Публицистика в защиту природы и культуры

Муниципальное общеобразовательное учреждение, МБОУ СОШ №7 г.Сальска

Публицистика в защиту природы и культуры 1 »

в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры».

Работу подготовила:

учащаяся 7Б класса

Усатая Валерия

Руководитель:

учитель

Плаунова Н.В.

Сальск 2019, Эссе: «Природа и культура донских казаков»

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают ее к сердцу, – писал М. М. Пришвин, – и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Для этого нужно помнить, что живой мир и человек – дети одной Матери-Природы. А Природа, как Мать, как Родина, у нас одна – единственная и неповторимая.

Мои предки — донские казаки — оставили нам замечательное наследие в виде своей национальной культуры, обычаев и традиций. Это проявляется в развитии народного творчества, самодеятельной казачьей культуры; в песенном и танцевальном фольклоре, своеобразном колорите донских казаков.

Формами устного народного творчества донских казаков были как старинные былины, так и новые — песни. Характерная черта донских былин — совмещение реалий казачьей жизни и более позднего времени с фольклорными традициями русского народа, уходившими своими корнями в далекий киевский период его истории. В этом выражалась прямая преемственность между русской культурой средневековья и культурой донских казаков, выросшей и развивавшейся на ее почве.

Давайте окунемся в эпоху наших предков. Со слов старожилов люди жили с давних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой.

Сальск  1 Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных.

Черты свайной постройки читаются также и в более современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. И вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: «…В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях…»

19 стр., 9474 слов

«Обрядовая культура донских казаков»

... населением обрядовой культуры донских казаков. Предмет исследования данной работы – обрядовая культура донских казаков. Объект исследования – знание обрядовой культуры донских казаков. Гипотезы исследования: низкий уровень знания обрядовой культуры донских казаков; знание обрядовой культуры донских казаков в большей степени населением бывших казачьих станиц. ...

Сальск  2 «Мой дом – моя крепость» – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Поселения казаков располагались в низовьях рек. Весной и осенью они ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам хуторок в периоды разливов был неприступен.

На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами несколько метров, а земли – паи казаков, находились на другой стороне Северского Донца. В самом хуторе — огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов).

Вот так казаки экономно и рационально использовали землю.

Сальск  3 Не менее важной застройкой являлся колодец «журавль» – название напрямую связано с птицей журавль, так как внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду.

Колодцы увенчивали надписи: «Люди добрые, испейтя водицы и казаков бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя», «Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан, в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне».

Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.

Видите: и к воде казаки относились как к святыне, без которой не была бы возможна их жизнь.

Все подворья казаков огорожены заборами, которые назывались «плетни» – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать «шкоды» животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной.

Предметы быта донских казаков были созданы из того природного материала, который окружал их.

Отсюда мы видим, что культура и быт казаков были неразрывно связаны. Мне хотелось бы обратить особое внимание на то, с какой заботой относились казаки к природе, оберегали и любили её.

Культура, цивилизация и природа в жизни казачества очень тесно переплетены, более того, на мой взгляд, вырастают из одного корня. Культура не возможна без цивилизации, а цивилизация – без культуры, а культура — без природы; в этом выражается их взаимодействие и взаимосвязь. Но в то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

Природа была естественной средой обитания казачества, а цивилизация – искусственной. Но без той и без другой равно не возможна жизнь человека, его физический и душевный комфорт.

9 стр., 4002 слов

Природа, экология и культура, их взаимосвязь

... новые и новые силы природы находятся под контролем людей, умножая ценности человеческой культуры, вопрос о соотношении культуры и природы становится особенно актуальным. Главной проблемой такого взаимодействия с природой становится, конечно же, проблема экологии. Решение данной проблемы ...

Особенностью нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на природу.

Сегодня человечество быстро развивается, на Земле живет более 5 миллиардов людей, а через 30 лет это число может удвоиться. И каждому человеку нужно сегодня, и завтра будет нужно пространство для жизни, работы и отдыха, нужны пища и одежда, и потому для природы остается все меньше и меньше места, сокращается численность многих видов растений и животных, загрязняется атмосфера, мелеют реки, пересыхают озера… Неужели природа должна погибнуть? Конечно, нет. Мы должны сохранить ее для грядущих поколений, чтобы и они могли любоваться и гордиться красотой и богатством нашей Родины.

Мы – люди — привыкли использовать дары природы в своих целях, для своей пользы, но отвыкли воспринимать себя как часть мира живой природы, и поэтому редко задумываемся о том, какие процессы происходят прямо на наших глазах. Мы не замечаем, как меняются животные и растения, которые окружают нас, живут вместе с нами, придают красоту и неповторимость любому уголку природы и без которых жизнь человека была бы бедной, скучной, а порой и невозможной.

«Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, – писал Л. Н. Толстой, – это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее, это – сознание единства со всем, скрываемое от нас временем». Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, любить и бережно относиться к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача – взять под охрану основу нашего существования – уникальную природу нашей Родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его – значит любить и оберегать нашу Родину.