Анализ эпизода (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

«Анализ эпизода (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)»

Л. Толстой. «Война и мир».

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул огонь, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад.

— Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

— Ничего, гранату… — отвечал он.

«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

— Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы…

«Ну, за что они меня?..» — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

— Я… ничего, — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

— Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

( Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

B1

Завершите фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»

B2

После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире — Наполеоне?

B4

Кто из героев романа «Война и мир» произносит следующие слова: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…»?

B5

Какой герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» являлся «олицетворением всего русского, доброго, круглого»?

B6

Что испытывает Тушин вместо оправданных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.

B7

Реплики Тушина «про себя» составляют некое развернутые размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?

Часть С

С1. Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный» видимый Тушин»?

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.

К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.

«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?»

Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.

Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.

— De beaux hommes! 1 — сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.

— Les munitions des pièces de position sont épuisées, sire! 2 — сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.

— Faites avancer celles de la réserve 3 , — сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).

— Voilà une belle mort 4 , — сказал Наполеон, глядя на Болконского.

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire 5 того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

— А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и снести на перевязочный пункт!

Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Ланну, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.

Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.

1 — Славный народ!

2 — Батарейных снарядов больше нет, ваше величество!

3 — Велите привезти из резервов.

4 — Вот прекрасная смерть.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». )

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B1

Хронологические рамки эпохи, отраженной в четырех томах «Войны и мир», — это период с … по … гг.

B2

Определите кульминацию 1 тома романа «Войны и мира».

ВЗ

Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?

B4

По какому случаю граф Илья Андреевич Ростов устроил обед в Английском клубе?

B5

После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире — Наполеоне?

B6

Какой герой романа Л. Толстого «Война и мир» являлся «олицитворением всего русского, доброго и круглого»?

B7

Назовите хотя бы одного персонажа произведений русской литературы, у которых кумиром был тот же самый герой?

Часть С

С1. На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?

С2. Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

Ответы

B7

Реплики Тушина «про себя» составляют некое развернутые размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?

B1

простотыдобраиправды

0

B2

Аустерлицкое

0

B3

Наполеон

0

B4

Андрей Болконский

0

B5

ПлатонКаратаев

0

B6

наслаждение

0

B7

внутренниймонолог

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Истинный герой Шенграбенского сражения — артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Часть С

С1. Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный» видимый Тушин»?

Тема истинного героизма.

Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов. Тушин живет в своем «фантастическом мире», французские пушки представляются ему трубками, снаряды – мячиками, французы – муравьями; свою пушку он ласково называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат.

Тушин тотчас испуганно оглядывается, когда на него кричит штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать, Тушин не может без страха смотреть на начальника.

Автор использует различные художественные средства и приемы психологической характеристики, чтобы показать, что «богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем «реальный» видимый Тушин»: сравнивает его внутреннее состояние с состоянием, «похожим на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека»; воспроизводит его внутренние монологи, картину «фантастического мира», возникающего в его воображении; использует приём контраста.

Толстой показывает противоречие между неказистой внешностью героя и силой его духа. Тушин и есть тот русский богатырь, которым сам он ощущает себя в бою.

Что же такое героизм и что такое мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной и робеющим перед начальством?

Ещё один вариант ответа.

В эпизоде звучит тема истинного, непоказного героизма. Такой героизм проявляют капитан Тушин и солдаты его батареи, сумевшие остановить движение французов в центре сражения. «Реальный, видимый» Тушин — человек маленького роста, неприметный, боящийся начальства.

В бою «он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Приём контраста подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». С такой оценкой героя нельзя не согласиться, потому что, не ощущай себя Тушин богатырём, не победить ему французов.

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

B7

Назовите хотя бы одного персонажа произведений русской литературы, у которых кумиром был тот же самый герой?.

B1

1805-1820

0

B2

Аустерлицкоесражение

0

B3

Богучарово

0

B4

вчестьпобедыкнязяБагратиона

0

B5

Аустерлицкое

0

B6

ПлатонКаратаев

0

B7

Раскольников

Часть С

С1. На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?

Все герои Толстого принадлежат либо к партии «мира», либо к партии «войны». Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ. Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство. Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

С2. Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» — равенство, единство людей, а «война» — это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы. Таким образом, мы видим, что в основе заглавия лежит антитеза.

В. Маяковский поэма «Война и мир», К. Симонов роман «Живые и мёртвые», стихотворение Ф. Тютчева «День и ночь».

«День и ночь»