Рождение античного театра

Тема контрольной работы «Рождение античного театра».

Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей.

Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства — будь то драма или балет, опера или пантомима.

Театр не всегда был таким, каким мы его знаем теперь. За свою долгую историю он менялся не раз.

Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям, где и проявил себя синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, изобразительных искусств.

Театр как вид искусства живет в своем времени, в конкретной исторической действительности, и должен находить понимание со зрителем.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Цель контрольной работы — рассмотреть историю рождения античного театра.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть развитие античного театра в Древней Греции.

2. Раскрыть особенности театра в Древнем Риме.

Объектом контрольной работы является культурология.

Предметом — античный театр.

Теоретической основой работы стали научные исследования отечественных авторов таких как Радугин А. А., Быстрова А. Н. и др.

Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян — он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания. Аристотель в «Поэтике», определяя трагедию, говорит о том, что она «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей», вызывает катарсис (очищение).

17 стр., 8373 слов

По мировой художественной культуре «Технологии преподавания ...

... в школьной практике для проведения занятий по искусству и мировой художественной культуре. Для реализации цели данной работы предусмотрено выполнить следующие задачи: проанализировать научную литературу по вопросам личностно ориентированных и интерактивных педагогических ...

Расцвет другого жанра — комедии связан с именем Аристофана. Сюжеты для комедий были взяты из тогдашней политической жизни Афин, в отличие от трагедий, сюжеты которых основывались на мифологическом прошлом. Художественные образы, созданные знаменитыми драматургами, отличаются глубиной психологических характеристик и волнуют многие поколения зрителей на протяжении веков. Прометей, Эдип, Медея, Федра олицетворяют собой легендарное прошлое древних веков.

Главная для античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3-2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии.

Античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств — полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей. Греческие полисы постоянно соперничали друг с другом. Культура Греции была культурой отдельных полисов, но вместе с тем она представляла собой определенный культурный тип с присущими ему характерными особенностями. Это — демократичность греческой культуры, господство в ней таких эстетических категорий, как красота, мера и гармония, ее антропоморфизм («человек есть мера всех вещей»).

Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.).

Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. — прекрасный и добрый), — идеал гражданских добродетелей, сочетающий в себе военные качества (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.).

важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис — очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

Собственно древнегреческая культура качественно определилась лишь к VIII в, до н.э. Можно выделить следующие периоды ее развития:

1. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н.э.).

12 стр., 5692 слов

Культура Руси периода феодальной раздробленности

... выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого ... тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди ее только Греция, ... Рыбаков «Культура Древней Руси» Москва 1956г.. Культура того времени помогает нам ... года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе ... на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На ...

2. Архаическая Греция (VII-VI вв. до н.э.).

3. Классическая Греция (V — первые три четверти IV в. до н.э.).

4. Эллинизм (конец IV — до I в. до н.э.).

Каждый из периодов характеризуется удивительными открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.

Гомеровский период обычно называют «темными веками», поскольку сведений об этой эпохе сохранилось крайне мало. Основным источником информации являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Этот период был временем упадка культуры, но именно тогда вызревали предпосылки дальнейшего стремительного подъема Греции.

В архаический период формируется особый тип государственного устройства — полис, который представлял собой общину граждан-землевладельцев. Кроме того, с развитием товарного производства возникает классическое рабство, проводится Великая колонизация — греки создают множество городов-колоний по всему бассейну Средиземного моря. Колонизация способствовала укреплению торговых и культурных контактов греков с другими народами, а также сплочению эллинов, осознанию ими своего единства перед лицом «варваров».

Классический период истории Греции охватывает V в. и большую часть IV в. до н. э. Но если в V в. до н.э. Греция одерживает победу над Персидским государством, достигает высшего расцвета, то на IV в. до н.э. приходится кризис полиса. Этот кризис был вызван бурным развитием товарно-денежных отношений и проявился в растущем противоречии между традиционной и экономической реальностью, объективно способствовавшей развитию индивидуализма.

Важное место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене событиям, таким же, как те, в каких они сами принимали участие в реальной жизни. Театр не только отражал их жизнь, богатую событиями, но и служил проявлением их интереса к политике.

Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных представлений, «мистерий». В Греции во время Великих Дионисий ставились постановки, изображающие смерть и Воскресение Диониса. Поскольку пьеса предназначалась Богу, она не повторялась, а для каждого празднества писалась заново. Непременными «участниками» представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса. «Трагедия» и означала первоначально «песню козлов», сатиров. Хоры сатиров, то есть трагедия, известна с VII в. до н. э. Затем появляется актёр, ведущий диалог с хором. Такая трагедия стала называться драмой. Великий драматург Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл — третьего. Обычно трагедию играли три дня, во время которых разыгрывалось три драмы, трилогия, связанные одним сюжетом. Софокл отошёл от этой практики — у него каждая из трагедий есть единое целое. Чтобы разрядить психологическое напряжение, возникающее в ходе восприятия трагедии, давали «сатировую драму» — комедию, веселое представление. В трагедии обычно участвовали: протагонист (положительный герой), антагонист (антигерой), девтерагонист (второй актёр), тритагонист (третий актёр), хор и корифей (актёр, представляющий мнение драматурга, автора пьесы).

12 стр., 5758 слов

Театр Древней Греции

... еврипид “Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия ... греческой драме число актеров не превышало трех человек, то одному и тому же актеру в ... жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника. представление театр древняя греция ...

Источником сюжетов для греческого театра были мифы. Герои трагедий — герои мифов. Но мифологическая ситуация — лишь повод для пополнения её актуальными политическими, философскими, нравственными идеями, чтобы утвердить высокое чувство гражданственности и патриотизма.

Древняя Греция оставила три имени авторов трагедии. Эсхил, Софокл, Еврипид, и одно имя комедиографа — Аристофан.

В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества. Главная среди них — утверждение человека в мире, через борьбу, торжество и поражения. Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять ей, разрабатывает отец трагедии Эсхил (525—456 г. до н. э.) Сохранилось всего 7 произведений Эсхила. В «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» автор проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.

Софокла (ок. 496—406 гг. до н. э.) интересует проблема взаимоотношения человека и государства. В трагедиях «Антигона», «Электра» он воспевает, мощь свободного человека — его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе. Софокл же, стремясь к равновесию между старыми и новыми порядками, предостерегает против нарушения традиционных законов гражданского общества; он осуждает деспотизм государя, законы же человеческой морали он ставит выше законов рода.

Театр Еврипида (ок. 485/480—406 гг. до н. э.) — высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть).

Как и его друг Сократ, Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

Комедии Аристофана (ок. 445— ок. 385 гг. до н. э.) — это сатирическое зеркало афинской политической и культурной жизни. Его сюжеты в «Лисистрате», «Лягушках», «Облаках» необычайно злободневны. Человек в комедиях Аристофана представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.

Театр занимал большое место в жизни греческого полиса. Представления длились три дня во время празднеств, посвященных Дионису, в январе и марте. Авторы представляли в эти дни сразу по три трагедии, соревнуясь друг с другом. Специальных помещений для театра не было: на склоне акрополя были вырублены скамьи для зрителей, внизу перед сценой размещалась круглая площадка — орхестра. Так как сцена находилась далеко от зрителей, актеры (женские роли исполнялись мужчинами, женщины выступали только в мимических представлениях) надевали маски, которые обозначали типаж персонажа: женщина, старик, царь и другие. Чтобы зритель мог хорошо видеть исполнителей, в театре применяли специальную обувь на высокой подошве (иногда 25—50 см) — котурны, а актер энергично жестикулировал. Сценическая речь была торжественной и значительной, текст произносился голосом особой звучности и с особыми интонациями, отличающимися от повседневной речи. В этом и заключались сила и неотразимость воздействия театра на каждого человека, и афинский полис платил за каждого неимущего гражданина, чтобы все жители могли побывать на театральных представлениях, которые были частью праздничного ритуала.

10 стр., 4891 слов

Греческий и римский театры

... - так возникла драма, театральное действо. Древнегреческий театр Из песен и молитв, прославлявших Диониса (дифирамбов), возникла греческая трагедия. Трагедия собственно означает «песнь козлов». Одетые в ... на кажущуюся архаичность сюжета, греческая трагедия всегда насыщена идеями современности и полна жизни. Составители трагедий брали мифологический или исторический сюжет и наполняли его содержанием ...

Греческий театр, кроме хорового пения, был связан и с ораторским мастерством, поскольку действие на сцене практически отсутствовало: хор, корифей (предводитель хора), актер-декламатор, который делал сообщения хору, обменивался репликами с хором, корифеем, комментировал все, о чем шла речь,— все они только рассказывали о событиях, описывали их, позволяя зрителям переживать, решать, на чьей стороне справедливость. В зависимости от того, о чем говорит хору актер, меняются настроения хора и, соответственно, зрителей. Но никакого действия перед зрителями не разворачивалось. Речь же при этом шла о деяниях богов и героев, о войнах и подвигах. Долгое время на сцене, кроме хора и корифея, находился лишь один актер, позднее их число увеличилось.

Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием. Театральное представление было одним из способов почитания бога Диониса в Афинах — на родине драматического искусства. Само слово драма указывает на ее религиозное происхождение. На мистических празднествах жрецы представляли верующим разные мифы, касавшиеся чествовавшегося божества. Это мистическое действо и называлось dromena. А самым замечательным моментом праздника в честь Диониса были дифирамбы — религиозные хоры, победитель которых получал в награду козла (по — греч. tragos).

Этот вид состязания так и стал называться «песнь козла», или tragoedia.

Эпоха эллинизма существовала сравнительно недолго. Большинство эллинских государств довольно скоро было завоевано Римом. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы, военной доблести, богатства и высокого уровня цивилизации. Формирование римской культуры проходило под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего этрусков и греков. С самого начала ее отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с римской системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Этим объясняется, что художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней смешались черты культур, вошедших в Римскую республику покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, добившись вполне самобытных результатов.

11 стр., 5316 слов

Культура и искусство Нового времени

... деятельности, произошло отделение искусства от ремесла. Новые формы жизни, сложившиеся в период Нового времени воплощали новые представления о мире и месте человека в нем, новые идеалы, новую культуру, гуманистическую по своему ...

Древние римляне оставили после себя грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощадности характеристик портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура.

В Древнем Риме большое развитие получила архитектура, как в ее строительно-инженерном выражении, так и в ансамблевом, а скульптура ограничивалась историческим рельефом и точным портретом. Это же сопровождалось расцветом у римлян таких иллюзорных форм изобразительного искусства, как фреска, мозаика, станковая живопись, менее распространенных у греков.

В III—II веках до н. э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение.

Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным.

Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий.

Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончании представления ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вели три узких лесенки в несколько ступеней — по ним поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Фоном служила задняя стена балагана с занавеской. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.Так играли довольно долго, в том числе и комедии Плавта.

Однако с развитием драматургии вырастала необходимость вносить изменения и в исполнение. Необходимость постройки постоянного специального театрального здания в Риме обсуждалась сенатом. Однако сенат считал, что театр изнеживает юношество и развращает женщин — и в 154 году прекратил начатое несколько лет назад строительство каменного театра.

Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей.

Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).

У этрусков и римлян, как и у всех народов, существовали обрядовые и культовые песни и игры, бытовал и театр народной комедии, идущий от этрусков театр гистрионов, к греческому миму был близок народный театр ателана (от города Ателлы) с постоянно действующими лицами-масками: глупец Буккон, дурак Макк, простак Папп, хитрец Доссен. Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а приурочивалось к праздникам, цирковым представлениям, гладиаторским боям, триумфам и погребениям государственных деятелей, освящениям храмов, то римский театр носил прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни также пошло по-другому, что сказалось и на театре. Он не мог пустить глубокие корни при таких условиях. Иным, чем в Греции, был статус актера. В отличие от греческого, он не был полноправным членом общества и его профессия презиралась.

18 стр., 8621 слов

Реферат сценическое искусство древней греции

... Греции, гипокрит("ответчик"),мог обращаться к хору с вопросами,отвечать на вопросы хора,изображать по ходу действия различных персона- жей,покидать сценическую площадку и возвращаться на нее. Таким образом,ранняя греческая ... -iskusstvo-drevney-gretsii/ Злободневность древней аттической комедии усуглублялась тем,что в ... элементар- ную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в пе- ...

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой. До нашего времени полностью дошли сочинения лишь двух драматургов: Плавта и Теренция, комедиографов, один из которых происходил из низших слоев общества, а другой был рабом, отпущенным хозяином на волю за талант. Сюжеты их комедий были почерпнуты из пьес новоаттической комедии, их главный герой — ловкий пронырливый раб. Трагический жанр представлен только произведениями Сенеки, философа-стоика, который писал пьесы на мифологические сюжеты для узкого круга избранных, и они, строго говоря, не имеют отношения к театру.

С утверждением Римской империи большое распространение получают пантомимы. Тем не менее римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового времени периода классицизма: Корнеля, Расина (в послеантичной Европе греческий язык был известен немногим).

театральный искусство античный культура

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Среди разнообразных развлечений, так любимых в античности, театр занимал особо важное место в жизни древних греков и римлян — он выполнял различные функции, в том числе морально-этические, воспитательную, гуманистическую. Наиболее популярными были трагедии трех величайших афинских драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.

Важное место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене событиям, таким же, как те, в каких они сами принимали участие в реальной жизни. Театр не только отражал их жизнь, богатую событиями, но и служил проявлением их интереса к политике.

Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных представлений, «мистерий». Источником сюжетов для греческого театра были мифы. Герои трагедий — герои мифов. В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества.

Театр занимал большое место в жизни греческого полиса. Представления длились три дня во время празднеств, посвященных Дионису, в январе и марте. Авторы представляли в эти дни сразу по три трагедии, соревнуясь друг с другом. Греческий театр, кроме хорового пения, был связан и с ораторским мастерством, поскольку действие на сцене практически отсутствовало: хор, корифей (предводитель хора), актер-декламатор, который делал сообщения хору, обменивался репликами с хором, корифеем, комментировал все, о чем шла речь.

Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная древнеиталийская культура. Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным.

Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. ( в эллинистическом театре орхестра занимала три четверти круга).

8 стр., 3736 слов

Культура римской империи

... римскую культуру, составляли себе длинные родословные и считали себя истинными римлянами, но становились оными только снаружи. Под внешним римским лоском скрывались души варваров. Императорская ... Гораций был лирическим поэтом, продолжавшим традиции греческих мастеров этого жанра. Самым знаменитым его ... В эпоху ранней империи литературная жизнь Рима расцвела в кругу, который образовался вокруг ...

Организация римского театра имела свою специфику. Хор не участвовал в представлении, актеры не носили масок. Проблематика римской драматургий не поднималась до нравственной высоты древнегреческой.

1) Быстрова, А. Н. Мир культуры (Основы культурологии)/ А. Н. Быстрова.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. — 712 с.

2) Зарецкая, Д. М. Мировая художественная культура/ Д. М. Зарецкая. — М.: Изд. центр АЗ, 2003. — 332 с.

3) Золоева, Л.. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим/ Л. Золоева. — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2001. — 447 с.

4) Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство/ Т. В. Ильина. — 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2002. — 368 с.

5) Кашекова, И. Э. От Античности до модерна: Стили в художественной культуре/ И. Э. Кашекова. — М.: Просвещение, 2000. — 144 с.

6) Радугин, А.А. Культурология/ А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

7) Садохин, А. П. Мировая художественная культура/ А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. — М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2000. — 559 с.

8) Соколов, Г. И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство/ Г. И. Соколов. — М.: Просвещение, 1996. — 224 с.

9) Шишова, Н. В. История и культурология/ Н. В. Шишова. — М.: Логос, 2002. — 456 с.