Менеджмент как наука и искусство

Мы вступили в XXI век. За прошедшее столетие люди сотворили немало уникальных материальных и духовных ценностей. Однако их общественные устройства и экономические условия недостаточно благополучны, принимая во внимание мимолетность их земного пребывания.

Люди по праву хотят, чтобы разум и труд смогли обеспечить им здоровый образ жизни, комфорт общения и эстетику разнообразных удовольствий.

Для достижения этого, прежде всего, необходимо творческое переосмысление концепций и технологий современной управленческой деятельности. Она тот архимедов рычаг, посредством которого, используя как точку опоры антропологический принцип, можно придать жизнедеятельности людей достойное существование.

И одним из решаемых вопросов развития менеджмента является выработка понимания управления с точки зрения принадлежности менеджмента науке или применение ненаучных точек зрения.

В жизни каждого специалиста возникает момент, когда он задает себе вопрос: «Что такое менеджмент — наука или искусство? И кто такой менеджер?». Это происходит в тот момент, когда специалист становится менеджером (управленцем), когда предприниматель решает привлечь наемного менеджера и во многих других случаях. И этот, казалось бы, чисто теоретический вопрос делается очень практическим, т.к. от работы менеджера, применение им определенных методов или выполнения функций будет зависеть множество моментов развития организации.

Осмысление данного понятия — совсем не праздное занятие. Многие беды в обществе обусловлены не столько разрушительными действиями природных сил, сколько непониманием и неорганизованностью усилий людей.

Исходя из понимания актуальности вопроса о принадлежности менеджмента к науке или искусству, автором курсовой работы было определено, что предметом изучения является взаимосвязь двух категорий «науки и искусства» в процессе управления.

Объект изучения: особенности менеджмента с точки зрения принадлежности к науке и к искусству.

Целью курсовой работы является изучение и анализ сущности процессов управления и их принадлежности к науке и искусству.

Основными задачами курсовой работы являются:

  • Рассмотрение сущность менеджмента и историю его развития.
  • Изучение менеджмент с точки зрения принадлежности к науке
  • Определение предмета, целей и принципов менеджмента
  • Выявление основных функций и методов менеджмента
  • Изучение менеджмент с точки зрения принадлежности к искусству
  • Выявление роли современного менеджера и его качеств в достижении организационной эффективности и управлении организаций.

Источниками для написания данной курсовой работы послужили публикации таких авторов как Веснин В.Р., Виханский О.С., Наумов А.И, Глухов В.В. Иванов В. С., Сухов С.В., Румянцева З.П., Саломатина Н.А., а также работы зарубежных аторов, таких как: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж.

16 стр., 7915 слов

Российский менеджмент и национальная культура

... менеджмента; изучить развитие менеджмента в России; изучить концепции формирования менеджмента в России; изучить особенности национальной деловой культуры; изучить роль российской культуры в системе современного менеджмента; изучить профессионализм менеджмента; изучить менеджмент в зарубежных странах. Курсовая работа ... использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение ...

Особое внимание при написании работы, автор обратил на публикации Виханского В.С. и Веснина В.Р.

1. МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.1 Определение понятия менеджмента

Термины «менеджмент», «менеджер» сегодня прочно вошли в наш словарный обиход, частично заменив прежние термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель» становясь одним из символов обновления, перехода на путь цивилизованного развития, по которому следуют другие государства. С одной стороны, такая во многом не оправданная замена, является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление — это далеко не одно и то же.

Долгие годы управление в нашей стране было связано с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества и, прежде всего, над хозяйственной сферой. В этих условиях оно представляло собой деятельность, закрепощавшую людёй, ограничивающую их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.

В противоположность этому менеджмент ассоциируется со свободой, с правом и обязанностью принимать самостоятельные решения, и в этом смысле действительно является для нас чем-то новым, необычным, важным и нужным для успешного строительства новой жизни.

Термин «менеджмент» (от англ. тапаgетеп) не переводится на другой язык дословно. Само понятие «менеджмент» смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции XVIII—XIX вв. Англии, а затем распространилось по всему миру. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999 — С.4 Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных, и вынуждены были нанимать для этого специальных людей — менеджеров, профессиональных управляющих, реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей, занимающих высшие должности в фирмё, и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство». В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к руководству хозяйственной деятельностью. Первых менеджеров волновал вопрос эффективности производства. В этих целях разрабатывали дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции Большинство исследователей полагали, что менеджмент это искусство. Они считали, что если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, кот обладают такими качествами. Но результаты исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно.

21 стр., 10076 слов

Разработка базы данных для информатизации деятельности предприятия ...

... в большинстве случаев вызывает недовольство клиентов. Данная система управления основана на взаимодействии нескольких баз данных, созданных с помощью среды ACCESS. Вышеуказанная система касается той части работы ... внимание отделу по работе с клиентами, от эффективности работы которого во многом зависит финансовое состояние всего предприятия в целом. В данной дипломной работе была поставлена задача ...

Иногда к слову тапаgетеп добавляется слово business, что подчеркивает его принадлежность к коммерческой сфере деятельности.

В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые слова. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов. Однако следует отметить, что термин «управление» намного шире, поскольку применим к самым различным видам управленческой деятельности.

Менеджмент — это самостоятельный вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов. Он изучает наиболее рациональные технологии управления различными организационными единицами: предприятиями, фирмами, корпорациями, группами и т.д. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999 — С.4

Можно сказать, что сущность менеджмента заключается в воздействии одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включающей управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективности его производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда и др.) и максимизации доходов от результатов производства (выпуска продукции и услуг).

Сухов, В.Д., Основы менеджмента: Учебное пособие для нач. проф. Образования. / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С.5

Менеджмент имеет несколько объектов, к которым можно отнести: производство, материально-техническое снабжение, и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов).

Менеджмент призван создать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль не причина существования предприятия, а результат его деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию предприятия, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

16 стр., 7506 слов

Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие ...

... а дети постоянно включены в активную творческую деятельность. Работа подготовлена на базе студии «Гармония» Черлакской общеобразовательной школы № 2. 6 I Глава. Творческое развитие детей в условиях внеурочной деятельности. Внеклассная работа и её особенности. ...

В данном случае, основной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, обеспечение рентабельности деятельности предприятия.

Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999 — С.5 До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет, или можно говорить только о «научном менеджменте», интерпретирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого. См. приложение 1

1.2 История развития менеджмента

В развитие науки управления внесли вклад многочисленные ученые и научные школы, разрабатывающие те или иные проблемы менеджмента. Разнообразие их подходов к менеджменту связано с условиями общественного развития в тот или иной период времени.

Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а, следовательно, на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Крупные предприятия испытывали необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.

Ответом на эти потребности стали работы основателя школы научного менеджмента Ф.Тейлора, в которых были сформулированы принципы управления трудом рабочих. Другой известный специалист в области менеджмента — А.Файоль, основатель классической административной школы управления, предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления. Известны и другие зарубежные ученые, которые внесли большой вклад в развитие менеджмента, среди них М. Фоллет, Э. Мейо, Т. Питерс, Р.Уотермен, И.Ансофф, П.Друкер и др. Сухов, В.Д., Основы менеджмента: Учебное пособие для нач. проф. Образования. / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С.10

Благодаря работам этих ученых, в науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

4 стр., 1634 слов

Управление творческим потенциалом организации

... эффективного управления творческим потенциалом компании. Исходя из поставленной цели, в работе решены Показать значимость творческой деятельн ости как движущей силе инноваций. Дать определение творческому потенциалу организации Обозначить центральную роль управленца в управлении творческим потенциалом кадров. ...

1. Концепция научного управления (получила развитие в США с начала ХХ в. Основоположник стал Ф.Тейлор. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства);

2. Концепция административного управления (направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие ОСУ. Представитель: А.Файоль);

3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц: Представитель: А.Маслоу);

4. Концепция управления с позиций науки о поведении (это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо- повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов.).

Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб. пособие. / П. Ф. Друкер -М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.-С.15

В нашей стране в послереволюционный период идеи научного управления в условиях становления нового общественного строя и социалистической системы хозяйственного развития внесли ученые А.А. Богданов, Н.А. Витке, А. К. Гастев, П.М. Гастев, Е.Ф.Розмирович и др.

В Приложении 2 в обобщенном виде представлены ключевые положения школ управления, оставивших заметный след в современном понимании проблемы науки управления См. приложение 2.

На протяжении прошлого столетия учеными делались попытки дать решения наиболее актуальных проблем менеджмента, само появление которых вызывалось новыми условиями общественного развития.

В современных условиях существуют три научных подхода к пониманию определения менеджмента:

  • а) подход как к процессу;
  • б) системный подход;
  • в) ситуационный подход.

а) Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий функций управления.

б) Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

в) Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Важным итогом теоретических разработок явилось формулирование принципов управления, практическое использование которых обеспечило единство подходов к формированию систем управления организациями.

Однако, не смотря на длительный исторический путь развития, до сих пор не утихают споры о том, что же такое «менеджмент» — наука или искусство? Тем не менее, у участвующих в дискуссиях видных представителей академических кругов и бизнес-сообщества нет расхождения в одном — в понимании того, что менеджмент и как «управленческая наука», и как «искусство управления» является наиболее эффективным средством оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения своих стратегических целей. В следующих главах автор пробует вывести собственное мнение по этому вопросу.

23 стр., 11352 слов

Менеджмент в социально-культурной сфере

... Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере. §1.1 Научные основы социально-культурного менеджмента. Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институ­тов - организаций, призванных осуществлять некоторую ...

2. МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА

2.1 Предмет изучения, цели и принципы менеджмента

В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века. Менеджмент как наука имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления Сухов, В.Д., Основы менеджмента: Учебное пособие для нач. проф. Образования. / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С. 7.

Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций Земцов, А.В. Менеджмент. Конспект лекций.// А.В. Земцов. М.: «Издательство Приор», 1998.-188 с.- С. 10.

Как и любая наука, менеджмент — это система принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и имеет ряд закономерностей.

Законы менеджмента, как и законы экономики, имеют характер тенденции, то есть к любой закономерности менеджмента можно добавлять «как правило». Менеджер должен знать и уметь использовать закономерности менеджмента, но должен уметь выявлять и использовать исключения.

Метод менеджмента, типологический анализ, основан на классификациях. Каждое явление менеджмента приходится классифицировать по нескольким признакам, чтобы определить решение либо группу решений.

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:

  • объяснение природы управленческого труда;
  • установление причинно-следственных связей в этой области;
  • выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
  • разработка методов эффективного оперативного управления;
  • прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления Румянцева, З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева, Н.А., Саломатина, М.: ИНФРА — М., 1996.- С. 12-13 .

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... деятельность дома культуры. Предмет исследования: Специфика организации культурно-досуговой деятельности сельского Дома культуры. База исследования: Сельский Дом Культуры агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района Могилёвской области. Методы ... моей курсовой работы являются "Закон о культуре в Республике Беларусь" и методическое издание Бухель С.Л. "Нормативно-правовые документы в деятельности ...

По мере развития научной мысли велись непрерывные дебаты о том, возможно ли определить менеджмент лишь как науку со своими законами и правилами. Лютер Гьюлик (теоретик в области управления) заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

2.2 Основные функции и методы управления

2.2.1 Функции управления

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях, то есть задачах, которые они призваны решать. Функции выделились в результате разделения и специализации управленческого труда. Впервые они сформулированы «отцом» научного менеджмента А. Фойолем. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999. — С.7

Процесс управления (менеджмент) имеет пять взаимосвязанных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

Главной функцией менеджмента считается планирование, включающее целеполагание, рассматриваемое в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы для их реализации. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание и размещение объектов управления и их элементов, определение порядка их функционирования, установление и регламентацию связей между ними, формирование структуры управления, обеспечение деятельности необходимой документацией.

Организовать — значит создать некую структуру. Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

20 стр., 9715 слов

Организационная культура как элемент управления организацией

... управления организационной культурой современной организации. Задачи: рассмотреть и разобрать понятие, характеристику и эффективность управления организацией, изучить формирование организационной культуры. Глава 1. Организационная культура как элемент управления организацией 1.1 Понятие и характеристика организационной культуры ... поддержки специалистов над контролем их деятельности; Разделение на ...

1.Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2.Делегирование полномочий.

Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации, или регулировании, суть третьей функции менеджмента.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Но ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники — руководители и исполнители — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей; (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную активность персонала.

Результаты деятельности организации, и ее сотрудников, необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Ее элементом является учет, то есть сбор, обработка, анализ и хранение информации о состоянии объекта управления и внешней среды; определение минимально необходимого объема этой информации для нужд управления. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999.- С.8

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

4 стр., 1905 слов

Культура управления в современном менеджменте

... организацией себя и своего предназначения, задает главные направления ее деятельности, формирует подходы к управлению и создают основу имиджа. Элементом организационной культуры являются обряды и ... вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - ... различного рода менеджеры вместо руководителей и т.д.), в то время как стиль управления и делового общения ...

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

2.2.2 Методы управления

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. В менеджменте существует большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Методы управления подразделяют:

  • на организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-распорядительные, или организационно-административные методы управления. Задача организационно-распорядительной, или организационно-административной, деятельности состоит в координации действий подчиненных..

Различают три формы организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
  • согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Организационно-распорядительные методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды (методы принуждения) обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю.

В общем виде система организационно-распорядительных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов:

  • воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления);
  • воздействие на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.

Экономические методы управления. Эти методы занимают в управлении центральное место. Это обусловливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов с помощью которых достигается нужный эффект, т. е. поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Содержание этих методов сводится к постоянному оперированию такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность. На практике экономические методы чаще всего выступают в следующих формах.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Главное в планировании — выбор из всех возможных оптимальных, эффективных и результативных действий.

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При экономическом анализе рассматриваются факторы внутренней и внешней среды предприятия. Анализ происходящих процессов и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений.

Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли.

Финансирование. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Социально-психологические методы управления. Менеджер должен уметь учитывать социально-психологические факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и форма участия трудящихся в управлении, различного рода традиции.

Таким образом, учитывая сказанное в этой главе, можно сделать основные выводы о принадлежности менеджмента к науке:

Основа всякой науки — это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких заданий. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако, руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты как машины. Нельзя вживлять счетчик в сознание человека, чтобы он объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, в большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить и отличие этих отношений. Следовательно, управление хотя бы частично, но является искусством.

3. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИСКУССТВО

Рассмотрение менеджмента как науку позволяет добиться устойчивости и эффективности развития предприятия. С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций.

Основаниями для рассмотрения менеджмента как искусство являются такие моменты как:

  • организации — сложные социально-технические системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник.3-е изд., перераб./ В.Р. Веснин. — М.: Институт международного права имени А.С. Грибоедова, 1999. — С.6;
  • люди, работающие в них, — главный фактор эффективности их функционирования;
  • практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
  • при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
  • никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Как правило, теоретический анализ любых управленческих проблем позволяет найти не одно решение, а область допустимых решений. В данном случае теория менеджмента не позволяет найти единственное решение.

Столкнувшись с несколькими возможными решениями, менеджер должен выбрать из них одно, но на этом теория менеджмента исчерпана, далее менеджмент из теории переходит в область искусства, где проверяется умение доверять своей интуиции, смелость принятия в различных условиях решений любой сложности и опыт. Это делает их одними из важнейших факторов развития.

То есть менеджмент не исчерпывается только теорией, это еще и практика управления.

Практика управления — это процесс реализации функций управления, необходимый для достижения целей предприятия. Здесь имеет смысл выделить два наиболее важных аспекта.

Практика управления возникла на заре человечества, а теория управления — на грани девятнадцатого и двадцатого веков. Ни одна другая наука не может «похвастаться» подобным разрывом.

Это подчеркивает, как сложно было создать теорию менеджмента, хотя такие попытки были, причем у самых серьезных ученых. Например, рассуждения по проблемам управления можно найти в трудах Аристотеля. Однако теорию менеджмента создал американский исследователь Фредерик Тейлор.

Теория менеджмента возникла как обобщение практики. В отличие от большинства наук менеджмент лишен такого прекрасного инструмента, как эксперимент.

Любая попытка поставить эксперимент в менеджменте в частности, и в экономике вообще, сталкивается с тем, что этот эксперимент не более чем попытка жить по своим правилам. Но с одной стороны, «эта жизнь по своим правилам» окружена жизнью, где эти правила не действуют. С другой стороны, возможности для изменения этих правил ограничены. Даже там, где ставится «экономический эксперимент», считать его экспериментом можно только с большой натяжкой.

Как видно, в менеджменте очень большое значение имеет практическая деятельность, а там, где есть практика, должны быть специалисты-профессионалы. А отсюда вытекает еще один важный вывод. Менеджер — это профессия. Рассмотрим подробнее требования, которые применяются для учета эффективности работы менеджера.

3.1 Роль качеств менеджера в достижении эффективности организационного развития

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, который на практике осуществляют менеджеры. Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего предприятием независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. В России сложилась порочная практика называть менеджерами торговых агентов, коммивояжеров, кассиров и прочих исполнителей. Это не совсем правильно. Менеджер — это всегда руководитель, лицо, принимающее решения. Сухов, В.Д., Основы менеджмента: Учебное пособие для нач. проф. Образования. / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С.5

Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологического производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджер объединяет под своим руководством работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков и других работающих. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.

Менеджер, как профессионал, должен обладать, по меньшей мере, двумя качествами:

— профессиональной подготовкой — для управления необходимо обладать знаниями в области теории менеджмента и права, которые можно получить только в процессе обучения. Для того чтобы грамотно построить систему функционирования предприятия, менеджер должен быть знаком с правовой системой, уметь определить тенденции этой системы и правильно эту систему использовать. Эта нацеленность на использование правовой системы должна носить стратегический, а не тактический характер.

  • способностями и личными качествами, необходимыми для управления. См. приложение 3

Следует отметить, что наличие профессиональных знаний еще не гарантирует, что мы имеем дело с менеджером. А наличие способностей может проявиться, несмотря на наличие различных тестов, только на практике.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли См. приложение 4. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы Сухов, В.Д., Основы менеджмента: Учебное пособие для нач. проф. Образования. / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С.10.

Высший уровень (топ-менеджмент) — это президенты, генеральные директора, директора, члены правления предприятия. Они определяют основное направление деятельности предприятия, его цели и задачи.

Средний уровень (звено) — руководители крупных структурных подразделений (отделов, служб, цехов).

На них ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

  • изменение организационных структур;
  • разработку систем производства и сбыта продукции;
  • организацию взаимодействия функциональных подразделений предприятия;
  • своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
  • координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Низший уровень (звено) — руководители секторов, бригад, групп. Они являются непосредственными руководителями исполнителей (рабочих и служащих).

Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Их основными функциями являются: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдение правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения. Менеджеров также различают по служебным функциям: менеджер по продажам; менеджер по кадрам; менеджер по маркетингу и др.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

  • менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
  • менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
  • менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
  • менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
  • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
  • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях Виханский, О.С.

Менеджмент: Учебник.- 3-е изд./ О.С Виханский, А.И.Наумов.- М., Гардарики, 1999.- С.23-24 .

Таким образом, подводя итог можно сделать основные выводы о том, что понимание менеджмента как искусства управления базируется на понимании организаций как сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников Румянцева, 3. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. / 3.П. Румянцева, Н.Б.Филинов, Т.Б. Шрамченко. — М.: ИНФРА-М, 2000.. — С.12-13. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это означает, что руководитель должен признать взаимодополняемость науки и искусства в управлении и уметь использовать эту особенность.

Заключение

Менеджмент — это самостоятельный вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов. Он изучает наиболее рациональные технологии управления различными организационными единицами: предприятиями, фирмами, корпорациями, группами и т.д.

Сущность менеджмента заключается в воздействии одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включающей управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент в принципе не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также задает для людей некоторые простейшие правила игры.

В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стратегию и политику организаций. Рассмотрение менеджмента как науку позволяет добиться устойчивости и эффективности развития предприятия.

Однако многие специалисты рассматривают менеджмент и как искусство. Основаниями для этого служат такие моменты как: сложные социально-технические системы; люди, работающие в них; опыт, который может быть приобретен лишь практически; принятии управленческих решений в условиях не совсем полной информированности; риск менеджера о возможности развития решения в будущем. То есть менеджмент не исчерпывается только теорией, это еще и практика управления.

Практика управления — это процесс реализации функций управления, необходимый для достижения целей предприятия. Там, где есть практика, должны быть специалисты-профессионалы.

Таким образом, определяя принадлежность менеджмента к науке или искусству, надо помнить, что люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе научные концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.