Конкурс « Учитель года -17» «Моя педагогическая поэма»

Я учитель татарского языка и литературы. Свою задачу, как учитель этих предметов, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием.В своей педагогической деятельности я использую разнообразные инновационные технологии. Приоритетные инновационные технологии регулярно применяются на моих уроках татарского языка и литературы. (Технология проектной деятельности, коммуникативные технологии, технология «Диалог культур», компьютерная технология и Сингапурская методика преподавания предмета.)

Доброжелательная обстановка на уроке, моя спокойная беседа, внимание каждому высказыванию, моя позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, поощрение самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагаю, стремяськ раскрытию способностей каждого ребёнка.

Инновационными являются и коммуникативные технологии, которые я применяю в своей практике для формирования коммуникативной компетенции учащихся через расширение и углубление самостоятельности при работе с лексикой татарского языка. Основная моя цель – научить ученика сначала говорить на языке, а потом думать на нем. Помимо деловых и ролевых игр на уроках активно использую скороговорки, такмаки, риваяты, легенды, взятые из произведений Гумера Баширова. В старших классах проводятся такие формы, как диспуты, дискуссии, читательские конференции. Это не что иное, как технология коммуникативно-диалоговой деятельности. И главное, на таких мероприятиях и на уроках через произведений татарских писателей воспитывается любовь к национальной культуре, дети приобщаются к татарскому фольклору, народным традициям. А используя технологию исследовательского обучения, где учебный процесс осуществляется как поиск новых познавательных ориентиров, обучающиеся самостоятельно достигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде.

поликультурной личности.

поликультурной личности

4 стр., 1743 слов

Фестиваль профессий. подготовка к сочинению-повествованию «Кем ...

... стиле следует писать сочинение? (в публицистическом) Назовите известные вам типы речи и их особенности (Повествование (Что произошло?), ... по словарю «Толковый словарь школьника «Профессия» Что такое профессия? Профессия (лат. professio - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, ... урока Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы А.П. Чехов 1.оргмомент Темы сочинений ...

— вооружить учащихся знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательного стандарта;

— учить творчески мыслить, привить им способность к исследованию ситуаций межкультурного общения, способность к анализу, организации и самоорганизации своего этнокультурного поведения;

— пробудить и воспитать творческую этнокультурную деятельность личности, интерес к новым культурным знаниям; привить стремление к постоянному углублению и расширению этнокультурных знаний.

Не вызывает сомнений, что идеология нового воспитания должна быть основана на национально-духовном потенциале родной культуры, а одним из принципов построения учебного процесса в современной школе должен быть принцип осмысления процесса обучения как важнейшего культурологического процесса.

Любая национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который необходимо реализовывать в учебно-воспитательном процессе, формировании личности учащихся.Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства в самом себе. Человек-личность признаёт это право и за другими.

На уроках татарского языка и литературы учитель постоянно прослеживает культуры и традиции народов, самобытность тем и образов в произведениях русских, зарубежных и татарских писателей.Именно это взаимосвязь является главным идейным богатством нашей республики и страны.

Например, представление читателя о личности и творчестве писателя Гумера Баширова складывается на основе знакомства с его произведениями, воспоминаниями его современников, исследованиями литературных критиков, но не все произведения приходит к читателю своевременно,со временем открываются новые факты личной и творческой биографии писателя, поэтому читательское восприятие может меняться. Источник писательского и педагогического таланта ГумераБаширова мы видим в любви к простым людям, к природе, к детям. В повести «Туган ягым – яшел бишек» («Зеленая колыбель – родная сторона») сказка использована для психологически точного описания процесса познания ребенком окружающего мира, процесса формирования у него своего внутреннего мира, разумеется, отражающего мир реальный. В представлении маленького Гумера все жизненные реалии ассоциируется со сказочными персонажами. В детских душах всегда живет сказка. Даже взрослый безнадежно больной юноша Фазулла в одну из своих горестных минут вспоминает когда-то рассказанную Гумером сказку о том, как больной юноша окунулся в казан с кипящим молоком и вышел оттуда совершенно здоровым. Таким образом, не только для ребенка, но и для взрослого сказка служит тем средством, которое зажигает в душе человека искру надежды на лучшее. Сказка позволяет раскрыть самые глубокие тайники человеческой души, мир его надежд и мечтаний. Повесть Гумера Баширова «Туган ягым – яшел бишек” (“Зеленая колыбель – родная сторона”) включена в учебную программу для татарских групп 8 класса русским языком обучения. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребёнка со сверстниками. Даже в последние часы своей жизни Гумер Баширов помнил о своей высокой ответственности перед читателями, и все свои последние силы отдавал делу, которому посвятил жизнь.

3 стр., 1482 слов

Методика чтения сказок

... по выбору самих детей. При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторить посмотреть диафильм, ... любовь сохраняется у них на протяжении всех лет обучения. В книгах для чтения в специальной школе представлены все виды сказок: бытовые («Чья помощь лучше»-2-й класс, ...

Проза Гумера Баширова – не для легкого чтения, это может подтвердить каждый читавший. Как только в одной строке может поместиться столько красок, звуков, ассоциаций. Но это лишь внешняя сложность. Ведь автор старается таким образом сделать свою мысль более четкой, погрузить нас в процесс возникновения мысли и создания текста. Перед учителем стоит нелегкая задача. Как научить ученика читать?

Проблема чтения? Что значит уметь читать? В чем состоит смысл чтения? По мнению великих творцов, вдумчивое чтение книг – это длительный и непрерывный процесс, потому что, читая ту или иную книгу, человек осмысливает окружающую жизнь и себя в этой жизни. Чтобы понять автора книг и, нужен опыт чтения и жизненный опыт.

Я выбираю очень интересные отрывки (полных красок) и читаю их наизусть. Ученики очень восторженно встречают вступление, потом отвечают на вопросы. Например:

  1. Найдите в тексте ключевое предложение?

  2. Какие ассоциации вызывает текст?

  3. Текст, из какого произведения Гумера Баширова?

  4. В процессе чтения отрывка уловить, какое слово повторяется чаще

всего и неся в себе основную идею написанного?

Таким образом, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные,на уроках татарского языка и литературы в старших классах я применяю технологию В.С. Библера, с.Ю.Курганова «Диалог культур». Основные положения таковы: обучение строится нена учебниках, а на реальных текстах данной культуры; присутствуют словесные игры с элементами поэтики; художественный образ, музыка. В данной технологии диалог выступает не только средство обучения, но и определяет цели и содержании я обучения.

Современная глобальная культура объединяет все самое лучшее, созданное человечеством. Диалог современной и традиционной культуры способствует их взаимодействию и дальнейшему развитию, более глубокому осмыслению обще человеческих духовных ценностей.

Нам досталось великое сокровище, применяя на практике, можно воспитать подрастающее поколение. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Я думаю, что национальная культура должна охватывать всю систему национального образования и реализовать свой педагогический потенциал в учебно-воспитательном процессе школы. Дети приобщаются к народным традициям, фольклору, играм и другим элементам культуры е только своего, но и соседствующих народов, к мировой культуре, что способствует воспитанию нового поколения людей с духовным видением мира.

Фольклор привлекает писателей своеобразием форм и содержания, тем, что он отражает духовный мир народа. Поэтому использование фольклора в качестве национального элемента является неотъемлемойчастью литературных произведений, изображающих духовный мир и образ жизни народа.

11 стр., 5211 слов

Реферат татарский танец

... сюжеты или производственной сферы или импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и это ... и теперь; однако он не настолько велик, чтобы создавать демографические перегрузки. Народа Т Культура татар, архитектура, зодчество, традиции, строительства домов казанских татар складывались веками под ...

Для татарской литературы, как и для литературы любого другого народа, произведения народного творчества считаются важнейшим источником идейно-эстетических и литературных ценностей. По мнению авторов учебных программ по татарской литературе тоже « фольклор всегда был и остается бесценным богатством любой национальной культуры» и с первого класса дети начинают изучать народное богатство.

Как известно, творческий почерк любого писателя основывается,прежде всего, на его собственном жизненном опыте. Огромный интерес Г.Баширова в его детские годы к устному народному творчеству стал первым шагом на пути сбора и изучения им татарского фольклора с научной точки зрения. В дальнейшем любовь Гумера Баширова к жемчужинам народной мудрости, его стремление как можно глубже постичь отражение в произведениях фольклора дух татарского народа, его менталитет, отразились в целом ряде статей, написанных в разные годы.

Гумер Баширов в своих произведениях активно использует не только татарский фольклор, но фольклор других народов. Например, для изображения образы Шауры в романе «Жидегән чишмә» -(“Семь ключей Алтынбикэ”) он мастерски использует элементы башкирского фольклора. Мягкий башкирский говор при включении в речь персонажей пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений становится еще звучнее и мелодичнее. Любит обращаться Г.Баширов и к русскому словарному богатству : “Аха, моя хата с краю, да?!; “Только бит рус кешесенең әйткән сүзе бар: “Башны кисеп ыргыткач, чәче әрәм булды дип җыламыйлар » «Только ведь у русских есть поговорка: «Снявши голову, по власам не плачут». Включение в речь персонажей элементов фольклора разных народов характеризует дружеские взаимоотношения представителей этих народов. Заимствование друг у друга не только традиций и привычек, но и языка.

Поэтику произведений Гумера Баширова можно назвать поэтикой эстетики: она включает в себя в качестве основных понятий, такие как честность, уважение к природе, увжение к природе, отношния между людьми, построенные на любви и преданности.

Поэтика творчества Г.Баширова отражает героизм, мужество татарского народа как его специфические национальные качества.

Писатель в своем творчестве затрагивает проблему поэтики труда, обращая при этом особое внимание на внутреннюю культуру нравственность и красоту человеческого труда, его мастерство и честолюбие.

Поэтика творчетва Г.Баширова неотлима от этнографии. Важнейшееместо в его произедеиях занимают такие элементы материальной культуры татарского народа, как национальный костюм, прошедший длинный путь совершнствования от простого к сложному; ювелирные украшения как показатель материального и общественного положени семьи.

8 стр., 3568 слов

История и культура татарского народа

... язык - татарский. В нем выделяется три диалекта - западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка ... татарский народ традиционный кухня 4. Традиционные поселения и жилища Традиционные татарские ... мусульманской культурой, такие ...

Особое место в поэтической картине мира Гумера Баширова занимает книга, которая отражает менталитет татарского народа и выступает символом знаний, главным звеном драгоценной цепи, связующей поколения.

Поэтика творсчества Г.Баширова несет в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы, основанный на богатом и выразительном языке автора, яркой образности, простоте и прозрачности стиля изложения, воплощении духа народа.

Важной особенностью поэтики произведений Г.Баширова является их поликультурный характер, то есть Г.Баширов использует как поэтические средства не только элементы фольклора татарского народа, но и обращается к фольклору других народов, живущих рядом с татарами. В его произведениях использованы пословицы, поговорки, песни, частушки русского, татарского, чувашского,башкирского народов. Среди героев его произведений представители разных народов, здесь каждый говорит на своем языке, что вполне органично входит в ткань произведения, так как отражает реальную действительность, ту действительную многонациональную среду, в которой живут татары.

Писатель ярко и подробно описывает народные традиции,обычаи, обряды различных праздников, особенности празднования сабантуев.

Можно сказать, что изучение народных обычаев обогащает культуру чловека, совершенствует ее. Одновременно совершенствуется и сам человек.”Люди являются созидателями культуры и одновремнно ее созданиями” (Ю.В.Бромлей).

Следовтельно, и мы с вами являемся часть культуры и призваны творить её.

Моя методическая тема: “Использование элеметов этноультуры на уроках татарского языка и литературы сприменением новейших педагогическихтехнологий” предполагает учет своеобразия национальных традиций и национально-этнической обрядности народов.

Таким образом, целью в образовательном и в воспитательном процессе является сохранение и возрождение национальной кльтуры, обычаев и традиций татарского народа. В работе под реализацией данной цели решаются следующие задчи :

  • использование элементов народной педагогики в воспитательной работе (они описаны в произвдениях Ризаддина Фахретдина, Каюма Насыри и т.д.);

  • формирование положительного эмоционально-целостного отношения детей к национальной культуре;

  • приобщение учащихся чувства ответственности за сохранение

межнационального взаимопонимания.

Изучение культуры своего народа , его истории, национальной музыки литературы в рамках учебно-воспитательного процесса имее важное значение в формировании национального самосознания школьников.

3 стр., 1446 слов

Традиции и обычаи татарского народа

... и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Национальная культура – это национальная память народа, ... и благополучной жизни. Боз карау Как и в культурах и традициях всех народов, татарские села располагались на ... ДОКЛАД На тему: Традиции и обычаи народов Татарстана ...

Татарстан – полиязыковая и поликультурная республика, где живут представители более ста наций и народностей. Одно из условий сохранения политической и социальной стабильности Республики Татарстан, свободной от межнациональных конфликтов – это обоюдное уважительное отношение к контактирующим языкам и носителям их культуры.