Идеальное государство Платона

Платон это выдающийся деятель мировой культуры. Несмотря на то, что период жизни этого человека, ученого, писателя, пришелся на незапамятную старину, — но до сих пор и во веки веков его наследие будет лостоянием вспего человечества. Платон, абсолютно по праву считается одним из отцов-основателей философии, науки и системы образования. В начале 4 века до н.э. Платон учредил в Древних Афинах учебное заведение, названное «Академия», которое просуществовало несколько веков. Будучи, фактически, создателем философского течения «идеализма» Платон, наряду с Демокритом, обосновавшим течение «материализма» стали основателями двух основных философских школ. Противостояние двух этих школ — идеализма и материализма продолжается до настоящего времени, формируя то — что мы теперь называем философией.

Одновременно с философскими изысканиями Платон успешно реализовал себя как математик, астроном, специалист по акустике.

Интересно то, что сочетая в себе дарования ученого исследователя и литератора, Платон излагал свои научные и философские концепции в «диалогах», ставших, своего рода, научными драмами или комедиями.

Очень важны и интересны для исследователей, в том числе — современных, описательные мотивы в творчестве Платона. Не будь их мы бы сегодня намного хуже и беднее представляли себе реалии повседневной жизни Древней Эллады.

В данной работе излагаются основные аспекты философского учения Платона. Его взгляды на основы: бытия и небытия, теологию, построение общества. Целью ставится подчеркнуть уникальность Платона — мыслителя в истории.

Идеальное государство Платона

На философию Платона наложили отпечаток древнейшие обычаи и ритуалы, восходящие к мистериям. Ее откровения напрямую связаны с оккультизмом. Ее следы заметны во многих произведениях Платона. Диалог «Критий», в котором упомянута Атлантида — легендарный материк, символизирующий собой исток любого знания. И особенно «Кратил», воспринимаемый иногда, как изложение теоретической магии

Рождение Платона овеяно легендами, но дата его появления на свет затерялась в темноте веков. Античная традиция полагала днем рождения Платона 7 таргелион (21 мая) — праздничный день, в который на острове Делос родился бог Аполлон. Племянник Платона, тоже философ Спевсипп, в сочинении «Похвала Платону», которое до нас не дошло, называет Аполлона уже отцом своего дяди и описывает мудрых пчел, однажды наполнивших медом рот младенца Платона.

3 стр., 1434 слов

Конкурсное «Школа XXI века»

... ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде. В XX веке ученые изобрели компьютер, и в этом небольшом предмете помещается столько ... В моей школе самые лучшие учителя. Они не просто проводят уроки, а каждый старается заинтересовать своим предметом. Все вместе и каждый учитель в отдельности учит нас не ...

Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы).

Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника — бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности.

Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство — это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором — мужество и сила, в третьем — мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности.

Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования — через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

Заключение

Анализируя полученную информацию в работе можно обозначить следующие выводы.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

5 стр., 2205 слов

Архитектура как отражение идей о государстве и государственной власти

... ранних времён заняла архитектура, и неслучайно, ибо монументальные архитектурные творения воплощали блеск, силу и величие государства, должны были внушить чувство подобострастия и преклонения подданных перед воплощением ... только символами высшей государственной власти, но и после смерти продолжали играть религиозно-ритуальную роль. Типична статуя фараона II династии Хасехема (начало Ш тыс. до н. ...

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание.

Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/platona-gosudarstvo/

1. Галышев И. И. История философии. М.: Академия, 2006. 455 с.

2. Зимченко М. О. Философия. М.: Экзамен, 2008. 500 с.

3. Истомин Н. Г. Платон. М.: Прогресс, 2007. 210 с.

4. Момотов С. С. Основы философии. СПб.: Питер, 2006. 345 с.

5. Нелюбин Д. Д. Философия античности. М.: Юрайт, 2007. 367 с.

6. Торопов Е. Н. История философии. М.: Норма, 2007. 389 с.

7. Яковлев С. Б. Великие философы. М.: Высшая школа, 2007. 345 с.