Проблема влияния толпы на человека

Темой для своего эссе я выбрала “Человек в толпе ”. В XX веке роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возрасла. В первую очередь это объясняется концентрацией людей. Во всем мире произошло небывалое увеличение концентрации населения. Сейчас мы ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в больших магазинах, на городских рынках. Это не может не сказаться на нашем поведении.

— В больших городах резко интенсифицировалась неформальная информация: слухи, сплетни. Демократизация средств массовой информации превратила их в разносчиков слухов. Развитие телевидения, рекламы, на мой взгляд, создаломощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия, стать причиной иррационального поведения. Иррациональное поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом.

Существование специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища предполагает наличие в этих условиях специфических форм общения и воздействия.

Говорить о человеке в толпе можно много, но основным моментом, который хотелось бы отметить — это поведение человека в толпе. Человек в толпе, превращается в саму толпу, человеком начинает двигать ни что иное, как стадное чувство. Человек теряет своё определение, как личность и им движут животные инстинкты, инстинкт самосохранения. Это оправдано, поскольку именно этот инстинкт позволяет отдельно взятому человеку выжить в экстремальных для него условиях. Именно этот инстинкт позволяет человеку не начать движение против или поперёк толпы, именно этот инстинкт заставляет человека оставаться на ногах, а в случае падения попытаться как можно быстрее встать на ноги, чтобы не быть растоптанным. Однако ввиду различий силы нервной системы каждого человека, иногда психика человека в толпе даёт сбой и человек входит в состояние аффекта. В этом состоянии человек начинает кричать, противостоять толпе, двигаться в непредсказуемых направлениях и, как правило, чаще всего именно такая реакция приводит к летальным исходам.

Люди и отдельный человек даже и не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Рамеется, возможно и подчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутренние беспокойство у индивида, нередко дополнямое работой вооброжения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

36 стр., 17834 слов

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста (2)

... Культура поведения - показатель воспитанности [Текст] // Буре P.C., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 1979. - 317 с. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: ... А.Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 1.- С.11-16 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический ...

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел её поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытсву, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количестенно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в неустройное, неорганизованное сопление, или толпу.

Учитывая все сложности данного вопроса, проблема человека в толпе актуальна как для политического и юридического, так и со стороны психолоии и социологии.

Итак, что же такое толпа? Толпа – бесструктурое скопление, лишенных ясно осознаваемой цели, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Так же мы можем сказать, что толпа — это группа людей захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной. В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интелликтальное состояние. » нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе» ( Г. Лебон).

Индивид при определенных условиях чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к человеческой толпе. Я привожу слова Лебона: ”Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать, и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу ”.

Термин «толпа» вошёл в социальную психологию в период мощного революционного подъёма массс в XIX. — начале XX. в.в. под «толпой» психологи в то врямя понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение дал Г. Лебон :» Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

В массе стираются, по мнению Лебона, индивидуальные достижения людей, и

благодаря этому исчезает их оригинальность. люди в толпе приобретают какие-то дополнительные качества могут сделать то, чего они от себя, а тем более, окружающие от них не ожидали.

4 стр., 1933 слов

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...

... И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. Но его своеобразие в том, что он рассуждает не столько со стороны поэта, сколько со стороны чувственного и искреннего человека, ... души и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии ... И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и ...

Но если индивиды в массе связаны в одно целое, то должно существовать нечто, связывающее их друг с другом, и этим связующим звеном может быть именно то, что характерно для массы: Благодаря численности, сознание непреодолимой силы позволяет индивиду поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда

бывает один. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Толпа анонимна. Здесь личность растворяется. Здесь нет имен и социальных статусов. Здесь есть только “гражданин в шляпе”, ”женщина с сумкой” и т. д. Мне кажется, это происходит из-за того, что среди большого количества людей человек не боится быть узнанным. В таком скоплении людей вряд ли кто-то заметит, что сделает отдельный человек, не “поймает его за руку” и никогда не сможет превлечь к ответственности. ”Толпа — как писал Лебон — становится анонимной и в силу этого-безответственной”.

В толпе резко усиливается действие механизма социально-психологического

заражения. Действуя под влиянием социально-психологического заражения, индивид “легко приносит в жертву свои личные и коллективные интересы ”. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. В толпе у человека чисто физически

нехватает времени остановиться и хотя бы немного подумать о том, что же он все-таки делает. Поэтому он смотрит только на подобных себе и не находит ничего умнее, чем повторять за ними. В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя».

В толпе усиливается действие механизма внушения лидерами и взаимного внушения людей. Лишь немногие обладают достаточно сильной психикой, чтобы противостоять этому внушению. Но массы способны под влиянием внушения на поступки высшего порядка: отречение, бескорыстие, преданность идеалу. Обычно у индивида личная выгода является очень сильной, почти единственной двигательной пружиной, а у масс она очень редко выступает на первый план. Здесь можно сказать об облагараживающем действии массы на индивида.

Отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.

Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

Однако на человека в толпе можно взглянуть и иначе. Человек в толпе, но толпе не разрушительной, а толпе обычной, общегородской. Здесь мы будем рассматривать человека как отдельно взятого индивидуума, как личность. Ещё Аристотель говорил, что «Город — единство непохожих», так и мы можем перефразировать это изречение как «Толпа единство непохожих». Многие люди в условиях мегаполиса стремятся выделиться из общей толпы, показать свою яркую, хотя бы на их взгляд, индивидуальность, высказать свой протест, добиться, чтобы тебя заметили. Но стоит и сразу оговориться, что в условиях многомиллионных и даже многотысячных городов сделать это гораздо сложнее. У каждого человека есть определённые стереотипы, навязанные социумом, социальным статусом в обществе и общепринятыми нормами морали, которым он подчинялся многие и многие годы и вот теперь, когда он захотел, чтобы его заметили ему необходимо переступить через свои стереотипы. Это борьба человека с собой, борьба потребности с запретами, установившимися в нём как барьер. Нельзя сказать, что побеждает в человеке чаще, но эта борьба при любом исходе очень сильно изматывает человека, как и любой внутренний конфликт. Итак, путь внутренней борьбы пройден и человек надёл что-то яркое, сделал смелое высказывание в радио или телеэфире, написал какой-то лозунг на здании Государственной Думы и т.п.

16 стр., 7751 слов

Человек как творец и творение культуры

... в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон ... носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая ...

Теперь человеку предстоит не менее трудный этап, а быть может и более сложный, как борьба со стереотипами социума, в котором он пожелал выделиться. Определённой части социума будет «Всё равно», кто-то, возможно, поддержит «смельчака», тут-то и появится новая модная тенденция в отдельно взятом районе, появится какое-либо движение в поддержку выступления или лозунга, но большинство людей, скованные всё теми же стереотипами начнут протест. В чём он будет выражаться? Насмешки, упрёки, быть может угрозы, запреты и тому прочее. На этом этапе человек либо отказывается от замысла и становится всё той же серой массой, либо «прёт против толпы напролом». Идти против стереотипов всегда очень сложно и как правило на это идут либо очень уверенные в себе люди с достаточно прочным «внутренним стержнем», либо люди «на грани», люди, считающие своё состояние безнадёжным, люди в аффективных состояниях, люди, которые считают, что им уже нечего терять и т.п. Как вы понимаете, первые — это люди скорее относящиеся к конструктивным бунтарям, они как правило отстаивают свою точку зрения и заражают ей других людей, начинают строить на её базе что-либо; вторые — это деструктивные бунтари, которые, как правило, что-то разрушают, это как правило дети в подростковом возрасте, которые в силу определённых физиологических и психических перестановок в организме бунтуют, пытаются выделиться, но при этом по сути не создают чего-то новое, а только рушат старое, ничего не предлагая взамен.

Итак, теперь рассмотрим черты характеризующие человека в толпе их ракрывает Р. И. Мокшанцев в одной из серии своей работы «высшее образование». Первая черта – анонимность. Она заключается в том, что попадая человек в эту «безликую массу», поступая как все, человек перестаёт отвечать за собственные поступки. Отсюда жестокость, которая обычно сопровождает дествия агрессивной толпы. Участик толпы оказыкается в ней безымянным. Следующая черта – инстинктивность. Она говорит о том, что индивид отдат себя во власть таким инстинктам, которым никогда, бдучи в иных ситуациациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответсвенность индивида в толпе. У него полностью в толпе исчезает способность к наблюдению и критики. Третия черта – состояние единения. Суть её в том, что человек чувствует силу ассоциации, которая влияит на него своим присутствием. Она выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая на себе психологическое давление, могут сделать то, чего они никогда бы не сделали при иных обстоятельствах. Так же ещё человек может находится в состояние гипнотического транса, у него могут возникнуть такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу.

18 стр., 8697 слов

Культура, её значение в жизни человека и общества

... телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает ... варварство, - там крах культуры и нравственности. Человечество против невежества избрало спасительное средство. Имя ему – знания. Человек в своей жизни имеет 2 опоры: знание ...

Если индивид пробудет некоторое время среди действующей толпы, то он впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него исчезают одни способности, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинаково для всех, увеличивается силой взаимности. Следущая черта — ощущения неодолимой силы, говорит о том, что индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. аморфность. В толпе стирается индивидуальность людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Для социальной деградации характерно то, что становясь частицей толпы, человек как-бы опускается на несколько ступеней ниже в своём развитии. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Для человека толпы также повышена эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

В заключении я еще раз хочу обратить внимание на то, что индивид при определенном условии чувствует, мыслит и действует иначе, чем этого можно было бы ожидать, и этим условием является приобщение к челевеческой толпе, которая приобрела качество психологической массы. До сих пор остается важным и интересным вопрос об изменении поведения человека в толпе и об особенностях поведения толпы. Масса производит на

человека впечатление неограниченной силы. Она становится на место всего человеческого общества, являющегося носителем авторитета. Для человека опасно находиться в противоречии с толпой и, наоборот, безопасно следовать окружающим примерам и , если нужно, то даже “выть по-волчьи”. Повинуясь новому авторитету, нужно выключить из деятельности свою прежнюю “совесть”. Следовательно, в общем не так уже поразительно,

когда мы слышим, что индивид в толпе совершает такие вещи, от которых он отвернулся бы в своих обычных жизненных условиях. Часто встречаются такие случаи, когда человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому анализу, объясняет совершенное просто:”Бес попутал” или “Что-то на меня нашло…” Но как бы это не противоречило, толпа может влиять на человека и положительно, например, люди в толпе самовыражаются, пытаются выделиться, но всё это зависит от «стойкойти» человека, от умения идти против толпы и отстаивать свою точку зрения.

14 стр., 6541 слов

Формирование сознания людей с помощью культуры

... Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Глава 1. Формирование сознания человека 1.1 Сущность сознания, ... способностей". Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально- ...