Композиционное решение спектакля по пьесе А.П. Чехова «Медведь»

Драма есть борьба; интерес к драме есть, прежде всего, интерес к борьбе, к ее исходу. Кто победит? Соединятся ли влюбленные наперекор тем, кто им мешает? Добьется ли честолюбец успеха? И т.п.

Драматург держит читателя в напряжении, задерживая разрешительный момент сражения, вводя новые осложнения, так называемой «мнимой развязкой» временно успокаивая читателя и снова его разжигая внезапным бурным продолжением борьбы. Нас увлекает драма – прежде всего – как состязание, как картина войны.

Драматургия требует нарастания действия, отсутствие нарастания в действии мгновенно делает драму скучной. Если между действиями и проходит много времени – драматург изображает нам только моменты столкновений, нарастающих по направлению к катастрофе.

Нарастание действия в драме достигается:

1) Постепенным введением в борьбу все более активных сил со стороны контр-действия – все более влиятельных и опасных для героя персонажей;

2)Постепенным усилением действий каждого из борющихся. – Так в «Гамлете» король выдвигает сначала Розенкранца и Гильдестерна, затем Офелию; последнее и самое тяжелое испытание Гамлета перед отъездом из Дании В многих пьесах используется чередование сцен драматических, трагических – сцен, в которых действующее лица борются опасными средствами, со сценами, в которых происходит комическая борьба.

Обязательная сцена, кульминация.

Неослабевающий интерес, с которым зритель следит за действием, можно определить как ожидание, смешанное с неуверенностью. Действующие лица пьесы приняли решение, зритель должен понять это решение и представить себе его возможный результат.

Зритель предвкушает осуществление этих возможностей, ожидаемое столкновение. Драматург стремится к тому, чтобы действие казалось неизбежным. Ему это удастся, если он увлечет зрителей, разбудит их чувства. Но зрители бывают захвачены развитием действия ровно настолько, насколько они верят в правдивость каждого нового раскрытия реальности, влияющего на цели действующих лиц.

Поскольку зрители не знают заранее, какова будет кульминация, они не могут проверить действие в свете кульминации. Однако они проверяют его в свете своих ожиданий, которые концентрируются на том, что они считают неизбежным результатом действия, то есть на обязательной сцене.

Кульминация в драматургии – это основное событие, вызывающее нарастание действия. Обязательная сцена – это непосредственная цель, к которой развивается пьеса.

15 стр., 7251 слов

Особенности психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница»

... Драматург в «Бесприданнице» снова приводит зрителя ... мере развития действия в драме нарастает ... Его характеристика дается Островским посредством речи слуг. ... в кофейной», заканчивается катастрофой. Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив ... Кульминация пьесы - пение Ларисы (а в нем - вся ее чистая, поэтическая душа). Оно произвело на Паратова совершенно неожиданное действие, ...

Кульминация – это тот момент пьесы, в котором действие достигает наивысшего напряжения, наиболее критической стадии развития, после чего наступает развязка.

Кульминация – отнюдь не самый шумный момент в пьесе, это момент наиболее значимый и, следовательно, наиболее напряженный.

В момент разрешительный мы наблюдаем во многих драмах построение, соответствующее принципу сосредоточения сил на решительном пункте в решительный момент. Во многих пьесах катастрофический момент наступает при участии – и максимальном волевом напряжении – всех или почти всех главных действующих лиц. Таковы, например, финальные сцены многих пьес Шекспира, например финал «Отелло», «Гамлета», шиллеровских «Разбойников». Надо заметить, что катастрофа, за которой в античной трагедии следует развязка, во многих новых драмах, с развязкой совпадает.

В развязке должны быть завершены судьбы всех главных действующих лиц.

Тема, идея пьесы, изучение действительности и стиля, отображенных в пьесе.

Водевиль написан в 1888 году. Времена царской России, на престоле Александр III. В правление Александра III престиж России в мире поднялся на недосягаемую прежде высоту, а в самой стране воцарились покой и порядок. Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн.

а) о “заместителе, или двойнике, мужа”, о человеке, заступающем место действительно или мнимо умершего мужа и соединяющегося с женой;

б) об “укрощении”, о борьбе двух протагонистов, мужчины и женщины, в результате которой они вступают в брачный союз, излечиваясь при этом от определенных пороков и недостатков (ревности, жестокости, дикости, мизантропии, мизогинии и т. п.).

Выявление фактов и событий, событийный ряд., Исходное событие – У помещицы Поповой 7 месяцев назад умер муж., Предшествующее событие – Попова отказывает Смирнову в просьбе заплатить ему долг покойного мужа., Начальное событие – Смирнов. Вы погребли себя заживо, однако вот не позабыли напудриться!, Главное событие – Вызов к барьеру., Кульминационное событие – Смирнов понимает (влюбляется) что Попова ему нравится.

Сквозное действие – Помещик Смирнов приезжает к вдовствующей помещице Поповой с целью получить долг, оставшийся от покойного мужа Поповой.

Основной конфликт пьесы и группировка действующих лиц.

Борьба двух протагонистов, мужчины и женщины, в результате которой они вступают в брачный союз, излечиваясь при этом от определенных пороков и недостатков.

2 стороны конфликта:

  1. Помещик Григорий Смирнов
  2. Помещица Смирнова, Лука — ее слуга.

Композиция пьесы А.П. Чехова «Медведь»

Экспозиция – У помещицы Поповой 7 месяцев назад умер муж и она «погребла» себя в 4 стенах, дав ему клятву верности до смерти.

5 стр., 2212 слов

По картине попова «первый снег»

... чай и отогреваться? Сочинение по картине Попова “Первый снег” 7 класс Предлагаем Вам 2-а варианта написания сочинения по картине Попова “Первый снег” (7 класс) ... настоящие живые эмоции людей. Такие картины, на которых запечатлён мимолетный момент. Тела находятся в динамике, позы ... экзотических пейзажей. На картине изображена самая обычная улица небольшого городка. Только что выпал первый снег, он еще ...

Завязка – К Поповой в поместье приезжает помещик Смирнов, с целью получить долг, оставщийся от покойного мужа.

Начало действия – Попова отказывается выплачивать долг, пока не вернется из города приказчик., Нарастание действия – Попова просит Луку вывести Смирнова вон, ругань…, Кульминация – Вызов к барьеру., Развязка – Признание в любви., Заключение.

Рассказ «Медведь» назван самим автором «шуткой в одном действии». Рассказ рисует перед читателем сложный мир человеческих взаимоотношений. Молодая вдова Елена Ивановна Попова горюет по умершему мужу, носит траур, отказывается от встреч с друзьями. Но вместе с тем она таит в себе огромное количество обид на покойного. «Я паинька, верная женка, заперла себя на замок и буду верна тебе до могилы, а ты… и тебе не совестно, бутуз? Изменял мне, делал сцены, по целым неделям оставлял меня одну…»

Образ Григория Степановича Смирнова очень комичен. Этот человек явился к Поповой ради того, чтобы потребовать деньги, данные в долг покойному мужу. Бурная ссора между мужчиной и женщиной едва не заканчивается дуэлью. Как ни абсурдна сама мысль о дуэли с женщиной, но помещик Смирнов едва было не идет на этот шаг.

Тем удивительнее и забавнее выглядит перемирие. Внезапно Попова и Смирнов понимают, что любят друг друга. Такое удивительное проявление страсти заставляет читателя улыбнуться. Чехов — великолепный художник, умеющий подмечать красоту каждого мгновения человеческой жизни. Ничто не бывает в его произведениях случайным, каждая деталь имеет свой смысл. Траур Поповой, о котором идет речь в начале произведения, сразу кажется читателю неубедительным.

Это своего рода театральное действо, которым наслаждается молодая вдова. И при первом удобном случае она с готовностью отказывается от мысли пожертвовать своей жизнью ради любви к почившему супругу.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/medved-chehov/

  1. Драматургия http://www.dramaturgu.ru
  2. Историческая справка с сайта .php?id=241
  3. Шеповалов В.М. Динамика спектакля и теория сценографии .