«Конкуренция и монополия: преимущества и недостатки» студентки Бодренко Натальи, специальность

Конкуренция и монополия — преимущества и недостатки.

Для того, чтобы сравнить преимущества и недостатки конкуренции и монополии, необходимо разобраться, что такое конкуренция и монополия в целом:

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополия —это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена

Исходя из этих понятий, на мой взгляд, в экономики страны должна преобладать конкуренция. Я могу выделить следующие преимущества конкуренции:

  • Способствует более эффективному использованью ресурсов;
  • Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
  • Создаёт условия для развития науки, техники и технологий;
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Обеспечивает население большим количеством рабочих мест;

47 стр., 23139 слов

Сущность конкурентоспособности РФ на мировом рынке

... продукции. Динамизм. Существенное влияние НТП на конкуренцию на мировом рынке, выраженное в стремлении производителей добиться снижения издержек производства, повышения качества товара и максимизации прибыли. Таким образом, конкурентоспособность страны - многозначный термин, который чаще ...

  • Заставляет снижать затраты (и цены).

Конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску предприятиями новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новых технологий. Так же, преследуя цель превзойти конкурента, чтобы занять большую долю рынка чем конкурентная организация, стать более известной и возможно даже брендовой организацией, предприятия стремятся повысить качество продукции, снижать затраты на производство в целях уменьшения цены товаров, что в итоге будет приводить к росту экономики страны в целом.

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства.

Также конкуренция способствует развитию бизнеса в стране, что не мало важно, тем более для такой страны, как Россия.

Но конкуренция имеет ряд недостатков, на мой взгляд:

  • Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды, из-за большого количества предприятий;
  • Разорение многих субъектов рыночной экономики;
  • Чрезмерная эксплуатация ресурсов;
  • Увеличение разницы доходов в разных слоях общества;
  • Излишнее производство продукции.

В целом же, такая форма экономических отношений как конкуренция, несет меньше негативных моментов, чем положительных.

При доминировании монополий экономика страны несёт большие потери: не развивается техника, наука и новые технологии; не создаются новые производящие организациии предприятия, в следствие чего возникает недостача рабочих мест и увеличение безработного населения, неспособного платить государственные налоги в бюджет; денежные средства находятся в руках узкого круга людей; цена на товары, выпускаемые монопольно, может возрастать до бесконечности; покупная способность потребителей будет падать и так далее.

Но в некоторых случаях монополия неизбежна и необходима – при производстве тех видов продукции, которые может предложить не каждое предприятие и которые не являются товаром повседневного спроса. За счёт небольшого количества предприятий, при данной форме экономических отношений, снижается негативное воздействие на экологию. Благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.

В настоящее время ведётся антимонопольная политика в целях повышения уровня экономики страны, развития конкуренции, увеличения рабочих мест, повышения качества и количества выпускаемой продукции, снижения цен и т.п.

Конкуренция имеет значительно больше преимуществ и меньше недостатков, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике, при которой покупатель не имеет выбора при покупке товара или услуги.

9 стр., 4251 слов

Оценка качества продукции

... гг. центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции. Соответственно, среди методов конкуренции преобладающими выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции и условий ее продажи ...