По книге Иммануила Канта «Критика чистого разума»

Самец Ангелина Михайловна Группа 1733, курс 1.

Введение

«Настоящая цель исследований метафизики – это только три идеи: Бог, свобода и бессмертие». И. Кант

Внешняя жизнь Канта была однообразной и скучной, но внутренняя была полна идей. Преподносящая ключ на разгадку задач, которые простой человек не смог разгадать. Знакомство с учением Канта, лучшее начало для изучения философии. Самая важная проблема, для Канта, это человек. Эту проблему он вынес на первое место. Стремясь чтобы человек стал человечнее.

«Критика чистого разума» стала результатом десяти лет размышлений, после выхода книги Кант продолжал вносить в нее существенные изменения. Не сомневаясь в истинности высказанного. Книга принадлежит к гносеологическому направлению в философии. Отвергая догматический способ познания и считая, что нужно взять за основу метод философствования.

Ключевой вопрос «Критики» – исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых опытным путём. По ходу исследования философ доказывает о существовании пространства и времени, возможности доказательства существования Бога посредством разума и др.

«Критика чистого разума»

«Наш век требует от разума, чтобы он взялся за самое трудное из своих занятий – за самопознание и учредил бы суд, который подтвердил справедливые требования разума, опираясь на вечные и неизменные законы самого разума.» Такой суд и называют критикой чистого разума.

«На долю человеческого разума выпала странна судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклонится, но и не может ответить на них.»

В такое затруднение разум попадает не по своей вине. Он начинает с оснований, выведенных из опыта. Восходящий к вершинам познания, вскоре замечает, что перед ним зарождаются все новые вопросы, ответ на которые он не может раскрыть. И разум должен прибегнуть к новым основам, которые стремятся и кажутся очевидными, но выходят за пределы допустимого опыта. И тут его подстерегают противоречия, которые подтверждают, что где-то скрыты ошибки, обнаружить которые опытным путем невозможно. Человеческий разум по своей природе, рассматривает свои знания, принадлежащие к какой-нибудь системе.

Разум погружается во мрак и впадает в противоречия, от непрекращающихся вопросов, которые выходят за рамки опыта. Превзойти возможность человеческого разума невозможно. Арена этих бесконечных споров называется метафизикой.

10 стр., 4712 слов

Работа Канта в «критический» и «докритический» период

... от опыта и предшествующие ему ("априорные") формы чувствительности и рассудка. "Критическая философия" Канта сформулировалась к началу 70-х годов. Учение это было изложено в трактатах: "Критика чистого разума" ... полагает, что этот процесс все же имел начало. В работах "докритического" периода Кант находился под влиянием работ Лейбница-Вольфа, их рационалистической философии. Рационалисты полагали, ...

Кант призывал метафизику ссылаться исключительно на опыт. Но позже у него появились другие высказывания. Заключались они в предупреждении ее от переоценки опыта. Принципы чувственного познания не должны выходить за свои рамки и касаться сферы рассудка.

Всякое знание, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается познавательной способностью. Нося при этом априорный характер. Когда эмпирическое знание является единичным, априорное в тоже время — всеобще и необходимо. Если взглянуть на знания в изначальном происхождении, то можно понять, что весь его объем взят из безграничного опыта человека. Вывод состоит в том, что вне нас существует неподвластное пространство и времени.

Существенный вопрос книги: Как возможны априорные синтетические суждения?

Суждения делятся на два вида: аналитические-которые носят поясняющий характер и синтетические- которые расширяют наши знания. Кант был уверен, что синтетические суждения существуют, иначе научные знания были бы не обязательны. Проблема кроется в том, как объяснить их происхождение.

Границы опыта постоянно расширяются, они не могут исчезнуть, как не может исчезнуть горизонт.

Кант не принимал идею конца мира. Он убежден, что представления нельзя извлечь из опыта, так как они априорны. Представления о времени и пространстве, созданы воображением. Учение об активности сознания помогло понять процесс — образование понятий.