Романсовое творчество Гурилёва

А.Л. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

1. Жизненный и творческий путь А.Л. Гурилёва

Александр Львович Гурилев, сын известного русского крепостного музыканта, автора многочисленных фортепианных, вокальных и камерно-инструментальных произведений Льва Степановича Гурилева, родился в 1802 году в Москве. Детские годы жизни будущего композитора прошли в подмосковном имении графа В. Г. Орлова, известного мецената и любителя музыки, содержавшего крепостной

Первые навыки игры на скрипке и фортепиано он приобрел, занимаясь с отцом, который в свое время был учеником знаменитого итальянского композитора Д.Сарти. Первоначальные знания по композиции юный музыкант получил, когда ему еще не было и двенадцати лет, у известного московского пианиста и педагога И. Геништы, который был приглашен графом для музыкальных занятий с его детьми.

О жизни Гурилева в юношеские годы, к сожалению, нам известно очень немного. Одним из самых примечательных событий этого периода, как установлено, несомненно, была его встреча со знаменитым пианистом и педагогом, кумиром московской публики -Джоном Фильдом и последовавшие затем занятия с ним. По всей вероятности, она состоялась между 1814—1815 годами. Есть сведения, говорящие о том, что в этот же период он играл в качестве альтиста в квартете Н. Голицына, что само по себе говорит о разносторонней музыкальной одаренности будущего композитора.

После смерти графа Владимира Григорьевича Орлова, последовавшей, по-видимому, в конце двадцатых — начале тридцатых годов, семейство Гурилевых получило вольную и переселилось из подмосковного имения Отрада в столицу, где вскоре начинается интенсивная творческая деятельность молодого музыканта. Именно в этот период, по всей вероятности, происходит его сближение с А. Варламовым, который во многом способствовал формированию художественных критериев и вкусов талантливого музыканта. В Москве, занимаясь педагогической деятельностью в частных ломах, Гурилев приобрел репутацию одного из лучших преподавателей фортепиано и пения.

12 стр., 5566 слов

Известнейшие скрипачи мира: А. Вивальди, Н. Паганини, Д. Ойстрах, В.В. Спиваков

... ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку "моя пушка" - так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, ... его знаменитой "Высокой" мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, "Бах - его величайший почитатель и ...

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

В тридцатые годы композитор значительное внимание уделяет сочинению фортепианной музыки как в инструктивных целях, так для концертной

Гурилев, с давних пор интересовавшийся русским фольклором, обращается к поиску народных напевов, что увенчалось выпуском и сороковых годах сборника под названием «47 русских народных песен».

2. Романсы А.Л. Гурилёва

Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности, Гурилев — певец-лирик. Он чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников. Гурилев написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных. Многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах. Среди широкого ряда композиторов, Гурилев занимает первостепенное место.

Романсы композитор сочиняет наиболее интенсивно в сороковых — начале пятидесятых годов. Именно к этому периоду, судя но косвенным свидетельствам, относится создание таких широко и шестных и в наше время вокальных сочинений композитора, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Разлука» на стихи А. Кольцова и, наконец, его наиболее популярный романс «Колокольчик».

11 стр., 5297 слов

Анализ музыкальной формы романсов русского композитора П.И. Чайковского

... композиторов замечательные образцы в жанре романса создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер. По форме романс схож с песней, ... школ романса: французской (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне и др.), чешской (А. Дворжак, Б. Сметана), норвежской (Э. Григ), финской (Я. Сибелиус), ...

Лучшие романсы Гурилева во многом перекликаются с лирикой его современников М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Несомненное влияние Глинки нашло отражение в элегии Гурилева «Вам не понять моей печали» и в романсе «Внутренняя музыка». А в романсах «Разлука» на слова Кольцова, «Я говорил при расставаньи» на слова Фета и «Бедная девушка ты» на слова К.С. Аксакова, композитор приближается к типу романса – монолога, который широко представлен в творчестве Даргомыжского и Чайковского. В элегиях на слова М.Ю. Лермонтова «Оправдание» и « И скучно, и грустно», Гурилев чутко передает скорбную исповедь поэта.

Многие романсы и песни Гурилёва основаны на танцевальных ритмах — мазурки, польки, вальса. Так, мелодия песни «Домик-крошечка» в характере задорного игрового вальса. Напротив, мелодиям песен «Колокольчик» и «Вьется ласточка сизокрылая» свойственны задушевные интонации и плавный ритм элегического вальса.

Песня «Колокольчик» стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством. Далека и необозрима дорога, раскинувшаяся перед глазами, грустна и задумчива песня ямщика, однообразен звон колокольчиков. Мелодия развивается в ритме вальса. Плавная и задумчивая в начале, она достигает в конце драматической кульминации.

Романс «Колокольчик» (музыка А. Гурилева, слова И. Макарова) написан в 1953 году. Другое название романса – «Однозвучно гремит колокольчик»

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

Столько грусти в той песне унылой,

Столько грусти в напеве родном,

Что в душе моей хладной, остылой

Разгорелося сердце огнем.

И припомнил я ночи иные

И родные поля и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка.

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека…

Последняя строка куплетов повторяется

Сборник «47 избранных народных песен» вошел в историю русской музыки как замечательный памятник народно-бытовой песенной культуры 30—40-х годов. В нем композитор сумел отобрать наиболее популярные, любимые песни городского быта и передать их так, как они звучали в широкой разночинно-демократической среде, в исполнении любителей, народных певцов-«песельников», цыган. Многие песни сборника Гурилева известны нам уже по первым песенным сборникам XVIII века. Но в обработках Гурилева лирическая песня как бы сливается с бытовым романсом, она приобретает оттенок большей страстности, порой даже острого драматизма или надрывности.

«Не одна во поле дороженька» — протяжная песня, разработанная Гурилевым в свободной, импровизационной манере. Она содержит два куплета, причем во втором композитор, сохраняя гармоническую основу, допускает свободное мелодическое варьирование, словно по той же гармонической канве вышиваются все новые узоры. Вокальная мелодия, широкая и распевная, свободно льется от верхнего звука, взятого мягким скачком голоса; в то же время яркие акценты на кульминациях, широкие взлеты голоса (на квинту, на сексту, на октаву и на нону вверх) придают ей скорбно-патетический оттенок, присущий лирическим романсам Гурилева

11 стр., 5389 слов

Мелодия душа музыки. «Мелодия — душа музыки

... урок? Ответы детей. Да, тема сегодняшнего урока - «Мелодия - душа музыки» . Наша ЗАДАЧА сегодня с вами - понять, каким ЦЕЛЯМ служат ... на второй план, когда в наушниках играет ее любимая музыка. По словам женщины, быстрые и ритмичные композиции мотивируют ее на ... мелодии – песни и танцы. «Во поле берёза стояла» Обе эти темы имеют яркие мелодии. Вопрос: какие русские народные мелодии вы знаете? Мелодия ...

«Уж как пал туман». Здесь еще более отчетливо сказываются черты «романсности». Композитор заметно отступает от народного подлинника и на основе народной мелодии создает концертную песню-арию в свободной, импровизационной манере. Мелодия обильно украшена цветистыми разводами, фиоритурами, насыщена виртуозными каденциями:

  • Контрастом к песням скорбно-лирического характера у Гурилева служат светлые, радостные хороводные песни и бойкие плясовые. Такие песни композитор обычно обрабатывает в манере цыганского пения: ритм резко акцентирован, мелодия сопровождается отрывистыми «гитарными» аккордами;
  • широко использованы фактурные вариации в аккомпанементе, сделанные в подражание игре народных гитаристов.

К обработкам народных песен близко примыкают собственные произведения Гурилева, его романсы и песни.

«Русские песни» Гурилева в основном лирические. В них обычно выражены настроения мечтательной грусти, сожаления, скорбного раздумья. Таковы лучшие из них: «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Вьется ласточка», «Колокольчик». По своему содержанию они глубоко родственны народной песне (в «Матушке-голубушке» — задушевная беседа матери с дочерью, в «Колокольчике»—типично русские образы зимней дороги и песни ямщика).

«Матушка-голубушка» на слова Ниркомского. Образцом для нее послужил, несомненно, «Красный сарафан» Варламова. Но, по сравнению с ясной и светлой лирикой варламовского напева, мелодия песни Гурилева носит более печальный характер. Гурилев акцентирует яркие, выразительные интонации возгласа, вздоха; особенно характерны заключительные кадансовые обороты с чувствительными задержаниями на сильной доле такта:

И в область лирического романса Гурилев вносит индивидуальные черты. В душевный мир людей он проникает глубоко и отражает чувства искренне и правдиво. Для Гурилева типичны романсы скорбные, с оттенком надрывности. Он нередко пользуется речитативом, подчеркивая моменты драматической кульминации. Обилие задержаний, «вздохов», выразительные паузы, использование низкого, грудного регистра — таковы характерные черты лирики Гурилева с ее повышенной эмоциональностью и скорбной патетикой.

«Разлука» на слова Кольцова — один из лучших образцов творчества Гурилева. Романс, чутко передает поэтическое содержание стихотворения, связанное с чувством любви и горечью разлуки. В простую и задушевную лирику проникают здесь черты подлинного драматизма. Мелодия, вначале широкая, песенная, в заключительном, кульминационном эпизоде естественно перерастает в напряженный драматический речитатив, ярко передающий боль расставания. Это один из самых замечательных примеров использования речитатива в раннем русском романсе:

Наряду с романсами и песнями существенное место в творчестве Гурилева занимает фортепианная музыка. Хороший пианист и педагог, Гурилев оставил множество фортепианных пьес, по преимуществу в жанре танцевальной миниатюры и вариаций. В своем фортепианном творчестве, как и в романсах, он развивал традиции бытовой музыки.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева «И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.

11 стр., 5488 слов

Русская народная хореография

... основе древних верований и являлись сплавом анимизма, магии и древнего искусства. 1.2 Возникновение хороводных танцев Переход к более совершенным формам земледельческого труда, принятие единой христианской веры ... и рисункам; танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец. Народная манера исполнения песни, игры, хоровода, пляски не терпит фальши и искусственных эффектов. Для ...