«Серафим Саровский»

Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан.

Слова преподобного Серафима Саровского «стяжите дух мирен» актуальны и по сей день, потому что мирный дух — это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух — это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества.

Нравственность зависит прежде всего от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь. Именно православная вера создала наше отеческое государство, которое втечении тысячи лет свидетельствовало миру особый феномен связанности культуры и религии.

Прославляя святых, мы проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Целью данной работы

В связи с этим обозначены и следующие задачи данной работы: 1)Изучить биографию Серафима Саровского. 2)Рассмотреть духовные наставления великого старца.

Практическая значимость

XXI век усиленно набирает обороты. Технический прогресс шагнул далеко вперед. За время своего существования человечество приобрело колоссальный опыт, изменился уровень жизни. Но неизменными остаются духовные ценности человека, которые, к сожалению, утрачиваются.

Глава1. Жизнь и деяния великого чудотворца — Серафима Саровского.

    1. Детство великого старца

Святой Серафим родился в городке Курске с 19 на 20 июля 1759 года. Ребенка нарекли Прохором в честь одного из 70 апостолов и 7 диаконов. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, принадлежали к купеческому сословию. Исидор Мошнин имел свои кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика строительством каменных зданий. Незадолго до смерти он взялся построить по чертежу зодчего Растрелли новый каменный храм во имя преподобного Сергия, который как раз в год кончины преподобного Серафима стал Кафедральным собором Курской епархии.

8 стр., 3766 слов

Саровский Серафимо-Дивеевский монастырь

... русского инока. Несомненно, преподобный Серафим Саровский в разные эпохи отразил народные представления об идеале праведной жизни. Без монастырей невозможно ... проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. ... 20 ноября 1778 года, накануне праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы. Первое послушание Прохор проходил под ...

Когда нижняя церковь храма с престолом во имя святого Сергия была готова, отец тяжело заболел. Передав все состояние в руки супруги, Исидор Мошнин завещал ей завершение возведения храма, что она и исполнила. Не книжными только словами, но и всей жизнью своей, Богу угодной, поучала она сына благочестию и чистоте и страху Божию. И благодать Божия была на младенце, с ранних лет охраняющая его». Многими чудесными событиями ознаменовалась вся жизнь его.

Когда Прохору исполнилось семь лет, мать его Агафия, осматривая строение Сергиевской церкви, взяла мальчика с собой на колокольню. Отстав от матери, Прохор сорвался с самого верха звонницы и упал на землю. Вне себя от горя Агафия сбежала с колокольни, ожидая увидеть сына разбившимся насмерть, но, к великому изумлению и радости, нашла его целым и невредимым. Местный юродивый предрек: «Блаженна ты, вдовица, имея сие детище, ибо будет оно крепким предстателем пред Святою Троицею и горячим молитвенником за весь мир».

Три года спустя он тяжело заболел, на выздоровление не оставалось надежд. Врачи отказались лечить его. В это время Прохору во сне явилась Пресвятая Богородица, обещая исцелить его. Мальчик тотчас проснулся и пересказал увиденное матери. На следующий день праздновалось прославление иконы Знамения Божьей Матери. По улице, где стоял дом вдовы Мошниной, двигался крестный ход. Ночью прошел дождь, и, чтобы избежать глубоких луж и грязи, крестный ход с чудотворным образом направился на соседнюю, мощеную улицу и избрал себе путь как раз через двор вдовы Мошниной. Увидев входящих во двор с молитвенным пением на устах людей, а затем прямо под окнами чудотворную икону, несчастная мать подхватила умирающего Прохора на руки, спустилась с ним с крыльца и поднесла мальчика под осенение Матери Божьей. [5] С этого часа Прохор начал быстро поправляться и вскоре исцелился; так исполнилось обещание Царицы Небесной.

Выучившись грамоте, Прохор полюбил чтение Священного Писания и душеполезных книг. Старший брат его. Алексей, занимался в Курске торговлей. Прохор также приучался к потомственному занятию в отцовской лавке. Он вставал раньше всех в доме и после домашней молитвы спешил в церковь к утреннему богослужению, а оттуда сразу отправлялся помогать брату.

В то время в Курске жил некий, всеми почитаемый, юродивый. Прохор всем сердце приклеился к нему. Юродивый также возлюбил отрока и часто беседовал с ним о благочестии и уединенной жизни, какую и сам вел среди горожан. Вскоре Прохор стал размышлять о монастырской жизни и, наконец, спросил у матери совета, не пойти ли ему в монастырь. Мать не только не испугалась его слов, не только не рассердилась, но с великой радостью восприняла эти слова. Агафия решила отпустить младшего сына. Взяв с собой простой крест, Прохор сохранил его до конца дней своих, нося открыто на груди.

15 стр., 7414 слов

Проходили десятки лет а жизнь в монастыре

... в 464 году и обосновался на десятки лет. Позже, в 495 году, заручившись помощью действовавшего императора, Бато обосновался на месте будущего монастыря, ... — дом Божий О Божией Матери Человек — образ Божий Семья ... монастыри Основы Православия Введение. Человек и его вера Начальные понятия о Боге и духовной жизни Бог — Отец ... а «линь» в переводе – «лес». Вот и получается, что Шаолинь – «лесной монастырь ...

1.2.Отшельник и пророк

Прохор отправился сначала в Киев, а оттуда Саровскую обитель

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Прохору снова явилась Божия Матерь, излечившая его от недуга.

Прошло 8 лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил свое новое имя Серафим. То есть, в переводе на русский. – Пламенный.

В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Очень часто во время проведения служб Отец Серафим видел Ангелов, а один раз – Иисусу Христа.

Еще через семь лет Серафим стал иеромонахом. Примерно в это время Отец Серафим решил уйти жить в пустынь, именно жизнь отшельника привлекала его. Сославшись на болезнь ног, Серафим удаляется в пустынь. Серафим поселился в лесу на небольшом холме возле реки Саровки в ветхой избушке. Здесь он разбил небольшой огород и пчельник. Все свое время иеромонах проводил в молитвах, все время носил одну и туже одежду, поверх которой всегда находятся одиннадцатикилограммовые вериги и тяжёлый металлический пояс . Отшельник , соблюдая строгий пост, отказываясь в постные дни даже от хлеба и воды, никогда не ходил в баню, однако, по свидетельству очевидцев , тело его источало чистый запах. Чтобы окончательно подчинить бренное тело и усмирить « печаль души», Серафим становиться «молчальником» и обременяет себя обетом столпничества, продолжавшемся тысячу дней и ночей. Именно с этого времени вся его жизнь превращается в подвижнический подвиг.

В это время Диавол решил испытать Серафима. Каждый раз, когда Серафим начинал читать молитвы, вокруг творились необъяснимые вещи, рычали дикие звери, выламывались двери, виделись разные чудовища и мертвецы.

Через десять лет пустынничества Серафиму пришлось вернуться в монастырь, так на него было совершено нападение разбойников, которые в великой злобе проломили обухом топора голову , они думали, что в его келье хранятся несметные богатства. В келье для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. Несколько врачей старались около постели больного Серафима, не зная, чем ему лучше помочь. И как раньше, Серафиму явилась Пресвятая Богородица и излечила его. Еще через пять лет Серафим навсегда перебирается жить в монастырь, где продолжает вести затворническую жизнь и молится. Он попросил, чтобы для него сделали гроб и поставили в сенях, Серафим начал молится за свою душу, готовясь уйти на небеса.

    1. Чудеса отца Серафима.

Примерно с 1815 года Отец Серафим снял с себя обет затворничества и, а еще через некоторое время и обет молчания. Которых он придерживался во время своего пребывания в монастыре. После этого к отцу Серафиму стали стекаться люди, прося у него совета и помощи.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...

Многого людей приходило к Серафиму и бедных, и богатых. Супруга управляющего селом Елизарьевым рассказывала, как ее муж жестоко занемог, и она приехала к старцу просить о помощи. Никого не принимая в тот день, Серафим неожиданно вышел к ней на встречу и благословил ее мужа и дал ей воды святой и сухарей для мужа.

Княгиня Колончарова рассказывала о прозорливости старца. У нее пропал брат, и никто не зал что с ним и где он, а старец посоветовал поставить свечку за упокой так как брат уже умер. И действительно через несколько дней пришло письмо, в котором говорилось о смерти молодого человека.

Одному крестьянину Серафим помог найти лошадь. Указал на место, куда ее увели.

Так прошло ее пятнадцать лет, все это время Серафим проводил в частичном затворе. Никуда не выходя из своей кельи. Наконец, Серафим вышел из затвора и стал помогать живущим в пустыне трудиться.

Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя! «, в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе! «.

В 1825-1826 годах Серафим трудился над женским монастырем Дивеевской общины. Одна из сестер, Матрона, потеряла веру и хотела сбежать из монастыря. Серафим же прознал про это и пригласил ее прийти ее в свою дальнюю пустынь, что находилась в лесу. Когда сестра Матрона пришла, то увидела старца Серафима кормящего с руки огромного медведя. Сестра матрона хотела рассказать о чуде другим сестрам, но старец запретил ей, сказав, что об этом можно сказать только через 11 лет после его смерти. Так и вышло, когда через 11 лет один из монахов писал икону святого Серафима. Матушка Матрона подошла к нему и попросила написать рядом с Серафимом медведя, и рассказала о чуде.

А чудеса продолжались. К Серафиму привезли крестьянскую девочку, которая уже два года не могла двигаться, и старец исцелил ее.

У некой женщины рождались дети, но все они умирали на рвом году жизни. Бедная мать принесла свою только что рожденную дочерью, в Саровскую обитель. Девочка осталась жива, хотя все остальные дети которые после нее родились, умирали во младенчестве.

Приезжему генералу Серафим сказал что его ордена не заслуженные, и в подтверждение этого ордена упали на землю.

Много сохранилось рассказов об исцелениях благодаря молитвам отца Серафима.

За год и десять месяцев до кончины, в день Благовещения 1831 года, преподобный Серафим вновь сподобился посещения Богоматери.

За полгода до смерти он принялся прощаться со многими. Говоря: «Мы не увидимся более». После этого стало заметно, как жизнь в нем угасает. Только дух его по-прежнему, и еще более прежнего, бодрствовал.

Совсем незадолго до кончины отец Серафим исцелил от слепоты четырехлетнюю девочку, окропив ей глаза из своего лесного источника. Это было последнее чудо исцеления, явленное преподобным при его жизни.

9 стр., 4173 слов

Житие Преподобного Сергия Радонежского в литературе и живописи

... есть и так будет. Познакомимся и мы с жизнью Преподобного Сергия Радонежского, отраженной в русской литературе и живописи. 2.1. «Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное ... автор рассказывал о рождении и праведной жизни святого, о его смерти и чудесах, которые он являл. ... жизни, Преподобный Сергий был удостоен дара чудотворений. 6. Способ изображения героя – идеализация. Биограф создал образ ...

1 января 1833 года. В воскресенье, отец Серафим умер в своей келье стоя на коленях пред иконой Божией Матери. Иноки подняли тело старца и положили во гроб. Гроб был сразу же поставлен в соборном храме. Старца схоронили на выбранном им месте у стены Успенского собора, в приготовленном им задолго до смерти дубовом гробе. На грудь его по завещанию положили ему финифтяное изображение Преподобного Сергия. Впоследствии над гробом его был поставлен памятник, а в 1861 году построена часовня со стеклянными стенами. Об этом позаботился игумен Саровский Рафаил. Келия, в которой скончался преподобный Серафим, вошол в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году .

Глава 2. Духовные наставления преподобного Серафима Саровского .

Духовные наставления» Преп. о.Серафима собраны, записаны и впервые изданы в свет постриженником Саровской пустыни о.Сергием, который впоследствии был иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры и архимандритом Серпуховского Высоцкого монастыря. Этому же автору принадлежит и первое жизнеописание о. Серафима, составленное в 1837 году. Приснопамятный митрополит Московский Филарет, всегда глубоко чтивший великого Саровского старца и подвижника, сам пересмотрел и исправил сочинения о. Сергия, чтобы устранить возможные препятствия к их напечатанию.В 1839г. «Духовные наставления» Преп. Серафима появились в свет, но не вместе с житием св. старца, а в книжке «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» (36 духовных наставлений о. Серафима).

Житие же Преп. Серафима, составленное о. Сергием, после многих и продолжительных хлопот митр. Филарета было отпечатано лишь в 1841 году.

Сей от рода Нашего» – так сказала Сама Божия Матерь о преподобном Серафиме Саровском, от нее же Серафим удостоился услышать наименование «любимиче Мой». Сам он называл себя слугою Божией Матери и по Ее велению создал в Дивеево обитель для девиц и вдов.

Письменные духовные наставления преподобного Серафима Саровского адресованы инокам и мирянам. Они немногочисленны, но касаются наиболее важных вопросов, которые задает себе каждый человек, желающий осмыслить свой жизненный путь.

На первое место ставит Серафим послушание. Духовнику дивеевской обители он говорил: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это; и я всегда говорю», объясняя, что «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2).

Именно вследствие неисполнения воли Божией стал возможен первородный грех ветхого Адама, в то время как новый Адам и Спаситель мира – Иисус Христос – был послушен до самой смерти. Послушание рассматривается подвижником как наивернейший путь к смирению, которое приводит к избавлению от страстей, т. е. к бесстрастию. Оно и было достигнуто Серафимом Саровским в результате его многочисленных подвигов, явившись путем, приводящим к вселению Духа Святого в сердце человеческое.

Удивительные подвиги преподобного Серафима описаны неоднократно. Известно, что спал он не более четырех часов в сутки, а в последние годы своей жизни еще и в крайне неудобном положении (стоя на коленях, опираясь на пол локтями и склонив голову на руки), почти ничего не ел, 1000 дней и ночей провел в молитве на камне, долгие годы пребывал в затворе и соблюдал обет молчания, а ношение им большого пятивершкового креста дало основание говорит о том, что старец носил вериги, хотя документальных подтверждений этому нет.

14 стр., 6552 слов

Формирование умения выразительного пения у детей пятого года жизни

... работы по обучению детей выразительному пению писали в разные годы и педагоги ... выразительного пения у детей пятого года жизни. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование умений выразительного пения у детей пятого года жизни. Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию умений выразительного пения у детей пятого года жизни. ...

Требовал ли он от других соблюдения подобного образа жизни? Читая наставления, убеждаешься, что Серафим Саровский, хотя и знал, что многие видят в нем образец праведной жизни, но никогда не призывал повторять его подвиги, так как считал, что многих толкает на это тщеславие, а прежде надобно воспитывать в себе смирение. Поэтому вместо подвигов он советовал упражняться в послушании и делании добрых дел. Объяснял он это тем, что цель у каждого христианина одна – стяжание Святого Духа Божьего, а путь у всех разный. Одному мирянину он дал следующий совет: «Иди средним путем: выше сил не берись, упадешь, и враг посмеется тебе. Аще юн сый, удержись от высоких» (т.е. от подвигов).

По нашему мнению, это значит, что человек должен соизмерять свои силы и выбирать свой собственный путь к Богу, который подходит именно ему, иначе не только не достигнет своей цели, но может впасть в еще больший грех: «Выше меры подвигов принимать не должно, а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей [2, c.78].

Преподобный был противником всего чрезмерного, он не советовал не только предпринимать каких-либо особых подвигов по собственному желанию, без благословения святых отцов, но был даже против придумывания необычных дел.

Известно, что батюшка однажды вернул к прежней жизни одного такого мнимого подвижника, который бросил семью, торговлю и начал бродяжничать. Серафим говорил, что «из юродивых едва ли один отыщется, чтобы не в прелести находился. И погибали… Три пути, на которые не должно выходить без особого звания: путь затворничества, юродства и путь настоятельства» [1, c.247]..

Серафим Саровский призывает не подменять цель христианской жизни средствами, с помощью которых она достигается. Под средствами он понимает молитву, пост, бдение, милостыню, христианские подвиги (ношение вериг, власяницы, затвор, молчальничество и др.).

Само по себе исполнение их, даже максимально точное, еще ничего не значит. В беседе с Н.А. Мотовиловым старец сказал, что «лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает» [1, c.132].

Преподобный Серафим значительно облегчил молитвенный устав Саровской пустыни, сделав его посильным для исполнения, так как больше ценил дух, а не букву, осмысленное чтение молитвы, а не просто точное соблюдение внешнего ритуала.

Составленное преподобным Серафимом «правило» для мирян максимально облегчено и доступно даже для современного человека. Кроме основных утренних и вечерних молитв оно включает так называемое «умное делание», т.е. краткую молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», которую необходимо тихо повторять во время домашней работы или в пути. Сам он упражнялся в ней постоянно, а наставляя других, говорил, что во время чтения молитвы не следует ни на что постороннее отвлекаться, а внимание обратить внутрь: «В молитве внемли себе, то есть ум собери и соедини с душою» [2, c.54]. Во время молитвы необходимо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы внимание не рассеивалось, а было сосредоточено на предмете молитвы, «дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, насколько это возможно отвлечь себя от видимых предметов» [2, c.74]. Сохранение сияния божественного света в душе является залогом чистоты души. Преподобный Серафим предупреждает, что христианин должен постоянно заботиться о том, чтобы сердце его было ограждено от недостойных помыслов, так как душевную чистоту легко потерять, и здесь стражником выступает ум, называемый старцем «охранителем внутреннего Иерусалима» [2, c.75].

11 стр., 5372 слов

Валаамский монастырь

... Новгородском Иоанне…" Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В ... в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре4, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители. Некоторые старшие братья стали нарушать ...

Сохранить душевную чистоту от отрицательного воздействия внешних влияний помогают уединение и молчание. «Паче всего должно украшать себя молчанием», – утверждает старец, ссылаясь в подтверждение своих слов на святителя Амвросия Медиоланского, Добротолюбие, Библию и др. источники [2, c.83]. Молчание умиротворяет сердечные волнения, вселяет в него мир и делает кротким.

Преподобный настойчиво советовал хранить мир душевный, для чего необходимо избегать осуждения других, «отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный» [1, c.30].

Пребывание в «радостном духе» было отличительным свойством самого Серафима Саровского, хотя этот дар достался ему не сразу, а как результат многолетнего подвижничества, после того как прошел крестный путь и вынес жестокую борьбу с темными силами. Радости преподобный Серафим противопоставляет дух уныния, печали и скуки. Он призывает начинающих монахов спешить выйти из этого мучительного состояния как можно скорее, потому что от духа уныния «рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы…» [1, c.31]. Печаль, как и уныние, мешает сосредоточиться на смысле молитвы, способствует рассеиванию внимания и подчиняет человека страстям. «Кто победил страсти, тот победил и печаль», – говорил старец, который сам постоянно находился в духе мира и радости, отчего он часто называл своих собеседников «Радость моя!». Радостное расположение духа свойственно презревшему мир и достигшему состояния бесстрастия, утверждал Серафим и говорил, что веселостью можно преодолеть усталость и уныние. Лучшим средством, помогающим выйти из состояния уныния, является, по Серафиму Саровскому, послушание – строгое и беспрекословное выполнение своих обязанностей. Сам он никогда не находился в праздности, был постоянно занят каким-либо делом и других к этому побуждал.

К празднолюбию преподобный Серафим относил и многословие, которое способно погасить огонь, «от Святого Духа вдыхаемый» [2, c.51]. Сам он, как известно, многие годы провел в затворе и молчании, стараясь оградить себя от малейшего общения с внешним миром. Даже когда он был принужден оставить пустынножительство и перейти жить в монастырь, Серафим не прекращает «блаженного безмолвия». Свою приверженность к уединению и молчанию преподобный Серафим объясняет тем, что «когда мы в молчании пребываем, тогда враг, диавол, ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме» [2, c.83-84], т.е. нужно избегать не только суетных действий, но и суетных мыслей, постоянно атакующих разум человека и мешающих ему сосредоточиться.

20 стр., 9969 слов

В.Н.Ильин. Н.Федоров и преп. Серафим Саровский

... В 1931 г. появляется вторая статья Ильина «Н. Ф. Федоров и преп. Серафим Саровский», вошедшая в серию его «Этюдов о русской культуре» и представлявшая собой пятый этюд. ... стяжания вечной славы, а другой – о человеческой активности в деле бессмертия. Эти люди – преподобный Серафим Саровский и гениальный мыслитель Николай Федорович Федоров. Преподобный Серафим Саровский – пророк вечной славы ...

В своих наставлениях он учит: «Паче всего должно украшать себя молчанием. Ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного» [2, c.83]. С этим тесно связан и совет преподобного Серафима хранить тайны своего сердца: «Не должно без нужды другому открывать сердца своего: из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну… Всего жалостнее то, что от сего нехранения и многословия может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердца: ибо, – говорил преподобный словами святого Исаака Сирина, – ничтоже так устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока по освящении души, якоже сообращение, и многословие, и собеседование» [1, c.39]. В другом месте он пишет: «Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца» [2, c.72].

Основываясь на том, что человек состоит из души и тела, Серафим Саровский приходит к заключению, что это определяет две взаимосвязанных друг с другом стороны жизни человека – деятельную и созерцательную, причем первая должна предшествовать второй: «Всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить в умосозерцательную…» [2, c.86].

Деятельная жизнь, которая по Серафиму представляет собой пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва, помогает достичь бесстрастия и смирения, которое является необходимым условием для того, чтобы можно было начинать жизнь умосозерцательную, но и в этом случае старец не советует оставлять жизнь деятельную, ибо, говоря словами преподобного, «она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает» [2, c.87].

Духовные наставления Серафима Саровского и сейчас, по прошествии довольно значительного времени, не утратили своего значения. Они представляют собой стройную систему воззрений на жизнь христианина, которая сформировалась в течение всего духовного пути преподобного Серафима, поэтому имеют особую ценность, так как являют собою плоды его многолетних размышлений и несут на себе отпечаток личности великого старца. И хотя современному человеку, особенно далекому от монастырской жизни, окруженному многочисленными соблазнами и поглощенному мирскими заботами, нелегко выполнить и малую толику того, что заповедал нам Серафим Саровский, его поучения и сама его жизнь служат примером высокого духовного подвига, значение которого для всего христианского мира невозможно переоценить.

Глава3. Саровский Серафимо — Дивеевский монастырь

3.1. Из истории монастыря.

Первоначально на месте Серафимо-Дивеевской обители находилась Казанская женская община, основанная в 1767 году при Казанской церкви села Дивеева вдовой полковника Мельгунова, монахиней Киево-Флоровского монастыря Александрой. Мать Александра стала первой начальницей общины и управляла ею под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. С 1825 года, после смерти последнего, по его завещанию, общине стал помогать преподобный Серафим Саровский. Серафимо-Дивеевский монастырь Серафим опекал всю свою жизнь, обитель стала его духовным детищем.

В 1828-1829 годах в Дивееве была сооружена церковь Рождества Христова. В 1842 году Казанская община была объединена с Мельничной Общиной, устроенной преподобным Серафимом, в одну Серафимо-Дивеевскую общину, которая в 1861 году была преобразована в монастырь.

Верховной игуменьей монастыря почиталась сама Богоматерь, а вес настоятельницы считали себя только ее наместницами.

В монастыре было пять храмов. Троицкий собор с приделами во имя иконы Богоматери «Умиление» и Св. Серафима Саровского был заложен в 1848 году на месте, указанном преподобным Серафимом, и освящен В 1875 году. В 1905 году по проекту архитектора А.А. Румянцева был заложен новый собор. Его расписали сестры обители в 1915-1916 годах под руководством художника Парилова, но освящение собора, планировавшееся на февраль 1917 года, не состоялось…

Другими храмами монастыря были церковь во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, кладбищенская церковь во имя Преображения Господня и домовый храм при богадельне во имя ИКОНЫ Богоматери «Всех Скорбящих Радость».

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Богоматери «Умиление», завещанная монастырю преподобным Серафимом Саровским. Он называл эту икону «Радость всех радостей». Перед этой иконой преподобный постоянно молился, перед ней он и скончался. После того как коммунисты ликвидировали Дивеевский монастырь, чудотворная икона была спасена сестрами монастыря, ее бережно хранили и вновь вернули в обитель после ее восстановления.

В Дивеевском монастыре хранилось множество вещей, принадлежавших преподобному Серафиму — они были перенесены сюда после его кончины. Сюда же был перевезен гранитный камень-валун, на котором молился св. Серафим. После ликвидации монастыря он был разбит.

В Дивеевский монастырь стекалось множество паломников, это была одна из самых известных и благоустроенных русских обителей.

В 1927 году Саровский монастырь был закрыт и paзорен. Все святыни монастыря — чудотворная икона

Живоносного источника, гроб-колода, в котором 70 лет покоилось тело св. Серафима, кипарисовый гроб, в котором хранились мощи, и другое — псе было спалено в кучу и сожжено. Разрушили часовню над могилой преподобного Серафима, засыпали родник, вход в пещеры забетонировали, разобрали ограду монастыря, обезглавили колокольню. В Успенском соборе был устроен гараж, а в 1950-е годы его взорвали. Был взорван и собор Живоносного Источника, а всего из девяти монастырских храмов было уничтожено семь. Имущество и библиотека монастыря тоже были разграблены, а частью уничтожены.

Мощи преподобного отвезли в Москву, и вновь они были обретены в декабре 1990 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга, где коммунистами был устроен музей религии и атеизма. Специально созданная патриаршая комиссия установила их несомненную подлинность, и в июле 1991 года мощи св. Серафима Саровского были перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь.

3.2. Монастырь в настоящее время.

Монастырь сейчас является одним из самых благоустроенных. Считается, что Дивеево — четвертый и последний удел на земле Небесной Игумении монастыря — Пресвятой Богородицы. В обители проживают более ста сестер, открыто пять скитов, где несут послушание еще около семидесяти монахинь. В восстановленном соборе, где покоятся мощи прп. Серафима Саровского, совершаются богослужения. Здесь же хранятся вещи преподобного Серафима: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок. Сохранилась и Канавка Божией Матери, вырытая сестрами обители по указанию преподобного. Сам святой старец говорил о ней: Канавка эта до небес высока. Эту Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому и все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Каждый день, как и прежде, совершается крестный ход по Канавке Божией Матери после вечернего богослужения. В храме Рождества Христова перед образом Спасителя горит неугасимая свеча. Схимонахиня обители Маргарита, которой в 1996 г. исполнилось 97 лет, была насельницей монастыря до закрытия его Советской властью, она единственная из сестер прежнего Дивеева, дожившая до возрождения обители. Ежегодно 31 июля в монастыре празднуется годовщина второго обретения мощей прп. Серафима, которое состоялось в 1991 г, совершается крестный ход из Дивеева в Саров. В 1996 г. Патриарх Всея Руси Алексий II передал в обитель Евангелие, хранившееся до революции в монастыре и бережно сохраненное православными верующими москвичами.

На территории обители находятся могилы дивеевских блаженных Прасковьи Ивановны (Паши Саровской), Пелагеи Ивановны и Натальи Дмитриевны. В обители без совета с ними ничего не делалось.

На территории монастыря находится единственный и главный собор Пресвятой Троицы. Здесь под сенью кивория покоятся мощи преподобного Серафима. Четыре малахитовых колонны несут пятиглавый золоченный балдахин. Центральная глава в виде островерхого шатра с иконами русских святых в окошках с закомарами. Ниже, посередине фронтона, икона, изображающая стоящего на коленях на камне и простирающего к небу руки преподобного Серафима. Под ней полоска фриза с молитвой мытаря, писанная золотыми буквами на черном фоне: «Боже, милостив буди мне грешному». Над ракой висят лампады изящной работы с инкрустацией и эмалью. Рядом возвышается кивот с иконой явления Царицы Небесной с двенадцатью святыми царицами прп. Серафиму. В Троицком соборе пять престолов. Центральный престол и южные приделы восстановлены и освящены. Иконостас центрального престола завершен отделкой и украшен иконами только в нижнем ряду. Слева и справа от иконостаса два великолепных резных золоченных киота. В одном из них поясная икона преп. Серафима, на другом икона Божией Матери «Умиление», та, которую отец Серафим именовал образом Божией Матери «Радость всех радостей». Справа от киота с иконой преподобного находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, обретенная на Казанском источнике. Далее иконы Богородицы «Утоли моя печали», «Иверская» дивеевского письма; иконы Божией Матери «Достойно есть» с мощевиком евангелиста и апостола Луки и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и другие иконы. Внутреннее пространство храма, устремленное ввысь полукружиями перекрещивающихся парусных арок, удерживается четырьмя мощными столпами. Независимо от массивности архитектурных форм их совершенные пропорции создают ощущение легкости и простора. [19] Вдоль стен храма по периметру идут галереи. По ним можно пройти к двум приделам, расположенным на втором этаже (один из приделов посвящен иконе Владимирской Божией Матери).

В монастыре хранятся вещи преподобного Серафима: чугунок; огромного размера бахилы, сработанные руками преподобного; кожаные перчатки, верижный крест, поручи, епитрахиль. собора высится громадная колокольня с золотой, ослепительно сияющей главой. Одни из ближних святых источников — источники матушки Александры и иконы Иверской Божией Матери. Святыней обители является канавка Пресвятой Богородицы, которую при своей земной жизни приказал вырыть преподобный Серафим. «Канавка — это стопочки Божией Матери! — говорил он. — Тут ее обошла Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! — говорила она преподобному Серафиму. — И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не проскочит!» Путь по канавке Богородицы начинается от деревянного креста поблизости бывшей монастырской водокачки и заканчивается у восточного входа в обитель у Нового храма. Отсюда каждый вечер после трапезы совершается крестный ход. [20]

Заключение

Неоценима жизнь Преподобного Серафима Саровского. Его наставления это не назидательный документ, а великая мудрость духовной жизни.

Значение поучений великого старца, чудотворца и молитвенника, их роль в формировании духовного облика современного человека на сегодняшний день огромны. Святой, дни памяти которого объединяют в едином молитвенном порыве всю Россию, чье имя стало символом духовного возрождения России, единением Церкви и государства, в своих наставлениях раскрывает тот единственно верный путь, к которому мы призваны. Идя по этому многотрудному пути борьбы со страстями, совершенствуясь в любви к Богу и ближнему каждый из нас может достичь той или иной степени духовного совершенства. Об извечном призвании человека к Богу, о его предназначении для Царства Небесного говорит, явно или прикровенно, каждая строчка наставлений преподобного Серафима. Особенный акцент делается святым старцем на необходимости приобретения любви к Богу и ближнему. «С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления», «мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезною », – говорит батюшка Серафим в своих поучениях. В настоящее время, когда наблюдается некая неопределенность, «размытость» духовных ориентиров даже для желающих идти путем внутреннего совершенствования, эти слова особенно актуальны. Не к внешним аскетическим подвигам, не к строгому посту, молчальничеству и ношению вериг призывает нас преподобный Серафим, а, в первую очередь, к любви к Богу и ближнему, к неосуждению и прощению обид (этим темам посвящены целые отдельные главы его духовных наставлений).

Из жития Преподобного известно, что когда к нему пришел один Саровский инок за благословением на ношение вериг, мудрый старец ответил, что для нас, не умеющих и замечания от ближнего безболезненно перенести, «вериги» должны заключаться в неосуждении ближнего, в благодушном терпении обид и укорений.

Преподобный Серафим, запечатлевший в своем кротком облике сокровища даров Святого Духа, через свои наставления продолжает озарять и преображать и нас, современных людей, воздействуя на наши сердца благодатной силой своего боговдохновенного слова.

Примечания

Жизнеописание преподобного Серафима в его «Житие». 6-е издание. – М., 1998.

Подвиг старца Серафима, Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1

Там же.

«Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима». М., 2001 г

Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X –XX вв.) – М., 1999.

Словарь. М., 1994

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1999.с. 21

«Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж.Новг. 2004 с. 23

Подвиг старца Серафима Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1.

«Преподобный Серафим Саровский» В.Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж. Новг. 2004 С.51.

Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления мирянам и инокам // Как жить? Мудрые советы опытности.

Там же.

А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.217

Там же.

А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.216

А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год, с.217,

Серафимо-Дивеевский монастырь. Православная Москва. Москва. 1996. № 9 (69) (март).

Серафимо-Дивеевский монастырь.. Православная Москва. Москва. 1996 . № 9 (69) (март).

Московский Церковный вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1999 . № 2-3 (89).

с.7..

Там же. с.7..

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/hram-serafima-sarovskogo-kratkiy/

1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — М., 1999.

2. Подвиг старца Серафима. Изд-во Паломник. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Стрижев C.1

3. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти отца Серафима».М., 2001 г

4. А.Ю. Низовский, Москва «Вече» 2001 год,

5. Серафимо-Дивеевский монастырь. Православная Москва. Москва.

6. Московский Церковный вестник. Москва. Издательство Московской Патриархии. 1993.

7. Митрополит Вениамин (Федченков).

– Всемирный светильник. – М., 2000.

8. Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления мирянам и инокам // Как жить? Мудрые советы опытности. – С. 44-94.

9.Жизнеописание преподобного Серафима в его «Житие». 6-е издание. – М., 1903.

10.Жизнеописания Достопамятных людей земли Русской (X –XX вв.) – М., 1992.

11.Преподобный Серафим Саровский» В. Карпенко, Жизнь знаменитых нижегородцев, Ниж. Новг. 2004 с.51