Знание орудие а не цель по обществознанию – «Знание орудие, а не цель» Л. Толстой

ЭССЕ «Школьные знания для реальной жизни»

Эссе «Школьные знания для реальной жизни»

Знание – орудие, а не цель., Л.Н. Толстой

После длительного обсуждения в 2012 году был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

К обучающимся отныне предъявляются особые требования, главным из которых является умение применять школьные знания в реальной жизни. В ходе обучения формируются ключевые компетентности, под которыми понимается объем специфических знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определенной области.

Чем обусловлен переход к новым образовательным стандартам? Какие вызовы стоят перед современной системой обучения и воспитания? Ответив на эти вопросы, можно понять, почему так важно переходить на новые стандарты образования и учить детей применять школьные знания в жизни.

Качественный скачок в области технологий существенно повлиял на развитие образования. Важен не сам факт появления сети Интернет или гаджетов. Важно, что компьютеры превратили знание во всеобщее достояние, а учитель перестал быть единственным носителем новых умений и навыков. Преимущество современного поколения еще и в том, что его представители родились в «цифровую эру», тогда как многие из учителей вынуждены в силу своего образования и воспитания приспосабливаться к стремительно меняющимся реалиям XXI века. Акцент деятельности педагога должен быть смещен в практическую сферу, мы должны учить детей навыкам, которые пригодятся им в реальности, иначе попросту потеряем авторитет в их глазах.

Сегодня общество развивается быстрыми темпами, и очень трудно сказать, какие знания понадобятся человеку после завершения образования. Ученые-социологи обращают внимание на то, что современная школа готовит молодежь к жизни в «обществе будущего», которого еще нет. Вместе с тем, образование консервативно по своей сути, ведь первоначальная его цель – передача опыта и знаний, накопленных поколениями предков. Поэтому крайне важен пересмотр основных подходов к методике преподавания всех без исключения школьных предметов.

9 стр., 4236 слов

Оптимальная модель школьного образования

... знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь. Эссе «Моя философия дошкольного образования» «Моя философия дошкольного образования» Дети - это самое лучшее, что есть в нашей жизни. ... основные навыки, помогает глубже понять окружающий мир. Но я считаю, что в школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на ...

Комплекс знаний, которыми будет обладать успешный человек, постоянно дополняется и обновляется. Это отражено в новом стандарте, ведь теперь в нем присутствуют, помимо предметных, метапредметные и личностные результаты образования. Метапредметность обучения является тем механизмом, который позволяет ученику использовать знания, полученные в школе. Как проще всего проиллюстрировать технологию метапредметного обучения? Когда ученики шестого класса выступают в роли экскурсоводов в школьном музее или консультантов в туристической фирме, когда на уроке математики учеников средней школы учат, как выбрать и оплатить товар в магазине, а ребята 10-11 классов посещают курс «Рациональное экономическое поведение потребителя» (знание которого, кстати, проверяется в ходе единого государственного экзамена по обществознанию).

Всё это примеры метапредметного обучения.

При всём разнообразии образовательных парадигм, несомненно одно: выпускнику абсолютно необходимо обладать критическим мышлением. В 17-18 лет человек должен увидеть альтернативу и найти оптимальный вариант решения той или иной жизненной задачи. В традиционной системе обучения каждая задача имела только одно решение, пусть даже правильный ответ нужно было выбрать из нескольких предложенных. Но в нашей ежедневной практике задач с единственно правильным ответом практически нет. Сколько денег потратить на ту или иную вещь в магазине? Как правильно выбрать спутника жизни? Какую профессию освоить, чтобы быть успешным? Всегда приходится оценивать альтернативные варианты, а также возникающие при этом риски.

Новый ФГОС не отрицает ценности знаний, но превращает их в учебный материал, изучая который, можно сформировать умения и навыки, необходимые в реальной жизни. Обучение трансформируется в «учебную деятельность», а ученик и учитель становятся ее субъектами. В этих условиях учителю придется отказаться от роли самого важного человека в классе, который знает, как устроен мир. Он не учит, а только помогает учиться, к тому же постоянно учится сам.

К сожалению, не все учителя понимают смысл нововведений в системе образования. При этом суть претензий сводится к тому, что советская модель образования была более стабильна, а качество образования было выше.

Несомненно, предшествующая система образования отвечала потребностям своего времени. Но времена изменились кардинально. Способ мышления современных детей и подростков совершенно иной. Ученые говорят о переходе к «клиповому мышлению» от традиционного, образно-смыслового.

Изменилась социальная сфера, изменился и мир экономики. В условиях автоматизации производств и стремительного развития технологий кардинально меняется рынок труда. Перед выпускниками открываются широкие возможности трудоустройства за границей, социальная мобильность очень высока. По этим причинам совершенно необходимо, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны. А непременным условием этого является не сумма полученных в школе знаний, а умение применять и трансформировать необходимую информацию в практической деятельности. Школа обязана учитывать это, если мы хотим отвечать запросам современного общества.

Стабильная схема передачи готовой суммы знаний от учителя к ученику давно отработана, и у нее есть неоспоримые достоинства. Но если не развивать и не дополнять эту схему, если направлять усилия лишь на повторение и запоминание учениками теории, система образования не будет развиваться.

45 стр., 22166 слов

» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...

... вопроса о личностно ориентированном образовании в начальной школе, требуют дополнительного изучения вопросы: теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения; организация урока литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения младших школьников. Анализ ...

Мировая практика показывает, что качество образования является высоким там, где теоретическая и практическая деятельность сопутствуют друг другу, а люди разных профессий считают престижным прийти на занятие к ученикам средней школы и поделиться секретами своего успеха. Там, где не только учатся, но и переобучаются, потому что знания постоянно обновляются. Где умеют критически мыслить, распределять свое время, осуществлять поиски информации и правильно ее интерпретировать, и, конечно, обладают коммуникативными навыками. Хорошей считается та школа, после окончания которой знания не забылись, а пригодились.

Современному ребенку доступно практически любое знание, что имеет положительную и отрицательную сторону. И особенно важно научить его не цифрам и теориям, далеким от реальности, но законам получения и использования основного ресурса постиндустриального общества – информации.

infourok.ru

Эссе «Путь к успеху»

17 ЭССЕ Моргачева Ирина Валентиновна

Путь к успеху.

«Дерево и учитель познаются по плоду».

Знание — орудие, а не цель.

Л.Н.Толстой

Анализируя свою двадцатипятилетнюю педагогическую деятельность, ловлю себя на мысли, что проецирую своё школьное прошлое на будущее своих учеников. Насколько краток миг настоящего и насколько он важен! Но вчерашним днём жить не получается. Современная школа стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. В наш стремительный век безграмотен не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться. Сегодня уровень образованности человека определяется способностью решать проблемы различной сложности, используя имеющиеся знания.

Четыре года назад, переходя на преподавание по ФГОСам, я лишь теоретически понимала, что требуется от учителя. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения.

Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, я нашла в словах К.Д. Ушинского: “Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”.

То есть процесс учения — не просто усвоение системы знаний, умений и навыков, а процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социализации. Красивые и правильные слова теории. Но прочно заложенные Куйбышевским педагогическим училищем знания, казалось, шли вразрез с новыми требованиями ФГОСов. Как же строить урок на практике?

Я верю, что любой человек появляется в жизни, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он несёт. Так в моей жизни и в жизни нашего педагогического коллектива в 2011 году появился центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством Л.Г.Петерсон. Ознакомившись на сайте этого центра с программой нового предмета «Мир деятельности», мы, несколько учителей начальных классов, с разрешения Департамента образования города Самара и администрации лицея «Технический», решились на апробацию нового предмета внеурочной деятельности. Много времени уходило на осмысление подачи материала при подготовке урока. Всё встало на свои места и приобрело системный характер после курсов повышения квалификации «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон». Благодаря руководителю отдела по взаимодействию с регионами Кигель Наталье Владимировне мы увидели и теоретически, и практически, что системно-деятельностный подход — это универсальный инструмент познавательной деятельности, это средство формирования целостного мировоззрения. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.

13 стр., 6235 слов

Культура производства и охрана труда

... безопасность, комфортность и удобство трудовой деятельности. Методологической основой охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, производственного оборудования, рабочих мест, трудовых операций, организации производства ... иной отраслью знаний или деятельности. Культура производства 1. Технический уровень производства это механизация и автоматизация технологически

В моем понимании технология деятельностного метода «поглотила» все ранее известные популярные подходы в образовании. ТДМ – это та же структура деятельности, которая была принята в психологии: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции.

Но вернусь к практической деятельности учителя. Какая красивая и благородная роль отводится учителю в «Мире деятельности»! Учитель – это фея с волшебной палочкой, это организатор, это помощник на уроке. Удивительно и приятно, что наши ученики в течение четырёх лет нас так и воспринимали. Это отражалось и в детских рисунках, позже в сочинениях, в человеческих отношениях. Считаю, что именно внеурочные занятия по предмету «Мир деятельности» помог нашим ученикам найти свою «нишу» в коллективе, помог почувствовать себя важным в какой-либо деятельности, не обязательно в учебной.

Как учителю мне было невероятно приятно читать заключение лицейского психолога о высоком уровне воспитанности наших четвероклассников, знакомиться с достойными результатами своих учеников во всероссийских проверочных работах, видеть фамилии лицеистов в списках награждённых во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке», чувствовать благодарность родителей. Успех учеников – это и есть успех учителя.

Говорят, что «золотой формулы успеха» не существует. А я убеждена, что у меня она есть! Моя золотая формула успеха – это успехи моих золотых учеников, простите за тавтологию. Их успехи наполняют мою жизнь смыслом. «Ведь счастье высшее на свете — понять, зачем ты был рождён…»

infourok.ru

ЗНАНИЕ – ОРУДИЕ, А НЕ ЦЕЛЬ

В век информационных технологий мы каждый день автоматически пользуемся сотнями товаров, о механизмах которых не задумываемся. А вот, скажем, ребёнку невероятно интересно устройство мира. Подарите ему игрушечную машину и посмотрите на его реакцию. После осмотра внешнего вида последует эксперимент по открыванию дверей, возможный осмотр двигателя и так далее. С годами интерес угасает.

9 стр., 4057 слов

Производственная безопасность

... производственной безопасности. 1. Основы производственной безопасности Трудовая (производственная) деятельность - это активное взаимодействие человека с элементами производственной среды, результатом которой является общественная полезность этой деятельности. Безопасность трудовой (производственной) деятельности - это комплексная система мер защиты человека на производстве ...

А знаете ли вы, каким образом получают полимеры для производства кроссовок, что сейчас на вас? Разве это ваш первый вопрос продавцу-консультанту в обувном магазине? Нет. Вам нужна надёжная и комфортная обувь вашего размера и любимого цвета.

Возьмём более простой пример – бумага. Мы пользуемся бумагой с детства, в школе, на работе, на ней хранятся наши фотографии и мысли. Вы помните, как выбирали школьную тетрадь? Да что тут выбирать – белая приятная на ощупь бумага и четкие линии полей. Скажите, а вы задумывались над процессом производства бумаги? Или, скажем, её отбеливания? Имеет ли значение, была ли отбелена бумага не содержащим хлора отбеливателем или перекисью водорода? А сможете различить по листу бумаги – из твёрдых или мягких сортов древесины она была произведена? А из каких сортов она лучше? Для производства бумаги самого высокого качества используется смесь волокон хлопка и древесины. Вы сможете определить процентное соотношение этих волокон? А вам это надо?

К чему эта аналогия с бумагой? Да к тому, что необязательно разбираться в тонкостях производства корда (армирующей основы), если вы приобретаете резину для своего автомобиля. У вас есть ключевые характеристики, которым должен соответствовать приобретаемый вами товар.

И со строительством точно так же. В частности, вам не нужно быть кандидатом химических наук для того, чтобы правильно подобрать кровельное покрытие для своего дома. Вы предъявляете определенные требования к материалу, который должен их либо удовлетворить, либо нет. И строители рассматривают любой стройматериал как составной элемент конструкции. Например, гибкая черепица. Это, в первую очередь, кровельный материал, покрывающий ограждающую конструкцию. У него есть свой набор характеристик, которые обеспечивают надежность вашего дома. Именно за это гибкая черепица и получила своё широкое распространение.

Речь идет о том, что многочисленные преимущества материала обеспечивают его слоистость. То есть, стеклохолст, битум и каменные гранулы не защитят вашу кровлю поодиночке так, как это сделает материал, сочетающий в себе все эти компоненты. Гибкая черепица, соответственно, является составной частью кровельного пирога. Поэтому наиболее рационально рассматривать именно кровельную конструкцию в целом из соображений безопасности, надёжности и комфорта.

Простой пример: согласно Федеральному Закону «Требования пожарной безопасности» № 123-ФЗ гибкой черепице присвоен класс пожарной безопасности КМ-5 (то есть самый низкий) вследствие горючести битума, входящего в состав мягкой черепицы. Но парадокс заключается в том, что этот же самый регламент присуждает конструкции укрытия мансардной надстройки с деревянной несущей системой и кровлей из гибкой черепицы самый высокий класс пожарной безопасности К0! Поэтому и мы рекомендуем вам обращать внимание именно на безопасность вашего жилища, которое обеспечит вам битумная черепица, а не разбираться в том, какие породы базальта более всего подходят вам по гороскопу.

В общем, как говорил Лев Толстой, дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

12 стр., 5890 слов

Краткое противопожарная безопасность. «Пожар — наш злейший ...

... пожара, их предусмотрительности и осторожности, твердых знаний и соблюдения требований техники безопасности . Пожар - злейший враг природы. Лесные пожары ... и имуществу. Сочинение «Пожар - наш злейший враг» Пожар - наш злейший враг. Пожар - это ... опасно - Это каждый должен знать. Если ты включил утюг, Убегать ... побеждают!» Всегда надо помнить о правилах пожарной безопасности. Малейшая ошибка (выброшенный ...

Артём Баранов

www.ruflex.ru

Афоризм знание орудие а не цель эссе

Знание — сила, незнание мощь миллионов. (…)

NN 3 Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (…)

Фома Аквинский Знание — это сомнение, с огромным трудом превращенное в веру. (…)

Анита Даниель Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (…)

Джозеф Аддисон Знание — это убежище и приют,удобные и необходимые нам в преклонные годы,и если мы не посадим дерева,пока мы молоды,то,когда мы состаримся,у нас не будет тени,чтобы укрыться от солнца. (…)

Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд Знание без доказательств рождает веру, а знание с доказательствами — сомнения. (…)

NN 3 Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. (…)

Николай Александрович Рубакин Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно наличествует, познавал. (…)

Аль-Ашари Знание предмета для поэта то же,что прочность материала для архитектора. (…)

Сэмюэл Джонсон Знание свободного человека дороже всего. (…)

Еврипид Знание – сила, если оно еще и с кулаками. (…)

NN 4 Знание, посредством которого меня хотели оскорбить, может, по случайности, пойти мне на пользу. (…)

Чарльз Лэм Знания — они, конечно, свет, но темнота все равно друг молодежи! (…)

NN 3 Знания бывают двоякого рода: либо мы что-нибудь знаем, либо мы знаем, где найти сведения об этом. (…)

Сэмюэл Джонсон Знать и действовать – не одно и тоже. Многие люди знают, что 2х2=4, но все равно хотят, чтобы получилось 5, 6, 10 и более. (…)

Владимир Борисов Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать. (…)

Максим Горький Знающему далеко до любящего,Любящему далеко до радостного. (…)

Конфуций Идеи у него в голове — как стекла в ящике: каждое отдельности прозрачно, все вместе — темны. (…)

Антуан де Ривароль Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту — они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками. (…)

Фридрих Ницше Интуиция – это спящее знание. А знание – это разбуженная интуиция. (…)

Степан Балакин

www.libreria.ru