Конспект для 11 класса » А.И. Солженицына «Колокольня»

3. Задание всему классу:

Проанализировать эссе «Колокольня» по плану:

1.Каков предмет речи и какова индивидуально авторская интерпретация?

2.Каков образ автора – адресанта?

3.Определите особенности авторского стиля. Какие изобразительно выразительные

средства языка он использует для выражения авторской идеи?

Текст для анализа (у каждого на столе):

(1) Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию – не

упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

(2) Она стояла при соборе, а в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного

двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3) И

никакой провидец не предсказал тогда, что древний город этот, переживший разорения

жестокие и от татар и от поляков, на своем восьмом веку будет, невежественной волей

самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: все бы спасла вторая плотина, да

поскупились на нее. (4) И сегодня даже воображению твоему уже не поднять из хляби

этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей под воду.

(5) Но осталась от утопленного города высокостойная колокольня.

(6) Собор взорвали и растащили на кирпичи, а колокольню почему – то не успели свалить.

(7) И вот стоит она из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах

сужаясь кверху, стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем в небо!

(8) Да еще на шпиле – каким чудом? – крест уцелел? (9) Как по израненным , бродишь по

грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно

переселенных затопленцев. (10) На фальшивой набережной калязинские бабы, сохран яя

старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, пытаются

выполаскивать белье. (11) Полузамерзший, переломленный, недобитый город, с малым

12 стр., 5731 слов

Тула – мой любимый город

... были открыты,. Сочинение на тему мой родной город тула 4 варианта Сочинение по русскому языку «Мой любимый город» ученика 5 класса А МБОУ СОШ №34 города Тулы Фурсова Никиты. Сочинение. Выхожу на ... меня город – это Тула. Я считаю, что наш город уникальный и самобытный. Нам есть чем гордиться и что беречь. Тула – отличное место для туризма. Здесь много мест, которые стоят ...

остатком прежних отменных зданий.

(12) Но и в этой запусти у покинутых тут, у обманутых людей нет другого выбора, как

жить; и жить – здесь. (13) И для них тут, и для всех, кто однажды, увидел это диво: ведь

стоит колокольня! (14) Как наша надежда! (15) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца

нельзя утопить…

(По А.И.Солженицыну)

4.Фаза социализации.

Группы представляют итог своих исследований текста, анализа текста.

Первая группа отмечает, что авторская позиция сразу же проявляется в первом абзаце,

это риторическое обращение к современникам: писатель адресует свое послание именно

нам: «Кто хочет увидеть нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на

калязинскую колокольню». Эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне,

но и ко всем старинным культурным ценностям, троп имеет металогическое значение.

Во втором предложении говорится о колокольне: художественное пространство

подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще»,

«вблизи Гостиного двора, и на площадь к ней…».

Третье предложение раскрывает трагедию затопленного города, который

«невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». В следующем

предложении город сравнивается с легендарным Китежем и Атлантидой. Третья часть