Культура белорусского народа:обычаи и традиции

Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края — летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты.

Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп — в Полесье живут «полещуки», в районе Пинских болот — «пинчуки», вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта — юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место — это и «бацька» для детей и «дядьзька» для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина — равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту — деревянные и металлические предметы обихода считались «мужскими», тканые и плетеные — «женскими». Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов[1].

8 стр., 3568 слов

Украинская культура: становление и развитие

... украинская культура является оригинальным синтезом автохтонных предыдущих культур и внешних культурных взаимовлияний. Древнейшим народом на украинском древе, который сохранила история, ... всего живого. Для мировоззрения древних славян был характерен ... странами христианского мира); способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду деятельности стране, ...

1.Культура белорусского народа.

Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

Белорусская культура – это часть общерусской культуры, её самобытная и полноправная ветвь.

Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным.

Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI веке.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ век[6].

Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы – Я.Купалы, Я.Коласа,М.Богдановича, Цётки и др.

Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, И.Шамякин и др. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. Закону о языках в Белорусской ССР. Возвращались произведения многих незаслуженно забытых авторов в литературу, искусство (Н.Арсеньева, Ю.Витьбич, М.Седнёв и т.д.).

Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов[3].

Наши предки были мудрыми и добродушными людьми. Они знали множество обрядов и обычаев, как заповеди исполняли их в своей повседневной жизни. Мы старательно забываем свою историю, свои традиции в течение многих лет, а потом восхищаемся ими, встречая у других народов. Многие обряды белорусов восходят к языческим временам.

Так, издавна белорусы считали строительство большим праздником. Утверждали, что белорусские дети рождаются с особыми способностями к плотничеству.Каждый хозяин основательно выбирал место для строительства своего дома. На это место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом. Никогда не брали для строительства поваленные бурей деревья, видимо, опасались, чтобы неуправляемая энергия урагана не повлияла на дом и его обитателей. Между первым и вторым венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб — всему основа. Торец крыши всегда закрывал конек или скрещенные рога — символ козы.Белорусы поклонялись коню и козе. Считалось, что эти животные охраняют дом от зла и всяких бед.

11 стр., 5360 слов

Влияние рода Радзивиллов на формирование белорусской культуры

... автором трактата о происхождении рода Радзивиллов и составителем первого сборника белорусских пословиц. Януш Радзивилл основал типографию в Кейданах при ... театр, музыкальное искусство, а также, как пример прикладного искусства, производство слуцких поясов. Наиболее яркими культурными деятелями были Николай Радзивилл Черный, Николай Радзивилл Сиротка, Януш Радзивилл, Иероним Флориан Радзивилл, ...

Первым в новый дом запускали петуха. Если птица издыхала, значит дом не покинула еще нечистая сила. Тогда запускали в дом кота, чтобы он ее прогнал. Этот обычай остался и в наши дни: новоселы запускают первым в дом кота.

Считалось, что, кто первым из семьи зайдет в дом, тот первым его и покинет, то есть умрет. Поэтому обычно бабка освещала дом, и затем в него заходили остальные домочадцы. Был в доме и «бабин угол». Там никогда не спали. Висели в этом углу полочки с посудой, стояла лавка, окно выглядывало обязательно во двор. За «бабиным углом» закрепилась функция кухни.

Мусор наши предки выносили вечером, чтобы не оставлять в доме грязь, а не то его мог покинуть домовой — неофициальный хранитель дома.

Спали домочадцы на полатях, которые могли быть и двухъярусными. Нижний ярус — для пожилых членов семьи, верхний — для молодых. Самые маленькие отдыхали в люльке, подвешенной к потолку, а днем играли в специальном манежике. Полати делались из досок, сверху лежал тюфяк, набитый соломой, и льняные покрывала — мечта, а не постель! Во всяком случае, искривлениями позвоночника наши предки явно не страдали.

Особое место для новорожденного. Нельзя было переговариваться через колыбельку, передавать вещи — ребенок вырастет вором, пустую колыбельку не качали — малыш может заболеть.

Самым важным в доме всегда был красный угол. В нем висела икона, убранная рушниками. Сидеть в красном углу мог только глава семьи.

Окна белорусского дома выходят во двор и на улицу, а одна стена обязательно глухая, чтобы сохранять тепло в доме и не заглядывать в соседний двор, а потом не сплетничать на досуге. Лучше следить за порядком в собственном доме.

Под образами — стол, сидели на лавках. На столе — каравай хлеба, жбан молока или кваса. Никогда не было у белорусов замков. Если хозяев нет дома, дверь обычно притворяли. Усталый путник мог зайти в дом и угоститься за столом хлебом, квасом, молоком, если у него не было времени подождать хозяев возле дома. Странников, скитальцев хозяева обычно кормили, укладывали отдохнуть и только потом расспрашивали, кто такой, куда и откуда держит путь. Только со второй половины XVIII века в Беларуси начинают появляться замки, потому что участились случаи воровства. Среди скитальцев оказалось немало любителей легкой жизни.

Печь кормила, согревала, лечила. По преданию, на Деды через трубу в дом спускаются души умерших предков. Возле печи — кочерга, ухват, лопата, на которой сажали хлеб в печь. Во время грозы хлебную лопату выставляли на улицу — она защищала дом от пожара. Под печью в холодные зимы держали кур. Возле печи дежа — символ достатка и благополучия. В ней замешивали тесто, а старую — никогда не выбрасывали. Перед замужеством невеста садилась на дежу, и ей расплетали косу.

Одевались наши предки просто, ходили в лаптях. Делали их на совесть, так что ноги не промокали даже у женщин, собирающих клюкву на болоте. Мужчины носили сорочку и портки, женщины — юбку да блузу из льняного самотканого полотна. Обязательной деталью одежды белорусов был пояс. Пояс дисциплинирует человека. Женщина шла жить и обязательно подпоясывалась. После жатвы последний сноп обвязывали поясом и ставили в красный угол, чтобы хлеб до следующей жатвы не покидал дом.

9 стр., 4115 слов

Красивые деревенские дома снаружи: фото современных и классических вариантов

... в деревне маленький, необходимо правильно составить его планировку. В каждом жилом доме должны быть следующие помещения: гостиная; веранда, терраса или хотя бы крыльцо; Если строится загородный дом с русской печью, ... эти нюансы необходимо учесть еще на этапе проектирования дома. Дом моей бабушки (сочинение описание дома) Много ли кто из вас видел дом, где появились на свет дедушки и бабушки ваших ...

Одно из основных ремесел белорусов — ткачество. С ним связаны многие обычаи и обряды. Никогда не сеяли лен в понедельник — трудный день. Во вторник посеешь — долго будет всходить. Среда тоже неблагоприятный день для посева льна. Четверг — для червей. В воскресенье люди отдыхали. И оставались для посева только пятница и суббота. Если на небе много туч — это к хорошему урожаю.

В 6-7 — летнем возрасте девочка уже ткала. Ее первое сукно было грубым и не очень аккуратным, но его не выбрасывали, а складывали в приданое. К замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. По сундуку определяли, зажиточная семья или нет. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.

В каждой области, районе, а то и в деревне были свои орнаменты. Ромбы символизировали благополучие, солнце, красный цвет — символ огня, жизни, черный — символ земли, почвы, васильковый — цвет неба, василька. Поклонялись белорусы белому — цвету здоровья, свободы и независимости.

Спали и в бабьем углу. В деревне зимой нередко приходилось пускать на ночь подвыпившего человека, который не дойдет до своего хутора, замерзнет. Такому место для сна — на полу в бабьем углу, на дерюге.

Хлеб на столе не держали, хотя бы из-за проблем с котом, моральные устои коего не выдерживали испытаний аппетита. Хлеба лежали высоко на полке, под притолокой.

Молоко обычно сохранялось в прохладном месте, в сенях или в тёмной кладовке, а чаще всего в колодце, в специальном высоком зауженном цилиндрическом сосуде, чтобы получить сливки.

Жбан с квасом ждал страждущих летом в прохладном месте, а зимой — на скамье в бабьем углу.

Ещё из печных приспособлений можно было встретить деревянную длинную ложку, ручка метра полтора, чтобы с её помощью опускать прямо в кипящую в чугуне в печи воду «камы с душами», это такие большие размером в половину кисти руки клецки из теста как для драников, с начинкой из разного мяса; а также длинную мутовку, чтобы прямо в печи перемешивать кипящий в чугуне овсяной кисель.

Лапти отличаются следующим качеством: они очень легкие, мгновенно промокают в сыром месте и также быстро просыхают в сухом. Эта своеобразная обувь весьма функциональна и гигиенична, к сожалению, не находит современного развития.

Сукно изготавливали из шерстяных ниток, полотно — из льняных[4].

1.2.Национальный костюм Белоруссии:

Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

8 стр., 3664 слов

Значение знака и символа в культуре

... Символы белорусской столицы i 5. Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь - символы государственного суверенитета Беларуси государственная символика. 1. Типология знаковых систем культуры Говорить о семиотике культуры - значит говорить о культуре как о знаковой системе, ...

Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления.