Разговорные жанры эстрады: скетч и миниатюра

Искусство эстрады испокон веков сопровождало зрителя в разных формах своего проявления. Его истоки уходят далеко в прошлое, начиная свое существование в народных гуляниях и празднествах. Развлекательное начало этого вида искусства притягивает огромное количество поклонников, поэтому очень важно изучать этот вид искусства, чтобы знать каким продуктом питается наша публика сегодня и каким должно быть искусство эстрады.

Совсем недавно во второй половине ХХ века возникла наука в искусствоведении – эстрадоведение, которое занимается изучением истории эстрады, исследует теоретические закономерности становления этого вида искусства, анализирует практический опыт предшествующих поколений, выявляет возможные варианты ее дальнейшего развития. Для дальнейшего развития этого искусства, очень важно изучение опыта предшественников и его анализ.

Цель данной курсовой работы: выявить значимость разговорных жанров на эстраде.

Задачи:

  • разобрать основные понятия эстрады (разговорные жанры);
  • изучить истоки эстрадного искусства;
  • проанализировать творчество выдающихся представителей разговорного жанра.

«Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!», — Фридрих Ницше. В нашем случае прежде, чем творить, необходимо постепенно изучить предмет творчества. Таким образом, нахождение общих закономерностей и отличительных особенностей в системе театра – эстрады, поможет реализовать поставленные перед нами задачи, так как эстрада является синтезом многих других искусств, а ее жанровые разделения до сих пор очень размыты. Дело в том, что эстрадные жанры пользуются множественностью выразительных средств, их неожиданными и необычными сочетаниями, создавая настоящее зрелище для зрителя, в этом состоит опасность для артиста, чтобы исполнение номера не превратилось в обычный трюк без какого-либо художественного замысла.

Понятие эстрады

Эстрада (лат. – помост) – возвышение. Сценическая площадка для выступлений артистов, творческих коллективов [6.3-1]. Данное определение взято из краткого словаря театральных терминов. Существует и другая трактовка понятия в словаре Ожегова: «эстрада – вид исполнительского искусства ~ представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом» [6.2-4]. Следовательно, мы можем сделать вывод, что «эстрада» — это искусство малых форм в области зрелищ.

22 стр., 10713 слов

Особенности взаимодействия актера и зрителя

... стали строить помещения для актеров, на склонах холма сделали для зрителей скамьи, сначала деревянные, а потом каменные. Театр – искусство синтетическое, коллективное, вторичное. Искусство может активно воздействовать на ... глубже художник выражает жизнь, тем сильнее его искусство. Хорошее искусство непременно оказывает воздействие на ум, волю и характер зрителей. Польза от него огромна, хотя не может ...

Характерной чертой эстрадного номера является прямое общение артистов со зрительным залом. Обычно это отдельные законченные номера одного или нескольких артистов, соединенные в единое представление (концерт).

С другой стороны, искусство эстрады – это некое возвышение артиста в исполнении короткого номера, включающего разные направления. Артист в некоторых случаях имеет право перевоплощаться на глазах у публики с помощью парика, реквизита и детали костюма. Исполнителю присущи яркое существование на сцене, а также он использует средства мгновенного воздействия на публику, приемы буффонады и гротеска. Артист создает маску, отказавшись от глубокого психологического построения образа. Элементы юмора, сатиры и публицистики являются фундаментом эстрадного искусства, в котором поднимаются злободневные проблемы общества.

Начиная разговор о некоторых особенностях, о «феномене» эстрад­ной режиссуры, нельзя обойти молчанием некоторые весьма важные, порой решающие основы эстрадного искусства, непосредственно влияющие на особенности режиссерского творчества на эстраде. Без знания этих особенностей эстрады или пренебрежения ими невозможно успешное режиссерское творчество в этом виде сцениче­ского искусства.

Как и всякое искусство — эстрада есть художественное отражение реальной действительности и утверждение определенной идеи в опре­деленной форме. Естественно, что она, как и все другие виды искусст­ва, эмоционально воздействуя на человека, обращается к его духовно­му началу. Как правило, эстрадное произведение в своей основе несет в себе мощный заряд прогрессивных идей и мыслей, заряд положи­тельных эмоций.

Эстрада, как искусство праздника всегда стремилась удивить публику яркими цветами, необычными декорациями, изменениями формы сценической площадки. Многообразие форм и жанров в этом и есть особенность этого сценического направления.

«Те­атра двух актеров

Следует подчеркнуть: открытое и сформулированное К.С. Стани­славским учение «о сверхзадаче и сквозном действии», о жизни на сцене «человеческого духа» как основе зрелищного искусства, не чу­жды и эстрадному искусству. Только используются они не школярски, а творчески. Эстраде весьма близка вахтанговская школа с ее игровым началом, ироническим отношением к создаваемым сценическим об­разам. Причина этой общности в одних и тех же истоках театра и эстрады. Оба искусства родились на площади. Затем, в зависимости от «условий игры», их дороги принципиально разошлись не только в общественном созна­нии, в восприятии зрителей, но и в особенностях приемов игры.

Эстрадный номер

Номер (лат. – число) – в эстрадном концерте и цирковом представлении отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов [6.3-1]. Так звучит трактовка понятия в кратком словаре театральных терминов. Термин «номер» возник в конце 18 века при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов. Появилось это слово с этим значением сначала в цирке, а потом – на эстраде. Любой эстрадный концерт состоит из множества различных номеров, в том числе сольный концерт. Основной единицей, на которой строится эстрадного искусство, считается – номер . По мнению Ю. Дмитриева: «Номер – отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства».

4 стр., 1875 слов

Искусство эстрады. Предпосылки возникновения и история развития ...

... сопелях и потешая народ. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развивая как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к ... два толщенных бревна. Отличный номер эквилибра на проволоке показывал немец Строди. Он исполнял сальто на проволоке. Из советских артистов, как всегда, большой успех ...

В науке об эстраде существует пробел. Единодушное признание того, что именно номер является основой и «единицей измерения» искусства эстрады, с одной стороны, и фактическое отсутствие теории создания эстрадного номера, с другой, создает своего рода «парадокс об эстрадном номере». Главенствующее положение номера в структуре искусства эстрады заставляет сделать следующий принципиальный вывод: именно художественные достоинства эстрадного номера, в конечном счете, определяют вектор развития эстрадного искусства в целом. Поэтому анализ художественной структуры эстрадного номера в тесной связи с методологией его создания может быть обозначен в качестве одной из ведущих проблем эстрадоведения, которая требует основательного исследования.

Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.

Есть основные принципы построения эстрадного номера, которым должен придерживаться режиссер и артист:

короткометражность

юмор

злободневность

лаконичность

зрелищность

развлекательность

публицистичность

индивидуальность

малое количеств артистов на сцене

мобильность

самостоятельность номера

прямое общение артистов с залом

При постановке эстрадного номера важно соблюдать различие между эстрадным и концертным номером; эстрадный номер отличается от концертного использованием в нем специфи­ческих выразительных средств эстрадного жанра, или их ком­плекса. Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эстрадных номеров. Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эстрадном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера филармонических жанров (концертные номера) – художественное чтение, сцена из драматического спектакля, исполнение классических музыкальных произведений (вокальное и инструментальное).

Короткие выступления

История и опыт современной эстрады требуют, чтобы поста­новка номера отвечала ведущей тенденции развития эстрады, и одной из главных задач режиссера но­мера является соединение специфической технологии выра­зительных средств конкретного жанра с актерским искусст­вом, с созданием драматургии эстрадного номера.

15 стр., 7119 слов

Реферат эстрадная сценка

... нем отсутствуют хорошие эстрадные номера. Искусство эстрады -- это искусство номера. Номер является основой искусства эстрады; в связи с этим можно квалифицировать режиссуру эстрадного номера как ведущую составляющую режиссуры эстрады в целом. В постановке эстрадного номера режиссер должен руководствоваться ...

Разговорные жанры эстрады: скетч и миниатюра

Жанр определяет тип художественного произведения в един­стве специфических свойств его формы и содержания. Он обоб­щает черты, свойственные определенным группам произведений искусства. Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. В отношении эстрады надо добавить: многообразна как ни в каком другом виде искусства. «Жанр есть общая катего­рия морфологии искусства», — отмечает М. Каган, — и его много­значность и многоплановость глубоко закономерны, так как по­рождены многогранностью структуры искусства. Каждый вид ис­кусства имеет собственный «набор» жанров. Существуют следующие эстрадные жанры:

  • речевой (разговорный);
  • вокальный;
  • оригинальный и эстрадно-цирковой;
  • инструментальный музыкальный;
  • танцевальный.

Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:

концертная эстрада

театральная эстрада

праздничная эстрада

В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в ко­торых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкаса­ется с искусством актера драматического театра. В инструмен­тальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, зани­мает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может.

Особое место в эстрадном искусстве занимают разговорные жанры. Благодаря мастерству выдающихся отечественных артистов прошлого и настоящего, таких как Н. Смирнов-Сокольский, А. Райкин, М. Миронова, Р. Зеленая, Г. Хазанов, Р. Карцев, М. Жванецкий — слово , звучащее с эстрады, стало художественным носителем ценной нравственно-эстетической информации.

Слово является основным способом выражения речевой воли и речевого замысла эстрадного артиста не только в разговорных жанрах, но и, например, в искусстве «художественного слова». Однако цели и способы художественно-эстетического воздействия словом на зрителя-слушателя в разговорной и литературной эстраде явно разнятся.

Разговорные жанры эстрады:, Конферансье;, Эстрадный монолог, Интермедия

  • Скетч;

Миниатюра;

  • Каламбур ;
  • Реприза ;
  • Куплеты (музыкально-разговорным жанрам относятся куплет, частушка, шансонетка, музыкальный фельетон);

Пародия (может быть «разговорной», вокальной, музыкальной, танцевальной);, Декламация;, Мелодекламация;, Литмонтаж;, Художественное чтение.

Точно зафиксированного перечня речевых жанров дать невозможно: неожиданные синтезы слова с музыкой, танцем, оригинальными жанрами (трансформацией, вентрологией) рождают новые жанровые образования. Живая практика непрерывно поставляет всевозможные разновидности, не случайно на старых афишах было принято к имени актера добавлять «в своем жанре».

Более подробно разберем разговорные жанры: скетч и миниатюра. « Скетч (англ. — набросок) — короткая сцена, в которой разыгрывается, как правило, комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги . Театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных ситуаций» [6.3-1], — так звучит трактовка из краткого словаря театральных терминов. Если посмотреть другие определения данного слова, то можно дополнить, что скетч драматургическое произведение, и структура скетча благодаря построению на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяет возникнуть по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все, как правило, кончается счастливой развязкой.

18 стр., 8802 слов

Историография русского церковного искусства

... жизнью Церкви. Вследствие революции 1917 г. и воцарившейся атеистической идеологии произошло отторжение произведений церковного искусства от Церкви, что привело к отсутствию отражения этой связи и в ... Донской, а также наиболее знаменитых образов. В эти годы получает распространение своеобразный жанр описаний памятников древности, составленных в виде путевых заметок. Наиболее известны сочинения ...

Также обратимся к краткому словарю театральных терминов, чтобы разобрать понятие «миниатюра»: « Миниатюра (лат. – киноварь, сурик) – произведение искусства малых форм. Небольшое сценическое произведение, в котором участвует минимальное число актеров. Миниатюре свойственна яркая, лаконичная форма выражения. При этом сохраняются все компоненты композиции, причем в обостренной эстрадной форме. Сюда относятся рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч . Как правило, миниатюры составляют репертуар театров миниатюр» [6.3-1].

Сделаем вывод, что скетч – это драматургическое произведение со своими жанровыми особенностями для постановки на сцене. А миниатюра – это воплощение на сцене небольшого этюда, в основу которого ложится любое небольшое авторское произведение (анекдот, рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч).