Феномен ‘гражданской’ журналистики

Преобразования в области информационно-коммуникационных технологий неизбежно влекут за собой преобразования общества в целом. Развиваясь в симбиозе, СМИ, телекоммуникационные сети и электронная среда, ведут к трансформации глобальной медиасистемы. Эти изменения, в свою очередь, открывают широкий доступ общественности в сферу интерактивных медиа, новых медиа, создаваемых не только профессиональными журналистами. И теперь уже потребители информации становятся ее производителями. Этот процесс в ряде исследований получил название «гражданская» журналистика.

актуальных

  • Во-первых, «гражданская» журналистика и сопряженные с ней понятия являются относительно новой областью журналистики, мирового информационного потока и массовых коммуникаций;
  • Во-вторых, осознание феномена «гражданской» журналистики принципиально для понятия особенностей современной журналистики: это и конкуренция, и сотрудничество между двумя вышеназванными сферами, и их конвергенция.

На сегодняшний день «гражданская» журналистика не имеет чёткой структуры, определения, единогласно признанного в научном сообществе, концепции и направления развития. В данной курсовой работе я представлю наиболее популярные точки зрения по этому вопросу и проанализирую различные подходы.

civic journalism

Формирование «гражданской» журналистики обусловлено масштабным технологическим переворотом, ведь содержание невозможно без формы. Во второй главе я рассмотрю формы «гражданской» журналистики: блоги и подкастинги.

гражданская журналистика блок подкастинг

В 80-е годы ХХ века американский культуролог Олвин Тоффлер сформулировал теорию «третьей волны». Он считал, что мир стоит на пороге нового этапа развития, где решающую роль будут играть демассифицированные средства связи. «Третья волна», по мнению учёного, создаст новый тип экономики, основанный на широком использовании компьютерной техники. В электронных коттеджах, например, жители смогут создавать все необходимые им продукты с помощью автоматизированных аппаратов. Публика станет сама управлять средствами связи и превратится из пассивного потребителя информации в ее активного воспроизводителя с помощью огромного количества индивидуальных экранных устройств. В итоге, «все это приведет к разрезанию массовой телевизионной аудитории на сегменты, и каждый срез будет не только усиливать разнообразие нашей культуры, но и глубоко вклиниваться в мощные трансляционные сети, которые раньше целиком захватывали воображение» [1]

19 стр., 9163 слов

Журналистика как профессиональное призвание и ремесло

... творческой деятельности; выявить этапы становления журналистики как профессии; соотнести понятия «профессия», «призвание» и «ремесло» в ... функция, побеждающая сегодня в мире масс-медиа, и социально-объединяющая, гуманитарная функция» Исследователи ... одновременно; диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ); коллективный характер профессии; ориентация на профессиональный успех; способность ...

Именно возможность аудитории самой производить массовую информацию, распространять ее и стала главным фактором, изменившим природу взаимоотношений журналистов и публики. Развитие Интернета и цифровых технологий привело к тому, что новости перестали быть прерогативой профессионалов, отныне создавать и публиковать может любой, имеющий в руках фотоаппарат, мобильный телефон, веб-камеру и выход в сеть.

Преподаватель курса «Социология массовых коммуникаций» Высшей школы экономики Алла Черных пишет: «Еще в начале 90-х гг. журналисты считали, что они — рупор общества, ныне же система кардинально изменилась: аудитория обрела собственный голос, не вписывающийся в рамки традиционного медиадискурса, который невозможно игнорировать».

Наиболее полно участие общества в создании массовых информационных потоков выразилось в новом течении — в «гражданской» журналистике (citizen journalism).

[4]

Этот феномен находит различную трактовку. Так, например, американские медиаисследователи Шейни Боуман и Крис Уиллис определяют гражданскую журналистику как деятельность граждан, «играющих активную роль в процессе сбора, распространения и анализа новостей, и информации». [2]

Московский Институт гуманитарных коммуникаций, в свою очередь, даёт такое определение: «гражданская» журналистика — это одновременно философия и система ценностей, сопровождаемая рядом новых технологий, призванных отражать в журналистике и то, и другое. По своей сути это вера в то, что журналистика имеет обязанность перед общественной жизнью — гораздо большую, чем просто сообщать новости или раскрывать множество фактов. То, как мы непосредственно делаем нашу работу, влияет на общественную жизнь.

Отношение к «гражданской» журналистике также различно. Некоторые, как, например, президент российского Фонда защиты гласности Алексей Симонов, считают, что «вся журналистика должна быть гражданской», их оппоненты, в свою очередь, отвечают словами популярного блогера Антона Носика, что «это вопрос такого же рода, как: «Угрожает ли профессиональному спорту любительский?». Существуют и третьи, солидарные с журналистом и телекритиком Сергеем Варшавчиком, с чьей точки зрения, «блоггерство активно дополняет журналистику и периодически помогает ей находить те или иные темы». [11]

В любом случае, общим для всех гражданских журналистов является то, что они не обладают специальным журналистским образованием (хотя есть и исключения), не получают денег за свою медиадеятельность, это любители, а не профессионалы. Публикуемая в блогах информация характеризуется высокой оперативностью, но зачастую не отвечает требованиям профессиональной этики журналиста.

Если обратиться к истории вопроса, то истоки «гражданской» журналистики можно найти в начале XX века как в западной культуре, так и в российской.

Первым «прагражданско — журналистским» явлением можно назвать американские «зины» (от англ. «magazine» — журнал).

23 стр., 11303 слов

Современные информационные технологии в журналистики

... возможностям в российском и мировом масштабах; изучить общие закономерности функционирования мобильной журналистики – результата синтеза интернета, сотовой связи и журналистского мастерства. Научно-практическая ... источником новых идей и плодотворных научных направлений. Цикл: знания - наука - общественное производство - знания замкнулся, и спираль технологической цивилизации начала раскручиваться с ...

«Зинами» называли самодельные издания, противопоставляемые официальным СМИ. Текст набирался на печатной машинке, вклеивались фотографии, и это распространялось по друзьям.

Первые «зины», по сведениям Википедии, появились сразу после великой депрессии в 30-ые годы XX века и просуществовали до 60-х. В них публиковались фантастические рассказы, к которым охладели крупные издательства, и переписки между авторами — самоучками. Примечательно, что из американских «зинов» выросли такие титаны фантастической литературы, как Айзек Азимов и Фредерик Пол.

Если в США появление «зинов» обуславливалось экономическим строем (издательства публиковали то, что хорошо продавалось, ориентируясь на средние и высшие слои общества), то создание советского аналога, — самиздата, было продиктовано политическим режимом и жестокой цензурой.

Самиздат «работал» по тем же принципам: тексты писались и копировались от руки или с помощью печатной машинки, иллюстрации делались авторами. Чаще всего «самиздат» был способом распространения литературных произведений, запрещённых властью, религиозных и публицистических текстов. [6]

Подоплекой всего этого, как и положено в гражданской журналистике, был внутренний бунт и страстное желание выразить своё мнение по поводу происходящего вокруг.

Если говорить о сегодняшней «гражданской» журналистике, то её становление безусловно связано с появлением Интернета.

Вот как описывает эволюцию Интернет новостей американский исследователь из MIT (Massachusetts Institute of Technology) Бьюси: первое поколение веб-новостей (с начала до середины 90-х годов) было лишено творческого подхода, просто воспроизводились гипертекстовые страницы, повторяющие печатные материал. Второе поколение (с середины до конца 90-х годов) продвинуло онлайновую журналистику на новый уровень независимости, предполагающий самостоятельный сбор и обработку информации, регулярное обновление новостей, активное использование аудио и видео материалов. В 2000 году появилось третье поколение, характеризующееся расширенными, обогащёнными возможностями, которые используют технологию, чтобы приблизить людей к новостям. Электронные версии прошли путь от пассивной модели подачи информации до самобытной информационной среды с её оперативностью, богатством содержания и возможностью контроля со стороны пользователя. [4]

civic journalism

В основе этого понятия лежит убеждение, что журналистика имеет обязательства в общественной жизни — обязательства, которые состоят не только в освещении новостей или показе большого количества фактов. Журналистика влияет на ход общественной жизни. Социально-активная журналистика — это не только другой способ действий в рамках журналистики. Это другой способ восприятия журналистики.

citizen journalism

В отечественной практике «гражданская» журналистика в большей степени связывается с блоггерством (в частности, с известным сервисом Livejournal), но сейчас популярными стали целые новостные сайты, куда каждый желающий может добавить собственную новость, выложить фото или видео с места событий (например, Ohmynews!, Indymedia, Wikinews, и др.)

guerrilla journalism

guerilla journalism

31 стр., 15479 слов

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет

... работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова ... интернет-изданий. Цель моей работы - охарактеризовать гендерную структуру периодических интернет-изданий и выявить оригинальные жанры онлайн-журналистики. Для этого предлагается решение ...

collaborative journalism»

«Участники коллаборативной журналистики обычно видят себя как дополнение и приложение к обычным медиа и, в некоторых случаях, как критические наблюдатели мейнстримных медиа. В отличие от обычных журналистов с их дедлайнами и установкой на создание «завершённой» новости», говорится далее, такие журналисты «могут развивать или критически разбирать новость постепенно, часто каждый день добавляя что-то к уже имеющемуся».

На сегодняшний день известны, например, такие разновидности коллаборативной журналистики, как линк-журналистика и вики-журналистика.

link journalism

wiki journalism

Как мы видим, наибольшая пользовательская активность наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге, после чего идут столицы стран СНГ и крупные региональные центры.

Анализируя контент, Яндекс сообщает следующие данные:

Средняя длина поста-101 слово. Средний заголовок состоит из двух-трех слов. 5,5% записей вообще не содержат слов — если разделить все посты на группы в зависимости от их длины, то эта группа окажется самой многочисленной. В марте 2009 года почти половина (49%) всех постов содержала изображения. В действительности это не значит, что в блогах так много картинок и фотографий. Возможно, значительная часть изображений — смайлики. На некоторых блогохостингах вместо смайликов автоматически подставляются картинки (графические смайлики), и многие пользователи даже не подозревают, что вставили в свою запись изображение. Флэш — как правило, видеоролики, — пока есть в 4% постов. [17]

В настоящий момент времени в Рунете зарегистрировано 72 694 878 блогов (на 18.04.2013г.) на 91 сервисе. В их числе: LiveJournal <http://livejournal.com/>, LiveInternet <http://liveinternet.ru/>, Я. ру <http://my.ya.ru/>, Блоги@Mail.ru <http://blogs.mail.ru/>, Blogger.com <http://blogspot.com/>, Diary.ru <http://diary.ru/>, Группы на Subscribe.ru <http://subscribe.ru/group>, Love ¦ Planet <http://loveplanet.ru/a-journal/>, BabyBlog.ru <http://babyblog.ru/>, МаксПарк <http://maxpark.com/>, бэби. ру <http://baby.ru/>, Тейсти <http://mmm-tasty.ru/>, 24open.ru <http://www.24open.ru/allblogs/main/>, Блоги на MyPage.ru <http://mypage.ru/>, LiveLib <http://livelib.ru/>, Клерк. ру <http://blogs.klerk.ru/> и т.д.

Глобальный рынок классических СМИ терпит убытки по всем направлениям: теперь не только блоги представляют угрозу печатным СМИ, но и у радио и телевидения возможно появились конкуренты с развитием альтернативных каналов связи, — подкастов и видео-сервисов.

Подкастинг — (от англ. podcasting — производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Технически подкастинг не несёт ничего революционного — по сути, это простое внедрение мультимедиа-контента (аудио или видео) в rss-канал. [5]

12 стр., 5510 слов

Конвергентная журналистика: технологические и социокультурные предпосылки (2)

... технологическом, социальном и культурном контексте. Данная курсовая работа позволяет овладеть базисными знаниями в этой области, прежде всего, разобраться, что же явилось предысторией развития такого понятия, как конвергентная журналистика. ... начале XXI вв; 4. определить культурные предпосылки формирования конвергентной журналистики. Методы исследования: в исследовании были использованы ...

Но с точки зрения своих возможностей, подкастинг, по сути, является синтезом преимуществ интернета и радио (а иногда — телевидения), и площадкой для гражданской журналистики.

Сложно сейчас назвать первого человека, который вставил аудиофайлы в rss-канал для свободного доступа. Интересней оказывается динамика популяризации нововведения, она просто поражает: 28 сентября 2004 года блоггер и колумнист Doc Searls стал отслеживать количество результатов, которое выдавала поисковая система Google на запрос слова podcast. В этот день их было 24. 30 сентября их стало 526, тремя днями позже — 2750. Это число удваивалось каждые несколько дней, пересекло отметку в 100 000 уже 18 октября. Годом позже этот показатель составил 100 000 000. Сегодня — 239 000 000.

Иностранные коллекции подкастов можно найти на Apple Music Store через программу iTunes, а также на сайтах Yahoo! Podcasts, Podcast.net, Podcast Alley. Профессиональных подкастов, специализирующихся на какой-то определенной тематике и регулярно освещающих ее, в России мало.

В нашей стране подкастинг стал развиваться совсем недавно — около года назад был открыт подкаст-терминал RussianPodcasting.ru, его основал теле — и радиоведущий Василий Стрельников. Проект постепенно набирает популярность и к сегодняшнему дню имеет довольно солидную коллекцию подкастов.

«Это выгодная альтернатива радиовещанию, —

Существует несколько разновидностей подкастов:

— Аудио-подкаст. Представляет из себя аудио запись законченных идей, мыслей, лекций, новостей, презентаций. Запись оформляется в mp3-файл, которая далее интегрируется на блог (сайт).

Например, для блога на популярном WordPress можно скачать специальный плагин (дополнительный программный модуль) для размещения аудио-подкастов.

2. Видео-подкасты. Запись видео-подкастов осуществляется на цифровые видео камеры с последующей обработкой на компьютере, т.е. записанное видео перегоняется на компьютер, конвертируется в формат Flash и так же как и аудио выкладывается на всеобщее обозрение.

Развитие видео-подкастинга, дало мощный толчок для продвижения сопутствующих сервисов, таких как Youtube.com или video. mail.ru, упрощающих процесс размещения видео-подкастов.

Их популярность объясняется не только простотой использования. На фоне всеобщего кризиса доверия, видеоинформация считается в массовом сознании наиболее достоверной, а факт того, что её авторы не крупные ТВ компании, а обычные пользователи, это доверие усиливает.


Феномен «гражданской» журналистики появился уже давно. Его основа была заложена ещё в начале XX века, а с появлением Интернета значительно преобразовались способы и каналы распространения. Несмотря на то, что на сегодняшний день информация из блогосферы и различных подкастов пользуется большой популярностью, всё же ведутся споры о том, считать ли этот феномен журналистикой или нет.

На мой взгляд, ответ скорее положительный. Ведь единственное серьёзное различие «гражданского» журналиста и профессионального в степени ответственности. От неё зависит правдивость информации, объективность и качество. К сожалению, эти свойства не всегда присущи официальной прессе, что, в какой-то степени, уравнивает её с гражданской. Таким образом, на практике получается, что «гражданская» журналистика не только не отстаёт от профессиональной, но и во многом её опережает (скорость, доступность, независимость).

24 стр., 11602 слов

Журналистика и Интернет

... система. Ни правительство, ни корпорационные монополии не имеют контроль над её работой. Соединение с Интернетом также не требует официального разрешения. Наоборот, как дикая земляника, ветви ... проблемы требовали огромного объема работы и талантливых специалистов, что, в конечном результате, привело к созданию программы TCP/IP. Интернет сегодня В настоящее время Интернет, давно переданный для ...


1. Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров // Жанры речи. — Саратов: Изд. центр «Наука». — 2007. — Вып.5. «Жанр и культура». — С.370-389.

2. Дзялошинский И.М. «Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям», Престиж, 2006, 104 с.

  • Лукина М.М., Фомичева И.Д. «СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие» — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — стр.6
  • Материалы сборника \»Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet\».

Под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.: СПбГУ, 2007;

  • Фомичёва И.Д. «Социология Интернет — СМИ» // Серия «Интернет — журналистика» Выпуск 2 — М. 2005 — стр.9 — 10
  • Халамбаджа И. «Фантастический самиздат», журнал «Если» №9, 1998
  • Хлебникова Н. «Гражданская журналистика: к истории становления термина» // журнал «Медиаскоп» выпуск №3, 2011

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

8. Библиотека журналиста — http://joualism. narod.ru/smi/0003.html <http://joualism.narod.ru/smi/0003.html >

  • Гражданская журналистика «mobus» — <http://www.mobus.com/sec/grazhdanskaja-zhualistika>
  • Глас Рунета — http://subscribe.ru/archive/media.

vox/200702/19102857.html / <http://subscribe.ru/archive/media.vox/200702/19102857.html />

  • Интеллектуальные технологии в сети — <http://moreintelligentweb.net/post/109>
  • Медиа библиотека факультета журналистики МГУ — http://site.

mediascope.ru/? q=node/109 <http://site.mediascope.ru/?q=node/109>

  • «Новая газета» — <http://www.novayagazeta.ru/data/2005/25/30.html >
  • Поиск по блогам — http://blogs.

yandex.ru/ <http://blogs.yandex.ru/>

  • Работы И.М. Дзялошинского — . shtml <http://www.dzyalosh.ru/comm-books.shtml>
  • Рейтинг блогов на Яндексе — http://download.

yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009. pdf <http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf >

  • Российский сервис онлайн-дневников — <http://www.liveinternet.ru/>
  • ЖЖ — <http://www.livejournal.com/>

20. Merriam-Webster’s Words of the Year 2004 // . htm 2 Taormino T. Peek-a-Blog // <http://villagevoice.com/people/0345,taormino,48346,24.html >