Художественное сознание

Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что художественное сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки художественного сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более – в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека .

В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

История художественного сознания.

До недавнего времени история художественного сознания отождествлялась с историей эстетической мысли. История художественных представлений разных эпох сводилась к перечню того, что сказал об искусстве тот или иной философ. В исследовательских работах, стремившихся рассмотреть содержание художественного сознания более широко, основное внимание уделялось разработке теоретической конструкции этого понятия. Дальше дело не шло, в итоге понятие художественного сознания застывало в своем надвременном, безликом содержании.

Художественное сознание эпохи вбирает в себя все наличествующие в ней рефлексии по поводу искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, художественные потребности и художественные идеалы эпохи, эстетические концепции искусства, художественные оценки и критерии, формируемые художественной критикой и т.п. Всю эту многоаспектность художественного сознания и его историческую подвижность можно раскрыть, только опираясь на анализ и обобщение реальных фактов искусства. Это обстоятельство чрезвычайно важно, ибо художественное сознание эпохи выражали не только философско-художественные теории; в формировании художественного сознания каждой исторической эпохи участвовала творческая практика всех видов искусства, культивируемые массовые формы художественного досуга и др. Изучение закономерностей эволюции художественного сознания должно аккумулировать все его реальное содержание и не сводить к узко понятой истории эстетической мысли как «истории головастиков».

28 стр., 13719 слов

Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...

... 1. Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового воспитания школьников 1 История и виды декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства ...

Большое значение для понимания предназначения, возможностей и роли искусства имеет давняя и малоразработанная проблема историзма художественных потребностей. Представления о предназначении искусства все время менялись. Ответы, предлагаемые философией и эстетикой разных эпох на этот счет, со временем обнаруживали свою ограниченность. И. всегда обладало неиссякаемой способностью расширять круг своих возможностей. От первоначальной способности фокусировать в художественном произведении все самое совершенное, что художник находил в мире (античность, Возрождение), искусства переходило к умению воплощать в художественном образе эзотерическое знание, невидимые смыслы и сущности (Средневековье, романтизм, символизм, экспрессионизм) и т.д.

Потребность наслаждения собой в чувственном предмете не исчерпывает всех объяснений потребности в искусства Важно прийти к пониманию, что образы искусства — не только знак внутреннего, но вся полнота жизни, т.е. сама жизнь в ее ключевых символах, пороговых моментах, предельных мигах бытия. Художественное иносказание, оставляющее люфт для домысливания, интуиции, иррационального, так или иначе удовлетворяет глубинную тягу человека к закрепляющей структуре, выражает эту структуру в художественной картине мира. Утверждение искусства вечности циклов языческого мира либо отрицание им вечности посюстороннего мира — любой из ответов служил в свое время установлению отношений человека и мира, способов общения людей. Сказанное — значит оформленное, понятое, опирающееся на тот или иной принцип. Творя собственный мир, искусство упорядочивает восприятие окружающего мира, помогая человеку ориентироваться в нем. Каждая эпоха осуществляла «онтологическое вбрасывание» в искусстве собственной сущности; художественные произведения хранили, изучали и возвращали эту сущность современникам. Вырабатываемые искусством культурные коды, до того как они превращались в мифологему, хотя бы на время создавали у человека сознание «хозяина», иллюзию владения окружающим миром.

Ситуация, развернувшаяся в Новейшее время получила осознание как «неклассический» период развития искусства Поколеблены многовековые представления о предметности художественного образа, об истоках его содержательности. Стала доминирующей идея об отделимости художественных смыслов от предметности реального мира, о нетождественности художественных идей и вещественности, художественных смыслов и событийности знакомой реальности (X. Ортега-и-Гасет, Н. Саррот, Р. Гароди).

В 20 в. искусство встало перед необходимостью подтвердить свой высокий статус, доказывая, что ему под силу выразить и утвердить в сознании современников новые онтологические связи, даже если для этого придется прибегнуть к радикальной ломке имеющихся средств, изобретению нового художественного языка.

10 стр., 4656 слов

Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство?

... искусства. В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира ... интенсивная религиозная вера предполагает существование в сознании человека ярких религиозных образов и представлений способных ... особенности религиозной веры, отделяющие ее от веры безрелигиозной. В религиозной вере разум человека ...

Современная философия и эстетика, отвечая на вопрос: каков баланс эволюционности и революционности в современных художественных процессах, исходят из убежденности в том, что в силу самой своей природы искусство в этом отношении олицетворяет наличный человеческий опыт, в другом — преодолевает его. Внутренняя природа человека становится неизмеримо сильнее и богаче, когда он смело обращается к неизведанному, раздвигает горизонты, переживает новые конфликтные ситуации. Искусство Новейшего времени всячески культивирует эту великую страсть жизни к расширению своих границ, неистребимую тягу человека к восхождению в неизведанное, неограниченность устремлений человеческого духа, его подвижность, раскованност. Именно благодаря этому свойству искусство смогло стать панорамой, отразившей цепь последовательных «открытий человека» в ментальной истории последних двух тысячелетий.

Динамика художественного сознания.

Динамика художественного сознания раскрывается как выражение единства личного «я» и реальности, понимаемой как совокупность объективных условий человеческой жизни и действующей парадигмы духовного бытия. В основе художественного сознания — представление о наиболее общих источниках существования и духовного формирования человека. Это — представление о Космосе и месте человека в нем и о земном мире со всеми его характеристиками и с точки зрения его значимости для человека. Где человек — все человеческое (общество, созидательная деятельность и т.п.), психологически, социально и культурно изменчивая сфера; Земля — природа, закономерности материального мира — все устойчивое, прочное, определяющее человека и его жизнь. Такое представление, сохраняется в искусстве в каждую историческую эпоху и присутствует в нем как образ мироустройства, картина мира

Художественное сознание — всегда означаемое и не имеет полного и исчерпывающего выражения в продуктах искусства. Неисчерпанность творческого замысла в любом художественном образе оставляет всегда открытым отношение художественный замысел — личность. Стремление сказать и не сказать одновременно — специфика художественного сознания. Чем напряженнее отношение сокрытого и высказанного, тем парадоксальным образом более цельным оказывается художественное произведение, которое питается этим напряжением. Поэтому сокрытие и открытие смыслов мы можем рассматривать как диалектику самообнаружения художественного сознания в предметной форме.

Динамика художественного сознания — это движение по сложно сплетенным траекториям, выражающим основные виды зависимости человека и в то же время типы отношений, в которых осуществляется постижение этих зависимостей и освоение их как важного компонента человеческой жизни. Освоение означает не только признание решающей роли подобных зависимостей, но и преображение их в творческой деятельности, поиск возможности влиять на них, насколько это допустимо с точки зрения объективных законов. Среди таких траекторий важнейшие 1) пространство-время как четырехмерное многообразие, которое мы осваиваем в себе и вне себя; 2) реальность в ее физическом выражении; 3) духовно-творческая история людей. Охватывая эти сферы, искусство сопрягает в себе два важнейших состояния мира, данных человеку в восприятии и воображении —бытие и небытие, ибо находится на грани, на переходе от одного состояния к другому и потому искусство представляет собой медиальный мост, по которому мы проходим, переживая их единство. При том искусство — это производство эмпирического опыта — избыточное производство с помощью фантазий автора и зрителя. Художественное сознание — способ понимания и восприятия реальности, при котором меняются векторы сил: не объективные законы природы формируют и обуславливают конечный творческий результат, а внутренний закон личности, отражающий потребность в преображении, изменении мира для себя и себя для мира. Искусство — это перестройка мира изнутри, часто с опережением понимания цели и содержания такой перестройки зрителем, а в ряде случаев и самим автором.

2 стр., 998 слов

Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова?

... как их жизнь. В заключение можно вспомнить слова героя рассказа «Крыжовник» о том, что человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар. Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? ... встретить третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов. Чехов мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости ...

Что же отличает преображение мира в искусстве, какова логика трансформации, используемая художественным сознанием?

— Художественное сознание не просто выходит за пределы человеческой действительности в любом ее измерении (социальном, нравственном, психологическом, идеологическом…), но стремится выйти и за пределы, очерченные историей, за пределы материального бытия. Важнейшие явления художественного творчества открывают нам глубинное предназначение искусства — снять противоречие бытия и небытия, растворить в человеческом духе и сознании грань, разделяющую материальный и духовный способы существования, прошлое и будущее, реальное и возможное.

— В художественном сознании сопрягается действительное существование человека и его осуществление как деятельного субъекта Вечности, чье предназначение выходит за пределы истории — данного места, времени и социального сюжета, который сегодня разыгрывает история.

— Измерение человека в небытии (Вечности) — это измерение его духовной творческой силы, которая не может быть ограничена конкретными рамками социальной действительности. Осуществленная в искусстве, эта сила вливается во все практики жизни, сохраняется в информативном пространстве человеческого мира и не может не оказывать воздействия на объективные процессы развития человечества и мира в целом.

— Снятие противоречия бытия и небытия в искусстве — это есть форма бессмертия, о субстанциональном качестве которой мы судить не можем, но позволим себе предположить, что ежели вера в бессмертие души имеет под собой основание, то искусство — важнейший из факторов, приближающихся к переживанию этого феномена: в художественных творениях нет творца воочию, но присутствие Его читается убедительно. Бытие мира, как мы его себе представляем в данный момент времени в трактовке автора, в шедеврах дополняется глубоким переживанием (осмыслением) реальности иного измерения жизни — Вечности, в контексте которой способно существовать пока только художественное воображение.

5 стр., 2370 слов

Проблема бытия и небытия в философии Парменида

... бытие есть, а небытия нет». Истинное бытие, согласно заключениям Парменида, едино, нераздельно, неизменно и неподвижно, весь же чувственно воспринимаемый мир, состоящий из множества возникающих, меняющихся и исчезающих вещей, лежит за его пределами. ... учение изложено Парменидом в сочинении "О природе", написанном гекзаметрами. ... бытия и небытия и вопрос об отношении бытия и мышления. Уже в начале ...

Снимая противоречие бытия и небытия, художник творит гармоничную структуру мироздания — образ этого отношения в его человеческом измерении. Тогда мы и говорим о том, что художник творит «свой мир». Одаренный автор в таком случае предстает перед необходимостью вскрыть и опредметить в эстетическом и образном эквиваленте связь человеческого и трансцендентного, представляющего собой вневременную канву, по которой ткется жизнь любого поколения и в которой (и по законам которой) развивается человеческая деятельность, в том числе и творческая в целом. (Представление онереальном, несуществующем, воспринимаемом как сила, покоряющая реальность, — фантом, побуждающий к творчеству)Духовно ли это трансцендентное? Искусство отвечает положительно на этот вопрос и потому структура мира в художественном творении выстраивается как этап, отражающий определенный уровень взаимопонимания человека и Всеобщего, личности и Бесконечности, христианина и Царства Божия и т.п.