видом религиозного паломничества, хадж собрал значительное влияние многочисленных исследователей как теологии, так и культуры.

К. Жигульский высказывается на тему паломничества следующим образом: «Смысл паломничества, обычно тесно связанного с праздничными периодами, выводится из ответственного убеждения, что sacrum, однажды проявившееся в святом месте, сохраняет и впоследствии особую связь с ним, и потому верующий может получить в этом месте особую милость, утешение, прощение, духовную силу». Хадж традиционно объединяет людей разных культур, национальностей и сословий. На пути паломничества верующий бедняк равен богатому мусульманскому правителю – в этом заключается культ хаджа, способный временно сместить жёсткие рамки сословий шариата и превратить человечеству в единую общность.

В буквальном переводе с арабского языка хадж означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление». В терминологическом значении Шариата хадж означает — специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний (в Коране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов.

Хадж — совершается в исключительно строгое время – в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством».

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).

6 стр., 2713 слов

Урок ИЗО 7 класс Жизнь каждого дня большая тема в искусстве

... каждого дня производит действия: учится, работает, отдыхает, лечится, играет, танцует, обедает, гуляет … Действия человека явились для многих художников отдельной темой в искусстве. ... религиозно-мифологический жанры) Каким одним понятием можно объединить их? (Сюжетно-тематическая картина.) То есть это картины, раскрывающие события жизни. ... шапки пытливо глядели большие живые глаза. В них светились ум, ...

С точки зрения ислама, хадж является одним из наилучших деяний для мусульманина. «Пророка Мухаммеда спросили: „Какое дело является наилучшим?“ Он ответил: „Вера в Аллаха и Его посланника“. Его спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Борьба на пути Аллаха“. Его снова спросили: „А после этого?“ Он ответил: „Безупречный хадж“».

Этот строгий порядок проведения хаджа сугубо традиционен и является неотъемлемой частью ислама не только как мировой религии, но и как просто веры в Бога. Считается, что именно такие действия делают человека строго верующим:

1. Облачение в ихрам. Пройдя микат (это специальные места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не войдя в состояние ихрам), мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента считается, что он вошёл в состояние ихрама.

2. 7-й день зуль-хиджа— первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой . В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), в которой говорится об обязанностях паломников, совершающих хадж.

3. Сай — семикратный бег между холмами Сафа и Мурва.

4. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног.

5. Молитвенное стояние в долине Арафат — вукуф. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф).

Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь и совершают молитву, обращённую к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом

6. 10-го зу-ль-хиджжа (на следующий день) паломник держит путь в долину Мина, где бросает семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд побивания камнями Шайтана, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни.

7. В тот же день начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники обривают или коротко подстригают волосы и укорачивают бороды; женщины отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина.

8. «Прощальный» обход вокруг Каабы.

Хадж в России не настолько распространён по причине удалённости от Саудовской Аравии, очень высоких цен на перелёт и временное проживание, а также бюрократических формальностей, как то – оформление визы и множества документов. Однако, как говорил К. Жигульский, «участие в религиозном празднике непосредственно выводится из принадлежности к религиозной группе, из веры», таким образом, проблемы денег остаются проблемами денег, а истинно верующие находят способ совершить своё главное паломничество.

2.2. Исполнение религиозных песнопений суфизма – зикров

Необходимо подробнее рассказать об одной из наиболее важных религиозных практик мусульманства, варьирующейся в зависимости от национальной принадлежности за счёт использования разных языков богослужения. Это зикр, исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Зикр совершается после завершения намаза (молитвы) или в любое удобное для этого время, если того требует религиозное стремление.

Зикр в исламе —, Зикр джахри (джали) —

В связи с исполнением во время религиозных праздников татар-мусульман Поволжья двух вариантов зикра, следует сказать о двух тенденциях, характеризующих психотехнические методы и приемы введения в экстатическое состояние во время ритуалов. Одна представляет собой консервативную практику использования традиционных формул, сформировавшихся на основе рецитации Корана: тасбих, тахлил, тахмид, такбир и пр. Вторая тенденция – исполнение формул зикра в радениях отдельных суфийских братств в виде асемантических сообщений (например, псевдослова, глоссолалии – Ха-Ху, Ха-Хи и т.д.).

Здесь зикр из практики поминания Аллаха превращается в упражнение с единственной целью – достижения экстатического состояния.

Помимо арабских словесных формул, или «псевдоязыка», в тексты зикров могут быть представлены и местным национальным языком, в практике мусульман Поволжья – татарским. В связи с тем, что исполнение зикров является едва ли не основным элементом религиозных праздников татар-мусульман, в исследовании на примере зикра прослеживается воздействия на реципиента «механизмов» ритуала с помощью фасцинации (в переводе с лат. – очарование, околдовывание).

Помимо перечисленных элементов, входящих в практику мусульманских праздничных богослужений, сюда также относятся салаваты, мунаджаты, и ряд других исполняемых нараспев религиозных текстов и книг. Все они имеют ярко выраженные музыкальные характеристики, и в культуре исламской цивилизации рассматриваются в качестве основных музыкальных форм.

Обзор мусульманских праздников в татарской культуре показывает, что здесь существует несколько традиционных форм с участием музыки: это чтение сур, зикров, салаватов, тальбии, мунаджатов, развернутых книжных текстов. Они представляют собой достаточно разнообразный музыкальный мир в силу своих метроритмических, ладофункциональных и интонационных особенностей. Наряду с напевами религиозных ритуалов казанских татар, в работе представлены некоторые татаро-мишарские и турецкие образцы, позволяющие акцентировать фактор этнорегионального влияния на традицию.

Напевы религиозных праздников в работе причисляются к профессиональному устно-поэтическому творчеству татар-мусульман, на что указывают, прежде всего, канонизированность религиозных песнопений, а так же опора на профессиональные системы музыкально-поэтического сочинительства и, связанное с этим, наличие такого явления, как авторство. Безусловно, при этом учитывается факт фольклоризации музыкально-поэтических образцов с последующим их широким бытованием в народной среде.

Специальное научное исследование этого феномена в татарской музыке еще не осуществлялось, несмотря на то, что макам может рассматриваться в качестве одной из отличительных особенностей традиционной музыкальной культуры татар-мусульман. Появление культуры макамата в Среднем Поволжье можно рассматривать как результат распространения ислама в регионе и проникновения в татарскую среду музыкальных традиций мусульманского Востока, что в равной степени относится и ко всем остальным мусульманским народностями Российской Федерации, которые проживали или проживают и живут по законам своей религии.

Заключение

Для всего проживающего на территории Российской Федерации мультикультурного этноса народам, традиционно исповедующим ислам главной религией, отведено особое место в факторе общности. Будучи разделены огромным расстоянием, они соблюдают одни и те же столпы веры суннитского толка, празднуют одни и те же праздники в один и тот же день и исполняют одни и те же молитвы, пусть и на разных, быть может, языках. Для них мусульманство – это нечто большее, чем просто догматы и предписания.

За долгие века жизни по законам шариата религия стала для них смыслом жизни, и, понимая её, человек способен оказаться принят одинаково радушно как в республике Татарстан, так и в Кабардино-Балкарии. За неимением практического опыта общения с тем или иным народом именно традиционный ислам способен помочь сократить дистанцию. Более того, знание арабского языка, являющегося святым языком для мусульман, даёт возможность свободно общаться с его носителями из верующих по всему миру.

Таким образом, проведённая исследовательская работа значительно повысила эрудицию предвосхищаемой аудитории, потому, как было сказано, мусульманские народы постоянно окружают жителя Челябинской области в повседневности, и именно знание основ мусульманской религии даёт возможность «сократить дистанцию», даёт возможность понять совершенно иную тюркскую культуру и провести возможное новое исследование о том или ином празднике в частности.

В заключение требуется сказать, что любая философия при неправильном использовании становится религией, а любая религия при правильном пользовании становится для человека смыслом жизни.

Мусульмане –, Список используемых источников

1. Проповедческий труд «Благословенный Рамазан» – Казань, 2010.

2. Фаизов С. Ф. Ислам в Поволжье. VIII-XX вв. – М., 1999.

3. Лазарева Л. Н. Календарно-обрядовые праздники Урала – Челябинск, 2007, с. 61.

4. Перевод Иман В. П. Коран. – Дамаск, Сирия, 1998, с. 46-50, 187-193.

5. Янгузин Р. З, Хисамитдинова Ф. Г. Коренные народы России – Уфа, 2007.

6. Ренкин Д. М. Массовые праздники – М., 1975, с. 80-96.

7. Мусульманские праздники – М., 1990.

8. Жигульский К. Праздник и культура – М., 1985, с. 135-141.

9. Шафраньский В. Religie prahistoryczne. – Варшава, с. 53.