Программа » как жанр ученического сочинения» 10-11 класс

Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Кондопоги Республики Карелия

(МОУ СОШ № 8 г. Кондопоги РК)

г. Кондопоги РК

___________ Е.М. Мотрий

«___» ____________2017 г.

Протокол № __от «__»_______2017 г.

Протокол № __от «__»_______2017 г.

г. Кондопога

2017 г.

В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны:

  • знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;
  • анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
  • находить средства художественной выразительности, используемые автором;
  • рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
  • создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, художественной зарисовки, этюда, эссе.

Ожидаемые результаты можно представить

III. Тематическое планирование с указанием часов,

Класс

п/п

Раздел и темы программы

Количество часов.

10

35 часов

1.

Понятие о сочинении-рассуждении.

1

2

Сочинение как текст. Основные требования, предъявляемые к сочинению

1

3

Типы текста – типы сочинений. Сочинение-рассуждение. Жанр эссе, его основные признаки.

1

4

Композиция сочинения-рассуждения, алгоритм написания эссе.

1

5

Соотнесенность композиционных частей в эссе

1

6

Критерии оценивания эссе

1

7

Разновидности эссе как жанра сочинения

1

8

Эссе в форме очерка

1

8

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Знакомство с эссе писателя

1

9

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Анализ композиции и содержания писем

1

10

Работа над вступлением эссе

11

Варианты «мостиков» (переход от одной части работы к другой)

1

12

Практическая работа. Составление вступления по предложенным темам.

1

13

Анализ средств художественной выразительности

1

14

Работа над основной частью эссе

1

15

Аргументы в основной части, их виды

1

16

Анализ эпизода в художественном произведении

1

17

Работа над заключением в эссе

1

18

Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении

1

19

Типы проблем: философские, социальные.

1

20

Типы проблем: нравственные, экологические, эстетические

1

21

Как построить комментарий к проблеме

1

22

Типовые конструкции для формирования проблемы

1

23

Как выразить свое мнение в эссе (лексика)

1

24

Типовые конструкции для выражения своей позиции

1

25

Требование к плану эссе (формулировки в основной части)

1

26

Составление плана основной части эссе по предложенной теме

1

27

Практическая работа с цитатам (тезисы) из «Маленького принца» Экзюпери

1

28

Привлечение текстов художественных произведений при написании эссе

1

29

Введение цитат в текст сочинения

1

30

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе по предложенным темам»

31

Анализ сочинений — эссе

1

32

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе по предложенным темам»

1

33

Практическая работа: рецензирование работ друг друга

1

34

Итоговое тестирование по теме курса

1

35

Итоговое занятие

1

11класс

1

Требования к экзаменационному сочинению в форме эссе

1

2

Критерии оценки итогового сочинения

1

3

Памятка выпускнику по работе над сочинением в форме ЕГЭ

1

4

Основные тематические направления на текущий учебный год

1

5

Методические рекомендации по направлению № 1

Практическая работа по направлению№1

Самостоятельная работа по направлению №

Типы ошибок: фактические, этические ошибки.

Логические ошибки. Абзацное членение

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

Практическая работа «Нахождение и редактирование всех типов ошибок

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения в форме эссе

Анализ сочинений.

Методические рекомендации по направлению №2

Практическая работа по направлению№2

Самостоятельная работа по направлению №

Методические рекомендации по направлению №3

Практическая работа по направлению№3

Самостоятельная работа по направлению № 3

Составление рецензий на сочинение

Методические рекомендации по направлению №4

Практическая работа по направлению№4

Самостоятельная работа по направлению №4

Методические рекомендации по направлению №5

25

Практическая работа по направлению№5

26

Самостоятельная работа по направлению №5

27

Редактирование и рецензирование сочинений. Совершенствование написанного

1

28

Образцы эссе писателей последних десятилетий: В. Солоухин, Ю. Нагибин

1

29

Образцы эссе писателей последних десятилетий: К. Паустовский, В. Астафьев

1

30

Алгоритм, приемы и средства написания эссе

1

31

Обобщение материала по программе

1

32

Итоговое сочинение

1

33

Итоговое сочинение

1

34

Итоговое сочинение

1

35

Заключительное занятие

1