Развитие творчества дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Теоретические основы развития творчества дошкольников в процессе изобразительной деятельности

дошкольный творчество изобразительный

Изобразительное творчество занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Изобразительная деятельность является благоприятным фактором для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства.

У дошкольника имеются возрастные предпосылки для развития способностей. Это дает основание изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения, использовать все возможности, которые имеются в дошкольном детстве, для всестороннего воспитания ребенка.

Наряду с природными анатомо-физиологическими индивидуальными свойствами у каждого человека складывается неповторимая по своему своеобразию жизнедеятельность. Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учет этих особенностей в воспитании и обучении требует индивидуального подхода к детям.

Становление личности дошкольника выражается и в формировании его характера. Возрастные изменения позволяют изменять и усложнять содержание обучения, варьировать соотношение игровых, словесных, наглядных и практических методов воспитания и обучения.

Каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями как физического, так и личностного развития, и необходимо учитывать эти особенности в процессе воспитания и обучения ребенка.

Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание и развитие художественных способностей у детей.

16 стр., 7764 слов

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей ...

... Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения. Базой исследования стала МОУ "Игмасская СОШ". Глава 1. Теоретическая основа развития творческих способностей средствами музыкального фольклора ... обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, ... Процесс детского творчества вызывает у ...

Так, в «Основных положениях единой трудовой школы», документе, подготовленном А.В. Луначарским и принятом I съездом учителей в 1918 году, подчёркивалось: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка — отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место». Сегодня эти мысли не потеряли актуальности, а в нынешних условиях приобретают особое значение. И не случайно во многих публикуемых в педагогической печати проектах авторской школы большое место отводится эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности.

Большое внимание преподаванию изобразительного искусства уделяла Н.К. Крупская. В статье «Внимание изобразительному искусству в школе» она писала о важности развития восприятия, умения наблюдать, зрительной памяти, образного мышления, воображения — качеств, по её мнению, необходимых и инженеру, и квалифицированному рабочему.

Прогрессивные взгляды Н.К. Крупской, её авторитет имели большое значение для разработки эффективных путей художественного воспитания и развития детского творчества.

При обучении изобразительной деятельности нельзя жёстко регламентировать, «что» и «как» ребёнку делать. Вместе с тем необходимо разрабатывать эффективные методы обучения, направленные на развитие детского творчества. Н.П. Сакулина вместе со своими учениками разработала содержание, формы и методы обучения изобразительной деятельности и развития творчества у детей дошкольного возраста и создала учебное пособие для учащихся педагогических училищ, вышедшее в свет в 1956 году, а затем неоднократно переиздававшееся.

В последние десятилетия XX века тема приобщения детей к истокам народной культуры и формирования на этой основе творчества у дошкольников и младших школьников получила дальнейшую разработку в трудах Т.Я. Шпикаловой и её многочисленных учеников.

Важную роль в развитии детского изобразительного творчества играет изобразительное искусство, произведения которого, как показали исследования Т.С. Комаровой, Е.В. Лебедевой, P.M. Чумичевой, Е.В. Гончаровой, О.О. Дроновой, Н.М. Зубаревой, Н.Б. Халезовой, доступны детям дошкольного возраста. В процессе восприятия искусства у них развиваются наблюдательность, представление, воображение, понимание средств художественной выразительности.

2. Особенности развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

28 стр., 13798 слов

Импровизация как средство развития творческих способностей детей ...

... импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определенные ладовые окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации. Однако до сих пор проблема развития детского творчества ... -первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет ...

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и краскам.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.

Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисует бессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить.

Маленький ребенок воспроизводит плоские фигуры целостнее, чем взрослый, причем на ранних ступенях это воспроизведение сплошь, а на последующих — во многих отношениях целостнее того воспроизведения, которое имеет место у взрослого человека. Исключением могут служить разве только те случаи, когда взрослый в своем изображении стремится к сочетанию известных свойств и способов воздействия вещей в ярко выраженном экспрессионистическом направлении. Графическое выражение маленького ребенка действительно в некоторых основных чертах родственно экспрессионизму: как маленький ребенок, так и экспрессионист стремятся не столько к изображению исключительно внешне-оптических проявлений вещей, сколько к воспроизведению их целостной сущности, а следовательно также и к воспроизведению оборотной стороны или оптически совершенно не воспринимаемых свойств вещи.

22 стр., 10619 слов

Профессиональная позиция педагога-воспитателя

... творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии. Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции - адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка ... актуальность темы работы, цель, задачи исследования. В первой главе рассматривается профессиональный статус педагога-воспитателя, ...

3. Методы и приемы развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста

Методы обучения — это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Детям необходимо разъяснить, что следует делать, в какой последовательности выполнять действия, и, что особенно важно, показать и пояснить, как следует действовать, то есть сами способы действия.

Научить правильному держанию карандаша, кисти, ножниц, способам действия с красками, клеем и т.д. невозможно, не показывая, как следует это делать. По одному объяснению на словах трудно научиться правильно действовать руками даже взрослому. Ребенку 2 — 3 лет трудно понять это даже и тогда, когда ему показывают. На первых порах нужно вставить карандаш в руку ребенка, сжать его между пальчиками. Лишь ощутив палочку карандаша в пальцах, ребенок может самостоятельно повторить эти действия.

Примерно к трем с половиной годам дети научаются воспринимать показ способа действия. В дальнейшем всякий новый прием им показывается, и показ сопровождается объяснением.

Объяснение постепенно изменяется по характеру. Во второй младшей группе воспитатель называет свои действия, устанавливая их последовательность. Действие совершается одновременно со словом.

На глазах у детей воспитатель рисует, поясняя свои действия. Благодаря объяснению подражание не носит механического характера: дети понимают что и зачем делают.

Для того чтобы осуществить основную задачу программы — подвести детей к изображению, воспитатель использует различные приемы обучения.

Развивая координацию рук детей, обучая их наносить определенные линии на бумагу, воспитатель в образной форме может провести игру: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад — вперед), затем более сложные (вращение на одном месте — клубки), а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда — сюда» или «Вверх — вниз», а позже называет движение: «Дым идет, дым идет» и т.д. Игра такого рода, если она проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений. Дети затем по своей инициативе охотно повторяют их. Они запоминают и названия, которые воспитатель дает получаемым штрихам: «дым идет», «дождь капает», «снег падает», «огонек говорит». Движения и получаемые штрихи ассоциируются у детей с известными им явлениями. Процесс рисования, отражающий какое — либо явление, наблюдаемое в жизни, увлекает ребенка, и он ищет возможности выразить его в рисунке.

21 стр., 10435 слов

«Использование игровых приёмов как средства развития творческой ...

... таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности». Цель исследования : изучение ...

Воспитатель проводит иногда занятия по рисованию, которые носят характер двигательной, ритмичной игры. Задания увлекают детей своей простотой.

Организуя с детьми наблюдения за явлениями природы, воспитатель отдельные явления может предложить им для рисования. Он дает детям бумагу цветных тонов и яркую краску. На мольберте показывает, как кисточкой можно нарисовать, что «листочки о ветру летят». Карандашами детям предлагается нарисовать «кап — кап, дождик идет».

В первой младшей группе может иметь место сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ветках елки и в окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого или желтого цвета и т.д.).

Благодаря совместным усилиям педагога и детей создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка. В этом случае необходимо использовать сочетание контрастных цветов.

Занятия такого характера целесообразно проводить с небольшой группой детей (5-6 человек).

Хорошо затем на стенде поместить рисунок и предложить детям рассмотреть, какие яркие огоньки «зажглись» в темных окнах или на ветках темно — зеленой ели и т.д.

В течение года воспитатель предлагает детям рисовать по желанию. На этих занятиях он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков.

Можно с детьми 2,5 лет проводить отдельные занятия характера игры «Угадай, что нарисовано». Детям даются для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано («солнышко», «домик», «флажки», «цветочки» и т.д.), причем восприятие предмета связывают с каким-либо предметным действием. Если они затрудняются, воспитатель сам замечает наиболее характерные рисунки, например: «Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась, наверно, ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т.д.

В рисунках постепенно возникает понятная для взрослых форма изображения. Они становятся, узнаваемы не только для взрослых, но и для детей, что доставляет ребенку большую радость. У детей начинает формироваться способность оценки результатов своего творчества. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем форм.

Обогащая детей новыми представлениями, воспитатель будет способствовать формированию в рисунке первоначальных образов.

Во второй младшей группе с целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.

В отдельных случаях показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но кинестетически (рукой).

В некоторых случаях целесообразно воспитывать умение выбирать интересующий ребенка материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что ей можно подарить, нарисовать. Возьмите карандаши или краски и придумайте подарок кукле».

Таким образом, использование воспитателем наглядных и словесных методов поможет успешному овладению детьми техническими навыками в рисовании.

28 стр., 13719 слов

Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...

... трудового воспитания школьников 1 История и виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим ...

Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно, это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем больше значение имеет для них исполнительная сторона: плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.

Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.

Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Ребенок, понимая, что обозначает то или иное слово, какое движение с ним связано, В дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.

Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей трех лет воспроизведение способа действия только на словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнении, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснение. Например, показывая детям, как надо закрашивать изображение, педагог говорит: «Веду кисть сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз». На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но так же в интонационно — ритмической. Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.

Правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.

Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по — разному.

Правила рисования карандашом:

1.Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать снизу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться не ровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением туда — обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

14 стр., 6969 слов

Воспитание эстетических вкусов у младших школьников средствами ...

... Обосновать сущность и значение эстетического вкуса. Раскрыть пути формирования задач эстетического воспитания. 2. Апробировать некоторые пути и средства развития эстетических вкусов в опытно-педагогической работе у младших школьников на уроках изобразительного искусства во ...

10. Закрашивая рисунок нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской:

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева.

6. Каждую линию при закрашивании и при рисовании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше.

Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять.

Таким образом, использование воспитателем наглядных и словесных методов поможет успешному овладению детьми техническими навыками в рисовании.

Методы обучения — это те пути и средства, при помощи которых воспитатель сообщает детям знания, дает им умения, прививает навыки. Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринимал действия педагога, но и повторял их.

4. Изобразительная предметно-развивающая среда детей

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе — все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь

4 стр., 1829 слов

Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника

... личности каждого ребенка. Задачи работы: 1.Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви ...

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим).

Старенькая прабабушка может произносить какие-то слова неверно, по-своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова — и именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта — это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль — все это противоречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше).

Нужно привлекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цветы!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану — желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает по внимание на то, что цвета могут сочетаться или не сочетаться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа- это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.

17 стр., 8110 слов

Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

... исследования, цель настоящей курсовой работы определяет постановку следующих задач: изучить теоретическую и методическую литературу, отвечающую теме исследования; проанализировать систему эстетического воспитания детей-дошкольников в условиях текущего этапа развития образовательной системы; ...

  • ..Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку… (С.Есенин)

Есенинские слова проникают в душу и рождают эстетические чувства.

И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д. Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства — сострадание, сочувствие.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, — это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно — знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в детские годы. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из Закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Все названные выше средства эстетического воспитания — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Заключение

  • Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

— В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками.

  • Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
  • Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

— В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

— Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/razvitie-tvorchestva-doshkolnikov-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti/

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Белова Е.С. — М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.- 146с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Богоявленская Д. Б. — М., 2002. — 224с.

3. Поддьяков И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Поддьяков И.И. // Вопросы психологии. 1990, № 1., с. 5-7

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Богоявленская Д. Б. — М., 2002. — 224с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Выготский Л.С. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.: ил.

6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: книга для воспитателя детского сада. / Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. — М.:Просвещение, 1992. — 143с.,ил.

7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. / Игнатьев Е.И. — М., 1961.-223с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для сред. проф. образования. / Козлова С.А., Куликова Т.А. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 416с.

9. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей. / Комарова Т.С. // Дошкольное воспитание. 1998, № 10. — с.65-67

10. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. / Комарова Т.С. — М.: Изд. Дом “Зимородок”, 2006. — 418с.

11. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. /под редакцией Н.П. Саккулиной. — Изд. 5-е.- М., Просвещение, 1971г.- 256с., ил.

12. Поддьяков И.И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Поддьяков И.И. // Вопросы психологии. 1990, № 1., с. 5-7

13. Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).

/ Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: «Просвещение», 1964. — 184с.

14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. / Сакулина Н.П., Комарова Т.С. — М.: «Просвещение», 1973. — 254с.

15. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. / Флерина Е.А. — М., Учпедгиз, 1956.

16. Сайт в интернете http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/d00028213.html