Экранная культура сегодня и завтра

экранная культура мифологизация кино

1. Приручение культуры с помощью новой техники и старинных вещей.

2. Формирование представлений о социальной престижности.

3. Способствование возникновению ажиотажного интереса к тому или иному виду товара или услуги.

4. Внедрение в сознание образцов и моделей социального подражания.

5. Формирование нужных для социума правил и норм функционирования каждого потенциального потребителя экранной продукции.

Культура и искусство, в том числе, и экранная культура, преодолевая пути мифологизации и демифологизации, отражают тот или иной период развития общества.

Так, литература XVIII-XIX вв. развивалась по пути демифологизации, с начала XX в. господствующие позитивистски-натуралистические установки породили новый этап обращения к слиянию фантазии и реальности, субъективного и объективного в реставрированном современностью мифе.

Анализируются отличительные от древней мифологии черты современного, художественного экранного мифологизма:

1. Господствующей силой над человеком, в отличие от древней мифологии, становится не природа, но цивилизация.

2. Современный художественный мифологизм приобретает не героический, но трагедийный, иногда даже фарсовый характер.

3. Обыденная повседневность наделяется силами, которые ранее приписывались некоей непреодолимой и таинственной судьбе, року.

4. Современный мифологизм приобретает бытовой, повседневный характер.

5. Характерный для наших дней художественный мифологизм связан с философией, в отличие от древней мифологии, он не носит наивно-бессознательный характер, предполагает интеллектуальный багаж авторов.

6. Экранный мифологизм сочетается с психологизмом, порожденный «всемирным одиночеством» героя, пытающего освободиться от пут морали.

В 1970-е годы художественный мифологизм претерпевает некоторые изменения, приобретая оттенок лирический, медитативный, фольклорный.

С этого времени авторский, интеллектуальный характер реставрации и дописывания мифов предполагает сочетание научной эрудиции с творческой свободой. Привнесенные методологией постмодернизма пародийное обыгрывание, ироничная отстраненность превращают современные мифы из наивно-бессознательного процесса в рефлексивный. В современной экранной культуре выделены следующие приемы художественного мифологизма:

11 стр., 5197 слов

Место и роль мифа и символа в народной художественной культуре

... углублять и расширять исследования в других науках, прежде всего гуманитарных. Материалы мифов часто служат указаниями для исторических и археологических исследований. Мифология как собрание мифов очень заметно влияет на художественную культуру. Сегодня к мифу ...

1. Возведенные в «ранг» художественного приема нарушения логических и причинно-следственных связей.

2. Существование «вне времени», смещение времени и пространства.

3. Наличие «кочующих» персонажей-оборотней и двойников.

4. Свободная реконструкция древних мифологических сюжетов с широким спектром авторских, вольных допущений.

5. Помещение мифологического героя древности в современность.

6. Смешение и совмещение героев национального фольклора с древними мифологическими персонажами.

7. Лирическая, притчевая тональность.

8. Ориентация на архетипические константы жизни: дом, семью и др.

9. Жонглирование всевозможными знаковыми символами.

Создатели и исследователи отечественной культуры с появлением структурной лингвистики отходят в сторону от воплощения на экране общечеловеческих вопросов и проблем, которые, в определенном смысле, можно назвать содержательной стороной экранной культуры. Теперь структура построения фильма, увлечение технически модными эффектами привлекают внимание многих создателей современной экранной культуры. Модные приоритеты внешнего над внутренним оказывает свое влияние на современную мифологию экранной культуры. Экранная культура в контексте средств массовой информации. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. — № 5. — С. 112.

Мифология также претерпевает трансформирование в знаковую систему, задача которой — раскодировать и перекодировать систему смыслов, функций, значений культуры с последующим возвратом к общечеловеческим, духовным вопросам: о сути человека, смысле бытия. Это происходит позже, начало «вскрытия» формы, как правило, сопровождается приоритетом рациональной составляющей, ориентацией на представления о пользе.

В современной экранной культуре выделяются следующие, возможные способы реализации художественного мифологизма:

1. Ориентация экранной культуры на архетипические системы координат: очаг, дорога, любовь, жизнь, рождение детей и т.д.

2. Притчеобразность тематики фильмов и присутствие в картинах узнаваемых героев мифов, преданий.

3. Воссоздание в художественном фильме «исторически правдивых», мифологических осей координат, в которые помещаются современные герои.

4. Помещение мифологического героя в современность, это может быть приемлемо для телевизионного короткометражного фильма или рекламного ролика.

5. Использование отдельных свойств мифологического мышления, например, смещение времени и пространства, появление двойника в рекламных роликах.

6. Создание на экране собственной мифологии с использованием свойств и признаков мифологического мышления.

В качестве примера популярных художественных фильмов, созданных таким образом, приводятся «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Волкодав» и др. Именно построением картин с учетом способов реализации художественного мифологизма объясняется их успех и существенные кассовые сборы.

Исследователи природы потребителя продуктов экранной культуры считают, что сейчас происходит активное укрощение потребностей человека, так называемой его внутренней природы, которая представляется как основная либидозная энергия.

6 стр., 2633 слов

Место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские ...

... философии. Таким образом, во всей культуре эпохи Возрождения происходит смена мировоззренческой ориентации на всех уровнях сознания и ... Богу и творит. Николай Кузанский В эти годы Николай Кузанский ... и способность охватывать его силой мысли. КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543) - польский мыслитель эпохи Возрождения, ... что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание ...

Борьба внутренней и внешней природы зрителя переносится на неразрешимый конфликт между внешней сексуальностью и внутренним «я».

Человек чувствует, что находится во власти тех энергий, что были показаны ему экраном в качестве символического господства над миром. Этот процесс напоминает древнюю мифологическую установку: побеждать рок, провоцируя его.

В таком обществе существуют ценности, персонажи и предметы нефункциональные, создающие иллюзии, обрекая на новый виток внутренних конфликтов.

К числу следствий структурирования экранной культурой мира относится ориентация массового потребителя экранной продукции на соответствие моделям и сериям.

Любая социальная и культурная система создает человеку иллюзию выбора той или иной модели для подражания, но только в рамках, установленных ею самой : человек может не захотеть создавать в своей жизни предлагаемую экраном реальность, поскольку экранная культура прочно фиксирует его потребность найти этой реальности соответствующую альтернативу .

Такая создаваемая экраном иллюзия свободы порождает негативные отношения между миром людей и предметов, следствием которой, после разрушения межличностных человеческих отношений становится «персонализация » вещей .

Так происходит «укрощение» экранной культурой внутренней и внешней природы: человек вовлекается в нечто трансцендентное предлагаемой им реальности.

Реальностей может быть предложено несколько, но они имеют примерно одинаковую систему ценностей. Человек лишается права не выбирать из предложенных реальностей, он вынужден проявить свою «свободу» и вступить в предлагаемые ему культурой социальные отношения. В качестве примера можно привести появление на экране определенной марки машины: зритель утверждается как личность, останавливая впоследствии свой «выбор» на той или иной марке, которая заранее относит его с помощью экранной информации к той или иной социальной и культурной категории. Экранная культура в контексте средств массовой информации. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. — № 5. — С. 112.

Желание каждым индивидом чувствовать себя исключительной личностью так же подтверждается экранной культурой: каждая марка автомобиля подается как модель, которая ожидает соответствия своего будущего хозяина. Его одежда, манеры, детали убранства его дома «оказываются» перед вынужденным соответствием выбранной марки. Таким образом, экранная культура становится способом воздействия на подсознание зрителя, используя новинки технического прогресса, персонализирует предметы и переориентирует внимания от внутренних конфликтов на удовлетворение самолюбия.

14 стр., 6971 слов

Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира

... и смерти у представителей разных культур современного мира и их сравнение. Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий «жизнь», «смерть», «проблема жизни и смерти», во-вторых - в углублении в религиозный и философский мир ...

Современное общество потребления, во многом, определяет восприятие, внешние и внутренние потребности, а также психологические особенности «человека-потребляющего экранную культуру»: современного зрителя продукции, которую преподносит ему экран.

Под воздействием экранной культуры на сознание почти каждого потенциального потребителя существенные изменения претерпевает «картина мира» человека, что, в свою очередь, оказывает влияние на современное общество и культуру . Изменения эти связаны, прежде всего, с тем, что сутью социального функционирования экранной культуры становится формирование новой, мифологической аудиовизуальной картины мира. На наш взгляд, в развитии этой картины мира можно выделить три основных этапа:

1. Первый этап — сакральный.

2. На втором этапе происходит появление произведения искусства, как такового, в котором изменяются отношения изображаемого и изображения.

3. Появление означающего без означаемого — образа-симулякра.

Появление кинематографа явилось повтором сакральной стадии развития картины мира, когда изображаемое и изображение стало вновь существовать слитно.

Новая культура экрана возникла как единство этих концептов. Изображение в кадре чаще всего воспринималось как пустой, бессмысленный слепок с реальности, в котором отсутствует образ. По этой причине кинематографу часто отказывалось в принадлежности к традиционным искусствам. Следствием попыток получить «статус» нового искусства стали поиски собственной образности. Кирмайер М. Мультимедиа /Пер. с нем. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург,2009. — 34с.

Современный этап развития свидетельствует о том, что экранная культура готовится к вхождению на новый уровень. Приходит новая модель, в которой снова соединяются означающее и означаемое путем упразднения образа.

Перед нами оказывается только само означающее без означаемого — симулякр. Происходит это, прежде всего в виртуальном пространстве.

Отличительные особенности нового типа экранной культуры:

1. Новое изображение лишено значительной доли образности.

2. Образная функция отходит на второй план.

3. Новое изображение является пустым, не имеющим референции.

Благодаря этим особенностям стало возможным исследовать «образ-симулякр», характерный для новой экранной культуры. Его отличие от предыдущей стадии, на которой возник кинематограф в том, что ранее кинематограф имел фотографическую природу, являлся слепком реальности. Новое кино не имеет связи с окружающей нас жизнью. Новая экранная культура является новой виртуальной реальностью, которая может быть сравнима с сакральной реальностью первого этапа.

Описанные процессы характеризуют изменение современной картины мира «человека-потребляющего» продукты экранной культуры. В первую очередь, это касается ее пространственно-временных характеристик: исчезают понятия «территория», «граница», «расстояние», их заменяет понятие пространство, которое способно быть экономическим, информационным и пр. Результаты глобализационных процессов делают актуальным вопрос: каким представляется индивидуальное бытие человека и наций в ситуациях индивидуального, глобального и национального времени-пространства?

8 стр., 3624 слов

МХК. . Культура слово и понятие, основные подходы и определения

... Американские ученые А. Кребер и К. Клакхон, учитывая многочисленные определения понятия «культура», пришли к выводу о том, что среди этого многообразия следует выделить основные типы определений: ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Например, согласно Э. Тейлору, ...

Глобализация как тенденция современной экранной культуры создает условия пространственно-временного нивелирования и разрушает индивидуальную и национальную самобытность субъекта восприятия. Восприятие времени изменяется, что влечет за собой изменение человеческой жизни и социально-исторического бытия. В связи с глобализационными процессами и созданием новой единой виртуальной реальности изменяются понятия: «глобальное» — «национальное» пространство, «масштабное» — «глобальное» время. Изменяется и понятие времени: прошлое, настоящее, будущее начинает восприниматься как единое виртуальное пространство-время. Появляется новое представление о глобальном пространстве-времени.

Новый человек экранной культуры использует предметы и их функции только через их визуальность, а не через понятие и образ. Вседозволенность и доступность становятся характеристиками этой новой культуры. Визуальность в том виде, в котором она присутствует на экране монитора и на телевидении, начинает носить характер анонимности. Анонимной при отсутствии сакральной оси становится реальность, анонимным начинает становиться человек.

Его подлинная реальность замещается виртуальным пространством, исчезает под натиском замещающих ее образов. Равенство времени исторического, времени зрительского, берущее свои истоки от телевидения, изменяет установки восприятия реальности, готовит человека к появлению нового, еще более поглощающего сознание типа экранной культуры.

Подобные документы

  • Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. Миф как очень древняя форма донаучного знания. Ценности и социальные нормы в мифологии. Мифы политической и общественной жизни, этнической и религиозной самоидентификации, массовой культуры.

    реферат [22,8 K], добавлен 07.04.2017

  • Современная экранная культура: трансляция интересов общества. Типология и динамика экранного насилия. Модусы эстетизации насилия на современном экране, особенности его функционирования. Эстетизация насилия на примере фильма «Законопослушный гражданин».

    курсовая работа [32,7 K], добавлен 26.03.2015

  • Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

    курсовая работа [26,5 K], добавлен 24.10.2009

  • Основные этапы развития российской культуры. Славянская культура, принятие христианства, культура Древней Руси, культура Московского и Киевского государства. Петровская эпоха. Советская культура и культура современности. Основные культурные центры.

    презентация [3,4 M], добавлен 07.10.2015

  • Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    18 стр., 8697 слов

    Культура, её значение в жизни человека и общества

    ... человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости. Слово «культура» ... в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. ...

    реферат [41,0 K], добавлен 24.03.2007

  • Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

    презентация [434,3 K], добавлен 14.12.2012

  • Понятие, структура и функции мифа. Космогонические мифы и мифы о происхождении. Мифы обновления и конца света. Мифы и время. Мифология, онтология, история. Величие и упадок мифов.

    реферат [15,0 K], добавлен 10.10.2002