Романтизм в поэзии А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет. Теперь обратимся к сентиментализму. Он показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.

Обратимся к заслугам романтизма. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

Кто такой романтический герой, и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии:

  • (1) до столкновения с реальностью; он живет в «розовом» состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира.

(2) после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности.

Романтизм в поэзии А. С. Пушкина.

Творчество Пушкина-романтика необходимо рассматривать в тесной связи с особенностями русского романтизма как литературного направления. Такой подход представляется актуальным, прежде всего потому, что за последнее время резко возрос интерес к специфике национальных литератур, их исторических путей судеб. Во-вторых, даже в лучших литературоведческих трудах посвященных романтическому творчеству Пушкина, вопрос о его национально-исторической характерности остается в тени, оказывается отодвинутым на второй план.

Между тем именно изучение пушкинского романтизма в типологическом аспекте позволяет полнее выявить его индивидуальные свойства, его внутреннее единство, уяснить его культурно- историческую специфику.

С самого начала творческого пути А. С. Пушкина ощущается преобладание в его произведениях вольнолюбивых настроений. Эти настроения наиболее ярко отразились в его романтических поэмах.

3 стр., 1176 слов

«…Он слишком хорош для этого мира…» Трагизм жизни и судьбы ...

... Болконского. Периоды духовного просветления в жизни этого высокоинтеллектуального героя сменяются периодами скепсиса и разочарования, «пробуксовки» мыслей, душевной смуты. На ранних этапах духовного развития князя Андрея для его внутреннего мира ... этап своего с существования – в мир иной. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Так, в поэме «Кавказский пленник» поэт создает характер молодого человека своего времени, который разочаровался в жизни, презирает весь свет и лишь в общении с природой пытается обрести утраченный смысл своего существования. Сам автор так писал о своем герое: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века». Жизни испорченного, полного пороков светского общества герой противопоставляет свободу вольной стихии. Пушкинский герой — друг природы, он убежден в том, что независимость является естественным состоянием человека. Этот же вольнолюбивый мотив воплощен и в образе черкешенки, которая жертвует собой во имя свободы любимого. Она предпочитает погибнуть, чем видеть пленника в цепях. В этой ее решимости отчетливо звучит мысль автора о том, что лучше смерь на свободе, чем любовь в рабстве.

Драматизм человека, попавшего в рабство, еще более ярко раскрывается в поэме «Бахчисарайский фонтан», написанной под влиянием крымских впечатлений поэта. Ее сюжет заимствован из местного предания о любви хана к пленнице и ее трагической гибели. Автор показал столкновение двух выходцев из различных цивилизаций: христианки Марии и крымского мусульманского деспота, хана Гирея. В этом столкновении и заключен особый драматизм ситуации. Пушкин стремился показать влияние на варвара гуманной христианской цивилизации, воплощенной в любви. Сложную историю хана Гирея и двух соперниц поэт передал при помощи традиционных романтических приемов изображения исключительных страстей, мелодраматических эффектов и того, что сам Пушкин называл тайной занимательности. Вместе с тем «Бахчисарайский фонтан» поражает своим лиризмом, роскошью красок, элегическим образом фонтана, поэтическим изображением крымской природы, пластичностью и музыкальностью стиха. Разрушая все привычные литературные представления, выступая подлинным новатором в искусстве слова, А. С. Пушкин учил пониманию того, что такое истинная поэзия.

Последним произведением романтического периода стала поэма «Цыганы», в которой поэт развивает темы предыдущих двух поэм. Главный герой — Алеко, подобно кавказскому пленнику, бежит из «неволи душных городов», где «просят денег да цепей», где «главы пред идолами клонят», «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей». Он также разочаровался в светской жизни и поэтому пытается найти свое счастье среди свободного народа,

не подчиняющегося чужим законам. Таким народом, по его мнению, являются цыгане. Однако история любви Алеко, вспыхнувшее в нем чувство ревности, убийство цыганки характеризуют его как человека эгоистичного. Стремясь к собственной свободе, он вместе с тем пытается подчинить, лишить свободы другого человека. «Ты для себя лишь хочешь воли», — говорит ему старый цыган, являющийся у Пушкина воплощением народной мудрости. Но Земфира, воспитанная на воле, не может примириться с утратой своей свободы. Таким образом, поэт проводит и углубляет здесь мысль, начатую еще в «Бахчисарайском фонтане», о противоречивости и несовместимости различных культур. В «Цыганах» поэт уже перестает связывать идею свободы с романтическим героем, который сам внутренне не свободен. Человек, воспитанный «в неволе душных городов», не может отказаться от всего того, что воспитано в нем цивилизацией. Таким образом, романтическая свобода мыслей и стремлений сталкивается с некоторой закономерностью, против которой герой бессилен. Трагически заканчивается жизнь Земфиры и старика цыгана, подчеркивая тем самым, иллюзорность и цыганской воли:

2 стр., 555 слов

Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

... но никогда не изменял своим принципам. Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе ... говорит о своих заслугах перед отечеством: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И ...

Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны.

По мнению критиков, в поэме «Цыганы» уже чувствуется переход Пушкина к реализму: характеристики героев становятся более насыщенными, теснее отображаются их связи с окружающей средой. Лучше разработан также сам сюжет, а лирическая стихия играет меньшую роль. Драматизм в поэме сочетается с эпической повествовательностью, крепнет сам поэтический слог. В «Цыганах» намечается постепенное преодоление автором романтической идеализации жизни. Но сильные стороны романтизма — протест против отрицательных сторон действительности, психологизм, лирический пафос — Пушкин сохранил и пронес через все свое творчество.

Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от “классических” форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. По этой причине Пушкин отказался назвать романтиком французского поэта Андре Шенье. И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.

Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.

Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения — вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган.

В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.

От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.

Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.

Пушкин-романтик изображает исключительные , чаще всего контрастные психологические состояния , непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или “могучая страсть”, подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная прохлада.

Романтическая лирика.

Далеко не все лирические стихотворения Пушкина 1820-1824 годов могут быть названы романтическими. И в пору своего романтизма Пушкин написал ряд стихотворений, выдержанных в классическом духе и восходящих к русской литературе восемнадцатого века.

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. ... Мцыри - любимый идеал поэта, «отражение в поэзии тени его собственной личности».Жанр - романтическая поэма-исповедь Предыстория поэмы В 1837 г., проезжая по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов ... несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем ... чувство влюбленности: «И мрак очей был так глубок, / Так полон ...

И всё же самые яркие и смелые лирические произведения Пушкина 1820-1824 годов — это стихотворения романтические. Их пронизывает идея человеческой свободы. Пушкина возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве, его отталкивала душевная мелкость общественных верхов.

В романтической лирике Пушкина иногда рассказывается, как возникает бесстрастие, как исчезает страсть. Об этом говорится в стихотворении “Чёрная шаль”

Но чаще, чем душевный холод, в лирике Пушкина — романтика мы видим душевное горение, мощную огненную страсть. Она появляется и тогда , когда Пушкин говорит о своей политической страстности поэта . “Страстею воли и гонениям я стал известен меж людей” , — пишет Пушкин в одном из посланий В.Ф. Раевскому .

И всё же на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом. Поэтому в любовных произведениях блистательнее всего была развёрнута его философия страстей и резче всего проявилась его убеждённость в том, что романтический поэт должен жить в стихии яркой, напряжённой страсти. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени. В сердце поэта живёт “пламенная страсть”, “пламенный восторг”, “лобзанья” возлюбленной “так пламенны”, “новый жар волнует кровь”, возлюбленная “вливает” в душу “огонь”, “юный пыл страстей” … Противопоставлен этому пламени образ того, что остаётся от любовного горенья — образ пепла.

В любовной лирике Пушкина огромная эмоциональная сила переживаний поэта в большинстве случаев разрывает упорядоченность художественных форм. Стиль становится динамичным, остро экспрессивным и даже “разорванным”. Подобная “разорванность” отражает душевную взволнованность поэта и противоречивость его любовных переживаний, не поддающихся упорядоченности.

Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью. Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления “внутреннего мира души человека”.

Романтизм в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Лермонтовский романтизм в русской литературе — явление вершинное. Никто, включая Пушкина, не дал столь совершенных образов романтической поэзии. Романтизм Лермонтова заражает, несомненно, сильнее пушкинского. Но этот романтизм заразил сильнее и самого поэта. Натура Лермонтова слишком совпала с общим романтическим настроем времени, — не просто в неудовлетворённости бытием выраженным, но в подпадании под власть бесовских соблазнов, идущих извне. Внутренние терзания Лермонтова, его трагедия — не в противоборстве душевных страстей (это вторично), а в борьбе между духовной истиной, вкоренённой Православием, и чужеродным искажением истины. Ошибочно было бы утверждать, что такую борьбу знал лишь Лермонтов — тогда не находили бы столь многие отклика в душе своей на его поэзию, — но он сумел с гениальной силою выявить то, что иные лишь смутно ощущали, что неясно брезжило во многих умах. В этом духовная ценность лермонтовского поэтического творчества. Что становится отчётливо ясным, тому легче противостать.

6 стр., 2811 слов

Урок русской литературы «М.Ю.Лермонтов «Мцыри»»

... и было кратковременным. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения «Мцыри» М. Ю. Лермонтова «Мцыри» М. Ю. Лермонтова Стремление к свободе свойственно многим. То же самое касается и мечты. ... поэтов: начиная, как правило, с лирической поэмы, многие авторы затем переходят к эпическим или лиро-эпическим. Именно таким путем шли А. С. Пушкин, ... героя, все самые лучшие стремления покидают Мцыри. ...

У Лермонтова поистине всё — «ад иль небо». Ощущая в себе сильное действие зла и соблазна, он осмысляет и глубоко переживает идею добра, стремление человека к блаженству, святость чувств. Но ведь тут же, рядом, не даёт покоя иная мысль: что блаженством манит демон, отнимающий у человека возможность его. Роковое столкновение.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма. Оба художественных метода в творчестве Лермонтова выступают в сложном своеобразном синтезе. И пример этому поэмы: “Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича…”

“Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы.

“Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут,

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я,

На воле? Жил — и жизнь моя,

Без этих трех блаженных дней,

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя.

Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом.

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров.

16 стр., 7952 слов

Лермонтов, жизнь и творчество

... немало помешало его выздоровлению". Уже теперь намечается в Лермонтове распад между миром затаенных грез и миром повседневной жизни. Он чувствует себя отчужденным среди людей и в ... времени мало способствовало умственному развитию молодежи. "Ученость, деятельность и ум, по выражению Пушкина, чужды были тогда Московскому университету". Профессора читали лекции по чужим руководствам, находя, ...

“Песня…” — не целиком романтическое произведение, но в поэме имеется много романтических черт. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников — это мятежный, борющийся романтический герой.

В “Песне…”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития.

Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея Калашникова не тождественна идее всего произведения. Смысл поэмы не исчерпывается протестом, бунтом Калашникова, смысл “Песни…” заложен в ее народности.

На первый взгляд, «Песня…» – произведение историческое или, скорее, синтезирующее в себе историческое и фольклорное начала. Но Лермонтов, как известно, – истинный поэт-романтик, и поэтому в каком бы, то, ни было его произведении не могли не отразиться хотя бы некоторые черты этого направления. Взять, например, сам сюжет этой поэмы: он, как и полагается романтическому произведению, мелодраматичен – гордый человек с большим чувством собственного достоинства погибает, отстаивая честь своей жены и свою собственную. Калашников не может допустить того, что все больше распускаются весьма грязные слухи о связи Кирибеевича с его женой. Затронуто его доброе имя, и поединок с обидчиком становится неизбежным.

Характеры в поэме довольно гиперболизированы, так, как это, согласно сложившейся традиции, и должно быть у романтических героев. Они четко разграничиваются на «хороших» и «плохих»; если отрицательный герой – так уж негодяй, если положительный – в нем присутствует полный набор всевозможных человеческих достоинств.

Если в «Песне…» описание круга романтических принципов, ситуаций, в принципе, можно на этом завершить, то «Мцыри» – вечный эталон романтизма. Здесь присутствует весь спектр романтических тем, образов, ситуаций, свойственных романтикам вообще, а также и конкретно лермонтовские понятия, образующие своеобразный круг безысходности.

Томление в отсутствии свободы, бегство из неволи, мимолетное упоение счастьем, невозможность длительного счастья, трагический конец – в виде такой цепочки можно изобразить типичный романтический сюжет. Центр поэмы – традиционный романтический конфликт, разногласие героя самого с собой, расхождение души героя с обществом, идеалов с действительностью, жизни с вечностью. Это мятеж души против рабства. Здесь очень узнаваема тематика классических романтических произведений, как отечественных, так и европейских авторов.

Кстати, стоит заметить, что в «Песне…» мотив противоборства также очевиден: мы тоже видим борьбу условного добра со злом. Калашников, несомненно, является олицетворением добра, он герой положительный, его борьба не осуждается, он безусловно прав, отстаивая человеческие идеалы и свое право на справедливость. За свои взгляды он готов бороться, и ничто не может его остановить – ни угроза смерти, ни даже немилость самого государя.

8 стр., 3625 слов

В чём смысл жизни Мцыри? ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

... с любой мечтой нужно быть очень аккуратным. Сочинение Смысл жизни Мцыри С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет ... его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских ... ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре – Мцыри готов променять две жизни на ...

В «Мцыри» же этот конфликт представлен наиболее ярко: здесь добро – это идеалы юноши, то, о чем он мечтает для себя; зло же – та сила, обстоятельства, мешающие им.

Герой всецело отдался своей безумной страсти – жажде свободы, даже не понимая четко, что же в его понимании свобода. Он исходит от противного: свобода – это все, что находится за пределами монастыря (кстати, для Лермонтова почти, всегда, монастырь – символ тюрьмы).

Автор настолько концентрирует внимание на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях, что не считает нужным даже дать ему имя, у него есть только экзотическое определение его сущности, обозначенное в заглавии (ведь Мцыри – это «неслужащий монах», «послушник» по-грузински).

Композиция поэмы также говорит о ее направлении: поскольку романтики считали основным предметом изображения человеческую душу, то и форма исповеди – самый удобный способ для раскрытия ее мельчайших деталей.

Таким образом, ясно, что в любом произведении Лермонтова, пусть даже вначале и кажущемся не имеющим отношения к романтизму, определенные мотивы этого направления присутствуют, по причине романтического склада натуры самого поэта.

Таким образом, в творчестве Лермонтова романтизм является основным направлением. Он не связан с каким-либо хронологическим этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причем романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В “Песне…”, написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. А в “Мцыри” нет ни одной реалистической черты. Эту поэму можно считать классическим образцом романтической поэмы.

Заключение.

Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является статичным, а изменяется вместе с самими авторами, их взглядами, мировоззрением.

В ранней лирике Пушкина поэзия расценивалась как гражданское служение Отчизне. Поэт должен был «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Эти строки из оды «Вольность», написанной в 1817 году, призывают к свержению тирании, склониться царей «под сень надежную закона». Ода явилась первым примером гражданской лирики, которая позже найдет отражение и в творчестве Лермонтова.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов — два самых значительных поэта первой половины XIX в. Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли Пушкина и упоминается значимый в этом контексте образ — Ленский, оказалось пророческим и для самого Лермонтова.

И Пушкин, и Лермонтов — авторы не только лирики, но и прозы, оказавшей большое влияние на литературный процесс в России XIX в. Им принадлежат также драматические произведения. Этот жанровый универсализм Пушкина и Лермонтова отличает их от большинства писателей следующего литературного поколения (которые в основном разделяются на прозаиков и поэтов).

2 стр., 793 слов

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт»

... на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта. В первой части стихотворения способ рифмовки - перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно ...

Важную роль для обоих поэтов играет наследие романтизма, и в первую очередь традиция Байрона (для Пушкина это в основном связано с периодом южной ссылки 1820—1824 гг., для Лермонтова эти влияния сохраняются на протяжении всего творчества).

У обоих поэтов прослеживается сходная эволюция стиля (или творческого метода) — от романтизма к реализму.

В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем. В. Г. Белинский говорит о типичном «лермонтовском элементе», присутствующем на протяжении всего творчества поэта. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлено как субъективными (раннебиографическими) факторами, так и объективными (различие двух культурных ситуаций, двух эпох — 20-х и 30-х гг.).

Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство, с его специфической атмосферой, — все это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжелым характером, внутренне одинокий, несмотря на укореннелость в светской жизни. По другому выглядит раннебиографический опыт Пушкина: одно из важнейших впечатлений отрочества — из Царскосельского Лицея (с его культом дружбы, товарищества) поэт выносит ощущение причастности к союзу избранных сердец, «священной истины друзей», служителей высокого искусства.

Лермонтов — последний представитель революционно-дворянского романтизма и создатель социально-психологического течения критического реализма. А. В. Луначарский, характеризуя сущность творчества Лермонтова, сказал: «Лермонтов являлся последним и глубоко искренним эхом декабристских настроений*. Именно поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего творчества Пушкина.

Если сравнить любовную лирику Пушкина и Лермонтова, то Александр Сергеевич восхваляет любовь, какой бы она не была. А Михаил Юрьевич наоборот. Нет, влюблялись они с равной частотой, но отношения у поэтов к этому чувству были радикально различны. Если для Пушкина любая влюбленность – это повод написать о том, как прекрасно любить, жить ради любви и т.д. и т.п., то Лермонтов наоборот, после очередного любовного краха пишет стихотворение, в котором говорит, что любовь – это боль, это страдание и одиночество, в общем, ведет себя как истинный поэт романтик.

Каждый, кто хоть раз читал произведения Лермонтова, может понять, как этот человек относился к любви, к жизни. Он был великим человеком, а, как известно великие люди умирают молодыми, и Михаил Юрьевич не исключение. Но он погиб как настоящий романтик, на дуэли. Потомки до сих пор благодарны ему за столь прекрасные произведения, которые он подарил миру. Мы до сих пор восхищаемся его творениями, хотя его давно уже нет в живых. Именно таких людей и называют Гениями.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/romantizm-v-tvorchestve-pushkina/

5 стр., 2477 слов

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

... и испанский языки, знал церковнославянский, читал по-польски. поэт творчество личность гений 3. Универсальность А.С. Пушкина Универсальность гения Пушкина проявилась не только в литературе, где он охватил ... красотой человека. Любовная лирика поэта не позволяет сердцу оставаться холодным. Поэзия Пушкина о природе русского края прививает любовь к родине. Творчество Пушкина всегда близко людям, потому ...

1. Г. Лесскис «Пушкинский путь в русской литературе». М., 1993

2. А. М. Гуревич «Романтизм Пушкина». М., 1993

3. А. И. Горшков «Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка». М., 1993