Вальтер Беньямин. Краткая история фотографии | ТЕКСТъ

уман, окуты­ва­ющий истоки фото­графии, все же не такой густой, как тот, что скры­вает начало книго­пе­ча­тания; более ясно прояв­ля­ется в этом случае, что в момент, когда пробил час открытия, это почув­ство­вало сразу несколько человек; неза­ви­симо друг от друга они стре­ми­лись к одной цели: сохра­нить изоб­ра­жения, полу­ча­емые в camera obscura, известные по крайней мере со времени Леонардо. Когда после примерно пяти­летних поисков это одно­вре­менно удалось сделать Ньепсу и Дагерру, госу­дар­ство, восполь­зо­вав­шись патент­ными слож­но­стями, с кото­рыми столк­ну­лись изоб­ре­та­тели, вмеша­лось в это дело и произ­вело его, выплатив им компен­сацию, в ранг обще­ственной деятельности.

Таким образом были созданы пред­по­сылки для длитель­ного уско­рен­ного развития, что не давало возмож­ности огля­нуться назад. Вот и полу­чи­лось, что исто­ри­че­ские или, если угодно, фило­соф­ские вопросы, поднятые взлётом и паде­нием фото­графии, деся­ти­ле­тиями оста­ва­лись без внимания. И если сегодня они начи­нают осозна­ваться, то тому есть ясная причина. Новейшая лите­ра­тура указы­вает на то обсто­я­тель­ство, что расцвет фото­графии связан с деятель­но­стью Хилла и Камерон, Гюго и Надара [1] – то есть прихо­дится на ее первое деся­ти­летие. Но это и деся­ти­летие, которое пред­ше­ство­вало ее инду­стри­а­ли­зации. Это не значит, будто в это раннее время рыночные торговцы и шарла­таны не стара­лись исполь­зо­вать новую технику как источник наживы; это дела­лось, и даже часто. Но это было гораздо ближе к ярма­рочным искус­ствам – на ярмарке же фото­графия до наших дней была как дома – чем к инду­стрии. Наступ­ление инду­стрии в этой области нача­лось с исполь­зо­вания фото­графии для изго­тов­ления визитных карточек; харак­терно, что человек, впервые восполь­зо­вав­шийся фото­гра­фией в этих целях, стал миллионером.

Было бы неуди­ви­тельно, если бы особен­ности фото­гра­фи­че­ской прак­тики, сегодня впервые обра­ща­ющие наше внимание на этот доин­ду­стри­альный расцвет фото­графии, скрытым образом были бы связаны с кризисом капи­та­ли­сти­че­ской инду­стрии. Это однако никак не облег­чает задачу исполь­зо­вать прелесть снимков, содер­жа­щихся в недавно появив­шихся заме­ча­тельных публи­ка­циях по старой фото­графии [a], для действи­тель­ного проник­но­вения в ее сущность. Попытки теоре­ти­че­ского осмыс­ления проблемы совер­шенно руди­мен­тарны. И сколь продол­жи­тельны ни были дебаты по этому поводу в прошлом веке, они по сути не отошли от той комичной схемы, с помощью которой в своё время шови­нист­ский листок, «Лейп­цигер анцайгер», наме­ре­вался оста­но­вить распро­стра­нение фран­цуз­ской заразы.

2 стр., 957 слов

ОБУЧАЮЩЕЕ Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси»

... картины А.С. Степанова «Лоси». На ней художник изобразил семью лосей. Запишите эти предложения. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Проверь написание слов: ... ПО УЧЕБНИКУ Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину А.С.Степанова «Лоси» Что изображено на картине? (Лоси ... представили лося? (Большой, грозный с виду, но добрый). Лоси – ... слов: ИЗ ЗИМН ЕГО ЛЕСА НА О ПУШК Е О НИ УВИД Е ЛИ Л О СЯТА, Л О СИХА ПР И Н Я ЛИСЬ ...

« Стрем­ление сохра­нить мимо­лётные отра­жения, – писала газета, – дело не только невоз­можное, как выяс­ни­лось после прове­дения осно­ва­тель­ного немец­кого рассле­до­вания, но и одно только желание сделать это есть бого­хуль­ство. Человек создан по подобию Божию, а образ Божий не может быть запе­чатлён никакой чело­ве­че­ской машиной. Разве что боже­ственный художник может дерз­нуть, вдох­нов­лённый небе­сами, воспро­из­вести бого­че­ло­ве­че­ские черты безо всякой машинной помощи в минуты наивыс­шего вдох­но­вения и пови­нуясь высшему приказу своего гения.» Это прояв­ление обыва­тель­ского понятия «искус­ства» во всей его тяже­ло­весной неук­лю­жести, понятия, кото­рому чуждо какое бы то ни было участие техники и которое чувствует с вызы­ва­ющим появ­ле­нием новой техники прибли­жение своего конца. Тем не менее именно на этом фети­шист­ском, изна­чально анти­тех­ни­че­ском понятии искус­ства теоре­тики фото­графии почти столетие пробо­вали строить дискуссию, разу­ме­ется без малей­шего резуль­тата. Ведь они пыта­лись полу­чить признание фото­графа именно от той инстанции, которую он отменял.

Совсем другим духом веет от речи, с которой физик Араго выступил 3 июля 1839 года в палате депу­татов как защитник изоб­ре­тения Дагерра. Заме­ча­тельно в этой речи то, как она находит связь изоб­ре­тения со всеми сторо­нами чело­ве­че­ской деятель­ности. Развёр­нутая в ней пано­рама доста­точно широка, чтобы сомни­тельное благо­сло­вение фото­графии живо­писью – без кото­рого и здесь не обошлось – оказа­лось несу­ще­ственным, зато пред­ви­дение действи­тельной значи­мости открытия раскры­лось вполне. «Когда

изоб­ре­та­тели нового инстру­мента, – говорит Араго, – исполь­зуют его для изучения природы, то всегда оказы­ва­ется, что ожида­емое ими всего лишь малая часть в срав­нении с рядом после­ду­ющих открытий, начало которым положил этот инстру­мент.» Широким взглядом охва­ты­вает эта речь область приме­нения новой техники от астро­фи­зики до фило­логии: рядом с перспек­тивой звёздной фото­графии оказы­ва­ется идея создания корпуса египет­ских иеро­глифов. Снимки Дагерра пред­став­ляли собой йоди­ро­ванные сереб­ряные пластинки экспо­ни­ро­ванные в camera obscura; их прихо­ди­лось пово­ра­чи­вать, пока под опре­де­ленным углом не удава­лось увидеть нежно-серую картинку. Они были униа­тами; в среднем одна пластинка стоила в 1839 году 25 золотых франков. Нередко их хранили, как драго­цен­ность, в роскошных футлярах. Однако в руках неко­торых худож­ников они превра­ща­лись в техни­че­ское вспо­мо­га­тельное сред­ство Подобно тому как семь­десят лет спустя Утрилло [2] будет рисо­вать свои обво­ро­жи­тельные изоб­ра­жения домов в париж­ских приго­родах не с натуры, а с открыток, так и признанный англий­ский порт­ре­тист Дэвид Окта­виус Хилл исполь­зовал для своего настен­ного изоб­ра­жения первого гене­раль­ного синода шотланд­ской церкви 1843 года целую серию порт­ретных фото­снимков.

Однако эти снимки он делал сам. И именно эти простые техни­че­ские вспо­мо­га­тельные сред­ства, не пред­на­зна­ченные для чужих глаз, обес­пе­чили его имени место в истории, в то время как его живо­писные работы преданы забвению. И все же глубже, чем эти серии фото­порт­ретов, вводят в новую технику неко­торые доку­мен­тальные снимки: это изоб­ра­жения безы­мянных людей, а не порт­реты. Такие изоб­ра­жения уже давно суще­ство­вали в живо­писной форме. Если картины сохра­ня­лись в доме, то время от времени кто-нибудь еще спра­шивал о том, кто на них изоб­ражён. Два, три поко­ления спустя этот интерес исчезал: картины, если они сохра­няют значение, сохра­няют его лишь как свиде­тель­ство искус­ства того, кто их нари­совал. Однако с появ­ле­нием фото­графии возни­кает нечто новое и необы­чайное: в фото­графии рыбачки из Нью-Хейвена, опус­ка­ющей взор с такой неспешной и соблаз­ни­тельной стыд­ли­во­стью, оста­ётся еще кое-что помимо того, что могло бы исчер­пы­ваться искус­ством фото­графа Хилла, кое-что, не умол­ка­ющее, упрямо вопро­ша­ющее об имени той, которая жила тогда и продол­жает присут­ство­вать здесь и никогда не согла­сится полно­стью раство­риться в «искус­стве».

9 стр., 4306 слов

Снег: что это такое, как образуется, почему белый, откуда берется, фото и видео

... их часть состоит из более простых, например, гексагональных кристаллов, похожих друг на друга. Сочинение на тему: «Падает снег» Вот и наступила настоящая зима. Укрыла белым покрывалом всю землю. Как ... имеет форму звезды. Интересно: Разноцветные дожди — что это, почему появляются, где идут, фото и видео Типы снегопадов Снегопады ожидают до и во время перехода т ...

Спрошу я: каким был глаз этих блеск,

как эти локоны вились, лицо оттеняя

как цело­вали уста, сладо­стра­стия всплеск,

словно без пламени дым, возгоняя. [3]

Или если посмот­реть на снимок фото­графа Даутендея, отца поэта [4], изоб­ра­жа­ющий его в то время, когда он был женихом женщины, которую он годы спустя, после рождения шестого ребёнка, нашёл в их москов­ской квар­тире с пере­ре­зан­ными венами. На фото они стоят рядом, он словно держит ее, однако взгляд ее направлен мимо него, впив­шись в роковую даль. Если доста­точно долго быть погру­женным в созер­цание такого снимка, стано­вится понятным, насколько тесно и здесь сопри­ка­са­ются проти­во­по­лож­ности: точнейшая техника в состо­янии придать ее произ­ве­де­ниям маги­че­скую силу, какой для нас уже никогда больше не будет обла­дать нари­со­ванная картина.

Вопреки всякому искус­ству фото­графа и послуш­ности его модели зритель ощущает неудер­жимое влечение, принуж­да­ющее его искать в таком изоб­ра­жении мель­чайшую искорку случая, здесь и сейчас, которым действи­тель­ность словно прожгла характер изоб­ра­жения, найти то непри­метное место, в котором, в так-бытии той давно прошедшей минуты будущее продол­жает таиться и сейчас, и притом так крас­но­ре­чиво, что мы, огля­ды­ваясь назад, можем его обна­ру­жить. Ведь природа, обра­щённая к камере – это не та природа, что обра­щена к глазу; различие прежде всего в том, что место простран­ства, осво­ен­ного чело­ве­че­ским созна­нием, зани­мает простран­ство, осво­енное бессо­зна­тельным. Например, доста­точно привычно, что мы, пусть в самом грубом виде пред­став­ляем себе, как ходят люди, однако навер­няка ничего не знаем о том, каково их поло­жение в ту долю секунды, когда они начи­нают шаг. Фото­графия своими вспо­мо­га­тель­ными сред­ствами: короткой выдержкой, увели­че­нием – откры­вает ему это поло­жение. Об этом опти­чески-бессо­зна­тельном он узнает только с ее помощью, так же как о бессо­зна­тельном в сфере своих побуж­дений он узнает с помощью психо­ана­лиза. Орга­ни­зо­ванные струк­туры, ячейки и клетки, с кото­рыми обычно имеют дело техника и меди­цина, – все это изна­чально гораздо ближе фото­ка­мере, чем пейзаж с настро­е­нием или проник­но­венный портрет.

В то же время фото­графия откры­вает в этом мате­риале физио­гно­ми­че­ские аспекты, изоб­ра­зи­тельные миры, обита­ющие в мель­чайших уголках, понятно и укромно в той степени, чтобы нахо­дить прибе­жище в виде­ниях, однако теперь, став боль­шими и явно форму­ли­ру­е­мыми, они оказы­ва­ются способ­ными открыть различие техники и магии как исто­ри­че­ские пере­менные. Так например, Блосфельдт [b] своими удиви­тель­ными фото­гра­фиями растений смог обна­ру­жить в полых стебельках формы древ­нейших колонн, в папо­рот­нике – епископ­ский жезл, в деся­ти­кратно увели­ченном ростке каштана и клёна -тотемные столбы, в листьях ворсянки – ажурный готи­че­ский орна­мент [5].

41 стр., 20156 слов

Медиаобраз Л.Н. Толстого в современной культуре

... использован учителями литературы для проведения уроков и внеклассных мероприятий, посвященных творчеству Л.Н. Толстого. Структура работы определяется её основными целями и задачами и, соответственно, состоит из Введения, ... Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей. Во время работы над «Детством» Л.Н. Толстой долго сомневался, нужно ли отправлять свое первое произведение в печать. ...

Потому вполне можно сказать, что модели фото­графов вроде Хилла были не так далеки от правды, когда «феномен фото­графии» пред­став­лялся им еще «большим таин­ственным приклю­че­нием»; даже если для них это было не больше чем сознание того, что ты «стоишь перед аппа­ратом, который в крат­чайшее время способен создать изоб­ра­жение види­мого мира, изоб­ра­жение, кажу­щееся таким же живым и подлинным, как и сама природа».

О камере Хилла гово­рили, что она прояв­ляет тактичную сдер­жан­ность. Его модели, в свою очередь, не менее сдер­жанны; они сохра­няют неко­торую робость перед аппа­ратом, и принцип одного из более поздних фото­графов периода расцвета: «никогда не смотри в камеру», – мог бы быть выведен из их пове­дения. Однако при этом не имелось в виду то самое «посмот­реть на тебя» у зверей, людей и маленьких детей, в которое таким нече­стивым образом приме­ши­ва­ется поку­па­тель, и кото­рому нет лучшего проти­во­по­став­ления, чем манера описания, в которой старик Даутендай повест­вует о первых дагер­ро­типах: «Пона­чалу… люди не отва­жи­ва­лись, – сооб­щает он, – долго рассмат­ри­вать первые изго­тов­ленные им снимки. Они робели перед чётко­стью изоб­ра­жённых и были готовы пове­рить, что крошечные лица на снимках способны сами смот­реть на зрителя, таково было ошелом­ля­ющее воздей­ствие непри­вычной чёткости и жизнен­ности первых дагер­ро­типов на каждого». Эти первые репро­ду­ци­ро­ванные люди всту­пали в поле зрения фото­графии неза­пят­нан­ными, или, сказать вернее, без подписи. Газеты еще были большой роскошью, их редко поку­пали и чаще всего просмат­ри­вали в кафе, фото­графия еще не стала частью газет­ного дела, еще очень немногие могли прочесть своё имя на газетных стра­ницах.

Чело­ве­че­ское лицо было обрам­лено молча­нием, в котором поко­ился взгляд. Короче говоря, все возмож­ности этого искус­ства порт­рета осно­вы­ва­лись на том, что фото­графия еще не всту­пила в контакт с акту­аль­но­стью. Многие фото­графии Хилла были сделаны на эдин­бург­ском клад­бище фран­цис­канцев – это чрез­вы­чайно харак­терно для начала фото­графии, еще более приме­ча­тельно разве то, что модели чувствуют себя там как дома. Это клад­бище и в самом деле выглядит на одном из снимков Хилла как инте­рьер, как уеди­нённое, отго­ро­женное простран­ство, где, присло­няясь к бранд­мау­эрам, из травы вырас­тают надгробия, полые, словно камины, откры­ва­ющие в своём чреве вместо языков пламени строки надписей. Однако это место никогда не оказы­вало бы такого воздей­ствия, если бы его выбор не был обос­нован технически.

Слабая свето­чув­стви­тель­ность ранних пластинок требо­вала длительной выдержки при натурных съёмках. По той же причине каза­лось пред­по­чти­тельным поме­щать снима­емых людей по возмож­ности в уеди­нении, в месте, где ничто не мешало бы их сосре­до­то­чению. «Синтез выра­жения, вынуж­денно возни­ка­ющий от того, что модель должна долгое время быть непо­движной, – говорит Орлик о ранней фото­графии, – явля­ется основной причиной того, что эти изоб­ра­жения при всей их простоте подобно хорошим рисункам и живо­писным порт­ретам оказы­вают на зрителя более глубокое и долгое воздей­ствие, чем более поздние фото­графии.» Сама техника побуж­дала модели жить не от мгно­вения к мгно­вению, а вживаться в каждый миг; во время длинной выдержки этих снимков модели словно врас­тали в изоб­ра­жение и тем самым всту­пали в самый реши­тельный контраст с явле­ниями на момен­тальном снимке, отве­ча­ющем тому изме­нив­ше­муся окру­жению, в котором, как точно заметил Кракауэр, от той же самой доли секунды, которую продол­жа­ется фото­съёмка, зависит, «станет ли спортсмен таким знаме­нитым, что фото­графы будут снимать его по заданию иллю­стри­ро­ванных ежене­дель­ников». Все в этих ранних снимках было ориен­ти­ро­вано на длительное время; не только несрав­ненные группы, которые соби­ра­лись для съёмки – а их исчез­но­вение было одним из вернейших симп­томов того, что произошло в обще­стве во второй поло­вине столетия – даже складки, в которые соби­ра­ется на этих изоб­ра­же­ниях одежда, держатся дольше. Доста­точно лишь взгля­нуть на сюртук Шеллинга [6]; он совер­шенно опре­де­ленно готов отпра­виться в вечность вместе с его хозя­ином, его складки не менее значимы, чем морщины на лице фило­софа. Короче говоря, все подтвер­ждает правоту Бернарда фон Брен­тано, пред­по­ло­жив­шего, «что в 1850 году фото­граф нахо­дился на той же высоте, что и его инстру­мент» – в первый и на долгое время в последний раз.

2 стр., 693 слов

Марта. про маму. Портрет мам. Фото

... собрании, тоже бы плакали, как этот папа)))! "Автор: «8 раз мама» Школьное сочинение на тему «Мамина внешность», от которого папа плакал26 декабря 2020 Я ... вот Глеб нарыл в инете где-то это сочинение и отправил мне со словами: "Ох мама, скоро в школу пойдёт Толян и ... сочинение про папу, так как он не хочет чтобы его описывали." В сентябре наш Толя идёт в школу Просто улыбнуться❤️❤️❤️ Хорошего дня. ...

Впрочем, чтобы полно­стью ощутить мощное воздей­ствие дагер­ро­типии в эпоху ее открытия, следует учиты­вать, что пленэрная живо­пись начала в то время откры­вать наиболее продви­нутым из худож­ников совер­шенно новые перспек­тивы. Сознавая, что именно в этом отно­шении фото­графия должна подхва­тить эста­фету у живо­писи, Араго со всей опре­де­лён­но­стью и говорит в исто­ри­че­ском очерке, посвя­щённом ранним опытам Джованни Баттиста Порта: «Что каса­ется эффекта, возни­ка­ю­щего от не полной прозрач­ности нашей атмо­сферы (и который обозна­чают не совсем точным выра­же­нием «воздушная перспек­тива»), то даже мастера живо­писи не наде­ются, что camera obscura» – речь идёт о копи­ро­вании полу­ча­емых в ней изоб­ра­жений – «могла бы помочь в воспро­из­ве­дении этого эффекта». В тот момент, когда Дагерру удалось запе­чат­леть изоб­ра­жения, полу­ча­емые в camera obscura, художник был смещён с этого поста техником. Все же истинной жертвой фото­графии стала не пейзажная живо­пись, а порт­ретная мини­а­тюра. События разви­ва­лись так быстро, что уже около 1840 года боль­шин­ство бесчис­ленных порт­ре­ти­стов-мини­а­тю­ри­стов стало фото­гра­фами, сначала наряду с живо­писной работой, а скоро исклю­чи­тельно.

Опыт их перво­на­чальной профессии оказался полезен, причём не худо­же­ственная, а именно ремес­ленная выучка обес­пе­чила высокий уровень их фото­работ. Лишь посте­пенно сошло со сцены это поко­ление пере­ход­ного периода; кажется, будто эти первые фото­графы – Надар, Штельцнер, Пирсон, Баяр полу­чили благо­сло­вение библей­ских патри­архов: все они прибли­зи­лись к девя­носта или ста годам. Но в конце концов в сословие профес­си­о­нальных фото­графов хлынули со всех сторон деловые люди, а когда затем полу­чила повсе­местное распро­стра­нение ретушь нега­тивов – месть плохих худож­ников фото­графии – начался быстрый упадок вкуса. Это было время, когда начали напол­няться фото­аль­бомы. Распо­ла­га­лись они чаще всего в самых неуютных местах квар­тиры, на консоли или маленьком столике в гостиной: кожаные фоли­анты с отвра­ти­тельной метал­ли­че­ской окан­товкой и толстен­ными листами с золотым обрезом, на которых разме­ща­лись фигуры в дурацких драпи­ровках и затя­нутых одея­ниях – дядя Алекс и тетя Рикхен, Трудхен, когда она еще была маленькой, папочка на первом курсе, и, наконец, в довер­шение позора, мы сами: в образе салон­ного тирольца, распе­ва­ю­щего тироль­ские песни и разма­хи­ва­ю­щего шляпой на фоне нама­лё­ванных горных вершин, или в образе бравого матроса, ноги, как пола­га­ется морскому волку, врас­ко­рячку, присло­нив­шись к поли­ро­ван­ному поручню.

9 стр., 4115 слов

Красивые деревенские дома снаружи: фото современных и классических вариантов

... и искусственные материалы. Если домик в деревне маленький, необходимо правильно составить его планировку. В каждом жилом доме должны быть ... домом. «> Видео описание Смотрите на видео подборку фото дизайнерского оформления домов в деревенском стиле: В деревенском доме обязательно делается ... еще на этапе проектирования дома. Дом моей бабушки (сочинение описание дома) Много ли кто из вас видел дом, ...

Аксес­суары таких порт­ретов – поста­менты, балю­страды и овальные столики – еще напо­ми­нают о том времени, когда из-за длительной выдержки прихо­ди­лось созда­вать для моделей точки опоры, чтобы они могли оста­ваться долгое время непо­движ­ными. Если пона­чалу было доста­точно приспо­соб­лений для фиксации головы и коленей, то вскоре «после­до­вали прочие приспо­соб­ления, подобные тем, что исполь­зо­ва­лись в знаме­нитых живо­писных изоб­ра­же­ниях и потому пред­став­ля­лись «худо­же­ствен­ными». Прежде всего это были – колонна и занавес». Против этого безоб­разия более способные мастера были вынуж­дены высту­пить уже в шести­де­сятые годы. Вот что тогда писали в одном специ­альном англий­ском издании: «Если на живо­писных картинах колонна выглядит прав­до­по­добной, то способ ее приме­нения в фото­графии абсурден, ибо ее обычно уста­нав­ли­вают на ковре. Между тем каждому ясно, что ковёр не может служить фунда­ментом для мраморной или каменной колонны».

Тогда-то и появи­лись эти фото­студии с драпи­ров­ками и паль­мами, гобе­ле­нами и моль­бер­тами, про которые трудно сказать – то ли они были для мучения, то ли для возве­ли­чи­вания; то ли это была камера пыток, то ли тронный зал – потря­са­ющим свиде­тель­ством их деятель­ности служит ранняя фото­графия Кафки. На ней мальчик лет шести, одетый в узкий, словно смири­тельный костюм со множе­ством позу­ментов, изоб­ражён в обста­новке, напо­ми­на­ющей зимний сад. В глубине торчат паль­мовые ветви. И словно для того, чтобы сделать эти плюшевые тропики еще более душными и тяжё­лыми, в левой руке он держит неве­ро­ятно большую шляпу с широ­кими полями, на испан­ский манер. Конечно, мальчик бы исчез в этом анту­раже, если бы непо­мерно печальные глаза не одолели навя­занную им обстановку.

Своей безбрежной печалью этот снимок контра­сти­рует с ранними фото­гра­фиями, на которых люди еще не полу­чили такого выра­жения поте­рян­ности и отре­шён­ности, как этот мальчик. Их окру­жала аура, среда, которая прида­вала их взгляду, прохо­дя­щему сквозь неё, полноту и уверен­ность. И снова очевиден техни­че­ский экви­ва­лент этой особен­ности; он заклю­ча­ется в абсо­лютной непре­рыв­ности пере­хода от самого яркого света до самой темной тени. Между прочим, закон пред­вос­хи­щения новых дости­жений силами старой техники прояв­ля­ется и в этом случае, а именно в том, что прежняя порт­ретная живо­пись нака­нуне своего падения поро­дила уникальный расцвет гумми­а­ра­би­ковой печати. Речь шла о репро­дук­ци­онной технике, которая соеди­ни­лась с фото­гра­фи­че­ской репро­дук­цией лишь позднее. Как на графи­че­ских листах, выпол­ненных этой печатью, на снимках такого фото­графа, как Хилл, свет с усилием проры­ва­ется сквозь темноту: Орлик говорит о вызванной долгой выдержкой «обоб­ща­ющей свето­ком­по­зиции», прида­ющей «этим ранним фото­снимкам свой­ственное им величие». А среди совре­мен­ников открытия уже Деларош отметил ранее «не дости­жимое, вели­ко­лепное, ничем не нару­ша­ющее спокой­ствие масс» общее впечат­ление.

5 стр., 2111 слов

Пермского первоклассника про Путина и Медведева стало хитом Интернета ...

... видам спорта. Essay on Perm / Сочинение про Пермь Я живу в Перми. Это мой родной город. Это большой ... и колесом обозрения. В Перми есть много достопримечательностей. Одной из самых известных туристических достопримечательностей является Свято-Троицкий собор. ... районных конкурсах. Подробнее… Сочинение пермского первоклассника про Путина и Медведева стало хитом Интернета (ФОТО, ВИДЕО) 03 сентября 2010, ...

Это о техни­че­ской основе, порож­да­ющей ауру. В особен­ности неко­торые груп­повые снимки фикси­руют мимо­лётное единение, на короткое время появ­ля­ю­щееся на пластинке, перед тем как оно будет разру­шено «ориги­нальным снимком». Именно эта атмо­сфера изящно и симво­лично очер­чи­ва­ется ставшей уже старо­модной овальной формой паспарту для фото­графий. Поэтому о полном непо­ни­мании этих фото­гра­фи­че­ских инку­набул говорит стрем­ление подчерк­нуть в них «худо­же­ственное совер­шен­ство» или «вкус». Эти снимки возни­кали в поме­ще­ниях, в которых каждый клиент встре­чался в лице фото­графа прежде всего с техником нового поко­ления, а каждый фото­граф в лице клиента – с пред­ста­ви­телем восхо­дя­щего соци­аль­ного класса со свой­ственной ему аурой, которая прогля­ды­вала даже в складках сюртука и шейном платке. Ведь эта аура не была прямым продуктом прими­тивной камеры. Дело в том, что в этот ранний период объект и техника его воспро­из­ве­дения так точно совпа­дали друг с другом, в то время как в после­ду­ющий период дека­данса они разо­шлись. Вскоре развитие оптики создало возмож­ность преодо­ления тени и создания зеркальных изоб­ра­жений. Однако фото­графы в период после 1880 года видели свою задачу в основном в том, чтобы симу­ли­ро­вать ауру, исчез­нувшую со снимков вместе с вытес­не­нием тени свето­силь­ными объек­ти­вами, точно так же, как аура исчезла из жизни с вырож­де­нием импе­ри­а­ли­сти­че­ской буржу­азии, – симу­ли­ро­вать всеми ухищ­ре­ниями ретуши, в особен­ности же так назы­ва­емой гумми­а­ра­би­ковой печатью. Так стал модным, особенно в стиле модерн, суме­речный тон, пере­би­ва­емый искус­ствен­ными отра­же­ниями; однако вопреки суме­реч­ному осве­щению все яснее обозна­ча­лась поза, непо­движ­ность которой выдаёт бессилие этого поко­ления перед лицом техни­че­ского прогресса.

И все же реша­ющим в фото­графии оказы­ва­ется отно­шение фото­графа к своей технике. Камиль Рехт выразил это в изящном срав­нении. «Скрипач, – говорит он, – должен сначала создать звук, мгно­венно поймать ноту; пианист же нажи­мает на клавишу – нота звучит. И у худож­ника, и у фото­графа есть свои инстру­менты. Рисунок и колорит худож­ника сродни извле­чению звука скри­пачом, у фото­графа общее с пиани­стом состоит в том, что его действия в значи­тельной степени – не срав­нимой с усло­виями скри­пача – пред­опре­де­лены техникой, нала­га­ющей свои огра­ни­чения. Ни один пианист-виртуоз, будь то сам Паде­рев­ский, не достигнет той славы, не добьётся того почти сказоч­ного очаро­вания публики, каких достигал и доби­вался Пага­нини.» Однако у фото­графии, если уж продол­жать это срав­нение, есть свой Бузони, это Атже. [7] Оба были виртуо­зами, в то же время и пред­те­чами. Их объеди­няет беспри­мерная способ­ность раство­ряться в своём ремесле, соеди­нённая с вели­чайшей точно­стью. Даже в их чертах есть нечто родственное.

1 стр., 475 слов

Напишите пожалуйста по данному тексту. Проблема обучения людей ...

... Царском Селе. Вы находитесь на странице вопроса " Напишите пожалуйста сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные примерыМой друг Борис ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится ...

Атже был актёром, кото­рому опро­ти­вело его ремесло, который снял грим, а затем принялся делать то же самое с действи­тель­но­стью, пока­зывая ее непри­кра­шенное лицо. Он жил в Париже бедным и безвестным, свои фото­графии сбывал за бесценок люби­телям, которые едва ли были менее эксцен­трич­ными, чем он сам, а не так давно он распро­щался с жизнью, оставив после себя гигант­ский опус в более чем четыре тысячи снимков. Береник Эббот из Нью-Йорка собрала эти карточки, избранные работы только что вышли в необы­чайно красивой книге [c] , подго­тов­ленной Камилем Рехтом. Совре­менная ему пресса «ничего не знала об этом чело­веке, который ходил со своими сним­ками по худо­же­ственным мастер­ским, отдавая их почти даром, за несколько монет, часто по цене тех открыток, которые в начале века изоб­ра­жали такие краси­венькие сцены ночного города с нари­со­ванной луной. Он достиг полюса высо­чай­шего мастер­ства; но из упрямой скром­ности вели­кого мастера, который всегда держится в тени, он не захотел уста­но­вить там свой флаг. Так что кое-кто может считать себя откры­ва­телем полюса, на котором Атже уже побывал.»

В самом деле: париж­ские фото Атже пред­вос­хи­щение сюрре­а­ли­сти­че­ской фото­графии, аван­гард одной-един­ственно действи­тельно мощной колонны, которую смог двинуть вперёд сюрре­а­лизм. Он первым продез­ин­фи­ци­ровал удуша­ющую атмо­сферу, которую распро­странил вокруг себя фото­портрет эпохи упадка. Он очищал эту атмо­сферу, он очистил ее: он начал осво­бож­дение объекта от ауры, которая состав­ляла несо­мненное досто­ин­ство наиболее ранней фото­гра­фи­че­ской школы. Когда журналы аван­гар­ди­стов «Bifur» или «Variete» публи­куют с подпи­сями «Вест­мин­стер», «Лилль», «Антверпен» или «Вроцлав» лишь снимки деталей: то кусок балю­страды, то голую верхушку дерева, сквозь ветви которой просве­чи­вает уличный фонарь, то бранд­мауэр или крюк с висящим на нем спаса­тельным кругом, на котором напи­сано название города, – то это не более чем лите­ра­турное обыг­ры­вание мотивов, открытых Атже. Его инте­ре­со­вало забытое и забро­шенное, и потому эти снимки также обра­ща­ются против экзо­ти­че­ского, помпез­ного, роман­ти­че­ского звучания названий городов; они выса­сы­вают ауру из действи­тель­ности, как вода из тону­щего корабля.

Что такое, собственно говоря, аура? Странное спле­тение места и времени: уникальное ощущение дали, как бы близок при этом рассмат­ри­ва­емый предмет ни был. Сколь­зить взглядом во время летнего полу­ден­ного отдыха по линии горной гряды на гори­зонте или ветви, в тени которой распо­ло­жился отды­ха­ющий, пока мгно­вение или час со-причастны их явлению – значит вдыхать ауру этих гор, этой ветви. Стрем­ление же «прибли­зить» вещи к себе, точнее – массам – это такое же страстное желание совре­менных людей, как и преодо­ление уникаль­ного в любой ситу­ации через его репро­ду­ци­ро­вание. Изо дня в день все более неодо­лимо прояв­ля­ется потреб­ность владеть пред­метом в непо­сред­ственной близости в его изоб­ра­жении, скорее в репро­дукции. А репро­дукция, как пока­зы­вают иллю­стри­ро­ванный ежене­дельник или кино­хро­ника, несо­мненно отли­ча­ется от изоб­ра­жения. В изоб­ра­жении уникаль­ность и длитель­ность так же тесно соеди­нены, как мимо­лёт­ность и повто­ря­е­мость в репро­дукции. Очищение пред­мета от его оболочки, разру­шение ауры пред­став­ляют собой харак­терный признак того воспри­ятия, у кото­рого чувство одно­тип­ного отно­си­тельно ко всему в этом мире настолько выросло, что оно с помощью репро­дукции доби­ва­ется одно­тип­ности даже от уникальных явлений. Атже почти всегда проходил мимо «вели­че­ственных видов и так назы­ва­емых символов», но не пропускал длинный рад сапожных колодок, не проходил мимо париж­ских дворов, где с вечера до утра стоят рядами ручные тележки, мимо не убранных после еды столов или скопив­шейся в огромном коли­че­стве грязной посуды, мимо борделя на незнамо какой улице в доме №5, о чем свиде­тель­ствует огромная пятёрка, которая красу­ется на четырёх разных местах фасада. Как ни странно, на этих снимках почти нет людей. Пусты ворота Порт д’Аркей у басти­онов, пусты роскошные лест­ницы, пусты дворы, пусты террасы кафе, пуста, как обычно, площадь Плас дю Тертр. Они не пустынны, а лишены настро­ения; город на этих снимках очищен, словно квар­тира, в которую еще не въехали новые жильцы. Таковы резуль­таты, которые позво­лили сюрре­а­ли­сти­че­ской фото­графии подго­то­вить цели­тельное отчуж­дение между чело­веком и его окру­же­нием. Она осво­бож­дает поле для поли­ти­чески наме­тан­ного глаза, который опус­кает все интимные связи ради точности отра­жения деталей.

9 стр., 4297 слов

Красивое описание озера. -описание озера “Горное озеро”. Самые ...

... «Колдовской остров». Страна: Афганистан В самом сердце бесконечных пустынь Афганистана расположены озера Банде-Амир, афганское название которых Имам Али. Удивительно, как в таком засушливом ... месте возникли водоемы. Озера цвета индиго окружены высокими известняковыми утесами. Насыщенный синий цвет обусловлен содержанием углекислого ...

Совер­шенно ясно, что этот новый взгляд менее всего мог развиться там,

где раньше фото­графия чувство­вала себя наиболее уверенно: в платных, репре­зен­та­тивных порт­ретных съёмках. С другой стороны, отказ от чело­века оказы­ва­ется для фото­графии делом почти невоз­можным. Кто этого еще не знал, того научили этому лучшие русские фильмы, пока­завшие, что и окру­жа­ющая чело­века среда и пейзаж откры­ва­ются только тому из фото­графов, кто может постиг­нуть их в безы­мянном отра­жении, возни­ка­ющем в чело­ве­че­ском лице.

Однако возмож­ность этого опять-таки в значи­тельной степени зависит от того, кого снимают. Поко­ление, которое не было одер­жимо идеей запе­чат­леть себя на фото­гра­фиях для потомков и, стал­ки­ваясь с такой необ­хо­ди­мо­стью, скорее было склонно несколько робко вжиматься в свою привычную, обжитую обста­новку – как Шопен­гауэр на своей франк­фурт­ской фото­графии 1850 года в глубь кресла – именно поэтому, однако, запе­чат­ле­вало вместе с собой на пластинке и этот мир: этому поко­лению его досто­ин­ства доста­лись не по наслед­ству. Русское игровое кино впервые за несколько деся­ти­летий дало возмож­ность пока­заться перед камерой людям, у которых нет надоб­ности в своих фото­гра­фиях. И сразу же чело­ве­че­ское лицо приоб­рело в съёмке новое, огромное значение. Но это был уже не портрет. Что это было? Выда­ю­щейся заслугой одного немец­кого фото­графа было то, что он дал ответ на этот вопрос. Август Зандер [d] [8] собрал серию порт­ретов, которые ни в чем не усту­пают мощной физио­но­ми­че­ской галерее, открытой такими масте­рами, как Эйзен­штейн или Пудовкин, и сделал он это в научном аспекте.

« Созданная им коллекция скла­ды­ва­ется из семи групп, соот­вет­ству­ющих суще­ству­ю­щему обще­ствен­ному укладу, и должна быть опуб­ли­ко­вана в 45 папках по 12 снимков в каждой». До сих пор опуб­ли­ко­вана лишь книга с избран­ными 60 фото­гра­фиями, дающими неис­чер­па­емый мате­риал для наблю­дений. «Зандер начи­нает с крестья­нина, чело­века, привя­зан­ного к земле, ведёт зрителя через все слои и профес­си­о­нальные группы, подни­маясь до пред­ста­ви­телей высшей циви­ли­зации и опус­каясь до идиота». Автор приступил к этой колос­сальной задаче не как учёный, не как человек, следу­ющий советам антро­по­логов или социо­логов, а, как гово­рится в преди­словии, «опираясь на непо­сред­ственные наблю­дения». Наблю­дения эти были несо­мненно чрез­вы­чайно непред­взя­тыми, более того, смелыми, в то же время, однако, и дели­кат­ными, а именно в духе сказан­ного Гёте: «есть дели­катная эмпирия, которая самым интимным образом отож­деств­ляет себя с пред­метом и тем самым стано­вится насто­ящей теорией». В соот­вет­ствии с этим вполне законно, что такой наблю­да­тель как Дёблин [9] обратил внимание как раз на научные моменты этого труда и заме­чает: «Подобно срав­ни­тельной анатомии, благо­даря которой только и можно познать природу и историю органов, этот фото­граф занялся срав­ни­тельной фото­гра­фией и тем самым занял научную позицию, подни­ма­ющую его над теми, кто зани­ма­ется част­ными видами фото­графии». Будет чрез­вы­чайно жаль, если эконо­ми­че­ские условия не позволят продол­жить публи­кацию этого корпуса. Изда­тель­ству же можно было бы помимо этого общего указать еще на один более конкретный мотив публи­кации. Произ­ве­дения, подобные создан­ному Зандером, могут мгно­венно приоб­рести неожи­данную акту­аль­ность. Изме­нения во властных струк­турах, ставшие у нас привыч­ными, делают жизненной необ­хо­ди­мо­стью развитие, обострение физио­гно­ми­че­ских способ­но­стей. Пред­став­ляет человек правых или левых – он должен привык­нуть к тому, что его будут распо­зна­вать с этой точки зрения. В свою очередь он сам будет распо­зна­вать таким образом других. Творение Зандера не просто иллю­стри­ро­ванное издание: это учебный атлас.

« В нашу эпоху нет произ­ве­дения искус­ства, которое созер­цали бы так внима­тельно, как свою собственную фото­графию, фото­графии ближайших родствен­ников и друзей, возлюб­ленной», – писал уже в 1907 году Лихтварк, пере­водя тем самым иссле­до­вание из области эсте­ти­че­ских признаков в область соци­альных функций. Только из этой позиции оно может продви­гаться дальше. Пока­за­тельно в этом отно­шении, что дискуссия менее всего продви­га­лась в тех случаях, когда разговор шёл об эсте­тике «фото­графии как искус­ства», в то время как, например, гораздо менее спорный соци­альный факт «искус­ство как фото­графия» не удоста­и­вают даже беглого рассмот­рения. И все же воздей­ствие фото­гра­фи­че­ских репро­дукций произ­ве­дений искус­ства на функции искус­ства гораздо важнее, чем более или менее худо­же­ственная компо­зиция фото­графии, «схва­ты­ва­ющей» какой-либо жизненный момент. В самом деле, возвра­ща­ю­щийся домой фото­лю­би­тель со множе­ством сделанных худо­же­ственных снимков пред­став­ляет собой не более отрадное явление, чем охотник, возвра­ща­ю­щийся из засады с таким коли­че­ством дичи, которое имело бы смысл, только если бы он нёс ее на продажу. Похоже, что и в самом деле иллю­стри­ро­ванных изданий скоро станет больше, чем лавок, торгу­ющих дичью и птицей. Это о том, как «щелкают», снимая все подряд. Однако акценты полно­стью меня­ются, когда от фото­графии как искус­ства пере­ходят к искус­ству как фото­графии. Каждый имел возмож­ность убедиться, насколько легче взять в объектив картину, а еще более того скульп­туру или тем более архи­тек­турное соору­жение, чем явления действи­тель­ности. Тут же возни­кает иску­шение списать это на упадок худо­же­ствен­ного чутья, на неуме­лость совре­мен­ников. Однако ему проти­во­речит пони­мание того, насколько примерно в то же время с разви­тием репро­дук­ци­онной техники изме­ни­лось воспри­ятие великих произ­ве­дений искус­ства. На них уже нельзя смот­реть как на произ­ве­дения отдельных людей; они стали коллек­тив­ными творе­ниями, настолько мощными, что для того, чтобы их усвоить, их необ­хо­димо умень­шить. В конечном итоге репро­дук­ци­онная техника пред­став­ляет собой умень­ша­ющую технику и делает чело­веку доступной ту степень господ­ства над произ­ве­де­ниями искус­ства, без которой они не могут найти применения.

Если что и опре­де­ляет сего­дняшние отно­шения между искус­ством и фото­гра­фией, то это не снятое напря­жение, возникшее между ними из-за фото­гра­фи­ро­вания произ­ве­дений искус­ства. Многие из тех, кто как фото­граф опре­де­ляет сего­дняшнее лицо этой техники, пришли из изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Они отвер­ну­лись от него после попыток уста­но­вить живую, ясную связь его выра­зи­тельных средств с совре­менной жизнью. Чем острее было их ощущение духа времени, тем все более сомни­тельной стано­ви­лась для них их исходная точка. Так же как и восемь­десят лет назад фото­графия приняла эста­фету у живописи.

« Твор­че­ские возмож­ности нового, – говорит Мохой-Надь, [10] – по большей части медленно откры­ва­ются такими старыми формами, инстру­мен­тами и обла­стями искус­ства, которые в прин­ципе уничто­жа­ются с появ­ле­нием нового, однако под давле­нием гото­вя­ще­гося нового они оказы­ва­ются вовле­чён­ными в эйфо­ри­че­скую акти­ви­зацию. Так, например, футу­ри­сти­че­ская (стати­че­ская) живо­пись ввела в искус­ство позднее уничто­жившую ее, чётко очер­ченную пробле­ма­тику синхрон­ности движения, изоб­ра­жения мгно­вен­ного состо­яния; и это в то время, когда кино было известно, но еще далеко не понято… Точно так же можно – с известной осто­рож­но­стью – рассмат­ри­вать неко­торых из рабо­та­ющих сегодня с изоб­ра­зи­тельно-пред­мет­ными сред­ствами худож­ников (неоклас­си­ци­стов и вери­стов) как предтеч новой изоб­ра­зи­тельной опти­че­ской техники, которая скоро будет поль­зо­ваться только меха­ни­че­скими техни­че­скими средствами.»

А Тристан Цара [11] писал в 1922 году: «Когда все, что назы­ва­лось искус­ством, стало стра­дать подагрой, фото­граф зажёг свою тыся­че­све­човую лампу и свето­чув­стви­тельная бумага посте­пенно впитала в себя черный цвет неко­торых пред­метов обихода. Он открыл значи­мость нежного, девствен­ного быст­рого взгляда, который был важнее, чем все компо­зиции, которые нам пред­став­ляют для восхи­щен­ного созер­цания». Фото­графы, которые пришли из изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства в фото­графию не из оппор­ту­ни­сти­че­ских сооб­ра­жений, не случайно, не ради удобств, обра­зуют сегодня аван­гард среди своих коллег, поскольку они своей твор­че­ской биогра­фией в опре­де­ленной степени застра­хо­ваны от самой серьёзной опас­ности совре­менной фото­графии, ремес­ленно-худо­же­ствен­ного привкуса. «Фото­графия как искус­ство, – говорит Саша Стоун, – это очень опасная область.»

Покинув те отно­шения, в которых ею зани­ма­лись такие люди как Зандер, Жермена Круль, Блосфельдт, эман­си­пи­руясь от физио­гно­ми­че­ских, поли­ти­че­ских, научных инте­ресов, фото­графия стано­вится «твор­че­ской». Делом объек­тива стано­вится «обзор событий», появ­ля­ется буль­варный фото­ре­портёр. «Дух, одолевая меха­нику, преоб­ра­зует ее точные резуль­таты в жизненные притчи.» Чем дальше разви­ва­ется кризис совре­мен­ного соци­аль­ного устрой­ства, чем крепче его отдельные моменты засты­вают, образуя мёртвые проти­во­речия, тем больше твор­че­ское – по своей глубинной сути вариант, контраст его отец, а имитация его мать – стано­вится фетишем, черты кото­рого обязаны своей жизнью лишь смене модного осве­щения. Твор­че­ское в фото­графии – следо­вание моде. «Мир прекрасен» – именно таков ее девиз. В нем разоб­ла­чает себя та фото­графия, которая готова вмон­ти­ро­вать во вселенную любую консервную банку, но не способна понять ни одного из тех чело­ве­че­ских отно­шений, в которые она всту­пает, и которая в своих сомнам­бу­ли­че­ских сюжетах оказы­ва­ется скорее пред­течей ее продаж­ности, чем познания. Поскольку же истинным лицом этого фото­гра­фи­че­ского твор­че­ства явля­ется реклама и ассо­ци­ация, то ее законной проти­во­по­лож­но­стью высту­пают разоб­ла­чение и конструкция. Ведь поло­жение, отме­чает Брехт, «столь сложно потому, что менее чем когда-либо простое /воспроизведение реальности/ что-либо говорит о реаль­ности. Фото­графия заводов Круппа или концерна АЕС почти ничего не сооб­щает об этих орга­ни­за­циях. Истинная реаль­ность ускольз­нула в сферу функ­ци­о­наль­ного. Опред­ме­чен­ность чело­ве­че­ских отно­шений, например на фабрике, больше не выдаёт этих отно­шений. Потому действи­тельно необ­хо­димо /нечто строить/, нечто /искусственное/, нечто /заданное/». [12] Подго­товка перво­про­ходцев этого фото­гра­фи­че­ского констру­и­ро­вания – заслуга сюрре­а­ли­стов. Следу­ющий этап в этом диспуте отмечен появ­ле­нием русского кино. Это не преуве­ли­чение: великие дости­жения его режис­сёров были возможны только в стране, где фото­графия ориен­ти­ро­вана не на очаро­вание и внушение, а на экспе­ри­мент и обучение.

В этом, и только в этом смысле в импо­зантном привет­ствии, которое неук­люжий созда­тель много­зна­чи­тельных полотен, художник Антуан Вирц [13] адре­совал фото­графии в 1855 году, еще может быть обна­ружен какой-то смысл.

«Несколько лет назад была рождена – во славу нашего столетия – машина, изо дня в день изум­ля­ющая нашу мысль и устра­ша­ющая наш взгляд. Прежде чем пройдёт век, эта машина заменит для худож­ника кисть, палитру, краски, мастер­ство, опыт, терпение, беглость, точность воспро­из­ве­дения, колорит, лесси­ровку, образец, и совер­шен­ство, станет экстрактом живо­писи… Неправда, будто дагер­ро­типия убивает искус­ство… Когда дагер­ро­типия, этот огромный ребёнок, подрастёт, когда все ее искус­ство и сила разо­вьются, тогда гений схватит ее за шкирку и громко воскликнет: Сюда! Теперь ты моя! Мы будем рабо­тать вместе.» Насколько по срав­нению с этим трезво, даже песси­ми­стично звучат слова, кото­рыми четыре года спустя, в «Салоне 1859 года», пред­ставил новую технику своим чита­телям Бодлер.

Сегодня их уже вряд ли можно, как и только что проци­ти­ро­ванные, читать без лёгкого смещения акцента. Однако хотя они контра­сти­руют с последней цитатой, они вполне сохра­нили смысл как наиболее резкая отпо­ведь всем попыткам узур­пации худо­же­ственной фото­графии. «В это жалкое время возникла новая инду­стрия, которая в немалой степени способ­ство­вала укреп­лению пошлой глупости в своей вере,., будто искус­ство – не что иное как точное воспро­из­ве­дение природы, и не может быть ничем иным… Мсти­тельный бог услышал голос этой толпы. Дагерр был его мессией.» И дальше: «Если фото­графии будет позво­лено допол­нить искус­ство в одной из его функций, то оно вскоре будет полно­стью вытес­нено и разру­шено ею благо­даря есте­ственной союз­ни­че­ской помощи, которая будет исхо­дить из толпы. Поэтому она должна вернуться к своей прямой обязан­ности, заклю­ча­ю­щейся в том, чтобы быть служанкой наук и искусств».

Одно только тогда оба, Вирц и Бодлер, не уловили – указаний, идущих от аутен­тич­ности фото­графии. Не всегда будет удаваться обойти их с помощью репор­тажа, клише кото­рого нужны только для того, чтобы вызы­вать у зрителя словесные ассо­ци­ации. Все меньше стано­вится камера, возрас­тает ее способ­ность созда­вать изоб­ра­жения мимо­лёт­ного и тайного, шок от этих снимков засто­по­ри­вает ассо­ци­а­тивный меха­низм зрителя. В этот момент вклю­ча­ется подпись, втяги­ва­ющая фото­графию в процесс олите­ра­ту­ри­вания всех обла­стей жизни, без ее помощи любая фото­гра­фи­че­ская конструкция оста­нется неза­вер­шённой. Недаром снимки Атже срав­ни­вали с фото­гра­фией места проис­ше­ствия. Но разве каждый уголок наших городов – не место проис­ше­ствия? А каждый из прохожих – не участник проис­ше­ствия? Разве фото­граф – потомок Огюрна и Харуспекса – не должен опре­де­лить вину и найти виновных? Говорят, что «негра­мотным в будущем будет не тот, кто не владеет алфа­витом, а тот, кто не владеет фото­гра­фией». Но разве не следует считать негра­мотным фото­графа, который не может прочесть свои собственные фото­графии? Не станет ли подпись суще­ственным моментом создания фото­графии? Это вопросы, в которых находит разрядку исто­ри­че­ское напря­жение, дистанция в девя­носто лет, отде­ля­ющая живущих сейчас от дагер­ро­типии. В свете возни­ка­ющих при этом искр первые фото­графии возни­кают из тьмы праде­довых времён, такие прекрасные и недоступные.

[а] H.Т. Bossert, H.Guttman. Aus der Fruhzeit dedr Photographie. 1840-1870. Ein Bildbuch nach 200 Originalen. Frankfurt a. M., 1930. – H.Schwarz. David Octavius Hill. Der Meister der Photographie. Mit 80 Bildtafeln. Leipzig, 1931.

[Ь] Blossfeldt К. Urformen der Кunst. Photographische Pflanzenbilder. Hrsg.

Mit einer Einleitung von К. Nierendorf. 120 Bildtafeln. Berlin, o.J. [1928] [с] E. Atge. Lichtbilder. Eingeleitet von C.Recht. Paris, Leipzig, 1930.

[d] A.Sander. Anlitz der Zeit. Seichzig Aufnahmen deutscher Menschen des

20. Jahrhuderts. Mit einer Einleitung von Alfred Deblin. Munchen, o.J. [1929]

Приме­чания переводчика.

Статья напи­сана в 1931 и опуб­ли­ко­вана в том же году в еженедельнике

«Die literarische Welt». В ней пред­вос­хищён ряд поло­жений, полу­чивших полное развитие в статье «Произ­ве­дение искус­ства в эпоху его техни­че­ской воспро­из­во­ди­мости». Перевод по тексту: GS 2.1, 368-385.

1. Беньямин упоми­нает виднейших пред­ста­ви­телей ранней фото­графии: Дэвид Окта­виус Хилл (Hill, 1802-1870) и Джулиа Маргарет Камерон (Cameron, 1815-1879) – британ­ские фото­графы, Надар (Nadar, настоящ. имя – Феликс Турнашон, 1820-1910) и Шарль Виктор Гюго (Hugo, 1826-1871) – фран­цуз­ские журна­листы и фотографы.

2. Морис Утрилло (Utrillo, 1883-1955) – фран­цуз­ский художник, рисо­вавший город­ские пейзажи, в том числе с открыток.

3. Беньямин цити­рует стихо­тво­рение Стефана Георге (1868-1933) «Статуи: шестая» из цикла «Ковер жизни» (1900).

4. Карл Даутендай (Dauthendey, 1819-1896) – немецкий фото­граф; его сын, Макс Даутендай (1867-1918) – немецкий художник и поэт-импрессионист.

5. Карл Блосфельдт (Blossfeldt, 1865-1932) – немецкий педагог и фото­граф, сделанные им (часто с большим увели­че­нием) фото­графии растений должны были дока­зать, что основные эсте­ти­че­ские формы искус­ства имеют прото­типы в природе.

6. Публи­кация статьи Бенья­мина сопро­вож­да­лась рядом фото­графий, которые иллю­стри­ро­вали сказанное; в данном случае в тексте поме­щался снимок Шеллинга, сделанный неиз­вестным худож­ником в 1850 г.

7. Игнацы Ян Паде­рев­ский (Paderewski, 1860-1941), Ферручо Бузони (Busoni, 1866-1924) – пианисты-виртуозы.

8. Август Зандер (Sander, 1876-1964) был одним из наиболее заме­ча­тельных немецких фотографов-документалистов.

9. Альфред Дёблин (Doblin, 1878-1954) немецкий писа­тель, его роман

«Берлин, Алек­сандер-платц» стал одним из основных произ­ве­дений направ­ления «новой веще­ствен­ности». Беньямин цити­рует преди­словие Дёблина к изданию фото­снимков Зандера.

10. Ласло Мохой-Надь (Moholy-Nagy, 1895-1946) – график, фото­граф, дизайнер и публи­цист; работал в Баухаузе (1923-1928), пере­се­лив­шись в Америку орга­ни­зовал Чикаг­ский институт дизайна. Беньямин цити­рует его работу

«Живо­пись, фото­графия, кино» (1925).

11. Тристан Цара (Тzara, 1896-1963) – фран­цуз­ский писа­тель румын­ского проис­хож­дения, один из осно­ва­телей дада­изма, позднее сотруд­ничал с сюрреалистами.

12. Беньямин цити­рует «Трех­гро­шовый процесс» Б.Брехта (Brecht В. Werke. – Berlin, Weimar, Frankfurt a. M., 1992, Bd. 21, S. 469).

13. Антуан Жозеф Вирц (Wiertz, 1806-1865) -бель­гий­ский художник, созда­тель мону­мен­тальных исто­ри­че­ских полотен, счита­ется пред­течей символизма.

Перевод и приме­чания С.А. Ромашко.

[Источник: В.Беньямин. Произ­ве­дение искус­ства в эпоху его техни­че­ской воспро­из­во­ди­мости. Избранные эссе. «Медиум». М. 1996. С. 66-91.]