Проблемы современной массовой культуры

Очевидно, что реальные желания людей часто переменчивы, неопределенны, иррациональны и регрессивны. Поэтому желания нужно формировать, ими нужно управлять. Опасна та свобода «быть собой», которая подразумевает противопоставление индивида обществу. Зато безобидна свобода обладать вещами, поскольку она примиряет потребителя одновременно и с самим собой, и со своей группой [1].

Войдя в новое время после Запада, Россия оказалась впереди Запада именно в этом «постмодерном» своем качестве — в культуре сознательной и бессознательной вторичности, подражательства, «симуляции». И наиболее ярко и сконцентрированно это проявляется в современной массовой культуре.

Важное место в рамках массовой культуры принадлежит спорту. Спорт давно перестал быть чисто соревновательной практикой, в основе которой лежит достижение победного результата. Спорт — это сфера экономики, вложения в которую приносят прибыль в десятки миллиардов долларов; это разновидность шоу-бизнеса, собирающая на трибунах и у телевизоров огромные аудитории зрителей; это область массовой культуры, производящая образцы и модели поведения, героев и «звезд»; это школа воспитания маскулинного характера и многое другое. Как никакой другой феномен, спорт стал проводником и фактором процессов глобализации в жизни человечества.

Совершенство, с которым современные социальные механизмы умеют усиливать внешний эффект массовых мероприятий, ничего не меняет в том факте, что ни олимпиады, ни организация занятий спортом в университетах, ни шумно пропагандируемые соревнования между странами не могут возвысить спорт до уровня деятельности, творящей культуру. Каково бы ни было его значение для участников соревнований и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть [8, с.266].

Из единства духовного и физического он сохранил только низменную физическую сторону. Но ведь спорт, как и культурная игра — игра общественная и общедоступная. С точки зрения массовой культуры нет ничего плохого в массовости — в огромном количестве участников-зрителей. Но для Й. Хейзинга, известного специалиста в области массовой культуры, чем больше в игре участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Все же не согласимся с такой его трактовкой, что массовый спорт разрушает личность, Или, видимо, Хейзингу просто повезло, что он не дожил до других, более мощных факторов её разрушения.

Современный спорт как элемент массовой культуры формировался как сублимативное явление, поэтому соперничество и даже формы насилия на спортивных аренах участников по отношению друг к другу носят характер замещения определенной разрушительной энергии в человеке. Он воплощает архаическую состязательность ради победы над противником, причём как в действиях самих участников, так и в поступках зрителей.

9 стр., 4350 слов

Массовая и элитарная культура (2)

... субкультуры, которые противостоят культуре данного общества. Понятие массовая и элитарная культура на основании трех ... шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя ... спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых ...

В целом формирование массовой культуры в России в последние десятилетия происходит под сильным воздействием процессов медиатизации и виртуализации. Нередко сконструированные нормы и воспринятые нами имиджи оказываются искусственными, виртуализированными.

Вообще массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, «черный» криминальный роман, семейная сага, любовные романы, «мыльные оперы» и т. д. ,) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Сегодня нередко называют и торгово-развлекательные комплексы новым элементом массовой культуры, заменившие и клубы, и вообще проведение досуга. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени [5, с.409].

Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. — 2005. — № 4 //

4 _10.html

Бартов А. Эпоха и стиль // Нева. — 2004. — № 6 //

http://magazines.russ.ru/neva/2004/6/ba12.html [26, https:// ].

Б. В. Будни

Б. В. Классическое, М. Р. Массовая

409.

В. И. Быт

Л. Г. Социология

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 466 с.

Апофеозом телетрансляций стала передача Гордона 20 февраля 2009 г. на первом канале на тему «Гламур и антигламур», последовавшая за показом фильма «Дьявол носит Прадо».