Профессиональные компетенции воспитателя 21 века

Автор: Клементьева Нина Алексеевна

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев., Ребячий мир… Он прост и сложен, К познанию рвутся малыши!, Так будь же с ними осторожен, И упрекать их не спеши., Не лезь в те маленькие тайны., Что им положено хранить., Иначе ты порвешь случайно, Доверия и дружбы нить., С. Михалков

Воспитатель 21 века. Каким же он должен быть?

Современный воспитатель – это грамотный, квалифицированный специалист, ориентирующийся в современной исторической, экономической и культурной ситуации, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек, способный к самореализации, самоопределению, приобщению к национальным культурным традициям и ценностям мировой культуры. Безусловно, необходимо, чтобы он владел новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных достижениях техники, должен быть, юридически и экономически грамотным, но в первую очередь воспитатель, как и во все времена должен быть образцом духовности, воспитанности, порядочным и честным, добрым и справедливым человеком. На мой взгляд эти главные качества воспитателя были и остаются самыми необходимыми.

Воспитатель – чуткий, добрый, эмоциональный, любящий детей, мудрый наставник, в меру строгий, без вредных привычек, умеющий прощать, осознающий важность своего назначения.

Современный воспитатель не стоит на месте, ищет новые пути и методы работы с детьми, делает нашу профессию интересной, социально востребованной. Воспитатель несёт ещё и большую ответственность за жизнь детей. Это важно, что люди доверяют воспитателям самое дорогое, что у них есть – своих детей. На воспитателе лежит большая ответственность за развитие другого человека. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Воспитывая детей вместе с родителями, создаём будущее нашей страны.

Что ждёт впереди, каким будет наш мир предугадать невозможно. Но, как бы не менялся мир вокруг, всегда есть надежда на лучшее, на светлое будущее. Будущее – это наши дети, которым важно обеспечить полноценное всестороннее развитие в условиях эмоционального благополучия. Каждый ребёнок – это личность, со своим характером, способностями, трудностями, радостями и переживаниями, к каждому нужен свой подход. Ребёнок приходит в мир перед обществом, со всех сторон подвержен различным влияниям. Помочь научить ребенка различать добро и зло может только взрослый человек. Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким.

6 стр., 2707 слов

Знакомство с иллюстрациями художников-анималистов, как средство ...

... дети с радостью будут рисовать на «полянке». В старшей группе знакомство с творчеством Е. И.Чарушина продолжается. Поскольку к этому возрасту у детей уже накоплены знания о художниках-иллюстраторах, воспитатель ... художников. К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина воспитателям можно приступить с первой младшей группы. В течение года воспитатель ... птицы. Вместе со своей мамой будущий художник ...

Главная цель воспитателя

Задача современного воспитателя:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

3.Воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную.

4. Развивать у ребенка самостоятельность и инициативу.

5. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Воспитатель

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в современном обществе. Педагог — не просто профессия. Это призвание. Это способность хотеть и уметь снова и снова проживать детские эмоции с каждым ребенком и его семьей. Умение открывать вместе с ребенком тайны этого мира: мира природы и человеческих отношений. Воспитатель это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой приходится забывать о своей личной жизни. Но наградой этому есть благодарные дети и их родители. Когда-то я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Почему я стала педагогом? Воспитание — дело трудное и нет такой другой профессии, где бы человек настолько близко соприкасался с самым дорогим, нежным, бесценным, что есть в мире — это ребенок. Приоритетом в развитии личности ребенка является его воспитание в детском саду. Сколько я себя помню — у меня всегда было очень сильное желание работать в детском саду и быть воспитателем, хотя я не посещала детский сад. Я даже помню сильное внутреннее волнение – мне хотелось быть только воспитателем, так как мне очень нравилось нянчить, развлекать, помогать малышам и учить их чему-то новому. Моя первая учительница Ольга Григорьевна часто об этом меня просила, а я ей помогала в ее работе, и у меня неплохо получалось… Я очень любила и люблю малышей, а они отвечают мне взаимностью. Ответ очевиден: это профессия нашла меня. И когда я поступила в Канашское педагогическое училище — я была безмерно счастлива. Получается, что моя судьба определилась с детства.

Детский сад — эта самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то, нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего. Детский сад — это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебе людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое, осознавать в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка, за его физическое состояние и эмоциональное благополучие. Поэтому в этой «волшебной детской» стране живут только самые – самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди. Для меня педагогика — не только профессия, не только работа. Это пространство моей самореализации. И для себя я давно решила, что не просто работать обычным воспитателем в детском саду, а стать педагогом – профессионалом в своей области, где дети любят, уважают и обожают этого воспитателя, а родители стремятся отправить свое любимое чадо в группу именно этого педагога. Мною эта задача решена полностью: с родителями налажен хороший контакт и полное взаимопонимание. Очень много родителей хотят попасть именно в мою группу.

8 стр., 3958 слов

Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах

... возраст служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была ... педагога» Педагогическое эссе на тему: «Миссия педагога» «Умение воспитывать - это искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или. «Воспитатель глазами современника» Эссе Любовь, мной отданная детям, ...

Было время поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая по пути педагогического поиска, понимаю, что нужно еще многое сделать. Опираясь на свой многолетний опыт, с уверенностью могу сказать, для того, чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности дошкольников, предвидеть возможные затруднения при усвоении материала, знать зону «ближайшего» развития воспитанника, учитывать индивидуальность каждого ребенка. Всю свою профессиональную жизнь я учусь не только у мастеров педагогики отечественной и зарубежной, у коллег, но и у детей. Учусь у них непосредственности, доброте, человеколюбию, способности радоваться каждому дню. Приходя на работу, да и просто общаясь с детьми, я открываю им свое сердце, свою систему ценностей, обсуждаю с ними волнующие их темы, искренне отвечаю на их вопросы. Я также стремлюсь воспитать у каждого ребенка важнейшие человеческие качества: быть добрым, творческим, гибким, находчивым, способным воспринимать критику, умеющим ладить с людьми, учу своих воспитанников планировать, исследовать, экспериментировать и размышлять. Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создавать условия для развития способностей ребенка, для осознания себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, для осмысления своих действий, развития самостоятельности, инициативы, творческого потенциала. Моя работа не ограничивается только работой с детьми. Я всегда включаю в педагогический процесс и родителей, чтобы не остаться в одиночестве на своем «острове знаний», каждый раз выступая в разной роли- партнера, наставника, консультанта, помощника в совместном труде.

Мое педагогическое кредо можно изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

  • « Люди перестают мыслить, когда перестают читать»( Д. Дидро)
  • «Педагог перестает быть педагогом, если не постигает ничего нового.

–« Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен»( Лао-Цзы)- стараюсь учиться всегда и везде.

-« Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым»( Ч. Чаплин)- у педагога есть умения « снова быть ребенком», но при этом оставаться взрослым.

А еще нужно просто любить свою работу. «Работа — лучший способ наслаждаться жизнью»,- утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. Педагог- это проводник, связующее звено между ребенком и окружающим миром. Педагог должен помочь каждому ребенку найти свое место в жизни. Как это сделать? Самые эффективные технологии дошкольного образования, социализации маленького ребенка основываются на уникальных возможностях игры. Я руководствуюсь в своей деятельности идеей М. Монтессори о том , что ребенок легко учится тогда, когда не замечает что его учат.

14 стр., 6552 слов

Формирование умения выразительного пения у детей пятого года жизни

... специальной работы по обучению детей выразительному пению писали в разные годы и педагоги - практики Н.А. ... выразительного пения у детей пятого года жизни. Объект исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование умений выразительного пения у детей пятого года жизни. Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию умений выразительного пения у детей ...

Чтобы быть успешным педагогом, необходимо систематически изучать особенности внутреннего мира ребенка, пользуясь теми методами , которые разработала психология. Как говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». А для этого самому педагогу нужно уметь прогнозировать и оценивать свои результаты , постоянно развиваться во всех направлениях : осваивать глубины педагогики и психологии, художественного и музыкального творчества , быть патриотом своей Родины.

Мой педагогический стаж- 34 года, но что я твердо усвоила за эти годы- это то, что мастерство педагога- не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд… Каждый ребенок рождается на белый свет для благополучной, доброй жизни. Педагог должен принимать детей таких, какие они есть. Шалуна или послушного, аккуратного или не очень – всех мы должны любить и воспитывать как своих собственных детей. Наш святой долг — обеспечить его радостным и счастливым детством. Без хорошего детского сада и преданного детству высококвалифицированного специалиста рядом с ребенком. осуществить это невероятно сложно. Да, можно семь раз в год возить свое чадо в Диснейленд, осыпать его дорогими подарками… Но ему нужно другое. Только в группе любимых друзей и доброго, и умного воспитателя он может проживать каждый день особенную и незабываемую жизнь. Час ребенка длиннее, чем день старика. Как же мне надо стараться, чтобы ни один день для моих малышей не пропал даром, чтобы получаемые ежедневные эмоции, знания, умения и навыки верно служили им в последующие годы их жизни. Одними стараниями, конечно же, здесь не обойдется ни один специалист, будь он хоть трижды высшей категории.

Детишек надо любить! Просто любить и быть рядом. Тогда все остальное можно преодолеть. Только любовь к этим чудо — творениям и верность своей, когда-то верно избранной профессии, помогает мне все выдержать в течение всего рабочего дня. Что будет завтра? Завтра будет новый день. Завтра в группе на меня опять будут смотреть глаза — глаза моих «дошколят». Я буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои педагогические идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, способная к самореализации в жизни. Я часто сравниваю ребенка с рекой. Ведь посмотрите: у истоков река – это ручеек: чистый, игривый, неумолкающее журчащий, как непоседливый малыш. Стремясь познать неизведанное, он несется, бежит, стремится просочиться вперед, в неизведанную даль. Постичь все, побывать везде. Вперед! Вперед! Вперед! Навстречу новому, огромному неизведанному миру. Постепенно сливаясь с такими же маленькими ручейками, он набирает силы, становится глубже, мощнее, шире и наконец, превращается в полноводную реку.

2 стр., 818 слов

Словотворие День защиты детей День семьи Литературное творчество о семье

... 2004 пожизненный подарок мужу ко дню Защитника Отечества – Ладушка. Все было вроде неплохо, дети растут и радуют, по выходным ... ходили на работу: я в госпиталь, операционной медсестрой, а мой любимый «прибалт, кировского посола», в УПТС специалистом по радио ... нашей семьи Ситчихиных и чуть-чуть Добрыдень. На свадьбу, наши кировские родственники прислали дымковскую игрушку “Барин с барыней и детьми» ...

Также и наши дети, набираясь, напитываясь знаниями, жизненным опытом вылетают из родительского гнезда, отправляясь в самостоятельное плавание. Какими будут воды этой реки, зависит от нас. Каким содержанием мы ее наполнили, что попало в воды реки. Будут эти воды чистые и прозрачные, а может мутные и грязные, уже очень трудно будет изменить. Если река сильно загрязнена, то ее можно очистить, поставить фильтры, а в душу человека фильтр не поставишь. И важно помнить вечную заповедь: не навреди. Очистить душу человека бывает не всегда под силу даже самым лучшим педагогам и психологам. Вот этот маленький пример показывает великую роль педагога. Защитить, научить различать добро и зло, может только взрослый человек. Очень важно, что бы рядом с ребенком находился умелый садовник, мудрый наставник, осознающий важность своего назначения. То, какое зерно заронит он в душу малыша, чему научит, с чем познакомит, будет влиять на будущее самого ребенка, его окружения и общества в целом. Именно поэтому рядом с ребенком должен быть человек, который направит его неистощимую энергию в необходимое русло. Этот человек — воспитатель. На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Я горжусь своей профессией, мне очень хорошо в мире детства. Там нет лжи, зависти и зла. Есть самые яркие, самые талантливые дети — мои воспитанники. Только тот, кто хоть раз с настоящей любовью уверенно и нежно держал в своей ладони доверчивую детскую ручонку, может понять меня. Я отдам им себя всю, без остатка. По-другому нельзя. Ибо есть на свете самая мирная и светлая миссия — быть воспитателем.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/tvorcheskoeo-deyatelnosti-pervichnoy-organizatsii/

1.Закон РФ «Об образовании», ст. 55-56;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,

5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М. – 2000, глава 1.

6. Концепция дошкольного образования.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.

8. Гладкова Ю.А. Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ // Ребенок в дет. саду. — 2014. — № 3. — С. 78-85. — Библиогр. в конце ст. ; № 4. — С. 81-86 ; № 5. — С. 87-91.

9. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва 7-9 окт. 2014 г. / ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (05.02.2015).

7 стр., 3471 слов

Роскошь, как язва, погубляет душу. Роскошь разъедает душу человека? ...

... всего, личность. Она индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не стремиться подражать кому – либо, ... показывающий, как добрая, очаровательная девушка, выйдя замуж за старика и окунувшись в роскошь, изменилась, стала черствой, сухой, забыла о некогда любимых братьях и отце. Все ...