«ТАРТЮФ ИЛИ ОБМАНЩИК» Ж.-Б. МОЛЬЕРА: ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ

Очень сложно оценить вклад в мировую литературу известного писателя Жана — Батиста Мольера. Его творчество переплетает в себе и обыденности французского этнического театра, и гуманистические идеи, что впоследствии создают высокую комедию, как современный вид драмы. Она же и начинает новую историю мирового театра. Благодаря четко обозначенным путям всего последующего развития драматургии, Мольер своим творчеством «соорудил» своеобразный мост, что стоит между двумя эпохами – Просвещением и Возрождением

Комедии, которые писали и ставили в первой половине XVII века, имели очень поверхностный характер, более развлекательный, полностью лишенный какой-либо социальной проблематики. В мольеровских же комедиях на первый план выходят воспитательные и сатирические задачи.

Комедиям этого автора присущи беспощадность перед общественной злостью, сатира острого характера, а также, яркий здоровый юмор и жизнерадостность.

Для самого автора произведение «Тартюф» имело очень большое значение. Мольер потратил очень много душевных и физических сил, противостоя тем, кто не воспринял комедию, и сразу же на нее ополчился. Враги автора часто клеветали о нем, распускали сплетни, которые задевали деятельность Мольера.

Вначале комедии показано эмоциональное восклицание автора: «…Разве …извращение нравственности не навязло у нас в зубах?» «Мы видим злодеев, которые, повседневно прикрываясь благочестием, кощунственно заставляют его быть пособником страшных преступлений» [11, с. 201].

Данную комедию Мольер использовал как своеобразное литературное оружие, мишенью его оказался ненавистный порок, который стал социальной бедой при абсолютизме и контрреформации.

Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что интерес к творчеству Жана-Батиста, а конкретно к его произведению «Тартюф, или Обманщик» не ослабевают и в современном мире. При написании курсовой работы я нашла очень много разных книг театроведов, монографий литературоведов, научных публикаций, которые посвящаются Мольеру.

7 стр., 3183 слов

Контрольная работа: Театр и музыкальная культура России XIX в

... водевили и монархические пьесы Н.Кукольника, Н.Полевого, П.Ободовского и др. На этом фоне большой общественный резонанс вызвала постановка комедии Н.Гоголя Ревизор (1836). Театр второй половины 19 века неразрывно ... во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. На ...

Цель моей работы – ближе ознакомиться с деятельностью Ж.-Б. Мольера, изучить особенности образа главного героя комедии, осветить проблематику произведения, отобрать и обработать необходимые материалы, для того, чтобы проанализировать проблемы и вопросы, которые представлены комедией «Тартюф», и изложить все эти данные в курсовой работе.

Задачи работы:

— изучить литературу по теме курсовой роботы;

— определить особенности драматургии Ж.-Б. Мольера;

— дать характеристику персонажам пьесы;

— осветить личное понимание проблематики произведения;

— обобщить описанное выше в заключении работы.

Новизна работы заключается в том, чтобы дать свое индивидуальное понимание образов комедии, проблем, изложенных в ней. При этом, я ссылаюсь на различных авторов, которые ранее уже давали свою оценку творчеству Мольера, цитируя и сравнивая их высказывания.

Проблема данной работы состоит в том, чтобы найти достоинства и недостатки открывающиеся в лице главного героя комедии. Разобраться в доверчивости и наивности Оргона, как представителя богатого сословия.

Предмет моей работы — комедия «Тартюф, или Обманщик» Жана – Батиста Мольера.

Объектом работы выступают философские положения картины Мольера, а также проблематика и образы произведения.

Методы исследования работы:

— историко – литературный подход к изучению пьесы;

— сравнение подходящей литературы для дальнейшего анализа;

— анализ различных статей, публикаций, оценок творчества Мольера, различными исследователями его работ;

— обобщение всех описанных проблем и наблюдений в заключении работы.

Для данной работы я использовала критическую литературу различных исследователей. Так как М. Булгаков в своей работе посвятил большую часть детальному описанию биографии Мольера, я использовала ее для написания первой главы. Другие авторы занимались подробнейшим изучением произведений Мольера, а именно – комедии «Тартюф», поэтому я разместила их цитаты во второй части моей курсовой работы.

Сначала я решила обратиться к М. Булгакову [5, с. 253], его произведение в подробностях описывает жизнь и творчество известного драматурга, которую я решила коротко осветлить в своей работе.

Следующий автор, чьи высказывания мне очень помогли, – Г. Бояджиев. Опираясь на А. С. Пушкина, он указывает на огромную обличающую мощь и общественную значимость комедии: «Характеризуя величайшие творения поэзии и драмы, Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческою мыслию — такова смелость… Мольера в «Тартюфе»… Эта «высшая смелость» гения была в открытии Мольером в современном обществе злобной силы религиозного и морального лицемерия, «обширный план» комедии заключался в понимании драматургом огромного общественного значения темы, а ее объемлющая «творческая мысль» была тем пафосом сатирического обличения, который и по сегодняшний день сохраняется в образе мольеровского лицемера» [4, с. 98].

11 стр., 5172 слов

Контрольная работа: Анализ комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина

... новому решался вопрос о путях создания национальной комедии, поставленный в кружке Елагина. Первая русская национально – бытовая комедия «Бригадир» Фонвизина является, прежде всего литературным памятником, отображающим ... творчестве писателя. Запутанный вопрос о датировке комедии в настоящее время может считаться решённым. Работа Фонвизина над «Бригадиром», если не полностью, то в значительной ...

С этой мыслью согласен еще один мольеровед В. М. Мультатули, он писал: «Своей комедией Мольер пригвоздил к позорному столбу любое лицемерие и, в частности, то, которое использует религиозные догмы и твердит о греховности человека» [10, с. 103].

Известный исследователь – мольерист И. Гликман, размышляя о комедии, выделяет такие особенности: «Тартюф» — пьеса большой сатирической емкости и актуальности… Речь в ней шла об основном пороке абсолютистского общества — о лицемерии. Лицемерие не просто один из человеческих пороков, но порок, который в XVII веке стал знамением эпохи, сущностью абсолютистской монархии» [5, с. 255].

С. С. Мокульский говорил о близкой связи темы комедии с религией ,и вот что писал: «То обстоятельство, что «Тартюф» направлен против определенной группы клерикалов-реакционеров, нисколько не снимает также вопроса о более глубоком, философском значении комедии. Обличая гнусные приемы Общества святых даров, Мольер тем самым обличал также реакционную роль религии во французской частной и общественной жизни.

Не оставляя своей излюбленной темы — изображения буржуазной семьи и обличения всех предрассудков, мешающих ее развитию, Мольер связал эту тему с поставленной в «Тартюфе» новой задачей: обличением религиозного лицемерия и ханжества» [8, с. 87].

Курсовая работа состоит из введения двух глав, которые в свою очередь состоят из: первая глава – один раздел, вторая – три раздела, а также заключения и списка литературы.

  1. Из жизни и творчества Ж.-Б. Мольера.

Жан – Батист Поклен (театральный псевдоним – Мольер) , (13. 01. 1622, Париж — 17. 02. 1673) – французский комедиограф XVII века, актер и директор театра, основатель классической комедии. Жан-Батист Поклен родом из древней буржуазной семьи, которая на протяжении нескольких веков занималась ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отцом Мольера был Жан Поклен (1595–1669), придворный обойщик, и плюс к этому, камердинер Людовика XIII. Поклен отдал своего сына на обучение в элитную иезуитскую школу под названием Клермонский коллеж. В этом учебном заведении Жан-Батист досконально выучил латынь, вследствие этого, он мог свободно читать в оригинале римских авторов. К сожалению, перевод был утерян. В 1639 году писатель заканчивает коллеж.

Жану-Батисту не нравилась ни юридическая карьера, ни ремесло его отца. Поэтому он решает стать актером. При этом Жан-Батист берет себе творческий псевдоним Мольер. В 21 год он встречается с известными комедиантами Жозефом Бежар и его женой Мадленой. Эту встречу можно назвать судьбоносной, ведь именно после нее Мольер становится главой «Блистательного театра», новой труппы в Париже ,состоящей из 10 актёров, который был официально зафиксирован нотариусом в столице.

13 стр., 6359 слов

«Тартюф» Мольера: проблематика и образы

... а "Тартюф" — сорок пять тысяч» [8:142]. 1.2. Общая характеристика комедии «Тартюф» 5 лет Мольер исправлял, редактировал, вносил поправки в пьесу, три раза ... «Общества святых даров». 6 февраля 1669 года многострадальный «Тартюф» был воскрешен, и на этот раз окончательно. Мольер доработал комедию и ... что интерес к творчеству Мольера и в частности его комедии «Тартюф» не ослабевает по сей день, о чем ...

К тому времени в Париже уже сформировались две популярные труппы. Труппа Бургундского отеля и Марэ. К сожалению, «Блистательный театр» не выдерживает конкуренции и теряет свое место на театральной арене в 1645 году. Тогда Мольер со своими друзьями-актерами знакомятся с труппой бродячих комедиантов, которую возглавляет Дюфрен. Все вместе они решают попробовать свои силы в провинции.

Картина «Влюблённый доктор» получила большой успех и сразу решила судьбу труппы. Под впечатлением от картины, король предоставляет труппе небольшой театр при дворе Пти-Бурбон, где она играла до 1661года. После этого, труппа перешла в Пале-Рояль, где она и оставалась до самой смерти Мольера. С того дня, как Мольер ворвался в Париж, у него и у его труппы начался период долгой и кропотливой работы. Жан-Батист любил свою работу, поэтому всегда оставался на высоте до самой смерти.

За те 15 лет работы, он сотворил все его лучшие пьесы, которые вызывали жестокие обвинения со стороны враждебных ему социальных групп.

Парижский этап работы Мольера ознаменовался постановкой «Смешные жеманницы»).

Она состояла из одного акта. Именно в этой первой, абсолютно уникальной, пьесе Мольер сделал решительный шаг вопреки царившей в рыцарских салонах вычурности и манерности выступления, тона и обхождения, получившей огромное отображение в литературе и оказавшей мощное воздействие на молодежь. Комедия сильно задела выдающихся жеманниц. Противники Мольера достигли воспрещения показа картины на две недели. Но после возобновления показа она шла с гораздо большим успехом.

В 1662 году Арманда Бежар и Мольер подписали брачный контракт. Ему на тот момент было 40 лет, а Арманде всего 20. Не смотря на то, что в те времена было принято собирать всех друзей и знакомых на свадьбу, они обошлись только скромной церемонией с самыми близкими людьми. 20 февраля 1662 года прошла церемония венчания.

Слава Мольера стремительно поднималась вверх. Он уже имел прочные связи со двором. Очень часто Жан-Батист выступал с собственными пьесами и сочинениями на придворных праздниках. Тогда Мольер создает новый непривычный жанр «комедии-балета», в котором сопоставляются комедия с балетом. Тогда придворные празднества становятся еще и зрелищными. В данном жанре дается определённый сюжетный мотив каждым танцевальным «выходам» и комические сцены добавляют свою изюминку.

«Несносные» была первой комедией-балетом Мольера. В ней нет интриги, это просто набор разных сценок с примитивным сюжетом.

2. Анализ комедии «Тартюф»

2.1Борьба за существование пьесы

Комедию «Тартюф» Мольер задумал вначале 1663 года, «когда писатель имел немало случаев испытать на себе разнообразные проявления самого дикого ханжества» [5, с. 264]. Автор еще никогда не боролся так за свою пьесу, как он это делала за «Тартюфа».

7 стр., 3496 слов

Система уроков по комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» ...

... марионеткой, под стать центральному персонажу. Созданная в 1670 году комедия не теряет своей ... нам, стало быть, с руки». Сочинение на тему Мольер Мещанин во дворянстве — сатира ... искренний и добродушный Журден не видит лживости, циничности и беспринципности общества, ... читателя. Он становится смешон. И чем больше он старается, тем дальше ... бы он дошел до Вашего высочества, я бы обанкротился». Да… Такие люди ...

В 1664 году очередного придворного празднования («Увеселения волшебного леса») Мольер решает поставить собственную новую пьесу, состоящую из трех актов, «Тартюф, или Лицемер». Данной постановкой он отвечает на интриги и злые умыслы членов так называемого «Общества святых даров». Это была скрытая сильная организация, которую создали с целью угнетения под видом благотворительности и церковной пропаганды еретиков и вольнoдумцев. Причем это не зависело от их сословия и положения. Сектанты пробирались в состоятельные дома, наблюдали за их жителями, подчиняя себе их волю, держали их в строгих рамках религиозной догмы. Комедия очень оскорбила клерикалов и церковников, увидевших в ней прототип на всех духовных лиц. И даже король утвердил «Тартюфа», но под тяжелым настоянием церковной верхушки, ему пришлось запретить пьесу. Но «Обществу святых даров» одного запрета было мало, они хотели физически уничтожить писателя, называли писателя «демоном в телесной оболочке», «отъявленным безбожником», поставившим комедию, «чтобы осрамить церковь, <…> показать ее в смешном, презренном и отвратительном виде», за что и заслуживал сожжения на костре» [5, с. 267]. Мольер был не из разряда тех людей, которые боятся запугивания и пустых угроз — он решил вести борьбу до конца и достичь утверждения на постановку. В этом же году, в августе Мольер пишет свое первое прошение королю, отстаивая право, как писал Мольер, «развлекать людей, исправляя их» [5, с. 267], ведь это и соответствует настоящему значению комедии. К сожалению, ответа не последовало, ведь король не хотел разрывать отношения с кругами клерикалов.

Сразу после кончины королевы Анны Австрийской, возглавляющей «Общество святых даров», Мольер решает снова попробовать удачу с «Тартюфом». Он понимал, насколько силен его противник, поэтому немного изменил комедию. «Прежде всего Тартюфа он переименовал в Панюльфа, затем совлек с Панюльфа духовное одеяние и превратил его в светского человека. Затем он выбросил многие цитаты из Священного писания, всячески смягчил острые места и как следует поработал над финалом» [5, с. 275].

В конце лицемер был наказан (что отличалось от первого варианта, в котором он вышел сухим из воды) вследствие вмешательства короля. Когда Людовик XIV, уезжал на войну во Фландрию, он дал устное разрешение на показ пьесы. 5 августа 1667 года состоялась премьера «Лицемера». «…Успех был огромный. Но на другой же день в Пале-Рояль явился пристав парижского парламента и вручил господину Мольеру официальное от Гильома де Ламуаньона, первого президента парламента, предписание немедленно прекратить представления «Лицемера»» [5, с. 275]. Но Мольер не хотел примиряться с таким положением дел. «Он отправил с друзьями – актерами второе прошение королю, в котором он просит о защите от притесняющих его власти и могущества» [11, с. 204]. И это прошение осталось без ответа. Хотя и сам монарх сначала обещал пересмотреть вопрос о публичном показе «Лицемера» после возвращения в Париж.

Враги писателя придумывали все новые пути давления. Архиепископ в Париже запретил постановку, чтение или слушание «Тартюфа» как публично, так и частно. Он пригрозил отлучением от церкви за такие действия. Людовик XIV был прихожанином парижской епархии и не перечил архиепископу. Вследствие этого комедию «Тартюф» не показывали полтора года. Только лишь в конце 1668 года, при установлении временного мира между католической и протестантской церквями, король запрещает работу «Общества святых даров». Наконец 6 февраля 1669 года выстраданный «Тартюф» возвращается, и в этот раз уже навсегда. Мольер снова немного доработал пьесу. И вот, 9 февраля при аншлаге в театре Пале-Рояль прошел спектакль, которого очень ждали парижане. После пяти лет тяжелый борьбы за существование комедии, «Тартюф» одерживает победу. « «Тартюф» прошел в сезоне тридцать семь раз, и, когда сводили отчет по окончании сезона, выяснилось, что «Скупой» дал десять с половиной тысяч ливров, «Жорж Данден» — шесть тысяч, «Амфитрион» — две тысячи сто тридцать ливров, «Мизантроп» — две тысячи, «Родогюн» Пьера Корнеля — странную цифру в восемьдесят восемь ливров, а «Тартюф» — сорок пять тысяч» [5, с. 124].

2 стр., 994 слов

Анализ рассказа Мольера Тартюф, или Обманщик

... дал разрешение на погребение в церковных землях. Сочинение по произведению Тартюф Великий писатель Мольер жил в 17 веке, в то время, ... Она - застенчива и робка, он – порывист и горяч. Эльмира – жена Оргона – образ сложный и загадочный. Возмущенная госпожа Пернель заявляет ей: ... только один человек в комедии, который не боится мошенника Тартюфа, и постоянно противица ему, это - служанка Дорина. У не ...

2.2 Характеристика образов персонажей

Сюжет пьесы взят из наблюдений за вышеописанной религиозной сектой («Общество святых даров»).

Образ главного героя сочетает в себе характерные черты, которые были присущи тем сектантам.

Всё действие пьесы происходит в доме состоятельного буржуа Оргона. Он честный христианин, который, будучи наивным человеком, попал под влияние сложного и таинственного персонажа (вплоть до третьего акта).

Оргон встретил его в церкви и был весьма ослеплен необычной набожностью и благочестием этого человека. Богатый буржуа принимает решение поселить «святого» Тартюфа в своем доме, и позволяет тому распоряжаться всем и всеми. Тартюф нагло вертит Оргоном , угождая всем своим прихотям. Оргон же, упрямый эгоист и тиран позволяет ему управлять даже собой. Сразу наворачивается вопрос, почему же Оргон разрешает так управлять собой? Ведь Оргон уже немолодой и достаточно умный человек, имеющий твердую волю и крутой характер. Что же происходит? Этот вопрос протекают через всю пьесу.

Достаточно любопытно отвечает на этот вопрос немецкий исследователь Э Ауэрбах, который считал так: «…Самый грубый обман… тоже, бывает, увенчивается успехом, и происходит это тогда, когда обманы и соблазны… удовлетворяют их [обманутых] тайные желания. <…> Если Тартюф дает Оргону возможность удовлетворить его инстинктивную потребность — садистски мучить и терроризировать домашних, то Оргон за это и любит Тартюфа и за это готов идти в его сети» [11, с. 210].

Исаак Гликман считает причиной маниакальной привязанности Оргона к святоше в собственнических чертах характера и самолюбии: «Как типичный собственник, Оргон нежил и холил свою “собственность”, набивал ей цену, поднимал ее престиж, расправлялся с теми, кто в той или иной форме посягал на нее» [5, с. 276].

Если смотреть с другой стороны, Оргона воспитала госпожа Пернель, и это она научила главу семьи богобоязни и подчинению авторитетам. Может Оргон как раз и нашел в лице Тартюфа тот самый авторитет. Устаревшие взгляды и мышление, консерватизм не дают Оргону здраво, правильно и объективно оценивать ситуацию, в которой оказался он сам и поставил своих родных. Бесцеремонные выходки Тартюфа, такие как обжорство, хвастовство или жадность, заставляют задуматься о том, а знает ли Оргон вообще, что такое праведность? Он ослеплен настолько сильно, что находит объяснение всем закидонам «святого» Тартюфа.

6 стр., 2640 слов

Жизненный и творческий путь Мольера

... и они добились запрещения комедии. Началась длительная борьба Мольера за “Тартюфа”. Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: “Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, ... морали”, позволяющей знатному господину безнаказанно угнетать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия. ...

Чтобы убедить Оргона в подлости Тартюфа, ему потребовалось лично убедиться в правоте всех его близких людей. Иллюзия о «святом» Тартюфе рассеялась также быстро, как и когда-то он попался в сети этого обманщика. Оргон не мог не поверить собственным глазам и ушам. Хорошо, что хоть после этого Оргон начал трезво смотреть на мир, что нельзя сказать о его матери. Госпоже Пернель понадобилось пережить еще больший удар, чтобы рассмотреть настоящее лицо наглого мошенника.

Мольер ввел образ Оргона в комедию не просто так, а чтобы на фоне самого Оргона образ Тартюфа стал еще ярче. Поэтому автор и не объяснил причину такой преданности Оргона к Тартюфу.

Главным образом в первых двух актах комедии является образ горничной Дорины. Она выражает народность и демократичность комедии. Дорина очень веселая и умная девушка, поэтому ее и нельзя обмануть никакой праведностью. Она очень хорошо разбирается в людях, и истинное лицо святоши она разглядела сразу же. Девушка привыкла говорить всегда то, что она думает. И не важно, подбирает она для этого хороший тон или выражения или нет. Она же первая и рассказывает нам про настоящий характер святоши, причем после ее речей найти слова против очень сложно. Как бы ни пыталась госпожа Пернель уверить ее в обратном, у нее это не вышло.

Не зря Дорина и является самым главным врагом Тартюфа. Она насмехается над ним и над теми, кто считает его набожным. Только она является воплощением здравого человеческого рассудка. Девушка остра не только на словах, она подтверждает их делом, активно противодействуя выходкам мошенника. Вмешивается в ссоры и вводит их в правильное русло.

Причина того, зачем Мольер ввел в пьесу образ Дорины, видна невооруженным глазом. Воспитание и сдержанность остальных персонажей не дают им высказать вслух нужной порой вещи так же свободно, как это делает обычная горничная. В словах Дорины мы видим истину, которая должна быть сказана, плюс ко всему речи горничной тоже бывают смешны.

Дорина не сама выводит Тартюфа на чистую воду, ей помогает Клеант, брат жены Оргона. Клеанта прозвали «рупором идей автора». Он является прототипом автора в пьесе, что так Мольер дает свою оценку проблеме в комедии. Хотя с этим мнением согласны не все. Мольеровед Исаак Гликман критикует Клеанта: «из чувства страха он ищет способ примирения с доносчиком во Христе, а в финале высказывает пожелание, “чтоб он исправился, поняв свой грех великий”» [5, с. 278]. Клеант отличается необыкновенной терпимостью и готовностью пойти на компромисс с Тартюфом, чтобы оградить Оргона от опасности. Он призывает Оргона к здравомыслию, а Тартюфа к совести. В пьесе Клеанту отведена роль бездействующего резонера и правозащитника гуманистических идей. Его речи, направленные к Оргону и Тартюфу, были наполнены возмущения и неповиновения, философской глубины и иронии, что Клеант выступает самым просвещенным и глубокомыслящим персонажем пьесы.

1 стр., 461 слов

С кем и с чем сражался мольер в своих комедиях

... для Люсиль и не хочет внять мольбам влюбленных. Таким образом, Мольер подчеркивает упорство, стойкость характера Журдена. Писатель изображает героя с невысокими интеллектуальными ... своем месте. Писатель высмеивает тех людей, которые тщетно пытаются из мещан превратиться в дворян. Он показывает беспочвенность подобных желаний, огромную разницу между аристократами и простыми людьми. Бесспорно, комедию ...

В своих пьесах Мольер часто подчеркивает таинственную часть женского образа. Эльмира – вершина творчества великого драматурга. Госпожа Пернель так характеризует образ Эльмиры: «Вы расточительны. Одеты, как принцесса» [5, с. 274]. Конечно же, она недовольна новой хозяйкой, ведь та изменила абсолютно все, начиная домашней обстановкой и заканчивая укладом жизни семьи. Благодаря Эльмире в их доме всегда царит атмосфера праздника, проводятся балы, их часто посещают гости. Может показаться, что Эльмира ведет себя легкомысленно и не ровно дышит к шумным компаниям и красивым нарядам, но не смотря на все это, домашние ее очень любят и уважают. Эльмира не превышает меру своего легкомыслия, она ведет себя спокойно, достойно. Видно, что семья для нее на первом месте. И когда над счастьем и благополучием ее семьи нависнет опасность в качестве Тартюфа, то Эльмира сразу примется отвести ее.

Образ Эльмиры оказывается на первом плане в третьем акте. Никому ничего, не сказав и не посоветовавшись, она назначает свидание Тартюфу. Она знает, что он влюблен в нее и осознает в этом свою власть. Эльмира собирается применить против лжеца его же оружие. Кокетничая с Тартюфом, она хорошо исполняет свою роль, а тот, не чувствуя в этом подвоха, позволяет обвести себя вокруг пальца. Тартюф говорит ей слова полные страсти. Эльмира, не возмущаясь и не испугавшись отвечает ему:

Признанье пылкое… Но, как оно ни лестно,

Боюсь, что ваша речь немного… неуместна.

А я-то думала до нынешнего дня,

Что ваша набожность — надежная броня

От искусов мирских, надежная плотина…

Тартюф:

Как я ни набожен, но все же я — мужчина [1, с. 206]

После этих слов Тартюф снимает маску, он ничтожен, он в полной ее власти. Может быть, она бы добилась своего, если бы не вмешался Дамис.

Уже в четвертом акте Эльмира назначает Тартюфу повторное свидание. Она притворяется, будто отвечает на его чувства. У нее есть цель- выбить у Тартюфа сознание, которое услышит Оргон, находящийся под столом. Эльмира вновь прилагает все свои усилия и в конце концов, сама же признается в выдуманных чувствах человеку, которого она ненавидит. Если Эльмира и говорит такое: «Чтоб не пришлось сердечный пламень свой вам надвое делить — меж мною и другой» ?»[2, с. 154], это только с полной уверенностью, что они заставят наглого лжеца сорвать маску снова.

В этот раз Эльмира попалась в ее же ловушку. Тартюфу понадобились доказательства ее любви. В самый последний момент, после всех ее попыток обратить на ни внимание Оргона, она отправляет Тартюфа посмотреть нет ли кого-нибудь за дверью. Но как только он вышел, Эльмира с сарказмом говорит Оргону: «Вы вылезли? Уже? Не рано ли?»[2, с. 154] и т. д. \

4 стр., 1825 слов

По зарубежной литературе. зарубежка. Жизнь господина де Мольера

... ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь. Комедия не появлялась на ... играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической ...

2.3 Образ главного героя

«Тартюф» — первая пьеса Мольера, в которой видны определенные черты реализма. При написании «Тартюфа» Мольер отклоняется от основных правил и композиционных приемов классической пьесы ( в «Тартюфе» не в полной мере отражено правило единства времени, в сюжете есть часть, в которой Оргон и святоша знакомятся).

Также в пьесе можно проследить органическое сплетение художественных и комедийных средств, к примеру, она включает в себя элементы фарса (Оргон залалит под стол, cтановится Тартюфом на колени или cобирается дать Дорине пощечину), комедии характеров (Оргон, Тартюф), комедии нравов. В этом сплетение выражается жанровое новаторство пьесы.

При создании комедии, Мольер, в первую очередь, стремился продемонстрировать лицемерие, затомлённое религиозностью, маскирующее свою гнусную деятельность принципами христианства. Автор считает, что это один из живучих и опасных изъянов всех времен, и ведь «театр обладает огромными возможностями для исправления нравов» [11, с. 210], Мольер решает применить сатиру ,чем и подводит данный порок насмешке, тем самым нанеся ему разрушительный удар.

Главный герой пьесы – Тартюф. Имя «Тартюф» произошло от старинного французского слова «truffer» — «обманывать». Он появляется в третьем акте. Самого Тратюфа нет, но говорят только о нем. Автор объясняет это тем, что в первую очередь он хочет своеобразно подготовить читателя, зрителя к правильному восприятию главного персонажа. «Зритель не пребывает в заблуждении на его счет ни минуты: его распознают сразу по тем приметам, коими я его наделил» [11, с. 212].

Он олицетворяет «Общество святых даров». И о том говорят некоторые детали: секрктные связи Тратюфа с полицией и судом, маска святости, которой он притворяется.

Таким образом его появление в доме Оргона не является случайностью. Молодая хозяйка внесла в дом настроение свободомыслия, которое было несовместимо с официальным благочестием, ее муж связан с бывшим членом парламентской Фронды, который был врагом короля. Собственно такие состоятельные семьи и брали под свой контроль участники «Общества».

Мольер высоко ценил искренность человеческих отношений и презирал лицемерие. Вот что о нем говорят: «Он считал своим художественным и гражданским долгом раздавить гадину лицемерия и ханжества. Эта идея вдохновляла его, когда он создавал «Тартюфа» и когда его мужественно отстаивал» [2, с. 155].

С самого начала видно истинное лицо «святоши». Он предстает подлецом, мошенником и негодяем. Пьесу открывает семейный конфликт, где мы и знакомимся с отталкивающей натурой Тартюфа. До появления в доме Оргона святоши, там царила гармония и взаимопонимание, но его приход разрушил почти все. И, что удивительно, Тартюф не боялся враждебности по отношению к нему стороны остальных домочадцев. Ему важен был Оргон. Тартюф ослепляет Оргона, вводит его в гипноз. Он является очень тонким психологом, который осторожно предпринимает уже изученные приемы в отношении Оргона, чтобы заманивать бедного в ловушку все глубже и глубже. Оргону кажется, что важные решения принимает лишь он, но в реальности Тартюф только аккуратно направляет своего благодетеля к нужным решениям, полностью соответствующим его, тартюфским, коварным планам: настраивает его против собственного сына,в последствии чего, отец выгоняет сына из дому, еще и лишив при этом наследства; расторгает помолвку Марианы и Валера для того, чтобы жениться на ней самому овладеть ее приданым; в конце концов, играя на доверчивости и боязни Оргона, Тартюф заполучает рзрешение (дарственную) на все имущество Оргона, а также ларец с ценными политическими документами. Тартюф является тонким психологом, он легко распознает чужие слабости и играет на них.

Образ Тартюфа не идеален. Целью Мольера не было показать всем образ идеального лицмера, обманщика. Святоша Тартюф хороший манипулятор, но у него не получается точно играть роль праведника, или же лицемера, по мнению Лабрюйера [11, с. 213]. Он совершает много грубых ошибок, которые и помогают нам раскрыть его сущность. Он часто теряет контроль, когда не может устоять перед естественными наклонностями и инстинктами. Можно сделать вывод строчками из пьесы: «Так что, не считая Оргона и его матери, никто и не попадется на его удочку, ни другие персонажи пьесы, ни зрители. Все дело в том, что Тартюф отнюдь не воплощение рассудительного и хладнокровного ханжи, а просто неотесанный мужлан, чувства которого грубы, а желания неукротимы» [11, с. 221].Вот этот контраст между Тартюфом святошей и его истинной сущностью и осветляет комизм данного образа пьесы.

Каждый персонаж комедии дает свои характеристики по поводу Тартюфа. Служанка Дорина называет его лживым пройдохой, Дамис – тираном и ловкачем, а Клеант – скользким типом. Дамис и Дорина очень возмущены тем, что какой-то мошенник, босой и нищий, явился неизвестно откуда, но уже прибрал к рукам управление всеми хозяйственными делами, да еще и ведет себя столь бесцеремонно. Тартюф поучает всех домочадцев, исправляет каждое и слово. Он прогнал от дома Оргона всех друзей, гостей, боясь, что слухи о его «благодеяниях» могут достичь короля. С другой стороны, как сказала Дорина, причина видна: «Он просто-напросто ревнует госпожу» [4, с 102].

Далее Тартюф решил прибрать к рукам все богатое наследство Оргона, женившись на его дочери Мариане. К Оргону эта мысль пришла неспроста, многие литераторы считают, что инициатором был Тартюф. Ему ничего не стоило тонко намекнуть хозяину дома о интересующих его веща, как тот сразу рад был все ему отдать. И. Гликман говорит: «Поскольку в Париже появилась мода на богомолов и “святых”, Оргону захотелось иметь у себя под боком “собственного” святого, который будет оберегать дом… от всяческих напастей. <…> Мысль о женитьбе Тартюфа на Мариане показалась Оргону соблазнительной потому, что он таким путем приобретал “своего” святого навечно» [6, с. 156]. Поэтому дело может быть в самом Оргоне, в его желании соответствовать моде.

Уже с первых секунд появления Тартюфа в пьесе он показывает свою двуличность заготовленной фразой. Увидев Дорину он сказал:

Лоран! Ты прибери и плеть и власяницу.

Кто спросит — отвечай, что я пошел в темницу

К несчастным узникам, дабы утешить их

И лепту им вручить от скудных средств моих [5, с. 178] .

Тартюф не снимает маску даже тогда, когда сам понимает, что его обман и лицемерие очевидны. Он не обращает внимания на остальных домашних, ведь весь обман направлен на Оргона, а что подумают или скажут остальные его не волнует. Главное, чтобы на первый взгляд казалось, что верят ему.

Ко всем своим недостаткам и порокам Тартюф оказывается еще и сластолюбцем и распутником. Он до такой степени почувствовал свою безнаказанность, что не стал сдерживать влечения к Эльмире. Но даже в этом случае он продолжает лицемерить. Когда Тартюф остается наедине с Эльмирой, он устраивает ей проверку, чувствует ли она к нему то же, что и он к ней самой. Он наконец-то признается ей в любви, но ведет свою речь в стиле проповеди. Но даже здесь он вплетает в свою речь провиденье и небеса, вроде как это не признание в любви, а чтение псалмов. Видя, что Эльмира к нему доброжелательна, он начинает немного приподнимать свою маску святоши. Он садится рядом с Эльмирой, положив руку ей на колено, слова остаются такими же молитвенными. Но чем дальше, тем ему сложнее совладеть со своими эмоциями. Эльмира так иронизирует его праведность, что он, становится уязвимым до такой степени, что забывается и окончательно срывает маску, признавая, что «он все-таки мужчина, а не бестелесный ангел» [7, с. 126]. Продолжая лицемерить, наглый святоша практически беспрепятственно склоняет Эльмиру в сторону измены мужу, заверяя ее, «что сохранит тайну их отношений» [7, с. 123].

Сцену резко обрывает вошедший взбешенный Дамис, который был за дверью и все слышал. Юноша счастлив, ведь негодяя поймали на месте преступления, и без промедления, разоблачает его перед Оргоном. Но он очень плохо знает Тартюфа. Тому есть что потерять, и поэтому он делает свою тонкую хитрость. Он признается в своей виновности, потому что отрицание может подать мысль о возможности проступка. Святоша наоборот начинает раскаиваться и беспощадно себя ругать. Уловка срабатывает лучше некуда — чем больше он предается самоуничижению, тем больше Оргон верит ему. И снова Тратюф остается безнаказанным. Более того, он даже не потерял абсолютно ничего из вещей, которыми пользовался до этого. Плюс к этому, Оргон переписывает на Тартюфа все свою собственность и оглашает его своим единственным наследником.

Именно это событие и является переломным в комедии. Тартюф начинает еще больше дерзить, ведь Оргон уже не хозяин дома. Даже после разоблачения Тартюфа во время второго свидания с Эльмирой, он не показывает своего потрясения и не пытается опять каяться и выгораживать себя, как все ждали того. Наоборот, он начинает прямо угрожать. Тартюф понимает, что больше нет смысла корчить из себя праведника. Он оказывается страшным человеком, который может быстро лишить Оргона и дома, и свободы. Тартюф не останавливается на достигнутом результате. Святоша возвращается в дом и приводит офицера, для ареста своего благодетеля Оргона. Он ведет себя дерзко, нагло и по хамски. Тартюф спешит быстрее разделаться с этой семьей, но здесь его система дала сбой. Ведь офицер арестовывает самого святошу. «Несостоявшийся апофеоз лицемерия и обмана сменяется апофеозом королевского милосердия и справедливости» [6, с. 123]

В этом и есть главный замысел, основная цель Мольера, зло всегда остается наказанным, а в комедии присутствует счастливый конец. Все-таки художественная сила комедии заключается не столько в жизненной правдивости содержания, сколько в том, что Мольер смог вынести образ Тартюфа на уровень такой объемной и широкой свойственности, что он вышел за границы своего исторического времени и получил вечное непреходящее мировое номинальное значение.

2.4 Проблематика комедии

Целых 5 лет Мольер дорабатывал и редактировал комедию. Трижды – в 1664, 1667,1669 годах – ее выносили на суд зрителей. После первой редакции пьеса состояла из трех актов. Она, скорее всего, оканчивалась тем, чем заканчивается третье действие оставшегося нам окончательного варианта комедии «Тартюф». Так или иначе, в ней побеждает не сама справедливость и здравый смысл, а лицемерие, обман, наглость, остается безнаказанной.

Автор «сделал Тартюфа священнослужителем и заставил его свои пакостные действия» [5, с. 279] сопутствовать цитатами из Священного Писания. Тогда понятно почему комедия так встревожила религиозные слои.

После второй редакции, в 1667 году, Мольер расширяет ее до пяти актов, переряжает Тартюфа в светскую одежду, меняет ему имя, как и название комедии, — все признаки говорили, что это другая комедия. Мольер сделал важный стратегический шаг, изменяя концовку. Уже во второй редакции обманщика разоблачают: «Когда мошенник Тартюф, он же Панюльф уже торжествовал и разорил честных людей и когда, казалось, от него уже нет никакого спасения, все-таки спасение явилось, и изошло оно от короля» [5, с. 283]. Наивный Мольер хотел гарантировать пьесе защиту Людовика XIV, но и эти меры не помогли вынести пьесу на сцену.

В третьей редакции, которая дошла до нас, Мольер снова возвращает главному герою религиозный облик и называет свою комедию «Тартюф, или Обманщик». Каждый герой пьесы показан носителем одной, преобладающей черты характера. Так, при разделении персонажей на позитивных и негативных, находят свое место главные черты классицизма – литературного направления, которое не предполагает психологического формирования характеров. Главный герой – Тартюф – предстаёт перед нами существом, лишённым каких-либо человеческих достоинств.

В своей пьесе Мольер бранит обман, который был олицетворен самим Тартюфом. Помимо этого автор осуждает глупость, нравственное невежество, которые представлены в образах госпожи Пернель и самого Оргона. С помощью обмана главный герой обводит вокруг пальца Оргона, а тот позволяет такое отношение к себе из-за своей наивности. Здесь видно четкое противоречие между кажущимся и явным, между маской и настоящим обличием. Мольер настаивал именно на этом противопоставлении, которое считается главным источником комического в пьесе. Благодаря ярко выраженному комизму, обманщик и простофиля заставляют зрителей и читателей смеяться от души.

Тартюф смешон, потому что пытался выдавать себя за другого человека, полностью противоположную ему личность, но все его попытки безуспешны. Он выбрал для себя очень сложную роль святого, ревностного человека, хоть на самом деле он ленивый и распутный.

Оргон, в свою очередь, абсолютно не видит явных вещей, которые сразу же бросились бы в глаза нормальному человеку. Он восхищается тем, что должно вызывать смех или негодование.

В характере Оргона Мольер освещает скудность, ограниченность человека, недалекость ума, задымленного фальшивой моралью и философскими нравоучениями, основной мыслью которых есть полное отчуждение от мира и резкое презрение всех земных удовольствий.

Тартюфу же свойственна неискренность, маска, которую он носит является главным его свойством. Именно лицемерие в характере Тартюфа Мольер выносит на первый план, хоть у него намного больше пороков. И именно эти второстепенные черты усиливают и подчеркивают его главное свойство. В данной пьесе Мольер показал высшую точку человеческого лицемерия, которая только может быть. В реальной жизни такое было бы невозможно.

Все главные комедии Мольера обличают разные нравственные категории , например, обман и глупость. Но в каждой его пьесе эти категории принимают различные формы, изменяются в деталях и проявляются почти во всех сферах общественной жизни. Обман Тартюфа, который принял форму фальшивой праведности, и глупость Оргона, его неумение и неспособность разгадать жестокую игру проходимца, особенно проявили себя в области религии, а именно в XVII веке. Мольер категорически отрицал направленность пьесы против религии. Все же единственное, что точно нельзя отрицать и с этим согласны абсолютно все – это именно то, что комедия «Тартюф» направлена против интегризма.

Заключение

Пьеса «Тартюф» занимает особенное место в творчестве Мольера. В комедии прослеживается сатира, направленная против глупости, хамства и скряжничества. По словам писателя, настал черед религиозного ханжества, одного из самых распространенных пороков человека.

В данной курсовой работе я попыталась раскрыть тему проблематики и образов комедии «Тартюф». При этом были использованы материалы разных авторов, которые когда-либо затрагивали эту тему. В работе показан новый взгляд на проблематику пьесы, который и подразумевал Мольер. Также были освещены особенности образа главного героя комедии.

В образ Тартюфа Мольер внес лицемерие, ханжество и распутство передового ему духовенства. Главный герой – личность одновременно индивидуальная и в тоже время социально – обобщенная, которая несет в себе характерные события жизни социума во Франции, в XVII веке. Главная черта характера очень заострена писателем. Тартюф выделяется и мнимым благочестием, и греховностью. С каждым актом пьесы эта черта все более проявляется. Лицемерие – главная, но ведь не единственная характерная черта Тартюфа. Другие же сопоставляются друг с другом и выступают фоновыми для нее, придавая ей четкости, делая проще для правильного понимания и восприятия.

Сегодня комедия «Тартюф» очень актуальна. Существует множество доверчивых, наивных людей. К сожалению, этими чертами и пользуются наглые мошенники и шарлатаны. Цель у этих людей одна – материальная нажива на чужом горе.

С каждым днем добавляются новые секты, которые отравляют человеческие умы своими нравоучениями, подчиняя их под себя с целью отобрать у них все нажитое имущество. К сожалению, данная проблема будет существовать всегда, поэтому «Тартюф» навсегда останется актуальным произведением. Эта пьеса учит нас не быть столь наивными к людям, которые на первый взгляд кажутся хорошими, правильными. Она учит нас хоть немного разбираться в людях и смотреть на мир реально, а не сквозь розовые очки. Мольер показал нам образ такого лицемера, наделил его такими качествами, чтобы в дальнейшем мы сразу могли отличить такого человека из толпы других. Кто знает, а ведь может лицемер скрывается даже в вашем ближнем

Комедия очень ценна, потому что в ней разоблачена безумная роль духовенства, а также присутствует образ Тартюфа, который вобрал в себя и лицемерие, и ханжество.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/moler/

  1. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв / С. Д. Артамонов. — М. : Просвещение, 1978. — 608 с.

  2. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв / С. Д. Артамонов, З. Т. Гражданская, Р. М. Самарин. — изд-е 3. — М. : Просвещение, 1967. – 178с.

  3. Ауэрбах, Э. Изображение действительности в западно-европейской литературе / Э. Ауэрбах. — М. : ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2000. — 511 с.

  4. Собрание сочинений в двух томах / Г. Н. Бояджиев. – М. : ГИХЛ, 1957.

Т. 1 Собрание сочинений. – 1957. – 163с.

Т. 2 Собрание сочинений. – 1957. – 182с.

  1. Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера. Театральный роман: Романы / М. А. Булгаков. — Уфа : Башк. кн. изд-во, 1991. — 320 с.

  2. Гликман, И. Д. Мольер: критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. — М. : Худ. лит-ра, 1966. — 280 с.

  3. Жирмунская, Н. А. История зарубежной литературы XVII в / Н. А. Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская; ред. М. В. Разумовской — М. : Высшая школа, 2001. — 254 с.

  4. Мокульский, С. С. Мольер (1622-1673) / С. С. Мокульский. — М. : Журнально-газетное объединение, 1936. — 367 с.

  5. Мольер, Ж.-Б. Пьесы: Тартюф; Мещанин во дворянстве / Ж.-Б. Мольер. — К. : Мыстэцтво, 1989. — 202 с.

  6. Мультатули, В. М. Мольер / В. В. Мультатули. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1988. – 197с.

  7. Кастекс, П. Г. Учебник французской литературы / П. Г. Кастекс, Г. Бэкер. – П. : Ашет, 1993. – 262с.